Тьюторское сопровождение.
статья по литературе на тему

Николаева Мария Романовна

Николаева М.Р. учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Крестяхская СОШ имени И.Г. Спиридонова»

 Сунтарского района Республики Саха (якутия)

 

Роль тьюторского сопровождения внеурочной деятельности учащихся в формировании УУД и духовно-нравственном воспитании.

 

            Целью образования по ФГОС становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.       В связи с этим приоритетным направлением современной школы, её ключевой идеей является не давать конкретные знания, а обучать способам эффективного и самостоятельного их освоения, способам действия со знаниями, действия на границах разных знаний, в нестандартных ситуациях. Учить решать открытые задачи, прогнозировать, быстро ориентироваться, брать в руки инициативу, действовать в пространстве вариантов -  одним словом, необходимо запустить проект «человек мобильный», «человек функциональный», который способен к быстрым изменениям в обществе. Иными словами важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

       Комплексный подход к развитию ребенка, который предполагает органическое единство духовно-нравственного, патриотического воспитания и развития познавательной, деятельностной сфер может помочь учащимся  достигнуть  активного усвоения социального опыта своего народа.  Эта миссия возлагается в первую очередь на учителей-гуманитариев. Мы должны работать над   культурно-исторической социализацией учащихся, так как именно литература и языки являются носителями своеобразного генетического кода, без которого человек теряет накопленный столетиями духовный опыт предшествующих поколений, опыт национальной жизни, частного нравственного поведения: способности думать, сочувствовать, переживать.   

            В  связи  с выше сказанным  задачей   учителя-словесника является  совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания, без которых немыслимо общекультурное, личностное развитие учащихся. Кроме того,  повышение речевых умений как основу  формирования   универсальных  способов  деятельности,  как  способов  решения  проблем  в  различных  сферах  и  видах  деятельности,  к  числу  которых  в  педагогической  теории  относят  моделирование, системный  анализ,  проектирование,  исследование  и  другие  виды  рефлексивной  и  эвристической  деятельности.  Так  как  сформировать и  развить   указанные  умения  и  навыки  в  рамках  урочной  системы  и  на  материале  только учебных предметов  довольно  сложно, необходимостью стало расширение образовательного пространства, поиск новых форм интеграции. Необходима межпредметная координация или создание метапредметов с целью   консолидации  всего творческого  потенциала   педагогического  коллектива.

           Достижение  поставленных  целей  предусматривает  возрождение  практики  наставничества,  способствует  становлению  института  школьного  тьюторства  как  организационной  формы  создания  дополнительного  образовательного  пространства с целью формирования у учащихся метапредметных компетенций.

Расширение образовательного пространства является условием повышения уровня образованности учащихся. Способом расширения образовательного пространства являются различные формы внеурочной деятельности или внеклассной работы, требующие тьюторского сопровождения.

    В нашей практике мы занимаемся проектированием форм организации тьюторского сопровождения в условиях массовой муниципальной школы, в которой тьюторство не носит массовый всеобъемлющий характер.

     Введение тьюторства в образовательное пространство массовой школы в  приводит к фактическому появлению в школе прослойки новых педагогов — тьюторов, профессиональная позиция которых качественно отличается от позиции учителя.

      Тьютор в переводе с английского означает «школьный наставник, опекун». В широком смысле тьютор определяется как тот, кто сопровождает процесс освоения новых  метапредметных видов образовательной деятельности. Тьютор, расширяя образовательное пространство, формирует и развивает способности к универсальным учебным действиям независимо от узкопредметного содержания.

      Тьюторское сопровождение  проявляется в том, что оно носит надпредметный, метапредметный характер; обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивает преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося.

           Включение  в  этот  процесс  тьютора,  а  не  учителя,  в  данной  ситуации,  безусловно,  важнейший  инновационный  шаг.  Учитель  и  тьютор -  взаимодополняющие  позиции  в  целостном  построении  образования.  Учитель  -  это  кто  учит,  а  тьютор -  тот,    кто  помогает  учиться.  У  учителя -  ученик  как  объект  обучения,  у  тьютора  -  учащийся, т. е.  субъект осознанной  познавательной  деятельности.  

             Тьюторское  сопровождение  подростков  является  одним из приоритетных  направлений  работы  нашего МО и  тьюторского  совета,  созданного при Крестяхском  музее «Первооткрывателей алмазов». Директор музея и учитель геологии  берут  на  себя  и  функции  координаторов  тьюторского  совета. 

В нашей практике мы занимаемся проектированием форм организации тьюторского сопровождения в условиях массовой муниципальной школы, в которой тьюторство не носит массовый всеобъемлющий характер.

            Мы  выбрали  две  модели  тьюторского  сопровождения: 

1)      Клубную  модель,  как  наиболее  мобильную,  свободную  в  смысле  участия  подростков  и  ситуативно  обозначенную  форму.

