Раскрытие творческого потенциала учащихся средней школы через интегрированные уроки ИЗО и музыки
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Коршиков Сергей Александрович

Проблема взаимодействия между искусствами – их соотношения, взаимосвязи, взаимовлияния – принадлежит к числу важнейших проблем эстетики. В ней скрещиваются вопросы сугубо теоретические, связанные с трактовкой системы искусств и их специфики, с реальными творческими вопросами практики. Характер взаимодействия между искусствами существенно влияет на художественную полноценность конкретных результатов творчества.

В программе обучения изобразительному искусству в школе, я стараюсь уделить внимание проблеме взаимодействия искусств, как то: изобразительное искусство и литература (иллюстрирование произведений художественной литературы), изобразительное искусство и музыка (рисование музыкальных произведений) и т.п.

Рассмотрение взаимодействия изобразительного искусства и музыки должно исходить из некоторых общеэстетических предпосылок. Принципы живописного изображения и музыкального выражения не только различны, но в ряде отношений противоположны. Первое опирается на зримое, второе – на слышимое, одно искусство статично и неподвижно, другое – динамично и развивается во времени, одно связанно с воспроизведении внешнего, другое – с воплощением внутреннего.

Принцип первого – предметное созидание, прямо отражающее объективную реальность, принцип второго – интонирование, прямо отражающее субъективный мир.

Вместе с тем разными путями оба искусства идут, в конечном итоге, к одному и тому же: к созданию художественных образов, формирующих сознание человека и его личность. Существую самостоятельно, искусства взаимодействуют и основой этого взаимодействия являются общность эстетического освоения мира человеком, единство решаемых всеми искусствами задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannye_uroki_izo_i_muzyki.doc57.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конкурс педагогического мастерства

2006 год

Санкт-Петербург

Коршиков Сергей Александрович

Учитель ИЗО (высшая категория)

Школа № 316

Номинация «Учитель основной и средней школы»

Тема

«Раскрытие творческого потенциала учащихся средней школы через интегрированные уроки ИЗО и музыки»

Проблема взаимодействия между искусствами – их соотношения, взаимосвязи, взаимовлияния – принадлежит к числу важнейших проблем эстетики. В ней скрещиваются вопросы сугубо теоретические, связанные с трактовкой системы искусств и их специфики, с реальными творческими вопросами практики. Характер взаимодействия между искусствами существенно влияет на художественную полноценность конкретных результатов творчества.

Если вопросу о соотношении, классификации, системе искусств в эстетике уделялось достаточно много внимания, то их взаимовлияние, взаимодействие исследовано меньше.

Ни одно искусство не существует автономно «в безвоздушном пространстве». Существуют тысячи нитей, которые связывают каждое из них со всеми иными формами художественного творчества. Эти связи могут быть более-менее прямыми или косвенными, они могут иметь более или менее важное значение, но они всегда существуют и во многом определяют характер и состояние какого-либо искусства.

В программе обучения изобразительному искусству в школе, я стараюсь уделить внимание проблеме взаимодействия искусств, как то: изобразительное искусство и литература (иллюстрирование произведений художественной литературы), изобразительное искусство и музыка (рисование музыкальных произведений) и т.п.

Но, к сожалению, в существующей программе изучения ИЗО, проблема музыки на уроках в основном носит второстепенный, «фоновый» характер.

Музыка в процессе преподавания изобразительного искусства в школе выглядит чем-то вспомогательным, прикладным. Хотя проблема взаимодействия двух искусств (музыки и изобразительного искусства) имеет огромный потенциал, способствующий более полному раскрытию творческих возможностей и формированию их как гармоничных личностей.

Рассмотрение взаимодействия изобразительного искусства и музыки должно исходить из некоторых общеэстетических предпосылок. Принципы живописного изображения и музыкального выражения не только различны, но в ряде отношений противоположны. Первое опирается на зримое, второе – на слышимое, одно искусство статично и неподвижно, другое – динамично и развивается во времени, одно связанно с воспроизведении внешнего, другое – с воплощением внутреннего.

Принцип первого – предметное созидание, прямо отражающее объективную реальность, принцип второго – интонирование, прямо отражающее субъективный мир.

Вместе с тем разными путями оба искусства идут, в конечном итоге, к одному и тому же: к созданию художественных образов, формирующих сознание человека и его личность. Существую самостоятельно, искусства взаимодействуют и основой этого взаимодействия являются общность эстетического освоения мира человеком, единство решаемых всеми искусствами задач.

