Один, два, три, четыре, пять! Будешь, друг, числительное знать!
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

 

Цели урока:

·        образовательные – обобщить сведения об имени числительном как части речи, повторить орфограммы, связанные с изучением числительного, привести знания в систему.

·        развивающие – развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развивать умение аргументировать, доказывать; развивать умение задавать уточняющие вопросы; работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса.

·        воспитательные – воспитывать любовь к русскому языку, воспитывать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Тип урока: урок повторения и систематизации изученного.

Методы: слово учителя, беседа, выполнение упражнений.

Оборудование:

1.     Зачетный лист

2.     Перфокарта

3.     Карточки для рефлексии

Методическое обоснование: методы слово учителя, беседа, выполнение упражнений выбраны с учетом возраста учащихся, целей и типов урока, а также в целях наиболее эффективного использования времени. Урок сопровождается презентацией в формате prezi, который позволяет представить материал в 3D. Данный вид презентации активизирует внимание детей, мотивирует к выполнению заданий на повторение и обобщение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ermoshenkodp-chislitelnoe.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

6 класс

Тема

«Один, два, три, четыре, пять!

Будешь, друг, числительное знать!»

повторительно-обобщающий урок по теме «Имя числительное»

Разработала Ермошенко Дина Павловна,

учитель русского языка МОУ лицея №6

г. Волгограда

Волгоград

2013


Тема урока: «Один, два, три, четыре, пять! Будешь, друг, числительное знать!» (повторительно-обобщающий урок по теме «Имя числительное»)

Цели урока:

  1. образовательные – обобщить сведения об имени числительном как части речи, повторить орфограммы, связанные с изучением числительного, привести знания в систему.
  2. развивающие – развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развивать умение аргументировать, доказывать; развивать умение задавать уточняющие вопросы; работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса.
  3. воспитательные – воспитывать любовь к русскому языку, воспитывать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Тип урока: урок повторения и систематизации изученного.

Методы: слово учителя, беседа, выполнение упражнений.

Оборудование: 

  1. Зачетный лист
  2. Перфокарта
  3. Карточки для рефлексии

Методическое обоснование: методы слово учителя, беседа, выполнение упражнений выбраны с учетом возраста учащихся, целей и типов урока, а также в целях наиболее эффективного использования времени. Урок сопровождается презентацией в формате prezi, который позволяет представить материал в 3D. Данный вид презентации активизирует внимание детей, мотивирует к выполнению заданий на повторение и обобщение.


Ход урока

Организационный момент – 2 мин

Слайд

- Здравствуйте! Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по разделу «Имя числительное». Прочитайте тему нашего урока. На что она похожа?

- на считалки.

- Верно! Считалки – это небольшие, обычно стихотворные тексты с чётким ритмом, которые предназначены, прежде всего, для случайного выбора одного участника из группы людей. Чаще всего, считалкой выбирается ведущий в игре. Раньше, русские народные считалки были сродни заклинанию, и только намного позже превратились в обычную детскую забаву. У вас на столах лежат зачетные листы, где ВНИМАНИЕ! 1, 2, 3, 4, 5 разделов, повторив которые, вы будете отлично знать тему «Имя числительное»!

1.Теоретические знания (самооценка)

2. Ь в середине и на конце числительных (взаимопроверка)

3. Склонение числительных

(самооценка)

4.Собирательные числительные

(самооценка)

5.Порядковые числительные

(самооценка)

Итоговая оценка

Повторение – 35 мин

  1. ПОНЯТИЕ О ЧИСЛИТЕЛЬНОМ – 3 мин

Слайд

- На слайде начало предложений, продолжите их, пожалуйста.

Имя числительное – это…

Имена числительные делятся…

Имена числительные по составу бывают …

Порядковые числительные изменяются…

Количественные числительные изменяются…

(Оценить свои знания по 1 разделу в зачётной карточке.)

  1. МЯГКИЙ ЗНАК  В ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ – 5 мин

- Проверим умение правильно писать числительные с Ь и без Ь (поставить крестик напротив порядкового номера).

