Конспект урока «Поэзия начала XX века»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Пакина Татьяна Александровна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.khlebnikov.docx37.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое обоснование.

Школьная программа по литературе по теме «Поэзия начала XX века» включает довольно большое количество имён и предлагает познакомить учащихся с И. Анненским,  В. Брюсовым, Н. Гумилёвым, Б. Пастернаком, В. Ходасевичем, К. Бальмонтом, В. Хлебниковым и др.  Творчество каждого из этих авторов  представляет собой  сугубо индивидуальный поэтический мир, полный красок, звуков, образов.  Они по-разному мыслили, видели и понимали окружающий мир, имели свои собственные пристрастия, увлечения, что-то не принимали.

Предлагаем вниманию словесников урок, посвящённый изучению творческого наследия футуриста Велимира Хлебникова, которое поражает своеобразием и глубиной содержания. Его поэзия привлекает неподражаемым  звуковым построением, образами и метафорами, ритмическим многообразием, но в тоже время обращена к общечеловеческим проблемам.

С учётом этой особенности считаем целесообразным использовать нестандартные формы как в ходе подготовки, так и в проведении занятия. Эффективным будет  применение  цифровых образовательных ресурсов и ИКТ.

Работа требуется кропотливая и предполагает подготовительный этап в виде знакомства с критической и мемуарной литературой, Интернет-ресурсами и собственно с самим творчеством поэта.  Это даст возможность  расширить кругозор учащихся, углубить их знания, научить самостоятельному поиску нужной информации, поможет совершенствовать коммуникативные навыки.

Подготовительный этап работы позволяет подходить к учащимся дифференцированно, с учётом  психо-физиологических особенностей и  не препятствует участию школьников разного возраста. Важно, что на всех этапах подготовки данного занятия возможным становится использование творческих задатков каждого ребёнка и поможет  учащимся реализовать себя.

В ходе подготовки предлагаем поделить класс на следующие творческие группы: биографы, литературоведы, искусствоведы и артисты.

Биографы собирают материал по вопросам:

- Когда и где родился поэт В.Хлебников?

- Кто были его родители, чем они занимались?

- Какое образование и воспитание он получил?

-Что можно сказать о характере поэта?

-Какие воспоминания сохранились о В.Хлебникове?

Литературоведы изучают творчество поэта:

- К какому литературному течению принадлежал В.Хлебников?

- Кто из представителей отечественной литературы считал его своим учителем?

- Откуда взялась поэтическая «заумь» В.Хлебникова? Что послужило её источником?

-В чём достоинство стихов поэта, особенность его творческих изысканий?

-Какое его стихотворение вы назвали бы программным в плане словотворчества?

-Почему в своё время В.Хлебников был понят далеко не всеми?

-Что обеспечивает интерес к его стихам наших современников?

Искусствоведы обращаются к культурному наследию эпохи В.Хлебникова, знакомятся с живописью и помогают ответить на вопросы:

-Существует ли связь творчества В.Хлебникова с современной ему живописью? Какова она? В чём выражается?

-В чём особенность художественной манеры импрессионистов? Каковы лучшие образцы их творений?

-Как случилось так, что В.Хлебников был избран Председателем Земного шара?

Чтецы готовят выразительное чтение наизусть стихотворений В.Хлебникова:

«Птичка в клетке» (1897г.)

«Кому сказатеньки…» (1908 – 09гг.)

«Заклятие смехом» (1908 – 09гг.)

«Когда умирают кони – дышат…» (1912)

«Написанное до войны» (1913г.)

«Годы, люди и народы …» (1915г.)

«Если я обращу человечество в часы…» (1922г.)

«Ещё раз, ещё раз…» (1922г.)

«Курган»

«Кубок печенежский»

И мелодекламацию стихотворения «Там, где жили свиристели …» (1908г.)

Артисты играют роли поэта В. Хлебникова и его современников, инсценируют песню русалок из «Ночи в Галиции» (1913г.) и отрывок из поэмы-исповеди «Зангези» (1922г.)

Цель:

  • раскрыть глубину творческой личности Велимира Хлебникова.

