Разработка открытого урока "Раз, два, три, четыре, пять - начинаем вышивать"
план-конспект урока (9 класс) по теме

Создание эскиза вышивки для ночной рубашки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Раз, два, три, четыре, пять начинаем вышивать.»

Задание: «Создание эскиза вышивки для ночной рубашки».

Оборудование: клубки ниток, бумага, ручка, пуговицы, лоскутки, нитки хлопчатобумажные, иголки, ножницы, альбом, картон, фломастеры, краски.

Муз. ряд: народная музыка.

Цели урока:

  • познакомить с народным праздником «починки»;
  • дать исторические сведения о вышивке;
  • развивать активную деятельность;
  • содействовать формированию всесторонне развитой личности.

План урока.

I.        Вводная часть. Организационный момент.

II.        Вступительное слово педагога о празднике.
III Сценарий праздника «починки».

IV.        Вступительное слово педагога о вышивке.

V.        Исторические сведения о вышивке.

VI.        Физминутка.

VII.        Поэтапность работ.

VIII.        Самостоятельная работа - украшаем узором ночную рубаху.

IX.        Подведение итогов. Выставка работ.

Ход урока.

В классе звучит народная музыка. В класс заходят дети, проходят к своим местам. На столах лежат принадлежности к уроку.

II. Вступительное слово педагога о празднике.

На свете существует очень много праздников. Многие из них, возникну в глубокой древности, дошли до наших дней. Я говорю о народных праздниках, которые не отмечаются как государственные, но их помнят и любят очень многие.

•        Вспомните некоторые из таких праздников:

  • Ивана Купаты;
  • Сретенье;
  • Ролсдество;
  • Масленица;
  • Пасха;
  • Спас.

Наш сегодняшний урок посвящен тому, чтобы познакомится с интересным праздником «Починки». Что это за праздник, как его отмечали, вы сейчас и узнаете. И не только узнаете, но и поможете мне его провести. Тем более, что этот праздник на прямую связан с нашим уроком.


III. Сценарий праздника «Починки», (звучит народная музыка). Учитель;

Починки - известный народный праздник, который проходит " 16 февраля. В этот день по русскому обычаю устраивали латание дыр в одежде. В роде бы проза жизни, но нагни предки умели из всего сделать праздник. Праздник будничного бабьего труда. А что для праздника надо? Собраться вместе, ознаменовать событие, каким — то волшебным действом, например, гаданием, заговором, приворотом - чисто житейским развлечением, имеющим тайный смысл. А потом угоститься особым ритуальным блюдом, приготовленным специально для этого дня.

Накануне, 15 -го, праздновали Сретенье, когда зима с весной встречаются. Устраивались кулачные бои, деревня на деревню шла, брали выстроенные снежные крепости. Поэтому вслед за таким активным времяпровождением приходилось не один кафтан да тулуп в порядок приводить, да и пора было перед перебрать всю одежду, подготовиться к смене погоды.

О том, что необходимо было использовать для этого, мы узнаем в нашем первом конкурсе.

Конкурс № 1.

(Мне нужны 7 участников). Я раздаю вам разноцветные клубочки ниток, внутри которых лежат записки с загадками. Ваша задача - перемотать клубок, и отгадать загадку.

(Звучит музыка, идет конкурс).

•        То назад, то вперед, ходит, бродит пароход.
Остановишь
- горе, продырявишь море.

(утюг)

•        Маленького роста я.
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу.
За собою хвост тащу.

(иголка)

•        Смотрите, мы раскрыли пасть -
В нее бумагу можно класть,
Бумага в нашей пасти
Разделиться на части.

(ножницы)

•        На пальце одном
Ведерко вверх дном.


(наперсток)

•        На полянке шерстяной
Пля гнет тонконожка

Из - под туфельки стальной

Выполняет стежка.        "

(шве иная маш ина)

•        Кого с пола за хвост не поймаешь?

(клубок ниток)

•        Бежит свинка -
Золотая щетинка.
Носочек стальной.
А хвостик льняной.

(иголка с ниткой) Учитель:

Справная жена заранее собирала все, что нужно для починок, и хранила с трепетной бережливостью в своем заветном ларце или большой шкатулке, где было много накоплено самых разных безделушек для рукоделия: тесьмы, ленточек. бантиков, золотых шнурков - завязок, бисера и разноцветных камушков. Когда 16— го февраля этот ларчик торжественно открывался для обозрения всей семьи, над ним с затаенным дыханием и любопытством склонялись девочки - что за сокровища том припасены?

Конкурс № 2.

(участвуют 3 участника). Наш следующий конкурс покажет, кто из вас не только самый быстрый, но и внимательный. Перед каждым участником стоит коробка, в которую насыпаны различные бусины. Перед коробкой лежит одна - единственная бусина. Как только зазвучит музыка, вы должны найти у себя в коробке по 5 таких же бусин. Победит та участница, которая правильно и быстро выполнит задание.