С одной стороны, каждое искусство стремиться максимально выявить, усилить и развить то, что составляет его неповторимую особенность, отличает его от всех других и является его преимуществом перед ними. Но с другой стороны, каждое искусство стремиться также учесть и использовать опыт других, расширить свои возможности и границы. Тенденция к индивидуализации дополняется тенденцией к взаимодействию и синтезу.

Хотелось бы, чтобы эти проблемы и многое другое, относящееся к взаимодействию искусств (в частности музыки и изобразительного искусства) нашли отражение, а в ряде случаев и стали основой в процессе преподавания изобразительного искусства в школе.

На протяжении всего учебного года, в каждом классе (с 1 по 8), я выбираю ряд тем в программе, которые будут основываться на синтезе музыки и изобразительного искусства.

Например:

  • Тему по краеведению или народному творчеству могут основываться на музыкальных произведениях Мусоргского, Глинки, Стравинского, музыкального народного творчества и т.п.
  • Темы, связанные с изображением сказочных персонажей, иллюстрированием сказок – произведениями Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», произведения Мусоргского и т.д.
  • Темы, связанные с изображением различных состояний природы, времен года – произведения Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года» и т.п.
  • Фантастические, космические композиции – произведения Ж.М.Жарра, групп «Пинк Флойд, «Рокетс», П.Габриэля и т.п.
  • Изображение городского пейзажа – программная музыка 17-18 в., лютневая музыка 16-18 веков, композиции Стинга (1987, 1991), блюзовые импровизации Вулфа, БиБи Кинга и т.п.

Выбор музыкальных произведений, как основы для подачи и развития темы урока изобразительного искусства, целиком и полностью зависит от вкуса и музыкального предпочтения педагога. Однозначных рекомендаций на это счёт нет, так как проблема подбора музыкальных произведений достаточно субъективна.

Далее я предлагаю Вашему вниманию систему заданий, которая легла в основу практической работы над данной темой.

Занятия проводились в школах №316, №604 г. Санкт-Петербурга.

  1. Вводное занятие.

Цветовая и музыкальная гамма.

Тональность музыки и цвета.

Психический звук.

Проблема цветомузыки.

Задача: введение учеников в проблему синтеза двух искусств, подготовка к решению музыкально-живописных задач.

Цель: развитие ассоциативного мышления, подготовка к решению музыкально-живописных задач. Раскрытие проблемы взаимосвязи и взаимовлияния двух искусств.

Зрительный ряд: таблицы по цветоведению репродукции.

Музыкальный ряд: Вивальди «Времена года». Программная музыка 17-18 века.

Количество часов: 4 часа.

1 час – беседа, 3 часа – практическая работа.

Материал: бумага, гуашь, акварель, кисти.

  1. Колокольные звоны.

Русский северный пейзаж.

Задача: Создание живописной композиции на основе звучания колоколов, с передачей общего настроения и характера пейзажа.

Цель: развитие ассоциативного мышления, создание композиции по представлению.

Зрительный ряд: репродукция фотографий древней деревянной архитектуры русского Севера.

Музыкальный ряд: фонограмма колокольных звонов, композиции ДДТ, Лотос, Мифы.

Количество часов: 2 часа.

Материал: бумага, гуашь, акварель, кисти.

  1. Городской пейзаж.

Задача: Создание живописной композиции на основе фонограмм Стинга, лютневой музыки, с передачей ярко выраженных архитектурных особенностей пейзажа.

Цель: развитие ассоциативного мышления, создание композиции по представлению.

Зрительный ряд: фотографии, репродукции.

Музыкальный ряд: композиции Стинга (1987, 1991), лютневая музыка 16-17 веков.

Количество часов: 2 часа.

Материал: бумага, гуашь, акварель, кисти.

  1. Сюжетная композиция на основе Вивальди «Времена года», композиции «Апокалиптика».

Задача: Создание живописной композиции на основе музыкальных композиций (передача движения воздуха, ветер, состояние покоя).

Цель: развитие ассоциативного мышления, создание композиции по представлению.

Музыкальный ряд: Вивальди «Времена года», композиции «Апокалиптика».

Количество часов: 2 часа.

Материал: бумага, гуашь, акварель, кисти.

  1. Психологический портрет.

«Что рассказала музыка?»

Задача: по прослушанной фонограмме создать портрет героя произведения, с передачей цветом, линией, характерных черт персонажа музыкального произведения. Задание – загадка.

Цель: развитие ассоциативного мышления, создание композиции по представлению.

Музыкальный ряд: произведение Мусоргского «Картинки с выставки», «Избушка на куриных ножках. Баба Яга», «Богатырские ворота».

Количество часов: 2 часа.

