Активизация творческого процесса учащихся средней школы на уроках по курсу «Технология»
статья по технологии на тему

Ирина Николаевна Котова
Принцип личностного подхода предполагает максимальное развитие творческого потенциала учащихся, формирование способности наряду со знаниями, умениями и навыками привнести в решение учебно-практических и учебно-познавательных задач свой талант. Реализация принципа личностного подхода должна опираться на синергетику творческого процесса учащихся при организации уроков технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mysli_po_teme_2017_11_03.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация творческого процесса учащихся средней школы на уроках по курсу «Технология»

Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития, которые реализуются в трёх компонентах стандарта:

  1. Содержании основных образовательных программ.
  2. Условиях реализации основной образовательной программы.
  3. Требованиях к результатам освоения образовательных программ.

Новые образовательные стандарты – это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов.

Вызовы и проблемы, на которые при введении стандартов необходимо обратить особое

внимание учителям технологии – это компетенции учащихся на каждом этапе обучения.

Метапредметными результатами выпускников начальной школы являются освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия. С таким багажом ученики приходят в среднюю школу.

В средней школе предусматривается развитие способностей учащихся использовать усвоенные в начальной школе универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия в учебной, в познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.

Итогом обучения в средней школе является сформированность у учащихся умений выполненять индивидуальные проекты. То есть, учащийся должен на этапах обучения в средней школе демонстрировать не только знания, умения, навыки, но и уровень освоения основной образовательной программы, в том числе основных способов действий, а так же способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Предметная область технологии в новых условиях ФГОС по уровню и особенностям компетенций выступает основным межпредметным компонентом.

Особенностями предметной области технологии, как межпредметного компонента:

  1. В процесс обучения можно органично включить все имеющиеся у учащегося накопленные знания, умения и навыки по другим предметам для решения учебно-практических и учебно-познавательных задач, результатом которых становится конкретное материальное воплощение.
  2. Предметная область технологии реализует один из основополагающих принципов современного образования - принцип личностного подхода. предполагает максимальное развитие творческого потенциала людей, формирование, способного наряду со знаниями, умениями, навыками привнести в дело свой талант.

Принцип личностного подхода предполагает максимальное развитие творческого потенциала учащихся, формирование способности наряду со знаниями, умениями и навыками привнести в решение учебно-практических и учебно-познавательных задач свой талант.

Реализация принципа личностного подхода должна опираться на синергетику творческого процесса учащихся при организации уроков технологии.

Синергетика, или принцип самоорганизации, сегодня представляется одним из наиболее популярных и перспективных междисциплинарных подходов при организации уроков технологии. Термин синергетика в переводе с греческого означает «совместное действие». Синергетический подход к организации творческой деятельности должен учитывать особенности индивидуального и коллективного творчества. В индивидуальном творчестве главенствующим является стремление творческой личности к самостоятельности, свободе действий. Коллективное творчество предполагает необходимость сотрудничества (кооперации), личные интересы учитываются при этом опосредованно.

Программы основного общего образования, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, позволяют участникам образовательного процесса использовать до 30 % учебного времени для организации уроков технологии, обеспечивающих различные запросы обучающихся (в том числе этнокультурные), а также реализацию индивидуальных проектов.

Разработка таких уроков должна опираться на открытость предметной темы для реализации различных знания, умений, навыков и способов действия для достижения учебной цели.

Синергетика творческого процесса предоставляет учащемуся возможность из многовариантности решения поставленной учебной задачи, когда заданы только самые общие правила, выбрать и реализовать нетривиальное творческое решение, используя весь свой потенциал.

Синергетика творческого процесса - это деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности. Это реализация преобразующей, продуктивной деятельности на более высоком уровне применения всего комплекса имеющихся у учащегося навыков и умений. От других видов учебной деятельности она отличается тем, что осуществляется не по принципу реакции на изменение учебной среды, а по принципу создания новой образовательной среды, что в конечном итоге приводит к формированию нового уровня знания.

Синергетический подход к организации образовательного процесса в предметной области «Технология» опирается на то, что всякая сложноорганизованная система обучения имеет, как правило, не единственный, а множество собственных, отвечающих ее природе, путей развития. Таким образом, учебный курс «Технологии» должен способствовать самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности учащегося через свободу выбора разнонаправленных действий, формирующих потребность в свободе и независимости, выступая одновременно, как сфера удовлетворения творческих потребностей учащихся.