(Звучит музыка, идет конкурс). Учитель:

Часто на Починки созывались и представители и сильного пола. Их труд был иным - подшить валенки, заделать кожей сапоги, привести в порядок лошадиную упряжь. Забрав свою половину требующих ремонта вещей, мужчины, как правило, уходили в глубь дома, поближе к печке, а вся женская «часть населения» усаживалась у окошек, разделив между собой работу. Залатать старые вещи так искусно, чтобы стали лучше новых. В этом был весь смысл рукоделия на Починки - так исхитрится, чтобы заплатки выглядели украшением, чтобы


люди сказали: «Что за мастер - портной шил? Ни у кого в округе ни чего подобного нет!»

Недаром гласила народная мудрость: «Не все ходить в заново строченном, но иногда и в платаном», то есть заштопанном, заплатанном. Был и приговор специальный для починок. Иголка сновала, "а бабонька нашептывала: «Не носить плаченного, не видеть заплаченного. Ныне - в рубахе простой, а завтра - сто у царевны самой.»

В верхнюю одежду под ту или иную заплатку обязательно зашивали монетку, причитая: «Придет времечко, и на счастье найдется эта копеечка.» Когда наставал черный день. ощупывались кафтаны да телогрейки, извлекались денежки. Которые бывали очень кстати, выручали семью - ведь раньше копейка была дорога.

Конкурс № 3.

(участвуют 3 девочки) Для этого конкурса нам понадобятся лоскутки, иголки с ниткой. мелкая монетка. Представьте, что вы находитесь в крестьянкой избе и зашиваете эту монетку под заплатку. Пока звучит музыка, вы это задание должны выполнить.

(Звучит музыка, идет конкурс). Учитель:

Бытовало поверье, если кто-то из женщин 16 - го февраля никому ничего не зашил, не починил, весь год одежда домочадцев будет рваться, трещать по швам, казаться неприглядной. Так что отметиться с иголкой надо было, во что бы то ни стало. Сызмальства девочки помнили, что иголка не только весь белый свет помогает одеть, но и на сокровенные девичьи вопросы дает ответ. Поэтому шили девушки и вопрошали: «Иголка — сестричка, покажи мне личико суженного. Перед кем явлюсь не в латанном, а в сосватанном?» или «Иголка, иголка, на кого буду шить, кого буду любить?» Когда девушки шили и вышивали, то думали о женихах, вот и являлся им суженный на кончике иглы.

Конкурс № 4.

(участвуют 3 девочки) Так девочки с ранних лет и до самого замужества должны быть настоящими мастерицами, им приходилось выполнять разную работу. О том, какая из нее получится хозяйка, как она умеет прясть, шить, вышивать, можно было судить по рукодельным предметам. А мы сейчас узнаем, какие мастерицы получаться из вас в будущем.


Перед вами лежат лоскутки ткани и пуговицы. Пришейте как можно больше пуговиц на эти лоскутки. Работа должна быть выполнена не только быстро, но и очень аккуратно.

(Звучит музыка, идет конкурс).

Л

Учитель:

Итак, последний конкурс закончился. Сейчас наши мастерицы покажут свои образцы, а мы с вами выберем самую способную. (Девочки гостям показывают свои работы, а гости оценивают их работы).

Наш праздник подошел к концу. В заключении хочется вспомнить слова русского издателя Новикова : «Полезно знать нравы, обычаи и обряды чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях: похвально любить и отдавать справедливость достоинства иностранным, но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче гнушать оными ».

На этом праздник закончился, закончилось знакомство с праздником Починок.

•        Что это за праздник?

  • С чем он связан?
  • Что делают в этот праздник женщины'?
  • А чем заняты мужчины? Праздник закончился, а урок продолжается.

IV. Вступительное слово педагога о вышивке.

Современная жизнь, особенно в больших городах, очень сложно устроена. Она, конечно, ограждает человека от суровых проявлений природы, но при этом порождает другую зависимость - от искусственного мира, созданного человечеством, чем дольше этот процесс развивался, тем больше опасений он вызывал у самого человека. Говорят, что сделать окружающий мир ярче, раскрыть себя молено в народном творчестве. Как, правило, когда мы говорим о народных промыслах, ремеслах, то речь идет об исконных традициях разных местностей России, бережном сохранении важных элементов материальной культуры. Сразу представляются чудные изделия из дерева, ткани, глины и других материалов. И уже давно не возникает вопроса: а надо ли это сохранять? Всем понятно, что в этих вроде бы простых свистульках, платках, вышитых полотенцах кроется душа народа. Вещи ручной работы сами по себе ценны и благородны, они создают тепло и комфорт, связанные с нашим представлением о незыблемом семейном укладе и быте.


Русское народное искусство, как и искусство любого народа, - это прежде всего, мир особого отношения к своему труду, к своей деятельности вообще и жизни в целом. Предметы народного искусства все без исключения -всегда были в употреблении: ими работали, они помогали человеку далее в праздник.

