Тьюторское сопровождение процессов самоопределения и выбора учащимися средней школы
методическая разработка (7 класс) по теме

Сергеева Наталья Михайловна

опыт тьюторского сопровождения курса по профильному самоопределению учащихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutorskoe_soprovozhdenie__sergeeva_n.m..rar29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение процессов самоопределения и выбора учащимися средней школы

(из опыта работы Сергеевой Натальи Михайловны, классного руководителя 7в и 11в классов

МАОУ «Лицей №4» г. Перми).

Я - классный руководитель

Классный руководитель – кто это? Учитель, совмещающий две должности (учитель и классный руководитель)? Педагог, который занимается только воспитанием детей?

Мне кажется, что классный руководитель это тот, кто готов не просто находиться с ребенком  во время его пребывания в школе, помочь ему решать учебные и личные проблемы,  а тот, кто ПРОЖИВАЕТ  с каждым своим учеником каждую его минуту жизни (и не только тогда, когда ребенок находится в школе). Как часто бывает, что на дворе уже поздний вечер или раннее утро, а телефон не замолкает от звонков твоих учеников и их родителей. И каждый ждет твоего совета, доброго слова, а иногда просто хочет услышать голос, ставший за многие годы таким родным. Любой классный руководитель (если он действительно КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, а не функционер, назначенный администрацией) сталкивается с этим почти ежедневно.

Что же заставляет учителей забывать о сне и покое, о своем личном времени, подчинять интересы семьи заботам школы? Наверное, есть что-то в работе классного руководителя такое, что заставляет всех и в школе, и дома признать важность данной работы и проникнуться к ней уважением.

Уже 14 лет я являюсь классным руководителем. Не так много детей прошли через мои классы – ведь вместе мы от 5 до 7 лет. Но в последние полтора года мне повезло – у меня уже два класса с классным руководством. Получилось это случайно и, как казалось, на время. Спустя 6 учебных четвертей я могу сказать с уверенностью: я – классный руководитель. Я ничуть не жалею, что судьба распорядилась именно так. С появлением 6 класса (сегодняшнего 7) мне стало легче работать со своими «взрослыми детьми» - десятиклассниками (сегодня они уже на пороге выпуска). Оказалось, что многие из них, не имеющие младших братьев и сестер, обрели их, а имеющие – поделились опытом общения. Стало легче решать возникающие возрастные трудности.

Современное образование предполагает обучение по индивидуальным учебным планам в старшей школе. Значит, в начале 10 класса каждому предстоит выбрать свой собственный профиль обучения. Не у всех это получается. Да и как же может получиться, ведь выбирать надо учиться. С этой целью в нашем лицее с 8 класса ребята учатся в предпрофильных образовательных потоках: первый опыт выбора своей образовательной программы ребята получают на 2 года раньше.

Именно старшие подсказали мне необходимую работу с нынешними семиклассниками: тьюторская поддержка профильного самоопределения подростков. Опираясь на свой не всегда удачный опыт профильного определения, старшеклассники предложили помочь семиклассникам в выборе предпрофиля обучения. Так родилась идея краткосрочного курса по выбору «МОЙ ВЫБОР» в рамках тьюторского сопровождения процессов самоопределения и выбора учащимися средней школы.

Тьюторское сопровождение процессов самоопределения и выбора учащимися средней школы.

Новая структура Федерального государственного образовательного стандарта призвана обеспечить расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей для учащихся, в том числе и  обучение по индивидуальным образовательным программам в школе. Для реализации этих задач необходима особая позиция педагога, который сопровождает ученика по индивидуальной траектории в пространстве школы и помогает в поиске образовательных ресурсов за её пределами. Она называется тьюторской и отличается от традиционной позиции учителя,  психолога или классного руководителя тем,  что представляет собой специально организованную педагогическую деятельность по индивидуализации образования,  направленную на прояснение образовательных мотивов и интересов учащихся, поиск ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, формирование учебной рефлексии школьников.  

Целью работы тьютора является персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В ходе этого сопровождения тьютор «увязывает», координирует различные направления предпрофильной подготовки и профильного обучения (преподавание предметных и ориентационных курсов, информационной работы и профориентации), разворачивающиеся в школе в ориентации на конкретного ученика, тем самым предоставляя ему возможности реального индивидуального выбора дальнейшего профиля обучения и самоопределения в профессиональном будущем.

