СИТУАЦИЯ по повести М.Булгакова «Собачье сердце»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Это урок-ситуация  по теме "Эксперимент по очеловечиванию собаки - это победа или поражение?", цель которого - создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon situatsiya_po_povesti_m.bulgakova_sobache_serdtse.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

СИТУАЦИЯ по повести М.Булгакова «Собачье сердце»

ТЕМА:

«Эксперимент по очеловечиванию собаки – это победа или поражение?»

Цель: создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

Задачи: 

  • Дидактическая – показать неразрывную духовную связь разных поколений, жизненность и актуальность общечеловеческих ценностей;
  • Развивающая – осознать, что проблема сохранения, возрождения духовности – одна из главных как во времена Булгакова, так и в наше время; осознать опасность для общества таких людей, как Шариков, Швондер, которые могут уничтожить нравственные ценности;
  •  Воспитательная – осмыслить, что учёный несёт ответственность за своё изобретение.

1. Ввод в проблему.

В наше время творчество М.Булгакова получило заслуженное признание, стало частью не только российской, но и мировой культуры. Трудно поверить, что его повесть «Собачье сердце» была опубликована в нашей стране лишь в конце 90-х годов. А написал её Булгаков ещё в 1925 году, но вскоре услышал, что «это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». И только через 63 года была напечатана она в нашей стране. Повесть вызвала живой интерес читателей, режиссёров, литературоведов. Однако оценки повести не однозначны.

ЧЬЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ?

«А вот «Собачье сердце»…для меня не на том, высшем, булгаковском, уровне: именно потому, что слишком привязано к злобе дня», - писал академик Б. Раушенбах.

«Повесть «Собачье сердце», которая до сих пор не утратила ценности социальных, нравственных идеалов, полна блестящей фантазии, сатиры, иронии, окрашена в лирические тона», - говорил прозаик В.Бубнис

2. Работа  микрогрупп в зоне поиска и общее обсуждение. (Каждая группа обсуждает 3 минуты и сообщает о своей точке зрения).

3.  Постановка проблемы.

Повесть М.Булгакова о том, как профессор Преображенский сделал уникальную операцию, в результате которой из бездомного пса Шарика получился человек-хам. Во времена Булгакова сюжет не казался столь фантастическим, так как с 1921 года научно-популярная печать публиковала материалы об омоложению по методу австрийского физиолога Э.Штейнаха путём пересадки половых желез у млекопитающих. В 1924 году вышли два сборника под редакцией профессора Н.К.Кольцова «Омоложение».

ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЮ СОБАКИ - ЭТО ПОБЕДА ИЛИ ПОРАЖЕНИЕ?

4. Работа  микрогрупп в зоне поиска в течение 5 минут, общее обсуждение, высказывание своего мнения.

4.1. Работа со словарём: найти значение слов: атавизм, гомункул, евгеника, эскулап, гипофиз, инфлюэнце.

4.2. Вопросы, направляющие мыслительную деятельность учащихся:

  • Как изображён процесс очеловечивания?
  • Можно ли развить Шарикова в личность?
  • В чём трагизм изображаемого?

5. Постановка новой проблемы.

Итак, автор говорит не только о непредсказуемости последствий научных опытов и о мере ответственности учёного за своё изобретение, но и о невозможности перевоспитать личность, генетически заражённую страшными пороками, инстинктами. М.Булгаков показывает, что «лабораторное существо» – тип определённой среды. Да ещё и Швондер оказывает на него влияние.

КТО СТРАШНЕЕ: ШАРИКОВ ИЛИ ШВОНДЕР?

6. Работа  микрогрупп в зоне поиска в течение 5 минут, общее обсуждение, сообщение о своём выводе.

Вопросы, направляющие мыслительную деятельность учащихся:

  • Чем опасен Швондер? А Шариков?
  • Какие художественные средства сатиры использует автор при создании  образов?
  • Почему повесть называется «Собачье сердце»?

7. Постановка новой проблемы.

М.Булгаков в повести изображает послереволюционные события: холод, голод, разруху.

ЧТО СТРАШНЕЕ: РАЗРУХА В ХОЗЯЙСТВЕ ИЛИ ГОЛОВАХ ЛЮДЕЙ?

8. Обсуждение в микрогруппах в течение 5 минут, высказывание своих точек зрения.

9. Слово учителя.

Итак, М. Булгаков считает, что новый строй должен предъявить людям и обществу новые, гуманистические принципы взаимоотношений, которые должны быть основаны на уважении к культуре, труду, знаниям. Нравственность отстаёт, не соответствует новому строю, поэтому проблема сохранения, возрождения духовности становится одной из главных.

РЕФЛЕКСИЯ: какая из проблем, поставленных М.Булгаковым в повести, показалась вам особенно актуальной в наше время? Чем затронула вас?

Д/З: написать сочинение-миниатюру «Наша история – это история Шариковых или Корчагиных?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по повести М. Булгакова "Собачье сердце". "Эпоха и её герой в изображении Булгакова.

Урк-беседа, работа с текстом, использование информационных цифровых технологий....

Конспект урока по литературе в 9 классе Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

Конспект урока по литературев 9 классе.Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»). Урок с использованием презентации....

Контрольные вопросы на знание текста повести М.Булгакова "Собачье сердце"

Данные вопросы помогут определить уровень прочтения повести....

Повесть М.Булгакова "Собачье сердце".

М.Булгаков "Собачье сердце"...

СИТУАЦИЯ по повести М.Булгакова «Собачье сердце»

Урок-ситуация по теме "Эксперимент по очеловечиванию собаки - это победа или поражение?", цель которого - создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном самосовершенст...

Литературный ринг по повести М. Булгакова "Собачье сердце"

Цель игры:расширить представление учеников 9 классов о личности писателя; помочь осознать роль его творчества в контексте историко-литературного процесса.Задачи:ввести обучающихся в художественный мир...

"Москва старая и новая. Булгаков и эпоха".(Первый урок по повести М. Булгакова "Собачье сердце").

Урок знакомит учащихся с фактами биографии М.Булгакова,определяет особенности изображения Москвы и его истоки в повести М.Булгакова “Собачье сердце”....