Задачи:

  • ввести школьников в сложный мир хлебниковского стиха, утверждаемых им нравственных ценностей; подчеркнуть неподражаемость  звукового построения образов, изысканность метафор, ритмическое многообразие; удивить неистощимостью словесного эксперимента;
  • раскрыть особенности поэтического дара В.Хлебникова;
  • определить место лирики поэта в русской и мировой культуре.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, магнитофон, скрипка, ресурсы Интернета, выставка печатных изданий, посвящённых творчеству В.Хлебникова, сборники стихотворений, костюмы артистов, клетка с певчей птицей, записи голосов птиц.

Конспект урока.

 1-ый  слайд.

Эпиграф.

2-ой слайд.                                          Я вам расскажу, что я из будущего чую

Мои зачеловеческие сны.

В. Хлебников.

3-й слайд. (Музыкальный фон – стук колёс поезда).

1 Ведущий. Холодный и голодный январь 1922 года. На заснеженном перроне одного из московских вокзалов беспомощно застыл высокий, похожий «на длинноногую задумчивую птицу» человек в парусиновых брюках и выцветшей с заплатами на локтях рубашке. За плечами у него мешок из большущей холщовой наволочки.

2 Ведущий. Кто он? Нищий? Безумец? Странствующий лицедей? Он растерянно смотрит по сторонам своими «первобытными, мудрыми и светлыми» глазами, какие могут быть только у человека, безмерно любящего людей и мечтающего их осчастливить.

Учитель. Этот человек – Велимир Хлебников, поэт и философ, который исходил и изъездил тысячи вёрст в поисках правды, размышляя о смысле жизни, о мироздании и назначении человека.

Хлебников.    Годы, люди и народы

                        Убегают навсегда,

                         Как текучая вода.

                         В гибком зеркале природы

                         Звёзды – невод, рыбы – мы,

                         Боги – призраки у тьмы.

1 Ведущий. Больной, измученный приступами малярии, без денег, полуголодный, провёл Хлебников зиму и весну последнего года своей жизни в Москве, думая только об одном – «об издании поэмы-исповеди «Зангези» и «книги книг «Доски судьбы». Он впервые спешил и торопил других: «Доски судьбы»,  философское  учение о законах времени, которое может осчастливить человечество, он хотел подержать в руках, полюбоваться пахнущей типографскими красками обложкой, показать друзьям.

2 Ведущий. Он торопился, потому что предчувствовал близкую смерть. Ему оставалось жить несколько месяцев.

Хлебников.    Когда умирают кони – дышат,

                        Когда умирают травы – сохнут,

                        Когда умирают солнца – они гаснут,

                        Когда умирают люди – поют песни.

4-5 слайды.

Учитель. Перенесёмся в 1908 год и представим Хлебникова, студента Казанского университета, естественного отделения физико-математического факультета, увлекающегося историей, поэзией, философией и наукой о языке.

6-ой слайд.

Из воспоминаний современников.

1 Современник. «Был он застенчив, скромен, знакомств почти не поддерживал … и мы были, вероятно, единственным семейством, в котором он чувствовал себя просто. Приходил он ежедневно, садился в углу , и бывало так, что за вечер не произносил ни одного слова; сидит, потирает руки, улыбается, слушает. Слыл он чудаком..» (Из воспоминаний Дамперова).

2 Современник. «У Хлебникова никогда не было ни копейки, одна смена белья, брюки рваные, вместо подушки наволочка, набитая рукописями. Где он жил, не знаю … Писал  Хлебников постоянно и написанное запихивал в наволочку или терял … Читать  свои вещи вслух совсем не мог, ему делалось нестерпимо скучно. Он начинал и в середине «стиха способен был сказать» и так далее … (Вспоминала хорошо знавшая поэта Лилия Юрьевна Брик. Это строчки из её письма.)

3 Современник. «Велимир Хлебников, мой близкий товарищ, был всегда молчалив и страшно рассеян. Помню, обедая у меня, он задумался и поднёс ко рту коробку со спичками вместо хлеба и тут же начал высказывать замечательные мысли о новом слове … В эти минуты высшей рассеянности он был глубоко собран внутренне. Его огромный лоб производил впечатление горы. Работал целыми днями в Публичной библиотеке, забывая есть и пить и возвращался измученный, серый от усталости и голода, в глубокой сосредоточенности.» (Вспоминал художник Юрий Анненков).