Программа инновационной образовательной практики

  1. Автор программы: Сергеева Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель  7в класса МАОУ «Лицей №4» г. Перми.
  2. Краткосрочный курс «Мой выбор»
  3. Направление работы: профильное самоопределение.
  4. Программа предназначена для учащихся 7 в класса МАОУ «Лицей №4» г. Перми.  (26 человек).
  5. Программа рассчитана на 12 часов. Из них: аудиторных -2, практических – 6, самостоятельная работа – 4.
  6. Программа является частью программы воспитания  в 7 в классе.
  7. Организационные условия. Программа реализуется в течение третьей четверти 2011-2012 учебного года. Режим проведения: классные часы (для проведения аудиторных и практических занятий). Место реализации: МАОУ «Лицей №4» г. Перми.
  8. Ожидаемые результаты.

Результат

УУД

Критерии и показатели результативности программы

Ученики сделают предварительный выбор уровня сложности изучения математики, физики, обществознания и обоснуют свое решение

Построение  индивидуальной образовательной траектории.

80% учащихся сделают предварительный выбор уровня сложности изучения математики, физики, обществознания и обоснуют свое решение.

80% учащихся подтвердят его портфолио.

Объект оценивания

Критерии оценки деятельности учащихся.

Сравнительная  таблица

Выделение оснований для сравнения – 5 баллов

Точность (четкость?) формулирования своего соответствия/несоответствия требованиям профильного обучения – 10 баллов.

Максимальный балл – 15.

Обобщающая таблица

Полнота представленной информации – 15 баллов

Резюме

Прохождение тест-драйва:

заявка на участие в тест-драйве – 5 баллов

участие в тест-драйве – 10 баллов

рефлексивная заметка после участия в тест-драйве – 15 баллов.

Опыт (достижения) школьной жизни с 1 по 7 класс:

предоставление портфолио – 20 баллов

Перспектива:

анализ  возможных областей профессионального самоопределения, учебных учреждений, которые опираются на профильные предметы – 10 баллов.

Максимальный балл – 60.

План реализации программы.

Замысел. В 8 классе лицея обучение строится на основе образовательных потоков. Учащиеся при прохождении курса знакомятся с требованиями, предъявляемые к ученикам при изучении математики, физики, обществознания на профильном уровне, анализируют свои возможности обучения предмету на данном уровне сложности, принимают  предварительное решение в отношении выбора уровня сложности изучения математики, физики, обществознания в 8 классе, обосновывают свой выбор.

В итоге  учащимся будет составлено резюме, подтвержденное портфолио, на основе которого ребенком будет сделан осознанный выбор профильного обучения.

Содержание программы.

Раздел

Часы

Способы деятельности педагога и учащегося

Объект оценивания

1

Информационный  

2

Анализ учащимися учебных программ образовательных потоков

Пресс-конференция с учителями –предметниками по итогам анализа учебных программ образовательных потоков.

Сравнительная  таблица (что сложно, с чем справишься, что пока не можешь, что надо проверить – сможешь ли и хочешь ли).

Рефлексивный  текст на основе сравнительной таблицы. (итоговый продукт)

2

Тест-драйв

6

Выполнение профессиональных проб. Погружение в особенности работы по предмету на углубленном уровне: практикумы по решению задач (физика, математика), конструирование (физика), моделирование (физика, математика), выполнение социальных проектов, участие в дискуссии, диспуте на общественно значимую тему (обществознание)

Сбор  материала по будущей специализации (какие учебные учреждения опираются на профильные предметы, возможные области профессионального самоопределения)

Психологическое тестирование по профориентированию

Рефлексивный  текст как итоговый продукт  

Обобщающая таблица (специальности, УЗ, профессии)

3

Рефлексивный.

4

Составление резюме, подтверждение его портфолио.  

Если самоопределение состоялось, а подтвердить портфолио не можем, то составление плана дальнейшей работы по наполнению портфолио

Резюме.

Материалы для реализации программы.