 Клуб  «Любителей словесности» включает несколько разновозрастных секций по интересам: «Литературная гостиная», «Игротека», «Образовательные экспедиции» и др.  Вот перечень некоторых мероприятий, проведенных клубом  в последние 5 лет:  Вечера – Вечер «В семье единой», очный литературный конкурс «Проба пера» с участием учащихся Сунтарского и Мирнинского улусов, НПК «Алмазный меридиан» и «Спиридоновские чтения», литературные вечера: «Среда на башне», «Трудись, душа, работай…», салон посвященный жизни и творчеству поэта Дениса Давыдова в рамках недели, посвященной 200-летию Бородинского сражения, интегрированная неделя, посвященная 200-летию Н.Н. Гончаровой, салон «Моя мадонна», литературное кафе «Бродячий щенок» и др.

 

2)      Индивидуальную,  направленную  на  научно-исследовательскую деятельность и на проектную виды деятельности.

 Неоценимый вклад в патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения вносит Крестяхский музей «Первооткрывателей алмазов», рассказывающий о трудовом и гражданском подвиге геологов-первооткрывателей. Директор музея – педагог, общественный деятель, Почетный гражданин Сунтарского улуса Конобулова М.Х. В научно-исследовательском обществе при музее «Первооткрывателей алмазов» под тьюторским сопровождением подростки, выбравшие технические специальности, пишут доклады по истории алмазной промышленности, по изучению жизни и деятельности первооткрывателей алмазов, участия местного населения в открытии алмазных россыпей в с. Крестях на косе Соколиной, истории Амакинской экспедиции, находившейся в окрестностях нашего села. 

В ходе исследовательской работы в архивах музея, сбора воспоминаний, в процессе написания доклада ребята видят, какой трудовой путь проходят геологи-земляки: от сельского паренька до  заслуженных геологов Якутии и России. Это помогает сформировать у подростков образы эффективного труженика, успешной трудовой карьеры, "идеальной" профессии, способствует повышению мотивации к обучению, привлекательности самого процесса обучения у старшеклассников.

           Таким образом, интегрированное тьюторское сопровождение означает консолидацию всех творческих сил коллектива для совершенствования духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, помогает обеспечивать  интеллектуальные и духовные потребности в самостоятельной научно-исследовательской деятельности, позволяют осуществлять творческие, исследовательские и  рефлексивные виды деятельности, тем самым способствуя развитию у учащихся метапредметных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_tyutorstve.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Николаева М.Р. учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Крестяхская СОШ имени И.Г. Спиридонова»

 Сунтарского района Республики Саха (якутия)

 

Роль тьюторского сопровождения внеурочной деятельности учащихся в формировании УУД и духовно-нравственном воспитании.

            Целью образования по ФГОС становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.       В связи с этим приоритетным направлением современной школы, её ключевой идеей является не давать конкретные знания, а обучать способам эффективного и самостоятельного их освоения, способам действия со знаниями, действия на границах разных знаний, в нестандартных ситуациях. Учить решать открытые задачи, прогнозировать, быстро ориентироваться, брать в руки инициативу, действовать в пространстве вариантов -  одним словом, необходимо запустить проект «человек мобильный», «человек функциональный», который способен к быстрым изменениям в обществе. Иными словами важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

       Комплексный подход к развитию ребенка, который предполагает органическое единство духовно-нравственного, патриотического воспитания и развития познавательной, деятельностной сфер может помочь учащимся  достигнуть  активного усвоения социального опыта своего народа.  Эта миссия возлагается в первую очередь на учителей-гуманитариев. Мы должны работать над   культурно-исторической социализацией учащихся, так как именно литература и языки являются носителями своеобразного генетического кода, без которого человек теряет накопленный столетиями духовный опыт предшествующих поколений, опыт национальной жизни, частного нравственного поведения: способности думать, сочувствовать, переживать.    

            В  связи  с выше сказанным  задачей   учителя-словесника является  совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания, без которых немыслимо общекультурное, личностное развитие учащихся. Кроме того,  повышение речевых умений как основу  формирования   универсальных  способов  деятельности,  как  способов  решения  проблем  в  различных  сферах  и  видах  деятельности,  к  числу  которых  в  педагогической  теории  относят  моделирование, системный  анализ,  проектирование,  исследование  и  другие  виды  рефлексивной  и  эвристической  деятельности.  Так  как  сформировать и  развить   указанные  умения  и  навыки  в  рамках  урочной  системы  и  на  материале  только учебных предметов  довольно  сложно, необходимостью стало расширение образовательного пространства, поиск новых форм интеграции. Необходима межпредметная координация или создание метапредметов с целью   консолидации  всего творческого  потенциала   педагогического  коллектива.

           Достижение  поставленных  целей  предусматривает  возрождение  практики  наставничества,  способствует  становлению  института  школьного  тьюторства  как  организационной  формы  создания  дополнительного  образовательного  пространства с целью формирования у учащихся метапредметных компетенций.

Расширение образовательного пространства является условием повышения уровня образованности учащихся. Способом расширения образовательного пространства являются различные формы внеурочной деятельности или внеклассной работы, требующие тьюторского сопровождения.

