В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме

Будаева Ирина Владимировна

В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.Урок литературы для 8 класса включает работу по группам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8a_klass.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

8а класс.                  Литература.

   Тема: В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.

    Цели: Определить, в чем смысл человеческой жизни, выявить авторскую поэзию и способы её выражения; учить коллективной работе; делать обобщения и выводы.

    Словарная работа:

Антитеза – это резкое противопоставление сравниваемых понятий.

Патетика – страстность, откровенное выражение чувств.

Афоризм – краткое  выразительное изречение.

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности.

Безумство храбрых – вот                           мудрость жизни.

   М. Горький «Песня о Соколе».

1.Сообщение темы и цели урока.

   - Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением     М.Горького «Песня о соколе». Постараемся выяснить, в чем смысл человеческой жизни.

Нам предстоит работа в группах.

Итак, начнем с проверки домашнего задания

11. Проверка домашнего задания

 На прошлом уроке мы говорили с вами о роли пейзажа в произведении.

Автор использует пейзажное обрамление.

  - Что это? (В начале и в конце произведения помещает пейзаж летней ночи на берегу моря)

1.

Пейзажное обрамление его роль

- Что это?

- Для чего?

Пейзаж летней ночи на берегу моря, на фоне которого идет беседа старого Рагима с повествователем. Обрамление подготовит читателя к пониманию мудрости песни Рагима .Оно показывает как прекрасна жизнь ,как загадочна, значительна.

Сопоставление начала и финала пейзажей

- Какими чертами наделен пейзаж у Горького?

    1часть пейзажа?    11часть?

Пейзаж одухотворен.

Море, горы, небо – все живет, дышит, говорит.

1 часть – ожидание чего-то важного

11 часть – говорит о мудрости

 2. Назвать средства художественной выразительности, использованные в пейзажном обрамлении.    

1 группа отвечает (2 дополняет), 2 отвечает (1 дополняет)

1) Олицетворение – вид метафоры, основанный на перенесении человеческих черт (живого существа) на неодушевленный предмет.

- «море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло».

- волны шепчутся

- горы задумчивы

- море ластится

- волны просят пустить погреться

- волна подползла

1) Эпитеты – поэтическое, художественное определение.

- тайная тишина, печальный камень, ласковая мгла

- море мягкое, серебристое

- ласковая южная ночь


2) метафоры – перенос свойств одного предмета или явления на другие.

- горы подняли свои вершины в синюю пустыню

- прозрачная тень облаков

- волны звучат ласково

- луна задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу

 Итак, сделаем вывод:

- Какую роль играет пейзаж в произведении

1) фон, на котором разворачивается сказочный сюжет

2) природа является героем произведения (море слушает грозную песню волн)

3) отражает эмоциональное состояние рассказчика

4) связывает сказку с окружающей действительностью

5) побуждает задуматься над вопросом о сущности жизни, о предназначении человека на земле, о смерти и бессмертии

111.Чтение второго пейзажного описания.

С. 59  «Блестело море… Безумство храбрых – вот мудрость «жизни»

Эпиграф

- Прочитать эпиграф

- Как вы понимаете это высказывание?

3.

1 группа

2 группа

Описание пейзажа,

- преддверие появления Сокола

- как описание пейзажа характеризует Сокола

(зачитать) с. 57

Величественный, грозный.

На фоне гремящего моря является Сокол, сраженный в бою

- Описание пейзажа (ущелье) места обитания Ужа

- Как характеризует Ужа?

С.58

«Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью»

4. Чтение по ролям диалога Сокола и Ужа   с.58

                                                    Уж –

Сокол –

Автор –

5.

1 группа

2 группа

- Какие чувства испытывал Сокол?  (Зачитать)

«Я славно пожил!

Я знаю счастье!

Я храбро бился!»

Чувство гнева и жажды борьбы.

- Что поразило вас в Соколе, и считаете ли вы в чем-то правым Ужа?

6. Произведение богато афоризмами  (определение)

- В произведении какого писателя прозвучал афоризм:

«Человек создан для счастья как птица для полета»? Как понимаете?

(очерк В.Т. Короленко «Парадокс»; человек должен быть счастлив. Как птице свойственно летать, так человеку – быть счастливым)

Какое содержание в понятие «счастье» вкладывает герой Горького «Песни о Соколе» Уж?

(противоположность Сокола – темное сырое ущелье)

Для Ужа небо – «пустое место», «пустыня без дна и края»

Какое содержание в понятие «счастье» вкладывает герой Горького «Песни о Соколе» Сокол?

(Счастье в битве с врагом, его любимая стихия – небо простор.)

Для Сокола небо – символ счастья, борьбы за свободу

7.  

Нарисовать символ – смысл жизни для Сокола.

Нарисовать символ – смысл жизни для Ужа.

- Распределить афоризмы, кому принадлежат?

Физ.-ка. Прежде составить их.  (по 2 части к столу учителя)

8.

Сокол

Уж

1. «Я знаю счастье… Я храбро бился!.. Я видел небо!»

2. «О, если б в небо хоть раз подняться! О, счастье битвы…»

3. «Безумству храбрых поем мы песню»

4. «Безумство храбрых - вот мудрость жизни» (Идея предисловия: Горький прославляет героев, людей, предпочитающих битву спокойному и сытому обывательскому житью)

1. «Ну что ж небо - пустое место»

2. «Летай иль ползай, конец известен; все в землю лягут, все прахом будет». О конечности земной жизни позиция Ужа и автора не совпадает: Уж считает, что все прахом будет», а Горький утверждает, что бессмертие человека в памяти, которого он себя оставит.

3. «Рожденный ползать – летать не может!»

( «не в свои сани не садись» - русская пословица)

4. Земли творенье – землей живу я.

(прямое и переносное значение:  1) отношения к Ужу

2) философия людей, которую олицетворяет Уж)

9.

- Кого автор подразумевает под  образом Сокола?

Людей – борцов, для которых идеалом жизни являются действие и борьба.

- Кого автор подразумевает под  образом Ужа?

Обыватели, для которых идеалом жизни является покой.

10. – Какой художественный прием использует писатель? Почему применил?

Аллегория – иносказательное изображение

(Изображая птиц, подразумевает людей, человеческие характеры, взаимоотношения.)

Аллегория замаскировала политическое содержание «Песни о Соколе», глубоко революционное, будучи высказано прямо, не было бы пропущено цензурой.

- Почему произведение, в котором большое место отводится Ужу, называется «Песня о Соколе»? (Сокол – любимый герой устной поэзии русских и других народов, олицетворение смелости, удали, страсти к свободе. В исторических песнях ясными соколами называли вольных людей. Уж в русском фольклоре – носитель равнодушия, лени, самодовольства, трусости.

1V. Итог.

  1. – Прочитайте заключительные строчки М. Горького из «Легенды о Марко» (на доске)

Как они соотносятся с содержанием «Песни о Соколе»

        А вы на земле проживете,                                         Как черви слепые живут,

        Ни сказок о вас не расскажут,

        Ни песен о вас не споют.

- Кому бы вы адресовали эти строки?

(Эти строки соотносятся с жизненной позицией людей, похожих на Ужа. Писатель осуждает их слепоту. Ему по душе герой, которые заслуживают памяти людей, о которых складывают песни и сказки.)

- В чем для каждого из нас смысл жизни?

- Есть в нашем обществе «Соколы» и «Ужи»? (Примеры)

  1. Чтение стихотворения Ю. Николаева о Семене Гудзенко, прошедшего войну с белофиннами и Великую Отечественную войну и умершего от старых ран уже в мирное время. (Стих напечатан в «Правде» в 1965г)

Жизнь, борьба и любовь – все со словом «когда-то…»

        Утром был, как обычно, врачебный обход.

        И профессор сказал за дверями палаты:

        «М-да, коллеги, здесь явно летальный исход».

        Человек умирал на большой постели.

        В тишине. Почему в тишине, почему?

        Дождик стих, даже птицы и те улетели…

        Чтоб ничто умирать не мешало ему.

        Снова боль.

        Но и боль эта кончится скоро.

        Так что даже и думать о ней ни к чему.

        Даже солнце заботливо спрятали шторы…

        Чтоб ничто умирать не мешало ему.

        Нет же, черт побери!

                                       Стоит только подняться.

        Стоит только добраться,

                                         Окно распахнуть,

        С этим городом

                           Чистым, как детство,

                                                 Обняться

        И весеннего свежего ветра вдохнуть.

        К солнцу, к жизни стремиться душа беспокойно,

        Шаг…

        Темнеет в глазах…

                                Шаг…

                                        Конец. Тишина.

        Человека, прошедшего с честью сквозь войны,

         Старой раной добила,

                                            убила война.

        Но пока его дело на свете живет,

        И пока его слово звенит и поет,

        Вы не верьте тому, что он умер,

                                                Не верьте!

        Словно горьковский Сокол в последний полет,

        Настоящие люди уходят в бессмертье.

Вывод:       оценки

Д/з выучить отрывок из «Песни о Соколе». Мини-сочинение «В чем я вижу смысл жизни?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Песня о Соколе" (М.Горький и Н.И.Кузнецов)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе может быть использована  также  для проведения урока внеклассного чтения по произведениям М.Горького (6-7 классы)  и темат...

Презентация к уроку литературы в 8 классе "В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие "Песни о Соколе" М.Горького"

Презентация к уроку литературы в 8 классе содержит вопросы для беседы, иллюстрации к произведению М.Горького "Песня о Соколе"...

Разработка урока по литературе в 8 классе "М.Горький. Знакомство с "Песней о Соколе"

Разработка урока литературы в 8 классе по теме: "М.Горький. Знакомство с Песней о Соколе". Программа В.Я. Коровина...

Изучение «Песни о Соколе» М. Горького на уроке литературы в 8 классе

Конспект урока, составленный в логике ФГОС ООО...

М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»

План урока и презентация к уроку  литературы в 8 классе на  тему "М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»...

М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»

методическая разработка урока по литературе (8 класс)...