Учитель. Эти воспоминания относятся к 1915 году. Таким Хлебников оставался до конца жизни. Великий чудак, предметом наблюдения которого были судьбы народов и цивилизации, законы развития истории, связь чисел с силами природы и многое другое, что должно было позволить «заглянуть в будущее», помочь преобразовать жизнь всего человечества.

Хлебников. Я не смотрел на жизнь отдельных людей, но я хотел издали, как гряду облаков, как дальний хребет, увидеть весь человеческий род и узнать, свойственны ли волнам его жизни мера, порядок и стройность.

             Если я обращу человечество в часы,

             и покажу, как стрелка столетия движется,

             неужели из нашей времён полосы

             не вылетит война, как ненужная ижица?

              Там, где род людей себе нажил почечуй,

              Сидя тысячелетьями в креслах пружинной войны,

              Я вам расскажу, что я из будущего чую

               Мои зачеловеческие сны.

               Я знаю, что вы – правоверные волки,

               Пятёркой ваших выстрелов пожимаю свои,

               Но неужели вы не слышите шорох судьбы иголки,

               Этой чудесной швеи?

               Я затоплю моей силой, мысли потопом

               Постройки существующих правительств,

               Сказочно выросший Китеж

               Открою глупости старой холопам…

7-ой слайд.

1 Ведущий. Идеальный мир представляется Хлебникову великим содружеством народов. В первобытном обществе, в языческой культуре видел поэт проявление общечеловеческих ценностей, лишённых классовых, национальных и исторических предрассудков.

2 Ведущий. Отсюда – глубокий интерес Велимира Хлебникова к славянской истории, мифологии, фольклору, унаследованный им от матери – Екатерины Николаевны Вербицкой – историка по образованию, родословная которой велась от запорожских казаков. Киевская Русь, Смутное время, Запорожская Сечь так или иначе отразились в его поэзии.

8-ой слайд.

Чтец.                Стихотворение «Курган».

9-ой слайд.

Чтец.                Стихотворение  «Кубок печенежский».

10-ый слайд.

1 Ведущий. Необыкновенной образностью и выразительностью, непреходящей свежестью и правдивостью привлекал поэта славянский фольклор. Народные песни, сказки, заговоры, заклинания стали источником его вдохновения. Читая хлебниковское стихотворение «Кому сказатеньки…» невольно вспоминаешь сказку о царевне-лягушке.

Чтец.       Стихотворение «Кому сказатеньки…»

                  Кому сказатеньки,

                   Как важно жила барынька?

                   Нет, не важная барыня.

                   А, так сказать, лягушечка:

                   Толста, низка и в сарафане,

                    И дружбу вела большевитую

                    С сосновыми князьями

                    И зеркальные топила

                    Обозначили следы,

                    Где она весной ступила

                    Дева ветреной воды.

11-й слайд.

Музыкальная инсценировка «Ночи в Галиции».

(Музыкальный фон – Руслана Лыжичко «Дикие танцы»)  

Действующие лица: русалки, витязь, ведьмы.

2 Ведущий. Большой знаток славянской мифологии, поэт вошёл в историю русской литературы как непревзойдённый экспериментатор.

12-й  слайд.

1 Ведущий.  Программным стихотворением Хлебникова – экспериментатора является «Заклятие смехом» - произведение, похожее на языческий заговор, демонстрирующее красоту и силу славянской речи.                  

Чтец.           «Заклятие смехом».

                О, рассмейтесь, смехачи!

                О, засмейтесь, смехачи!

                Что смеются смехами,

                Что смеянствуют смеяльно,

                 О, засмейтесь усмеяльно!

                 О, рассмешниц надсмеяльных –

                 Смех усмейных смехачей!

                 О, иссмейся рассмеяльно,

                 Смех надсмейных смеячей! 

2 Ведущий. Попытка создать особый, «заумный» мир принадлежал прежде всего художникам – футуристам, чьё творчество, несомненно, наложило отпечаток на поэзию Хлебникова.

13-21 слайды.

Доклад «Художники – импрессионисты».

22-ой слайд.

1 Ведущий. Желая быть понятым теми, кто будет после него, Хлебников оставил своеобразное завещание, в котором даёт ключ к своим произведениям.