    В нашей практике мы занимаемся проектированием форм организации тьюторского сопровождения в условиях массовой муниципальной школы, в которой тьюторство не носит массовый всеобъемлющий характер.

     Введение тьюторства в образовательное пространство массовой школы в  приводит к фактическому появлению в школе прослойки новых педагогов — тьюторов, профессиональная позиция которых качественно отличается от позиции учителя.

      Тьютор в переводе с английского означает «школьный наставник, опекун». В широком смысле тьютор определяется как тот, кто сопровождает процесс освоения новых  метапредметных видов образовательной деятельности. Тьютор, расширяя образовательное пространство, формирует и развивает способности к универсальным учебным действиям независимо от узкопредметного содержания.

      Тьюторское сопровождение  проявляется в том, что оно носит надпредметный, метапредметный характер; обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивает преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося.

           Включение  в  этот  процесс  тьютора,  а  не  учителя,  в  данной  ситуации,  безусловно,  важнейший  инновационный  шаг.  Учитель  и  тьютор -  взаимодополняющие  позиции  в  целостном  построении  образования.  Учитель  -  это  кто  учит,  а  тьютор -  тот,    кто  помогает  учиться.  У  учителя -  ученик  как  объект  обучения,  у  тьютора  -  учащийся, т. е.  субъект осознанной  познавательной  деятельности.  

             Тьюторское  сопровождение  подростков  является  одним из приоритетных  направлений  работы  нашего МО и  тьюторского  совета,  созданного при Крестяхском  музее «Первооткрывателей алмазов». Директор музея и учитель геологии  берут  на  себя  и  функции  координаторов  тьюторского  совета.  

В нашей практике мы занимаемся проектированием форм организации тьюторского сопровождения в условиях массовой муниципальной школы, в которой тьюторство не носит массовый всеобъемлющий характер.

            Мы  выбрали  две  модели  тьюторского  сопровождения:  

1)        Клубную  модель,  как  наиболее  мобильную,  свободную  в  смысле  участия  подростков  и  ситуативно  обозначенную  форму.

 Клуб  «Любителей словесности» включает несколько разновозрастных секций по интересам: «Литературная гостиная», «Игротека», «Образовательные экспедиции» и др.  Вот перечень некоторых мероприятий, проведенных клубом  в последние 5 лет:  Вечера – Вечер «В семье единой», очный литературный конкурс «Проба пера» с участием учащихся Сунтарского и Мирнинского улусов, НПК «Алмазный меридиан» и «Спиридоновские чтения», литературные вечера: «Среда на башне», «Трудись, душа, работай…», салон посвященный жизни и творчеству поэта Дениса Давыдова в рамках недели, посвященной 200-летию Бородинского сражения, интегрированная неделя, посвященная 200-летию Н.Н. Гончаровой, салон «Моя мадонна», литературное кафе «Бродячий щенок» и др.

2)        Индивидуальную,  направленную  на  научно-исследовательскую деятельность и на проектную виды деятельности.

 Неоценимый вклад в патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения вносит Крестяхский музей «Первооткрывателей алмазов», рассказывающий о трудовом и гражданском подвиге геологов-первооткрывателей. Директор музея – педагог, общественный деятель, Почетный гражданин Сунтарского улуса Конобулова М.Х. В научно-исследовательском обществе при музее «Первооткрывателей алмазов» под тьюторским сопровождением подростки, выбравшие технические специальности, пишут доклады по истории алмазной промышленности, по изучению жизни и деятельности первооткрывателей алмазов, участия местного населения в открытии алмазных россыпей в с. Крестях на косе Соколиной, истории Амакинской экспедиции, находившейся в окрестностях нашего села.  

В ходе исследовательской работы в архивах музея, сбора воспоминаний, в процессе написания доклада ребята видят, какой трудовой путь проходят геологи-земляки: от сельского паренька до  заслуженных геологов Якутии и России. Это помогает сформировать у подростков образы эффективного труженика, успешной трудовой карьеры, "идеальной" профессии, способствует повышению мотивации к обучению, привлекательности самого процесса обучения у старшеклассников.

           Таким образом, интегрированное тьюторское сопровождение означает консолидацию всех творческих сил коллектива для совершенствования духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, помогает обеспечивать  интеллектуальные и духовные потребности в самостоятельной научно-исследовательской деятельности, позволяют осуществлять творческие, исследовательские и  рефлексивные виды деятельности, тем самым способствуя развитию у учащихся метапредметных умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе

Тьюторское сопровождение  исследовательской деятельности школьников позволяет им активно использовать открытое образовательное пространство и обеспечивает успешность их  работы. В материале ...

Технология тьюторского сопровождения

Тьюторское сопровождение предпрофильной группы обучающихся, методы и приемы...

Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")

Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровожде...

Тьюторское сопровождение процессов самоопределения и выбора учащимися средней школы

опыт тьюторского сопровождения курса по профильному самоопределению учащихся 7 класса...

Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова; тьют...

Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова; тьют...

Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова...