Воспитание читателя - воспитание Человека
по литературе по теме

Кропотова Татьяна Александровна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kropotovoy_opyt.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Тема педагогического опыта «Воспитание читателя – воспитание Человека».

2. Условия становления опыта.

Общий стаж работы в школе – 32 года.

Стаж работы по предмету – 26 лет.

1998 – 2008 годы – 10 лет работала в классах с углубленным изучением литературы.

Освоила программы и учебники по русскому языку под редакцией М.Г.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (5 – 9 классы);

УМК под редакцией В.В.Бабайцевой (5 – 9 классы);

10 – 11 классы – А.И.Власенков и Л.М.Рыбченкова (базовый уровень).

По литературе работала по программам Б.Есина и М.Ладыгина (5 – 11 классы, для классов с углубленным изучением литературы), В.Я.Коровиной (5 – 11 классы).

Обучаю в 2011 – 2012 учебном году 6-в, 7-в, 8-в, 10-б классы – 26 недельных часов.

3. Обоснование актуальности опыта.

  • Литература изучается 2 часа в неделю в 5 – 8 классах, 3 часа в 9 – 11 классах.
  • Упала техника чтения. Не могут дочитать книгу до конца.
  • Компьютеризация общества имеет свои «+» и «-».
  • Идет массовый отход от книги, от художественной литературы.
  • 65 % учащихся не воспринимают прочитанный текст на должном уровне.
  • Чтение – труд, требующий и временных и душевных затрат.
  • Книга – дорогое удовольствие.
  • «Скудеет» душа.
  • Проблема чтения – проблема социальная.

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на сто лет вперед – воспитайте Человека.

                                                                     (Народная мудрость)

Человек – это:

  • социально-активная, ответственная личность;
  • умеет судить и осознанно относиться к общечеловеческим и национальным понятиям:

жизнь

мир

Человек

свобода

культура

Отечество

долг

верность

справедливость

семья

красота

труд

знания

народ

родное слово

русский характер

забота

сострадание;

  • сформированная гражданская позиция;
  • присущая Доброта, честность, порядочность;
  • желание продуктивно участвовать в созидании новой России;
  • готовность к саморазвитию и самовоспитанию;
  • умение адекватно оценивать свои способности и качества;
  • высокий уровень самоуважения при адекватной самооценке;
  • хороший родитель;
  • труженик;
  • заботится о здоровье (своем, семьи, нации);
  • уважает старость  и др.

Я учитель русского языка и литературы. 30 лет и 3 года я отдаю своим ученикам частицу своего сердца, помогаю найти свой путь в жизни каждому ученику, учу доброте и справедливости, учу быть Человеком, как я это понимаю.

Писатель живет в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных им творениях. Мой труд будет жить в мыслях и поступках моих учеников. Дай Бог, чтобы мои старания не пропали даром.

Борис Пастернак подарил удивительную мысль: «Мы все стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить».

Культура устной и письменной речи в значительной мере определяется качеством и количеством прочитанных книг.

Чтение – форма получения и усвоения социального опыта, культурных традиций. Проблема отчуждения детей от чтения обостряется все сильнее с каждым годом и волнует не только учителей русского языка и литературы, а все общество.

На вопрос «Почему не читают?»  отвечают:

скучно – 18 %

нет времени – 28 %

Интернет и телевиденье интереснее – 22 %

устаю – 19 %

много задают – 13 %

Что читают?

  1. Сказки – 15 %
  2. Повести, романы – 5 %
  3. Книги по искусству – 1 %
  4. Детективы, фентези – 11 %
  5. Учебную литературу – 56 %
  6. Специальную литературу – 9 %
  7. Не читают – 3 %

Что дает чтение литературы?

  1. Помогает в учебе – 26 %
  2. Расширяет кругозор – 30 %
  3. Жизненный опыт – 23 %
  4. Культурный отдых – 6 %
  5. Развивает воображение – 6 %
  6. Не знаю – 9 %

Как используют свободное время?