Материал: бумага, гуашь, акварель, кисти.

  1. Фантастика. Космос.

Задача: Создание живописной композиции на основе фонограмм «Пинк Флойд», «ЭЛО».

Цель: развитие ассоциативного мышления, создание композиции по представлению.

Зрительный ряд: фотографии, репродукции.

Музыкальный ряд: композиции «Пинк Флойд», «ЭЛО».

 Количество часов: 2 часа.

Материал: бумага, гуашь, акварель, кисти.

  1. Разработка театральных костюмов и масок для балетов Стравинского «Петрушка», «Жар птица», «Весна священная».

Задача: ознакомление с биографией и творчеством Стравинского, традициями русского театра, русского театрального костюма, история маски.

Цель: развитие ассоциативного мышления, создание эскизов костюмов, театральных масок.

Музыкальный ряд: Стравинский «Петрушка», «Жар птица», «Весна священная».

Количество часов: 4 часа.

Материал: бумага, гуашь, акварель, кисти.

Это всего лишь небольшой пример тематических уроков на занятиях изобразительного искусства в школе. Подборка фонограмм, зрительного ряда, а также поэтического, литературного материала по данной проблеме – дело самого педагога, подготавливающего подобные занятия.

Основной задачей этих занятий было усиление эмоционального восприятия учащимися решаемых задач, на основе музыкальных произведений.

Музыка на всех уроках была основой (базой) для решения определённых творческих задач, а живопись служила, как инструмент выражения эмоциональных переживаний, настроений, основанных на музыкальных произведениях.

Данная система практических занятий состоится по принципу : от простого к сложному.

На первом занятии в виде беседы обсуждаются проблемы тона в музыке и живописи, цветомузыки, психического звука, цветовой и музыкальной гаммы.

Прослушиваются отрывки музыкальных произведений, с определением характера звучания инструментов и возможных вариантов подбора цветовых отношений к ним, настроения фрагментов с определением их цветового решения.

Далее предлагается на основе музыка Вивальди (фрагмент «Времена года», произведение не называлось) создать беспредметную цветовую композицию.

Результаты были потрясающие. Дети, интуитивно слушая музыку и параллельно рисуя, использовали практически все возможные технические особенности живописи. Начиная с определения общего цветового настроения своей композиции и заканчивая линией, как ритмической основой своей абстракции. Кисти в руках некоторых просто напоминали дирижерскую палочку, которая двигалась в такт звучащей музыке.

Следующее задание уже несколько усложнялось. Ученикам предлагалось на основе характерных колокольных звонов создать сюжетную композицию, показывающую характер и настроение звона. Для прослушивания предлагалось 3 звона – Утренний, Набатный и Праздничный.

Колокольные звоны были выбраны не случайно. Во-первых, звоны – ещё не целостное музыкальное произведение, но в то же время это звуки, имеющие определённую тональность, характер, настроение. К тому же, предыдущее задание строилось в основном на ассоциативных впечатлениях именно звука, звучания инструмента (в данном случае - колокола), и попытка передачи своих впечатлений в технике живописи.

Дети выбирали более близкие по духу звоны и на их основе создавали свои композиции. В основном рисовались церкви, скиты, древние русские города в какой-то характерной для звучания колокола ситуации. В основном преследуемая цель была достигнута. Учитывая специфические особенности музыки и живописи на основе звучаний колоколов, были созданы сюжетные композиции с передачей в них характера, настроения и их общего состояния.

Далее предлагаю задание, которое основывается на фрагменте музыки П.И.Чайковского к балету «Лебединое озеро». В отличие от предыдущего, это задание осложняется тем, что сюжетную композицию надо создавать уже на основе симфонической музыки.

Дабы избежать нежелательных моментов, затрудняющих решение этой задачи, предлагается следующее построение урока.

После прослушивания музыкального фрагмента происходит общее обсуждение характера, настроения и возможного сюжета данной музыки.

Во время обсуждения акцентируется внимание на низких и высоких тонах, звучащих в музыке и соответствия им звонких и глухих цветов. Это основа данного задания.

Далее обсуждаются варианты непосредственного исполнения сюжетной композиции, с использованием накопленного багажа знаний по проблеме синтеза музыки и живописи.

После чего происходит непосредственное воплощение идей, ассоциаций, образов, рождённых во время звучания фрагмента из «Лебединого озера».

Следующее задание под общим названием «Музыка и архитектурные стили. Городской пейзаж». Вниманию учеников предлагаются три музыкальных фрагмента (оригинальная музыка, лютневая музыка и композиции Стинга (1987, 1991 г.г.)). После чего обсуждается характер музыки и возможное соответствие архитектурным стилям. Демонстрация фотографий, репродукций с изображением архитектурных построек различных периодов: готика, Барокко, классицизм, современные архитектурные объекты.

Серьёзное значение играет метод поэтапных открытий, четкого вычленения тем каждого урока и неповторимость их. Это обеспечивает постепенность, медленность втягивания учеников в осознание темы, в раскрытие через переживание её основных граней.

Этой же цели служит метод единства восприятия и созидания. Ученик переживает, глубоко осознает каждую тему в целостности всех видов деятельности: смотря зрительный образ, слушая музыку и выполняя практическую работу, и всё – на ту же тему. Цель – единство осознания и эмоционального переживания. Единство всех видов деятельности здесь не цель, а средство.

Важную роль играет метод широких ассоциаций, возможность и необходимость творческой интерпретации содержания изображаемого и услышанного.

Принцип опоры на апогей явления в искусстве. В искусстве типичное – это характерное, доведённое до своего апогея, т.е. фактически до исключительности. Искусство, обобщая, всегда заостряет. Раскрывая учащимся искусство, нужно пользоваться методом самого искусства (подобное - подобным).

Принцип единства формы и содержания в процессе обучения. Во-первых, вне соблюдения этого принципа происходит деформация понимания искусства; во-вторых, преподавание искусства в единстве формы и содержания – дело достаточно сложное.

Метод диалогичности. Учитель-ученик – собеседники. Совместно выясняют и находят. Мы придаем серьезное значение «освещению в слове» мысли ученика. Мы готовим не мастерового, а личность – имеющую и мыслящую. Мысль ученик должен научиться выражать и в практической работе и в слове. Связь слова и зрения – через мысль. Активизировать способность и желание глубокого понимания искусства. От узнавания изображенного и услышанного, от формы – в глубь к содержанию.

Именно по этому в обсуждении всех тем должен постепенно возникать вопрос «зачем?». Не только «что?» или «как?», но и «зачем?» это делалось, «что» этим выражалось. Промежуточным и очень существенным переходом от узнавания /«что»/ к пониманию /зачем?/ является поиск ответа на вопрос «какой?». Какая это музыка или колорит, композиция и т.д. по настроению, по характеру, по отношению к изображаемому – значит - какая цель была у автора.

Метод сравнения как путь активизации мышления. В занятиях постоянно должен присутствовать веер возможностей разных решений данной проблемы.

Этот метод применим и в практической работе учеников – тут в качестве пособий, наглядных материалов должны демонстрироваться многовариантные возможности решения той же задачи. Такой ход поможет уйти от стереотипности, разовьёт интерес к поисковой работе. Сравнение подскажет, что сюжет не есть ещё содержание, даст возможность глубже понять мысль автора, за внешней формой раскрыть содержание. Метод сравнений с привлечением близких и далёких ассоциаций способствует развитию самой способности к ассоциативному, а значит творческому мышлению.

Вот, пожалуй, основные идеи, которыми я руководствуюсь в практической работе.

И эта работа даёт положительные результаты, которыми являются организации авторских выставок работ учащихся в школе, в НМЦ, ДТЮ, в городских выставочных залах, участие в международных фестивалях искусств, участие в творческой жизни школы, изготовление декораций и костюмов к спектаклям, оформление праздников, экзаменационные творческие мастерские.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов на уроках английского языка как способ раскрытия творческого потенциала учащихся

В данной статье двются рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка на разных ступенях обучения....

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Организация проектной деятельности, как способ раскрытия творческого потенциала учащихся

Статья об организации проектной и  исследовательской деятельности в школе. Основные этапы развития данной технологии, особенности. Примеры межпредметной связи биологии и математики.Данная техноло...

Приемы развития творческих способностей учащихся начальной школы через интеграцию учебных предметов «иностранный язык + музыка»

Ученик начальной школы не может жить и учиться без того, чтобы все свои мысли, свои знания и умения воплощать в различных типах деятельности – изобразительной, музыкальной, конструктивной и др. Эту ос...

Открытый урок Назлымовой Э.А. Тема:"Освоение концертного жанра в младших классах ДШИ и ДМШ. Роль фортепианного концерта в раскрытии творческого потенциала учащихся. Работа над "Легким концертом" Н.И.Сильванского G-dur 1 часть

28 сентября 2017г прошел открытый урок преподавателя Назлымовой Э.А. с уч-ся 3-го класса Чуль Лия-Сарой.Тема: "Освоение концертного жанра в младших классах ДШИ и ДМШ. Роль фортепианного концерта ...