  1. Учебный план лицея 8-9 класс (по профилям).
  2. Сайты, проспекты СУЗ и ВУЗ (куда смогу пойти учиться после обучения в профиле). Встречи со студентами и выпускниками СУЗ и ВУЗ.
  3. Психологические тесты по профориентации (определение профессиональных предпочтений и возможностей).
  4. Дидактические материалы для проведения тест-драйва (из методической копилки учителей-предметников).
  5. Методическая литература для тьютора.
  1. Меттус Е.В., Турта О.С., Литвина А.В. Учимся выбирать профиль обучения. СПб., 2006.
  2. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М., 2008.
  3. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. М., 2005.
  4. Тюшев Ю. Выбор профессии. Тренинг для подростков. М., 2008.
  5. Шевченко М.Ф. Тренинг. Профориентация для старшеклассников. СПб., 2007.

Ресурсное обеспечение.

Учебный план лицея.

Кабинет.

Сотрудничество с учителями, работающими в образовательных потоках.

Апробация курса «Мой выбор»

Курс апробируется в течение 2011-2012 учебного года.

В ходе работы учащиеся заполняют свою папку рефлексивных заметок, размышлений, там же есть планирование и анализ своей деятельности.

1. С самого начала ребятам предложили ответить на вопросы: в каком предпрофильном потоке ты хочешь учиться в 8 классе (социально-экономическом – углубленное изучение обществознания, математическом – углубленное изучение математики, физико-математическом – углубленное изучение физики); что ты будешь уметь делать в результате обучения в этом профиле.

Каждый отвечал на вопросы письменно, зная, что никто не заглянет в его записи без его согласия. Казалось бы, тебя никто не проверит – можешь писать все, что угодно. Но дети не лгут себе. В результате через 7-10 минут у некоторых родилось сомнение в возможности выполнения этого задания. Ребята пришли к выводу, что у них недостаточно информации об обучении в потоках. В результате они сами сформулировали себе задание – собрать информацию об обучении в потоках в 8 классе.

2. Следующее занятие – опять работа со своими заметками (я уверена, что письменно оформленная программа действий или просто размышления дисциплинируют, заставляют быть ответственными прежде всего перед собой). У ребят задание:

- что я узнал об обучении в потоке;

- что я буду знать и уметь после обучения в этом потоке, где смогу применить свои знания.

Вывод, который сформулировали и озвучили учащиеся – я знаю мало возможностей дальнейшего обучения. Домашнее задание себе: собрать информацию о профессиях, которые можно будет получить, опираясь на углубленное изучение именно этих предметов.

3. На следующем занятии анализ выполненной работы:

- что я сделал для получения информации, каковы результаты моей работы.

Вывод: результаты не оправдали ожиданий, так как работали спонтанно, в последний вечер, ночь. Значит – надо планировать свою деятельность. Совместно составляем вопросы (пункты) будущего плана. Заполняем его.

4. Каждую следующую неделю учащиеся анализируют свою работу, отмечают свое продвижение, вносят изменения в свой план.

5. По окончании работы учащимся были предложены тест-драйвы по будущим профильным предметам.

Тест - драйв

План работы. Математика.

  1. Решите задания, предложенные вам.
  2. Определите, какие задания соответствуют базовому уровню знаний (то есть рассчитаны на любого), какие – углубленный уровень изучения.
  3. Сформулируйте, по каким признакам вы определили разницу между базовым и углубленным уровнем заданий.
  4. Выйдите на сайт лицея, в разделе центр непрерывного образования найдите личный кабинет Покровской Светланы Владимировны, решите задачи одного месяца.
  5. Какие задачи вы хотели бы предложить для работы одноклассникам, почему.

План работы. Обществознание.

  1. Познакомьтесь с материалами, ответьте на вопросы:

- какой основной вопрос рассматривается в данной статье

- как этот вопрос соотносится с вами

- актуален ли он для вас и вашего окружения, аргументируйте свой ответ

- выделите основные положения данной статьи, зафиксируйте их в виде конспекта

- определите, какие права ребенка, с вашей точки зрения, нарушаются в нашем лицее взрослыми, а какие детьми

- определите, есть ли у ребенка обязанности или он обладает только правами; если вы такие обязанности нашли, то перечислите их

- к каким последствиям может привести несоблюдение обязанностей, приведите примеры

- сделайте анализ поведения ребенка из представленной сценки

- какой информацией вы хотели бы поделиться с одноклассниками и друзьями, почему.

- составьте план и конспект классного часа, который вы проведете в первую неделю апреля

План работы. Физика.

1 этап: прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы.