  1. Театры, музеи, концерты – 1 %
  2. Чтение художественной литературы – 25 %
  3. Гуляние по улицам поселка, «тусовки» – 11 %
  4. Секции, соревнования – 3 %
  5. Художественная самодеятельность, музыкальная школа – 3 %
  6. «Сидят» и Интернете – 20 %
  7. Играют в компьютерные игры – 14 %
  8. Мастерят, рукодельничают – 1 %
  9. Слушают музыку – 8 %
  10. Бездельничают, «отдыхают» – 11 %
  11. Другое – 3 %

4. Работа над методикой изучения художественного произведения.

2001 – 2003 годы – «Теория литературы» (5 – 11 классы).

2004 – 2005 годы – «Активные формы познавательной деятельности учащихся на уроках литературы в классах с углубленным изучением предмета».

 2006 – 2007 годы – «Исследовательская деятельность на уроках литературы».

2007 – 2008 годы – «Проектная деятельность на уроках литературы».

2009 – 2011 годы – «Методы и приемы работы с детьми с низкой мотивацией в обучении».

5. Методическая основа анализа

   литературного произведения.

Специфика и задачи анализа литературного произведения.

Анализ литературного произведения – выявление отдельных элементов художественной формы и содержательных планов произведения.

- стиль                                     сюжет                   - тема                - обстоятельства

- жанр                               произведения            - фабула            - идея

- композиция                                                       - конфликт        - проблема

- ритм                                                                    - характер         - пафос

Содержание анализа литературного произведения:

  • Родожанровая специфика произведения.
  • Форма его бытования (устная или письменная) и форма осуществления (проза или стихи).
  • Тема как объект художественного изображения, то есть жизненные характеры и ситуации (взаимоотношения характеров, а также взаимодействия человека с обществом в целом, с природой, бытом и т.п.), которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуют объективную сторону его содержания.
  • Сюжет как совокупность изображаемых событий.
  • Мир художественного произведения – особая, вымышленная жизнь, в которой по своим законам (физическим, психологическим, социальным и т.п.) происходят вымышленные события. В нем изображается существование круга действующих лиц, предметов, вещей и явлений, обладающих особой значимостью.
  • Художественный конфликт. В произведении изображаются конфликтные положения, основанные на одном событийном узле, где действия имеют причинно-следственный характер (концентрический сюжет) или даны в цепи эпизодов, между которыми нет прямых причинно-следственных связей (хронологический сюжет).
  • Система образов, в первую очередь образов-персонажей. Важным оказывается выявление главной мысли, объединяющей героев в художественном мире.
  • Приемы создания художественного образа (аллегория, символ, типизация и т.п.).
  • Средства создания художественного образа (портрет, пейзаж, интерьер и т.п.).
  • Пространство и время – те условия, в которых совмещается сюжетное действие, в которых обитают персонажи. Это категории предметного мира произведения, обеспечивающие его целостное восприятие.
  • Композиция – расположение системы персонажей (их противопоставление, сопоставление), последовательность событий (композиция сюжета), способы изображения предметного мира (пейзажи, портреты, диалоги, монологи, крупный план и общий), чередование форм повествования (описание, сценические эпизоды, психологический анализ и т.д.).
  • Концепция писателя – проблема как область осмысления, понимания писателем отраженной реальности и идея как главная обобщающая мысль или система таких мыслей.
  • Мотивы – имеющие особый смысл повторы слов, деталей, изображений какого-то одного предмета или явления, события, действия.
  • Речевой строй произведения (повествование, описание, рассуждение, лирическое отступление и т.п.).
  • «Лингвистическая реальность текста» (фоника, лексика, стилистика).
  • Художественная речь или дискурс. Начало и конец текста имеют решающее значение как для автора, так и для читателя. Особенно важными для понимания произведения являются рамочные компоненты: эпиграф, название, посвящение, предисловие и т.п.

