«Герои один пошлее другого»
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Герасимова Любовь Степановна

Презентация создана для облегчения понимания обучающимися героев поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myortvye_dushi.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Герасимова Любовь Степановна, учитель русского языка и литературы. Закончила в 1991 году Измаильский государственный педагогический институт. Стаж работы 20 лет. Работаю в МОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов. В работе использовались следующие методические приёмы: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщения учащихся.

Слайд 2

«Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!» (Н.В.Гоголь из письма В.А.Жуковскому от 28.06.1836) «Герои один пошлее другого» (изображение поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)

Слайд 3

Выявить приёмы описания характеров помещика Обучить умению определять принципы типизации социальных явлений Раскрыть значение авторского присутствия Приобщить учащихся к исследовательской работе Цели и задачи урока:

Слайд 4

Путешествие коллежского советника Павла Ивановича Чичикова

Слайд 5

МАНИЛОВ Отношение к окружающим Поведение и речь Портрет Авторское отступление Усадьба Вещи и предметы «На взгляд он был человек видный; … но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…» «Дом господский стоял одиночкой на юру; разбросаны по-английски клумбы; беседка: «Храм уединённого размышления» «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в г ороде Богдан, ни в селе Селифан…» «У всякого есть свой задор…, но у Манилова ничего не было» «Первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек…- , а третью скажешь: «чёрт знает что такое.» «…прекрасный город» « п репочтеннейший и прелюбезнейший человек...» «приятный человек» «Магнетизм души; кресло ассигновано для гостя; именины сердца…» «…книжка, заложенная закладкою на 14 странице; чего-нибудь вечно недоставало; на столе щегольской подсвечник и медный инвалид» «Позвольте вас попросить расположиться в этих креслах…»

Слайд 6

Помещик Манилов «Провести подземный ход» «Построить каменный мост через пруд» «Лавки с купцами по обеим сторонам пруда» «Дом с высоким бельведером, чтобы видеть Москву» «Не могу знать; об этом, я полагаю, нужно спросить приказчика» «Я тоже предполагал .большая смертность; совсем неизвестно, сколько умерло»

Слайд 7

«Здесь Манилов посмотрел очень значительно в лицо Чичикова, показав во всех чертах лица своего и в сжатых губах такое глубокое выражение, какое… разве только у какого-нибудь слишком умного министра.» «Я полагаю приобресть мёртвых» «Как, на мёртвые души купчую?» «Я привык ни в чём не отступать от гражданских законов» «Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души?»

Слайд 8

КОРОБОЧКА Настасья Петровна к оллежская секретарша Старуха-помещица Речь и поведение Вещи и предметы Двор Авторские отступления Портрет Всё в мешочках, в ящиках комодов «Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце… одна из тех матушек, которые плачутся на неурожаи…, а между тем набирают деньжонок» «У нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющем 200 душ, будут говорить со всеми иначе ,нежели с тем ,у кого их 300…» «Ну, баба, кажется, крепколобая!» «Эк её, дубинноголовая какая!» «Двор полон всякой птицы, просторные огороды…, яблони и другие фруктовые деревья» «Ох, батюшка, осьмнадцать человек, всё славный народ, всё работники» «Она видела ,что дело, точно, как будто выгодно, да только уж слишком новое и небывалое» «Выпучив на него глаза; открыла рот и смотрела на него почти со страхом; вперила глаза в ключницу» Комната - полосатыми обоями, картины с птицами, за зеркалами письма или колоды карт, портрет Кутузова и… «Загадать на картах; боюсь я на первых-то порах; с нами крёстная сила»

Слайд 9

«Впрочем ,Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка.» (Казённые подряды подействовали) «До чего ж ты рассердился так горячо» «Ведь вы разоряетесь, платите за него подать, как за живого» «Право, не знаю, ведь я мёртвых никогда не продавала» «Уступи-ка их мне, Настасья Петровна»

Слайд 10

НОЗДРЁВ (исторический человек) Вещи и предметы Портрет Поведение и речь Усадьба Авторское отступление Отношение к окружающим Конюшня, где 2 кобылы, псарня в отличном состоянии, мельница и кузница «Очень недурно сложенный молодец с полными румяными щёками, с белыми как снег зубами и чёрными как смоль бакенбардами» «Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины» «Ноздрёв во многих отношениях был многосторонний человек…» «Среди собак он был «совершенно как отец среди семейства» «Наврёт совершенно без всякой нужды; таких людей называют разбитными малыми…» «Фетюк, свинтус , подлец , дрянь , печник гадкий…» В кабинете сабли, ружья, турецкие кинжалы, на одном вырезана «мастер Савелий Сибиряков», шарманка с песнею: « Мальбруг в поход поехал», трубки, чубук, кисет… «Чуткий нос его слышал, где была ярмарка со всякими съездами и балами» «Вы замешаны в историю, по случаю нанесения помещику Максимову личной обиды розгами»

Слайд 11

«Ноздрёв долго ещё не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходят в другом кафтане.» «Ну уж, верно, что-нибудь затеял.» «… чай, много умерших крестьян, которые ещё не вычеркнуты из ревизии?» «Ну да ведь я знаю тебя: ведь ты большой мошенник! «В шашки игрывал я недурно…»

Слайд 12

СОБАКЕВИЧ Михайло Семёнович Портрет Авторское отступление Поведение и речь Вещи и предметы Отношение к окружающим Деревня «Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы» «А это выдумали доктора немцы да французы, я бы их перевешал за это! Выдумали диету, лечить голодом!» «Собакевич всё слушал, наклонивши голову; не проявив никакого выражения на лице» «Показался весьма похожим на средней величины медведя; фрак медвежьего цвета; ступнями ступал он и вкривь и вкось; спина широкая, как у вятских лошадей…» «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там ,где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами…» «Помещик, казалось, хлопотал много о прочности…даже колодец был обделан крепким дубом» «На картинах греческие полководцы; поместился Багратион; дрозд, очень похожий на Собакевича; стол, кресла, стулья… казалось говорили: «И я тоже Собакевич» «Я гадостей не стану есть; всю свинью тощи на стол; покойный батюшка на медведя один хаживал»