2 этап: решите задачи, объясните решение.

3 этап: проведите эксперимент.

Задание – проверить условие равновесия пирамиды из кубиков.

        Учащиеся работали 1 час 15 минут. Такой увлеченной работы, да еще без перемены. Я не видела.

        К этому времени те учащиеся, которые поняли, что ошиблись с выбором потока, уже в течение прошедших недель изменили свое решение. Сейчас каждый заинтересован в изучении именно этого предмета.

        Была видна и предварительная работа по сбору информации. Так как ребятам разрешено было использовать любые способы выполнения задач, то некоторые воспользовались информацией в интернете (уже знают, что и где искать!), «физики» и «математики» по отдельным, сложным вопросам отправились за консультацией к предметникам (удивительно, но пошли не только к «своим» учителям, но и к тем, что в классе не работают – дети знают об их компетентности из общения с учащимися старших классов). По окончании работы – рефлексивная заметка.

Первые результаты – удовлетворенность от работы. Особый восторг – решение тех задач, на которые раньше не замахнулись бы. Желание еще раз поработать в таком режиме. Я видела детей, обсуждающих учебные задачи. Они не просто говорили – спорили! Что же это, если не заинтересованность.

        Только 3 человека сказали, что не уверены, что выдержат обучение в данном профиле. Но возникло желание не выбрать что-то полегче, а изменить свой уровень знаний, чтоб стать успешным.

        Вывод: сегодня дети с нетерпением ждут углубленного изучения предметов. Наша задача – поддержать этот интерес, помочь ребятам развиться, осознать свою ценность (тогда любой профиль станет желанным и сильным по составу).

План-карта познавательного интереса
Маликовой Надежды,
ученицы 7 в класса

Профиль будущего обучения – физико-математический.

1.        Сбор информации о профиле.

•        Изучение учебного плана 8 класса физико-математический поток

•        Беседа с учащимися 8 класса физико-математического потока: Сергеев Иван, Шилова Софья, Губасова Анна, Пушкарев Кирилл.

•        Беседа с учащимися 11 класса физико-математического профиля: Сергеева Катя – в 8-9 классе училась  в математическом предпрофиле, Назарова Катя – в 8-9 классе – в социально-экономическом, Бородавкин Дмитрий – в 8-9 классе – в физико-математическом.

•        Консультация с учителем физики Каменских Е.Р.

2.        Сбор информации о возможностях дальнейшего обучения и получения профессии.

•        Беседы с мамой и старшей сестрой

•        Беседы с родственниками, получившими техническое образование

•        Знакомство с информацией о сузах и вузах (пока для 7 класса – брошюры, имеющиеся в кабинете, беседы с одиннадцатиклассниками, посетившими дни открытых дверей ПНИПУ (Пермского научно-исследовательского политехнического института) и ПГНИУ (Пермского Государственного Научно-исследовательского Университета), занимающимися в ШЮФ (школа юных физиков при ПГНИУ); сайты ПНИПУ и ПГНИУ)

3.        Поддержание интереса к физике.

•        Посещение краткосрочного курса по физике

•        Еженедельное решение творческих задач по физике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование иноязычных эквивалентов в процессе обучения русскому языку в средней школе

Статья рассказывает о возможностях использования иноязычной эквивалентной лексики и фразеологии на уроках русского языка. Доклад по данной теме был представлен На Педагогическом марафоне-2012 Омской о...

Методический доклад«Тьюторское сопровождение процесса самовоспитания студентов в средних профессиональных образовательных учреждениях».

В современных условиях развития России возникла своеобразная позиция современной школы, направленная на социализацию подростков.Важнейшей задачей воспитания является стимулирование учащихся к активной...

Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"

Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...

Презентация "Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения"

Профессиональное самоопределение обучающихся естественнонаучного класса      ...

Активизация творческого процесса учащихся средней школы на уроках по курсу «Технология»

Принцип личностного подхода предполагает максимальное развитие творческого потенциала учащихся, формирование способности наряду со знаниями, умениями и навыками привнести в решение учебно-практических...

Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"

В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...

Технологии тьюторского сопровождения профессионального самоопределения подростков из неблагополучных семей

Теоретическая значимость заключается в том, что подростки из неблагополучных семей имеют низкий уровень жизненных ценностей, что влечет за собой апатию, низкую мотивацию к ученью, ...