Работа на перфокартах: (на столах)

 

Ь в середине

Ь в конце

Нет Ь

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

×

×

 

 

 

 

×

 

 

 

 

×

×

 

×

 

×

 

 

×

×

 

 

 

 

×

 

Задание №

Диктуются слова: 1. семьсот; 2. восемьдесят; 3. сорок; 4. двести; 5. одиннадцать; 6. шестнадцать; 7. девятьсот; 8. девятнадцать; 9. девяносто; 10. семнадцать.

Перфокарты – взаимопроверка

Слайд

На слайде правильные ответы.

(Оценить знания одноклассника по 2 разделу в зачётной карточке.)

  1. СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ – 12 мин

Слайд

- Какие особенности числительного ОДИН вы знаете?

- ответы

Ученик читает стихотворение


Считалочка 
Б. Заходер

Жили-были два соседа,
Два соседа-людоеда.
Людоеда
Людоед
Приглашает
На обед.
Людоед ответил: - Нет,
Не пойду к тебе, сосед!
На обед попасть не худо,
Но отнюдь
Не в виде
Блюда!

Какое числительное вы здесь услышали? (два)

Какими особенностями оно обладает? (род)

Слайд

- Поиграем теперь в урок математики, на котором от вас требуется не умение решать, а правильно употреблять падежные окончания и записывать их – одним словом, склонять числительные.

Задание №: записать примеры словами, затем правильно прочитать, используя вспомогательные слова:

К …(Д. п.) прибавить …(В. п.) равно …(Д. п.)

От …(Р. п.) отнять …(В. п.) равно…(Д. п.)

к 687 + 13 = 700

от 911 – 21 = 890

к 345 + 228 = 573

от 958 – 458 = 502

к 834 + 16 = 850

от 315 - 153 = 162

к 184 + 211 = 395

от 150 - 52 = 98

Устная проверка.

- В чём же особенность склонения числительных простых (5 – 30)? составных?

сложных (50 – 80, 200 – 900)?

Слайд

- Что вам известно о склонении числительных 40, 90, 100?

- 40, 90, 100 – только 2 формы. И. и В. – сорок, девяносто, сто.

                                        остальные – сорока, девяноста, ста.

- Сейчас Дима прочитает нам стихотворение Д. Хармса, а вы внимательно послушайте, о каком числительном идет речь.

Миллион 
Д. Хармс

Шел по yлице отpяд -
соpок мальчиков подpяд:
pаз,
два,
тpи,
четыpе,
и четыpе
на четыpе,
и четыpежды
четыpе,
и еще потом четыpе.

В пеpеyлке шел отpяд -
соpок девочек подpяд:
pаз, два, тpи, четыpе,
и четыpе на четыpе,
и четыpежды четыpе,
и еще потом четыpе.

Да как встpетилися вдpyг,
стало восемьдесят вдpyг!
Раз,
два,
тpи,
четыpе,
и четыpе
на четыpе,
на четыpнадцать
четыpе,
и еще потом четыpе.

А на площадь
повеpнyли,
а на площади стоит
не компания,
не pота,
не толпа,
не батальон,
и не соpок,
и не сотня,
а почти что
МИЛЛИОH!

Раз, два, три, четыpе,
и четыpе
на четыpе,
сто четыpе,
на четыpе,
полтоpаста
на четыpе,
двести тысяч
на четыpе,
и еще потом четыpе!
ВСЕ!

- Миллион

А какие еще вы знаете числительные, которые пишутся с удвоенной согласной?

- Миллиард, одиннадцать.

(Оценить свои знания по 3 разделу в зачётной карточке.)

4. Собирательные числительные – 5 мин

Слайд

- Повторим собирательные числительные.

Задание №: Прочитай, запиши, определи падеж!

5 мальчиков, нет 3 ножниц, сказать 4 ученикам, вижу 2 девочек (двух, обеих), играю с 7 медвежатами, говорю о 6 друзьях

- Назовите числительное, которое отличается от остальных в этом ряду? Почему?

Слайд

(Устная работа обучающихся)

Задание №: вставьте подходящие по смыслы оба, обе.

  1. На … стенах висели стенды.
  2. Хорошие отношения установились между … государствами (странами).
  3. … детей, брата и сестру, приняли в секцию.
  4. Держись крепче малыш, … руками – сказала мама.
  5. С … сторон нависали густые кроны деревьев.
  6. У… ребят отличные оценки.

(Оценить свои знания по 4 разделу в зачётной карточке.)

5. Употребление и склонение порядковых числительных – 5 мин

Слайд

- Каждая группа получает по предложению (записать словами).

Задание №: вставить дату вместо точек, записать цифры словами:

1. 1 сентября … года я пошел в школу.

2. 25 мая 2013 года будет последний звонок.

3.Сталинградская битва закончилась 2 февраля 1943 года.

4.День лицеиста будет отмечаться 19 октября 2013 года

Задание №:

Слайд

- Образуйте от слов 1-2 группы сложные существительные, а от 3-4 группы – сложные прилагательные. Используя получившиеся слова, составьте текст.

  1. 6, класс; 3, угол; 100, лето; 4, угол; 2, класс
  2. 5, класс; 6, угол; 50, лето; 7, угол; 3, класс
  3. 7, струна; 5, день; 9, этаж; 2, килограмм
  4. 6, струна; 3, день; 4, этаж; 3, килограмм

(Оценить свои знания по 5 разделу в зачётной карточке.)

Слайд

Задание (5 мин): Сочините свою считалочку (Лаврушина, Шмыглевский, Киценко, Орешкин)

Остальные - отгадывание ребусов (на доске):

- Какие слова здесь зашифрованы?

а) 100 л

100 лб

100 ляр

б) 3 о

3 умф

3 буна

Ребусы:

  1. 3тон
  2. по2л
  3. 40а
  4. Госп1
  5. 7’ена
  6. 6’
  7. гар’1а

 

Итог урока – 1 мин

Слайд

Оцените свои знания одной из карточек

Я – мозг! Все понял и запомнил!

Почти герой! Надо повторить!

Пойду-ка еще поучу!..

Выставление оценок – 1 мин

Домашнее задание – 1 мин

Слайд

На 5: Напишите мини-сочинение «Числительные вокруг меня»

На 4: упр. 534

На 3: упр. 533


Список литературы и Интернет-ресурсов

  1. Сайт по изготовлению презентаций: Prezi.com
  2. Русский язык. Практика. 6 кл.: учебник для общеобразоват.учреждений / Г.К. линдман-Орлова, С.Н. Пименова, А.П. Еремеева и др.; под ред. Г.К. Лидман-Орловой. – 17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 318, [2] с.
  3. Солодовникова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс. – М.: Изд-во «Экзамен», 2010. – 157, [3] с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по презентации "Раз,два,три,четыре,пять в школу будем мы играть"

Данный проект указывает на требованиянеобходимые для  развития дошкольников. К числу этих требований относятся:- развитиеэстетического  вкуса, который развивается в процессе привлечения вним...

проект по презентации "Раз,два,три,четыре,пять в школу будем мы играть"

Данный проект указывает на требованиянеобходимые для  развития дошкольников. К числу этих требований относятся:- развитиеэстетического  вкуса, который развивается в процессе привлечения вним...

Проект "Раз, два, три, четыре, пять - будут пальчики шагать"

Вашему вниманию представлен педагогический проект, направленный на организацию сотрудничества с родителями по  созданию предметно-развивающей среды ,  способствующей комплексной  коррек...

Презентация к проекту "Раз, два, три, четыре, пять - будут пальчики шагать"

Презентация к проекту "Раз, два, три, четыре, пять - будут пальчики шагать"...

Классный час « Если будешь ты читать, будешь много- много знать!»

Сегодня тема нашего классного часа посвящена Году литературы.  Послушайте, как сказал  о книге известный педагог Сухомлинский: «С книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жиз...

Один, два, три, четыре, пять - вышли пальцы погулять. Пальчиковая гимнастика.

У детей с НОДА, как правило, тяжело развивается мелкая моторика рук и пространственная ориентировка. А развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления у ребёнка. Поэтому с такими дет...