Слайд 13

« Омедведила тебя захолустная жизнь, возня с мужиками, и ты через них сделался то, что называют человек-кулак…Кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь, а разогни кулаку один или два пальца, выйдет ещё хуже.» «Вам нужно мёртвых душ?»- спросил без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе» «По два с полтиною содрал за мёртвую душу, чёртов кулак!» «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь ,а не души; а у меня что ядрёный орех, все на отбор: не мастеровой, так здоровый мужик»

Слайд 14

ПЛЮШКИН Портрет Авторское отступление Поведение и речь Усадьба Вещи и предметы Отношение к окружающим «Дурачина; бес у тебя в ногах; ты выслушай прежде…» «Он ходил каждый день по улицам… и всё, что ни попадалось ему, тащил к себе и складывал в кучу» «Худощавый старик; подбородок выступал далеко вперед; маленькие глазки бегали из- под высоких бровей, как мыши…» «Какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак» «Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее» «Куда ты дела, разбойница, бумагу?» «Попробуй что-нибудь положить, мигом украдёт» «Я давненько не вижу гостей, да, признаться сказать, в них мало вижу проку» «На столе стоял сломанный стул; часы с остановившемся маятником; на бюре … куча исписанных мелко бумажек; лимон, весь высохший; отломленная ручка кресел; рюмка с какой-то жидкостью и 3 мухами, кусочек сургуча…» Детали: сапоги, сухарь из кулича, пуговица, ликрчик , халат «Крыши сквозили; в избёнках не было стёкол; из-за изб тянулись огромные клади хлеба, застоявшиеся; опустевшие деревянные каменные церкви; дряхлым инвалидом глядел странный замок»

Слайд 15

« Бережливый хозяин» «Двигались мельницы; валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни» Семья: жена, 2 дочери и сын «Сосед заезжал пообедать, учителя-французы» «Но добрая хозяйка умерла» «…как трудолюбивый паук, бегал… по всем концам своей хозяйственной паутины» Старшая убежала с штабс-ротмистром Сыну пришла пора на службу Учитель-француз был отпущен, мадам прогнана Наконец последняя дочь умерла «Человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно» «НО ПЕРЕД НИМ СТОЯЛ НЕ НИЩИЙ, ПРЕД НИМ СТОЯЛ ПОМЕЩИК….»

Слайд 16

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду?» «Скажите! И много выморело ?»-воскликнул Чичиков» «Для удовольствия вашего готов и на убыток» «Ах, благодетель мой!» «Не стану лгать, батюшка»

Слайд 17

1. Корыстолюбие, тупость, невежественность, суеверие, « дубинноголовость », боязнь всего «нового, небывалого», готовность торговать в своем имении практически всем (салом, пенькой, пером, крепостными крестьянами). 2. Беспечность, бесшабашность, хвастовство, вранье, страсть к скандалам и сплетням, нечистоплотность в мыслях и поступках, «неугомонная юркость и бойкость характера», безудержность, граничащая с беспамятством. 3. Практический ум, хитрость и жадность «человека-кулака», узость интересов, расчетливость во всех делах, грубая страсть к наживе, накоплению ради наиболее полного насыщения желудка. 4. Алчная скаредность, скупость, крохоборство, болезненная подозрительность, недоверие и враждебность ко всему окружающему, бессмысленное накопительство, приносящее хозяйству одно разорение, отсутствие каких бы то ни было человеческих чувств, даже отцовских. 5. Слащавая предупредительность, праздная мечтательность, пустопорожнее прожектерство, бесхарактерность, отсутствие каких бы то ни было живых интересов. Определите, кого из помещиков характеризуют следующие качества: Подготовиться к анализу образа Чичикова. План: 1.Чичиков-сквозной герой поэмы а)жизненные цели и деятельность б)Чичиков в сравнении с другими героями 2.Биография Чичикова а)формирование жизненных идеалов б)мысль о приобретении «мёртвых душ» 3. Отношение автора к Чичикову


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на доказательство равенства треугольников и их элементов.Случаи, когда один из треугольников частично накрывает другой.

При изучении курса геометрии решению задач должно быть уделено большое внимание. Все новые понятия, теоремы, свойства геометрических фигур, способы рассуждений должны усваиваться в процессе решения за...

Один, два, три, четыре, пять! Будешь, друг, числительное знать!

Цели урока:·        образовательные – обобщить сведения об имени числительном как части речи, повторить орфограммы, связанные с изучением числительного, привес...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Материалы к сочинению.Утверждение Печорина «Один из друзей всегда раб другого..»

Материалы к сочинению.Утверждение Печорина «Один из друзей всегда раб другого..»   ...

ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ ДРУГОГО НАРОДА

В данной статье рассказано о проведенном городском конкурсе на базе нашей школы в рамках проекта "Тольятти - город мира"....

Методическая разработка с использованием современных образовательных технологий и методик "Венки - один лучше другого", 2018-2019 уч.г.

Костицина Елена Михайловна является автором дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы художественно-эстетической направленности «Сам себе дизайнер». Программа реализуетс...

Занятие по духовно – нравственному воспитанию «Помни о других, ты не один на свете…»

Занятие по духовно – нравственному воспитанию«Помни о других, ты не один на свете…»...