Организация проектной деятельности, как способ раскрытия творческого потенциала учащихся
статья на тему

Кузьминых Оксана Бояровна

Статья об организации проектной и  исследовательской деятельности в школе. Основные этапы развития данной технологии, особенности. Примеры межпредметной связи биологии и математики.

Данная технология формирует у учащихся умения творчески, нестандартно решать учебные задачи, возникает положительная мотивация к учебе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья121.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt640 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация проектной деятельности, как способ раскрытия творческого потенциала учащихся

Кузьминых Оксана Бояровна1, Карапетян Елена Александровна2

1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №44 имени народного учителя СССР Г.Д. Лавровой, Нижний Тагил, Россия, oksana.kuzminyx@mail.ru

2Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №44 имени народного учителя СССР Г.Д. Лавровой, Нижний Тагил, Россия, lena.karapetian2013@yandex.ru

         Актуальность использования исследовательской и проектной деятельности   в современном образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развития личности.

         Новая парадигма образования, введение ФГОС второго поколения акцент переносит на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Основным видом деятельности является проектная деятельность обучающегося, где он становится субъектом. Отношения между учителем и учеником становятся диалогическими.

      Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

         Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. В этой связи необходимо уточнение содержания понятий «проект» и «исследование».

         Проект (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд) — это прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел; проектирование — процесс создания проекта. (Советский энциклопедический ..., 1987)

         Технология учебно-исследовательской деятельности основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов совершенствования личности, является более высоким уровнем развивающего обучения, позволяющее формировать компетенцию учащихся, средством формирования самостоятельного мышления, компетенции. Основными целями и задачами данной технологии являются: повышение качества образования, дифференциация и индивидуализация обучения, овладение методами самообучения и приемами исследовательской работы, а также профильная подготовка учащихся. (Пахомова, 2003)

         На сегодняшний день учитель: энтузиаст, специалист, исследователь, консультант, организатор, руководитель и партнер. Стоит заметить, что он также является организатором проектной деятельности учащихся, но управлять проектной деятельностью можно только, обладая своими исследовательскими навыками и опытом. Для этого нужно постоянно повышать свою профессиональную компетенцию.

         В настоящее время в педагогике существует множество методик, технологических карт по проектной и исследовательской деятельности. Рассмотрев существующие плюсы и минусы методик: Н. Г. Алексеева, А. И. Савенкова, А. В. Леонтовича, разработали методику отвечающую потребностям учащихся и родителей.

В МБОУ СОШ №44 на сегодняшний день одно из направлений развития – это «Исследовательская и проектная деятельность учащихся». Для развития данного направления были сформулированы цели, запросы, интересы учащихся и их родителей, особенности учебного процесса в школе. (См. рис.1)

Рис. 1. Создание благоприятного климата проекта

В организации данной технологии можно выделить несколько этапов.

         Первый этап подготовка, в которой происходят различные способы диагностики с целью дифференциации учащихся по познавательным интересам, практическим потребностям, по уровню подготовки и по способностям: анкетирование; тестирование; индивидуальные беседы; наблюдение и анализ; беседы с родителями и учащимися, консультации с педагогами, психологом.

Результат: дифференциация учащихся по способностям и творческой направленности, учет индивидуальных особенностей и уровня развития, обученности, компетентности.

         Второй этап внедрение, на рис.2 мы можем увидеть, что развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования происходит в ходе познавательной, творческой и проектной деятельности. Используются различные наглядные пособия, которые носят не только информационный характер, но и побуждают к творчеству и исследованию. Но стоит заметить большое значение для формирования интереса к исследовательской и проектной деятельности происходит посредствам участия на Всероссийских, областных и городских выставках и конкурсах, где учащиеся занимают призовые места по направлениям: моделирование, игротека, тактильные книги. Одним из проектов был представлен макет Драматического театра, макет Уральской усадьбы, также тактильные книги: «МАТЕМАТИКА И ПРИРОДА», «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО». Данные книги для «Особых детей» были переданы в дар Городской центральной и Детской юношеской библиотекам. Учащиеся  с удовольствием работают  над проектами.

     1этап.                                                    Подготовка

                                 

     2 этап                                                   Внедрение

       

  Рис. 2. Внедрение авторской методики

         Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. ( Голуб, 2003). Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности. В этап проектирования входит выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
        Работа над исследованием позволяет выстроить связь между предметами и превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность. Вместе с детьми пережить вдохновение творчества, способствуя профессиональному и творческому росту учителя.

         Таким образом, можно сказать, что проект является продуктом межпредметной интеграции. Проектный метод обучения окончательно не отказывается от традиционных моделей обучения, но предоставляет ученику право выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно строить свою личность.

         Следовательно, преимущества внедрения проектной деятельности обучающихся в образовательный процесс очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются исследовательские умения и навыки; формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Советский энциклопедический словарь. /Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 4-е. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. С.1065.

2. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С.24-33.

3. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.

4Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся: сборник методических рекомендаций- Самара, 2003

5. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с.

6.  Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

МБОУ СОШ №44 имени народного учителя СССР Г.Д. Лавровой Кузьминых Оксана Бояровна Карапетян Елена Александровна

Слайд 3

Основными целями и задачами данной технологии являются: повышение качества образования дифференциация и индивидуализация обучения овладение методами самообучения и приемами исследовательской работы профильная подготовка учащихся

Слайд 4

В настоящее время в педагогике существует множество методик, технологических карт по проектной и исследовательской деятельности. Рассмотрев существующие плюсы и минусы методик: Н. Г. Алексеева, А. И. Савенкова, А. В.Леонтовича Результат проекта: разработали методику отвечающую потребностям учащихся и родителей.

Слайд 5

1 Этап. Анализ Первый этап подготовка, в которой происходят различные способы диагностики с целью дифференциации учащихся по познавательным интересам, практическим потребностям, по уровню подготовки и по способностям: анкетирование; тестирование; индивидуальные беседы; наблюдение и анализ; беседы с родителями и учащимися, консультации с педагогами, психологом. Результат этапа: дифференциация учащихся по способностям и творческой направленности, учет индивидуальных особенностей и уровня развития, обученности, компетентности.

Слайд 6

2 Этап. Внедрение

Слайд 9

МБОУ СОШ №44 имени народного учителя СССР Г.Д. Лавровой Кузьминых Оксана Бояровна Карапетян Елена Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ развития творческого потенциала личности ученика

В статье отображены теоретические аспекты проектной технологии и практическое применение в деятельности учителя иностранного языка (французского)....

Метод проектов на уроках английского языка как способ раскрытия творческого потенциала учащихся

В данной статье двются рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка на разных ступенях обучения....

Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика

Работа над проектами помогает развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию. Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференциро...

Презентация статьи: " Проект как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика"

Презентация статьи: "Проект как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика"...

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учащихся на уроках иностранного языка

Описание опыта работы по применеию метода проектов в образрвательном процессе при обучении английскому языку....

«Приёмы реализации проектной деятельности, как средства развития творческого потенциала учащихся на уроках английского языка»

Ведущее место в структуре творческого потенциала личности занимают характеристики воображения, памяти, качество мышления (скорость, гибкость, оригинальность и точность), наблюдательность, логическое м...