Народное искусство радостно, и радостно оно потому, что сам труд доставляет радость. Далее в труде подневольном, крепостном сохранилась радость творчества для крестьянина. Он делал красивыми предметы быта, свое жилище, одежду, орудия труда.

В мир народного творчества человека ведет песня, слово, кисть художника, резец скульптора, и далее игла, если она в умелых руках талантливой мастерицы.

Вышивке будут посвящены наши следующие занятия, но для начала давайте познакомимся с историей.

V.Историческая справка о вышивке.

Учитель:

Все вы не один раз в жизни видели вышитые изделия. Что лее такое вышивка? Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, которые выполняются нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур .животных.

Материалом для вышивки в разное время служили .жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушка, золотые и медные бляшки.

Переход от каменного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания.

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, оделсды и различных предметов обихода.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала худолсественные вкусы и представления, выявляла национальные традиции и мастерство каждого народа.


В России вышивка иметь древнюю историю. Ею украшали одежду, головные уборы, обувь, предметы быта: полотенца, скатерти, занавески.

На Алтае в Пазырыкских курганах хорошо сохранились ткани, вышитые и украшенные аппликацией, кожей, войлоком, бусами и бисером, золотыми и металлическими бляшками, ковры, одежда и обувь знатных скифов, .живших здесь в VI — III вв. до н.э. В европейской части страны при раскопках старинных курганов найдены остатки одежды скифов и сарматов, живших здесь в 1-3 вв., украшенные вышивкой шерстяными, шелковыми, золотистыми и серебряными нитями.

Одна из первых школ вышивания была открыта сестрой Владимира Мономаха в Киеве, в Андреевском монастыре, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож; представителей зажиточных слоев городского и сельского населения, в оформлении культового убранства. Более скромными были вышивка в народном быту.

До конца XVIII века вышивание было домашним ремеслом. И хотя вышивали как в богатых; так и в бедных семьях, почему-то вышивку многие связывают именное крестьянским бытом.

В низенькой светелке со створчатым окном

Светится лампада в сумраке ночном.

Но стенам укладки с дедовским добром.

Узкая скамейка, скрытая ковром.

Крашенные пяльцы со стулом расписным

И кровать резная с пологом цветным.

Со становлением в стране кустарных промыслов и разнообразных видов ремесел, вышивание стало для многих мастериц профессией. В XIX- начале XX в. вышивка широко применялась для украшений народного костюма во всех уголках нашей страны.

Вышивка гладью - это очень интересное занятие. Многие вышивальщицы, освоив эту технику, изготавливают огромное количество нужных и красивых изделий: салфетки, скатерти, постельное белье и многое другое.

Сегодня на уроке мы будем выполнять эскиз для ночной рубашки.

VI. Физминутка.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять.

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

VII Поэтапность работы.

  • Возьмите лист картона и по шаблону обведите и вырежьте силуэт ночной рубахи.
  • Внимательно рассмотрите рисунки для вышивки, выберите тот, который вам понравился, и переведите на ночную рубаху.

Выберите цветовую гамму для своей вышивки, и по своему замыслу разукрасьте свой эскиз.

•        Законченные работы повести на доску. Работа окончена.

VIII. Самостоятельная работа.

Во время самостоятельной работы, индивидуальное инструктирование на рабочих местах. Контроль за работой, соблюдением ими техники безопасности.

IX. Подведение итогов.

Выставка работ. Мини — выставка, обсуждение работ. Анализ достижения урока. Оценивание работ. Уборка рабочих мест, инструмента, изделий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по презентации "Раз,два,три,четыре,пять в школу будем мы играть"

Данный проект указывает на требованиянеобходимые для  развития дошкольников. К числу этих требований относятся:- развитиеэстетического  вкуса, который развивается в процессе привлечения вним...

проект по презентации "Раз,два,три,четыре,пять в школу будем мы играть"

Данный проект указывает на требованиянеобходимые для  развития дошкольников. К числу этих требований относятся:- развитиеэстетического  вкуса, который развивается в процессе привлечения вним...

Один, два, три, четыре, пять! Будешь, друг, числительное знать!

Цели урока:·        образовательные – обобщить сведения об имени числительном как части речи, повторить орфограммы, связанные с изучением числительного, привес...

Проект "Раз, два, три, четыре, пять - будут пальчики шагать"

Вашему вниманию представлен педагогический проект, направленный на организацию сотрудничества с родителями по  созданию предметно-развивающей среды ,  способствующей комплексной  коррек...

Презентация к проекту "Раз, два, три, четыре, пять - будут пальчики шагать"

Презентация к проекту "Раз, два, три, четыре, пять - будут пальчики шагать"...

Мастер-класс "Раз-два-три-четыре-пять, будем песню сочинять"

В дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые попытки самостоятельного сочинения. наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка - словесное творчество.  Игры...

"Раз, два, три, четыре, пять - будем танцевать!"

Методическая разработка занятия по хореографии для детей старшего дошкольного возраста....