При осуществлении анализа литературного произведения в школе следует учитывать, что, во-первых, подробный разбор художественного текста невозможен, во-вторых, качество анализа зависит от уровня литературного мастерства школьников и профессиональной подготовки учителя, в-третьих, направление аналитической деятельности диктуется характером изучаемого произведения. Поэтому анализ художественного текста в школе всегда избирателен: внимание уделяется тем элементам структуры и содержания, рассмотрение которых поможет обучающимся приблизиться к авторскому взгляду на мир.

 Приемы организации анализа художественного текста на уроках литературы.

  • Целостный анализ:

  • комментирование,
  • выборочное чтение,
  • словарно-фразеологическая работа,
  • словесное рисование,
  • пересказ,
  • ведение читательского дневника,
  • анализ части (фрагмента произведения),
  • чтение по ролям,
  • инсценирование эпизодов,
  • аналитические записи в тетради:

Что изображается (основные события)

Кто изображается (краткая характеристика героев)

Как изображается (речь, поступки, детали, слова, эпитеты и пр.)

  • Прообразный анализ:

   

  • Составление «досье» на героя по опорным пунктам:
  • имя (прозвище);
  • внешний вид героя;
  • привычки, манеры поведения;
  • характер героя;
  • род деятельности;
  • характер взаимодействия с другими людьми и пр.

  • Составление словаря описаний жестов, голоса, взглядов, чувств героя.

          Памятка для учащихся:

  • подумайте, для достижения какой цели при характеристике образа вы будете использовать «Словарь описаний…»;
  • определите, какие именно особенности характеристики образа вы будете использовать для составления «Словаря…» (голос, взгляд, жесты и т.д.);
  • найдите и выпишите из текста слова и выражения, которые использует автор в описании голосов, жестов, взглядов героев произведения;
  • выявите их роль в характеристике образа, степень их наглядности;
  • проанализируйте подобранные цитаты и составьте психологическую характеристику образа-персонажа, опираясь на «Словарь…»;
  • включите составленную характеристику в свой ответ как подтверждение ваших мыслей.

  • Составление сравнительной характеристики литературных героев.

          Требования к сравнительной характеристике:

  • сравнивать можно только сопоставимых героев (по возрасту, общественному положению, роду занятий и т.п.);
  • сопоставление всегда надо производить по главным, а не по второстепенным признакам;
  • сравнивать нужно по одному и тому же признаку;
  • сравнивать образы можно по сходству и различию одновременно, иногда сравнение может проходить или по сходству, или по различию.

  • Проблемно-тематический анализ:

   

Проблемная ситуация – практическое или теоретическое затруднение, которое приводит учащихся к обнаружению недостаточности ранее полученных знаний, личного опыта для объяснения новых факторов и явлений, то есть к противоречию между знанием и незнанием.

  • Проблемные вопросы.

          Признаки проблемного вопроса:

  • противоречие, затруднение, преодолеть которое нельзя очевидным (легким) путем;
  • дополнительная информация. Проблемный вопрос расширяет познавательное поле, дает возможность для размышления и самообразования. Вопрос при этом характеризуется емкостью (охватывает не единичный факт, а широкий круг информации);
  • личностная значимость для ученика. Проблемный вопрос должен быть обращен не  только к интеллектуальной стороне личности школьника, но и к эмоциональной, входить в круг его интересов;
  • не единичный ответ. Ответы не исключают друг друга, а дополняют (снимают страх неверного ответа, так как индивидуальная точка зрения не может быть ошибочна).

  • Проблемные задачи (задания) – такая форма организации учебного материала, при которой ученики должны не только уяснить, что известно, что нужно найти, проверить, но и найти новый способ решения и творчески его реализовать. Такие задания формируют умение работать осознанно, проявлять индивидуальные творческие способности, так как обучающимся нужно применить максимум интеллектуальных и речевых способностей, чтобы активно высказываться на уроке:

  • задать вопрос по существу проблемы;
  • сформулировать собственную позицию;
  • представить, изобразить иначе;
  • сравнить, выбрать нужный вариант;
  • выдвинуть гипотезу (идею) и составить план ее проверки;
  • выбрать из множества мнений одно и доказать;
  • проанализировать и обосновать способ решения.

6. Концептуальная основа опыта, компоненты системы работы.

Предметные компетентности:

  • Литературоведческая компетентность:
  • освоение круга чтения русской и зарубежной литературы;
  • усвоение системы специфических знаний по литературе (знание текстов художественных произведений, теоретико-литературное знание, историко-литературные знания).

  • Коммуникативная компетентность:
  • формирование системы читательской деятельности через развитие базовых читательских умений при работе с художественным текстом;
  • формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и человеку, духовно-нравственное развитие школьников;
  • совершенствование речевой деятельности учащихся во всех видах (говорение, чтение, слушание, письмо) ≈ 45 %.

  • Культурологическая компетентность:
  • Совокупность знаний и навыков, позволяющих личности осуществлять свою жизнедеятельность в рамках культуры соответствующего социума, воспитание Человека (М.Ю.Руссова).  

7. Система работы. Методические находки.

Я считаю, что мои уроки личностно-ориентированные. На примере литературных произведений подвожу учащихся к решению жизненных проблем, а это лучшее средство повышения творческих способностей учеников, возможность найти «свою» нишу в этом сложном мире. Сама постоянно повышаю свое педагогическое мастерство. Считаю, что нахожусь в постоянном поиске новых знаний, методов, приемов обучения.

В своей работе применяю технологии традиционной педагогики и педагогики развивающего обучения.

Я нашла свои «увлекательные добавки», которые придают необычность уроку, позволяют поднять рейтинг русского языка и чтения классики.

В практике моей работы можно увидеть разные

  • формы урока,
  • элементы игры,
  • творческие задания,
  • дискуссионные вопросы,
  • алгоритмы рассуждений,
  • опорные схемы,
  • создание «ситуаций неуспеха» для достижения успеха.

Я провожу такие уроки, как:

  • лекция – обзор (с обучением конспектированию);
  • творческий отчет по прочитанным книгам;
  • заочное путешествие в биографию писателя;
  • урок защиты проекта по творчеству писателя;
  • урок памяти (В.Шукшина);
  • урок открытого письма;
  • урок Любви (по поэзии 50 – 80-х годов ХХ века);
  • урок – суд, диспут, концерт;
  • урок – экспертиза;
  • урок – «круглый стол».

Положительным считаю отказ от шаблона. Это не игра, а кропотливый труд учителя и ученика, размышление, а не формализм, это погружение в мир писателя и его произведения.

На моих уроках царит увлеченность эмоциональным тоном и фоном урока. Я поддерживаю альтернативность мнений, каждому стараюсь дать слово, нельзя «отсидеться», промолчать.

Мои учащиеся владеют навыками создания текстов разных жанров и типов речи.

5 класс – чтение, пересказ, анализ текстов, сообщения на 2 – 3 минуты;

6 класс – зачет по написанию отзыва на прочитанную книгу, выступают 3 – 5 минут перед параллельным классом;

7 класс – пишут рецензию;

8 класс – реферат;

9 класс – проектная деятельность;

10 – 11 классы – презентация тем, проектная деятельность, исследовательские работы.

Считаю, что моя деятельность помогает в освоении других предметов, это отмечают коллеги – предметники.  Работая в таком режиме, выпускники легче адаптируются, поступив в ВУЗ.

В последние годы возникла проблема:

Обучения детей с низкой мотивацией. В условиях общеклассных форм обучения использую методы и средства дифференциации в урочной форме обучения:

  • разноуровневое изложение материала;
  • постепенное усложнение (от простого к сложному, от частного к общему);
  • многократное повторение изложенного в течение урока.

Использую наглядность, видеопрезентации, рисунки – иллюстрации ушедших из школы учеников.

Использую и

  • групповые формы работы с целью взаимообучения;
  • работу в парах;
  • применяю индивидуальный опрос по заранее данным ученику вопросам;
  • задания с выбором ответов;
  • задания с критериями оценки;
  • индивидуализирую домашнее задание.

В своей практике для активизации познавательной деятельности учащихся провожу и интегрированные уроки:

  • «Дымковская игрушка» (5 класс),
  • «Кавказ подо мною» (7 класс),
  • «Россия – Родина моя» (первый урок русского языка в 8 классе),
  • «Отечественная война 1812 года» (10 класс).  

8. Результативность опыта.

  1. 70 % учащихся учатся по литературе на «4» и «5».
  2. Программные произведения изучаются в полном объеме в соответствии с программой.
  3. 2006 год – Батаева Олеся (11 класс) – 1 место на областной олимпиаде по литературе в 1 туре по анализу художественного произведения.
  4. 2008 год – 100 % учащихся 11 класса сдали литературу на «5».
  5. 90 % выпускников, с которыми я работала, продолжают обучение в ВУЗах.
  6. 2 стали учителями русского языка и литературы.
  7. Все учащиеся владеют навыками исследовательской и проектной деятельности, умеют работать с информацией, смогут спланировать деятельность.
  8. У ребят сложились положительные отношения к школе. Внутри классов бесконфликтное взаимодействие.
  9. 2009 – 2010, 2010 – 2011 учебные годы – выпуски классов с преобладанием детей с низкой мотивацией и слабым развитием ОУУН, но все получили аттестаты об основном образовании.
  10. За последние 10 лет – 10 классов-выпусков – 10 выпускников награждены серебряными медалями.
  11. Профессии моих выпускников:
  • культуролог – 2
  • социолог – 6
  • юрист – 19
  • учитель – 9 (1 – работает с детьми с ограниченными возможностями)
  • завуч по воспитательной работе – 2
  • руководитель детского театрального объединения – 1
  • эксперт – 2
  • руководитель предприятия, фирмы – 4
  • врач – 8
  • эколог – 3
  • переводчик – 2
  • экономист – 8
  • рабочий – 18
  • диспетчер – 2
  • психолог – 7
  • художник – 1
  • ученый в области медицины – 1

9. Проблемы и перспективы деятельности.

  1. Время, развитие общества мешают учителю литературы положительно воздействовать на ученика. За 2 недельных часа многого не сделаешь.
  2. Школа надеется, что в жизни наши ученики будут удачливы, пройдут по ней с чувством личного достоинства и большей долей порядочности.

Пусть несут Мой девиз Мои ученики:

Будь беспокойным! Не считай отрадой

Благополучья собственного рай!

Дерзай! Работай! Ошибайся! Падай!

И снова все сначала начинай!

Не так легко, не так все это просто,

Но пусть в тебе горит огонь живой

Огромного, святого недовольства

Самим собой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание Человека в человеке на уроках культуры народов Саха.

«Человек на пути к себе… Он всегда ищет, по какому пути ему следовать. Ему будет легче в пути, если он осознает свою сущность и Ритуал как систему трансляции личности, если он научится проявлять в сло...

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека

Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...

Проектная деятельность как один из способов воспитания читателя

Статья учителя литературы МБОУ СОШ №1 г Алдан Республики Саха(Якутия)Шевелевой Евгении Владимировны Проектная деятельность как один из способов воспитания читателяОдной из важнейших задач со...

Взаимодействие школы, библиотеки и семьи в воспитании Читателя.

    Чтение остается важнейшим инструментом образования, развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекват...

воспитания читателя-творца через игровые технологии, используемые мной при работе с детьми и подростками.

Наблюдая  за подрастающим поколением, каждый из нас задумывается о том,  как же вернуть ребятам интерес к учебе, как научить их творчески мыслить, привить интерес к книге и к самой жизни.Зна...

Проектная работа «Как трудно стать человеком» (Проблемы воспитания и самоопределения человека в русской литературе) 9 класс

Детство - очень важный этап в процессе формирования человеческой личности. Именно в это период формируется мировоззрение человека,  складываются взгляды на жизнь, появляются первые желания и начи...

Воспитание читателя (из опыта работы)

Данная сатья  лишь часть накопленного опыта. Воспитать настоящего читателя, который не мыслит ни дня без книги, - задача любого учителя. Но и для родителей сейчас становится проблемой приобщить р...