Хлебников.       Стихотворение «Ещё раз, ещё раз…»   

                               Ещё раз, ещё раз

                                Я для вас

                                Звезда.

                                Где моряку, взявшему

                                Неверный угол сердца ко мне:

                                 Вы разобьётесь о камни

                                 И камни будут надсмехаться

                                 Над вами,

                                 Как вы надсмехались

                                 Надо мною.

23-25 слайды.

2 Ведущий. Импрессионист по натуре, Велимир Хлебников создаёт картину первозданной природы, наполненную светом и воздухом, яркими и чистыми, как краски, звуками, свободу выбора, присущую только миру пернатых.

1 Ведущий. Птицы были тем живым символом, который должен был передать движение времени. Связь между народами и континентами, единый, чем-то похожий на птичий «всеземлянский» язык.

   Чтец.         Стихотворение « Там, где жили свиристели» 

(Мелодекламация. Музыкальный фон - З. Фибих. «Поэма». Скрипка)

                       Там, где жили свиристели,

                        Где качались тихо ели,

                        Пролетели, улетели

                        Стая легких времирей.

                        Где шумели тихо ели,

                        Где поюны крик пропели,

                        Пролетели, улетели

                        Стая легких времирей.

                        В беспорядке диком теней

                        Где, как морок старых дней,

                        Закружились, зазвенели

                        Стаи легких времирей.

                        Стаи легких времирей.

                        Ты поюнна и вабна

                        Душу ты пьянишь, как струны,

                        В сердце входишь, как волна!

                        Ну же, звонкие поюнны

                        Славу лёгких времирей!

26-ой слайд.

2 Ведущий. Интерес к миру пернатых зародился у поэта ещё в раннем детстве. Его отец, Владимир Александрович, был учёным – орнитологом. Он был одним из организаторов Астраханского заповедника, автором ряда научных работ. От него у Хлебникова тонкое понимание природы птиц, знание их повадок, умение различать по голосам.

27-37 слайды.

1 Ведущий. В «сверхповести» «Зангези» есть глава, в которой мастерски воспроизводится щебет птиц, их утренние песни. Безусловно, это звукоподражание, имитация. Но у какого ещё поэта можно встретить подобное? У кого так органически вплетается звукоподражание в структуру поэтического текста?

                 «Утро в лесу». (Инсценировка. Музыкальный фон – голоса птиц.)

Пеночка (с самой вершины ели, надувая серебряное горлышко).

- Пить пэт твичан! Пить пэт твичан! Пить пэт твичан!

Овсяночка (спокойная на вершине орешника)

- Кри – ти – ти – ти – ти – и – цы – цы – цы – сссыы.

Дубровник.

- Вьер – вьор  виру сьек – сьек – сьек! Вэр – вэр виру сек – сек – сек.

Вьюрок.

- Тьорти  едигреди. (Заглянув к людям, он прячется в высокой ели).

- Тьорти  едигреди!

Овсянка (качаясь на ветке).

- Цы – цы – цы – сссыы.

Пеночка зелёная (одиноко скитаясь по зелёному морю, по верхним вечно качаемым ветром вершинам бора).

- Прынь! Пциреб – пциреб! Пциреб! Цэсэсэ!

Овсянка.

- Цы – сы – сы – ссы (качается на тростинке).

Сойка.

- Пиу! Пиу! Пьяк, пьяк, пьяк!

Ласточка.

- Цивить! Цизить!

Славка черноголовая.

- Бебо – тэу – вевять!

Кукушка.

- Ку – ку! Ку – ку! (качается на вершине)

38-ой слайд.

2 Ведущий. Сильно звучат в творчестве поэта и социальные мотивы. В годы революции по инициативе Хлебникова был создан союз Председателей земного шара. Поэты и учёные должны быть во главе народов мира, а не правительства, которые научились только угнетать и подавлять, считал он.

39-ый слайд.

1 Ведущий. В 1919 году, в самый разгар Гражданской войны, власть в Харькове, где оказался поэт Хлебников, неоднократно переходила из рук в руки. Убийства, грабежи, аресты, голод, белый и красный террор, гибель беззащитных людей. Поэт был свидетелем этих кровавых событий. Он сам подвергался аресту, несколько месяцев скрывался от мобилизации в белую армию, болел тифом и голодал, но писал стихи.

Чтец.                   Русь, ты вся поцелуй на морозе!

                            Синеют ночные дорози.

                            Синею молнией слиты уста,

                            Синеют вместе тот и та.

                            Ночами молния взлетает,

                            Порой из ласки пары уст

                            И шубы вдруг проворно

                            Обегает, синея, молния без чувств,

                             А ночь блестит умно и чёрно.

2 Ведущий. Кочуя летом 1921 года из Баку в Персию и обратно (вместе с Красной Армией), работая то плакатным текстовиком, то сторожем при тех же плакатах,  Хлебников пишет поэмы о революции: «Ночь перед Советами», «Прачка», «Настоящее», «Ночной обыск».

1 Ведущий. Лучше всего расскажут о Хлебникове времён Гражданской войны стихи поэта Михаила Кульчицкого, написанные в 1940 году (подражание Хлебникову). К человечеству, истерзанному войнами и распрями, обращены его слова:

Чтец.             В глубине Украины,

                       На заброшенной станции,

                       Потерявшей название

                                  от немецкого снаряда,

                        Возле умершей матери –

                                    чёрной и длинной

                         Окоченевшая девочка

                         У колючей ограды.

                         В привокзальном сквере

                                       лежали трупы;

                         Она ела веточки и цветы,

                         И в глазах её, тоненьких

                                           и глупых,

                         Возник бродяга из темноты.

                         В золу от костра,

                         Розовую, даже голубую.

                         Где сдваивались красные

                                                    червячки,

                         Из серой тюремной наволочки

                         Он вытряхнул бумаг охапку тугую.

                         А когда девочка прижалась

                          К овалу тёплого света

                          И начала спать,

                          Человек ушёл – привычно устало,

                           А огонь стихи начал листать.

                           Но он, просвистанный,

                          Словно пулями роща,

                          Белыми посаженный

                                          в сумасшедший дом,

                           Сжигал

                           Свои

                           Марсианские

                           Очи,

                           Как сжёг для ребёнка свой

                                                  лучший том.

40-й слайд.

Учитель. В 1922 году Велимира Хлебникова не стало. Проповедник свободы и равенства, он жил вольно, как птица, сообразно с законами природы. Не стремился к личному благополучию, дорожил своей независимостью, подобно странникам и богомольцам исходил всю Россию, творил и жил во имя своего народа!

И сегодня в память об этом одиноком мечтателе, истинном гуманисте и правдолюбце мы с вами дадим свободу этой птице, которую кто – то по неразумению запер в клетке.

Чтец.          Стихотворение «Птичка в клетке».

О чем поешь ты, птичка в клетке?

О том ли, как попалась в сетку?

Как гнездышко ты вила?

Как тебя с подружкой клетка разлучила?

Или о счастии твоем

В милом гнездышке своем?

Или как мушек ты ловила

И их деткам носила?

О свободе ли, лесах,

О высоких ли холмах,

О лугах ли зеленых,

О полях ли просторных?

Скучно бедняжке на жердочке сидеть

И из оконца на солнце глядеть.

В солнечные дни ты купаешься,

Песней чудной заливаешься,

Старое вспоминаешь,

Свое горе забываешь,

Семечки клюешь,

Жадно водичку пьешь.         6 апреля 1897

Учитель подходит с клеткой к окну и выпускает птицу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по поэзии начала 20 века

Тестирование по поэзии Серебряного века...

Презентация к уроку Лирика начала 19 века

Применение КСО (коллективного способа обучения) на уроке литературы....

Конспект урока "Поэзия на рубеже 19-20 веков.

Интегрированный урок история -литература. Обзор поэзии Серебряного века....

Конспект урока «Поэзия повседневной жизни в истории искусств». Технология: дебаты. Тема «Достойна ли тема, выбранная Адрианом ван Остаде, для написания картины?» 7 класс

Цель: научить аргументировано выражать свои мысли.Задачи:Образовательные:1.   Учить выражать свои мысли и доказывать свою правоту.2.   Учить задавать вопросы.3.   Учить о...

Конспект урока по изучению «Серебряного» века русской поэзии

Данный материал поможет учителю подготовить урок по изучению «Серебряного» века русской поэзии, а также познакомит с В.Я. Брюсовым - главой символизма русской поэзии.  ...