Синергетический подход способствует моделированию процесса формирования творческой направленности учащихся в условиях реализации основной образовательной программы. Это положение реализуется с учетом трех важнейших факторов синергетической методологии:

  1. нелинейности взаимодействия в триаде «учащийся – творческая деятельность – руководитель» через выявление руководителем для участника личностного смысла его творческой направленности;
  2. введение учащегося в состояние творческого поиска с целью активизации развития творческой направленности через точки бифуркации: «инсайт»[1], «озарение», «вдохновение»,- от репродуктивного уровня деятельности до творческой;
  3. резонансного взаимодействия «руководитель – учащийся».

В чем заключается методологическая сущность синергетического подхода?

Во-первых, синергетика направляет внимание учащихся не на копирование существующих проектных решений, а на поиск инновационных решений. Учащиеся вовлекаются в творческий поиск сведений о новаторских решениях в различных областях знаний, новейших технологиях и современных материалах.

В процессе творческого поиска происходит не только знакомство с новой информацией, но осуществляется накопление информации сверх определенной в предметной области «Технология». Такая постановка задачи требует от учащихся выполнения по крайней мере двух условий:

1. Условие выбора. Чтобы был возможен выбор, необходимо наличие множества вариантов проектного решения.

2. Условие памяти. Возникающая в результате случайного выбора информация должна запоминаться.

Если вариант проектного решения только один, можно говорить лишь о подборе материалов для его реализации. Происходит лишь реализация априорно заложенной информации, новой информации не возникает.

Если есть несколько вариантов проектных решений, то учащися сталкивается с выбором. Новая информация возникает только в результате запоминания случайного выбора.

Во-вторых, методология синергетики ставит задачи в предметной области «Технология» с учетом многовариантности проектных решений. Отсюда исходными категориями синергетики для выбора проектного решения являются системообразующие понятия: самоорганизация, открытость, сложность и случайность.

Готовность учащихся к поиску многовариантных проектных решений формируется в ходе теоретических занятий в предметной области «Технология». Теоретические занятия следует строить с целью стимулирования у учащихся активной познавательной деятельности, способствующей формированию творческого мышления.

В ходе проведения теоретических занятий учащимся предлагается не только материал в объеме существующей программы в предметной области «Технология», но и осуществляется расширение творческого поиска методом фокальных объектов. Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме являются основными достоинствами применения этого метода с позиции синергетического подхода к организации занятий в предметной области «Технология».

Применение принципов синергетики творческого процесса на уроках по курсу «Технология» требуют от учителя высокого уровня творческой и профессиональной культуры. На уроках по курсу «Технология» необходимо создать учебную атмосферу доверия и открытости с учетом возрастных особенностей учащихся.

Предполагается также наличие у учителя совокупности творческих способностей и исследовательских умений, среди которых важное место занимают организаторские способности. Готовность к организации творческой деятельности учащихся на уроках по курсу «Технология» раскрывается через соответствующие качества и свойства личности учителя, такие как:

  1. осознание себя творческой индивидуальностью;
  2. творческая активность и самостоятельность в построении учебной программы;
  3. потребность в творческом взаимодействии с учащимися;
  4. наличия знаний, умений, навыков, опыта организации процесса познания, труда, общения как творческой деятельности.

Эмоциональная насыщенность самого творческого процесса, воспитание эмоциональной культуры («культуры чувств») учащихся, создание атмосферы сотворчества, осуществление мотивации на развитие интереса к творческой деятельности являются ключевыми в успешной организации уроков по курсу «Технология».

Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование и инновационное поведение.

Введение ФГОС во многом изменило учебный процесс и  школьную жизнь ребёнка. Задача учителей по курсу «Технология» активно внедрять новые формы организации обучения, новые образовательные технологии. Создавать новую открытую информационно-образовательную среду, далеко выходящую за границы школьной программы.


[1] Инсайт- сиюминутное схватывание сути, общих, существенных и необходимых свойств, отношений внутренней и внешней реальности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В последнее время в литературе появляется всё больше различных методик, подходов по организации обучения школьников. Каждая достойна внимания. И каждая направлена на улучшение знаний учащихся. В связи...

Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности

Развитие творческих способностей учащихся средней школы (5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов азвития личности...

Раскрытие творческого потенциала учащихся средней школы через интегрированные уроки ИЗО и музыки

Проблема взаимодействия между искусствами – их соотношения, взаимосвязи, взаимовлияния – принадлежит к числу важнейших проблем эстетики. В ней скрещиваются вопросы сугубо теоретические, связанные с тр...

Методическая разработка Тема: «Музыкальные инструменты как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки и во внеурочное время»

В соответствии с ФГОС начального общего образования урок музыки в общеобразовательной школе направлен на приобщение учащихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприят...

«Музыкальные инструменты как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки и во внеурочное время»

Пояснительная запискаВ соответствии с ФГОС начального общего образования урок музыки в общеобразовательной школе направлен на приобщение учащихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивост...