Из опыта работы «Проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика»
опыты и эксперименты по английскому языку по теме

Калекова Елена Алексеевна

Предварительный просмотр:

Тема: «Проектная деятельность как способ раскрытия (развития) творческого потенциала личности ученика».

                                                                     Из опыта работы Е.А. Калековой,

                                                                                   учителя английского языка МБОУСОШ №11

Учителю иностранного языка нельзя отставать от времени. Современное общество требует от выпускника школы способности к участию в межкультурной коммуникации, быстрой адаптации к условиям постоянно изменяющего мира, готовности к саморазвитию и самосовершенствованию, умению решать проблемы, как на русском, так и на иностранном языке. Только с такими качествами наш выпускник не потеряется в мультикультурном пространстве, будет конкурентоспособным на рынке труда.

Сегодня я выступаю на ГМО и хочу поделиться опытом работы в преподавании английского языка по теме «Проектная деятельность как способ раскрытия (развития) творческого потенциала личности ученика»

Не возникает никаких сомнений в том, что для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения.

Как же сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создать условия для личностного роста школьников, полного раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательных интересов?

Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одна из них – проектная работа. Преимущества её известны давно и широко используются в методике преподавания иностранного языка. Следует отметить положительные стороны этого вида работы:

  • повышение общей мотивации учащихся;
  • образовательная и воспитательная ценность;
  • повышение значимости иностранного языка как средства общения.

Я думаю, что все учителя – практики. И если говорить на чистоту, то главная единственная реальная цель учебного процесса – это пройти программу. Цель же ученика в лучшем случае – стать умнее, в ином – выучить то, что пригодится для экзамена, в худшем – перетерпеть годы школьной учёбы.

Чем же меня заинтересовала проектная деятельность как учителя-практика? Думаю тем, что, работая над проектом, мы, учителя, даём возможность нашим ученикам думать, творить, проявлять собственное «я»; быть активными, самостоятельными, самореализовываться.  Ставя перед ними какую-либо проблему, мы добиваемся её решения. А «решить проблему» - значит применить на практике необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

«Представьте себе девушку, которая сшила платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова». Так писал в 1918 году один из основоположников «метода проектов». Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик.

Каковы же требования к учебному проекту?

  • Наличие социально-значимой задачи (проблемы): исследовательской, информационной, практической.
  • Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.
  • Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
  • Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
  • Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта – является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
  • Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом,  проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
  • То есть проект это «пять П». Проблема – Проектирование (Планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
  • Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчёты.  

Какие же общеучебные умения и навыки формируются в процессе проектной деятельности?

В первую очередь это рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

 3. Навыки оценочной самостоятельности.

 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умения коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнёром;
  • умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнёрского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

 5. Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс (изделие);
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).

 6. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

 7. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Какова же роль учителя? Роль учителя – это роль координатора, участника и помощника. Чтобы учащиеся чувствовали себя независимыми, самостоятельными, учитель может «притвориться пассивным». «Пассивность» не означает бездеятельность. Учителю необходимо быть инициатором, предварять план действий, проявлять гибкость, быть готовым к изменениям и вариантам, предлагаемым учащимися, поддерживать их инициативу, помогать справляться с подстерегающими трудностями. Надо обозначить тему так, чтобы учащиеся сумели подхватить идею, развить тему, успешно воплотить её в проект, использовать свои знания в представившейся ситуации.

Спектр проектной деятельности разнообразен. Он включает в себя подготовку и проведение мини-исследований, викторин, опросов, экскурсий, учебных спектаклей, концертов, конференций, круглых столов, интервью и репортажей. Конечным результатом данной деятельности могут быть  доклады или рефераты, упражнения и задания, составленные учащимися, стенгазеты, учебные фильмы, буклеты, анкеты, графики и карты.

Упражнения и задания, которые способствуют развитию творческого потенциала личности. Где проявляется детское творчество? Планируя предстоящую работу, стремлюсь разнообразить учебную деятельность учащихся на иностранном языке, включить в неё такие творческие личностно-ориентированные упражнения и задания, которые способствуют развитию творческого потенциала личности, расширению зоны активного познания, культуры мышления и порождения иноязычной речи.

Помимо обычных проектов, выполненных на бумаге, с которых я начинала вместе со своими учащимися, я предпочитаю такие формы продуктов проектной деятельности как: газета на иностранном языке, игра (например, аукцион; когда ребята, выступая в роли покупателей, приобретают предметы, производя оплату знаниями), праздник, КВН, сказка, экскурсия, выставка, инсценировка песни и наконец концерт.

Согласно требованиям к проектным заданиям,  как тема, так и вид проекта всегда ориентированы на личность учащихся. Для того чтобы  работа по проекту была успешной я учитываю их интересы и потребности, их собственный жизненный опыт. Форма представления результатов проекта также выбирается с учётом предпочтений, интересов, потребностей и способностей участников проекта.

Детское творчество проявляется и при подготовке к различным конкурсам.

Для учащихся же старшего звена я применяю такие виды проектирования, как: конференция (мною была проведена конференция на тему «Экологические проблемы планеты»), ролевая игра (например «Я устраиваюсь в гостинице», «Заказ билета по телефону»), компьютерные презентации.

Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов.

В процессе подготовки дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Образовательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, которые способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу. Выполнение проектов даёт возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Эссе «История успеха моих учеников»

 Что необходимо нашим ученикам для успеха: способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи; уметь работать в команде и обладать навыками общения, планировать конкретные результаты, развивать коммуникативные умения, самооценку и взаимооценку. Всё это может дать работа над проектом. Проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно – ориентированного обучения.

Для меня проект – это логическая цепочка элементов: потребность – мотив – задачи – действия – результат; отрезок творческой жизни, который проживается не в одиночку, а в команде с положительно настроенными на достижения людьми. Это радость от работы, которая приносит большое удовольствие и хороший результат. На мой взгляд, проектная деятельность – источник энтузиазма в то время, когда школьная жизнь начинает казаться бесцветной и монотонной. Это секрет организации захватывающей школьной жизни. Проекты делают работу насыщенной, увлекательной, яркой.

Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока, и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя. Работая над проектами, я пришла к выводу, что если целенаправленно и систематически использовать их в работе при обучении ИЯ, то эффективность будет очень высокой. Например, занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, навыков и умений, а выходят на практические действия учеников, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается познавательный интерес к изучению иностранного языка.

Реализованы такие проекты как: 

2006 год - школьная научно-практическая конференция учащихся (проект «Судьба моей семьи в судьбе моей страны») (8 класс); межпредметный проект «Культура России и стран изучаемых языков» (11 класс), надпредметный проект «Война – это зло» (10 – 11 класс).

В ноябре 2007 года - Приморский форум образовательных инициатив в номинации «Лучший учебно–методический пакет сезона» (финал), в 2008 году - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (творческий проект «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»).

2008 год - Приморский форум образовательных инициатив в номинации «Лучший учебно–методический пакет сезона» (УМП «Легко ли быть молодым» (9-11 класс), темы исследований были выбраны разнообразные и интересные: «Молодежь и наркотики», «Современная молодежная субкультура», «Суицид», «Сотовые телефоны», «Молодёжный сленг», «Есть такая профессия Родину защищать» (10 класс); УМП «Дела семейные» и «Выбор профессии – основа успешной карьеры»).

2009 год – городской, Приморский форумы образовательных инициатив (представлен учебно-методический пакет по программе «Intel» «Мы в ответе за тех, кого приручили», выполнили учащиеся 6 класса и волонтёрская группа 10 класса, награждены дипломом I степени, специальным призом).

2009 год – конкурс VCT-проектов в рамках проекта Майкрософт "Академия учителей", федеральный этап (представлен учебно-методический пакет по программе «Intel» «Мы в ответе за тех, кого приручили», вышел в 5 лучших проектов).

2010 год – городской Форум образовательных инициатив (представлен совместный учебно-методический пакет по программе «Intel» «Человек есть то, что он ест», награждён дипломом I степени);  краевой Форум образовательных инициатив (представлен совместный учебно-методический пакет по программе «Intel» «Человек есть то, что он ест», награждён дипломом II степени и серебряной медалью);  Общероссийский конкурс учебных проектов-2010 «Человек есть то, что он ест», победитель в номинации «Лучшая организация учебных ситуаций для формирования общекультурных и предметных компетентностей в соответствии с образовательными стандартами нового поколения», награждён дипломом и поощрительным призом.

При подготовке проекта был составлен подробный план работы, прописаны этапы и сроки его выполнения, были широко использованы информационные ресурсы, как на печатной основе, так и на электронных носителях, средства Интернет.

Учащиеся разделились на группы. Каждая работала в своём направлении, выбирала оптимальный вариант для решения поставленной проблемы. "Генераторы идей" выдвигали идеи проекта, ставили гипотезы, составляли план исследований; «Историки» изучали историю развития компании «Приморский кондитер», появление софтдринков, появление еды в искусстве; «Биологи» изучали влияние нерационального питания на здоровье людей с различных позиций; «Медики» проводили эксперименты, изучали заболеваемость школьников в регионе, школе, составляли меню; «Социологи» проводили тест-опросы, анкетирования, интервью; «Дизайнеры» оформляли материалы проекта (схемы, таблицы, графики, диаграммы, буклеты, презентации, публикации); «Фотокорреспонденты» предоставляли фото и видео материалы.

На каждом уроке обозначалась проблема для обсуждения. Обсуждение этих вопросов проходило в форме дискуссий, в ходе которых ребята, опираясь на свой жизненный опыт, рассказывали свое отношение к различным ситуациям. Школьники составляли интервью, собирали печатный и иллюстративный материал, писали эссе и выполняли художественные переводы.

Учащиеся старались самостоятельно планировать свои действия и самостоятельно решать, какие материалы им понадобятся для подготовки проекта и где их найти. В случае возникновения трудностей они обращались за помощью. Многие школьники решили выполнить свои презентации с мультимедиа эффектами, что делало работы более наглядными, динамичными и привлекательными.

Две ученицы 11 «К» класса предпочли работать вдвоем. Времени было затрачено 2 месяца, что дало возможность не спешить и иметь достаточно времени на проведение поэтапной работы. Используя уже имеющиеся навыки поисковой работы, ученики провели поисковую работу в газетах, журналах и в Интернете.

Результаты исследований оформили в виде графиков, таблиц, диаграмм и представили в презентациях, буклетах, публикациях.

Творческие группы  защитили проект на научно-практической конференции «Взгляд в будущее», получили высокую оценку. Всего было задействовано 45 учеников с 4 по 11 класс.

Чему научил проект «Человек есть то, что он ест»? 

В ходе работы над проектом учащиеся приобрели опыт практического применения математических формул, графиков, алгоритмов, лексики на английском языке в повседневной жизни; опыт проведения интервью, опроса, анкетирования, гражданских и социальных акций, антиреклам. Научились использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения; приобщения к ценностям мировой культуры; анализа и сравнения реальных процессов (в том числе экономической и маркетинговой областях).

Что говорят дети о проекте? 

Жемер Владимир, ученик 10 «И» касса: 

Лично для меня проект имеет практическую значимость, так как в будущем я хочу стать бизнесменом. Он дал возможность расширить свой кругозор во всех аспектах изучаемой темы. Мы научились задавать себе вопросы и самостоятельно, что в наше время очень важно находить на них ответы. Кроме того, работа довольно проста и понятна. Домашние задания становятся куда более интересными, чем обычно. Мне кажется, вскоре программа «Intel» заменит классно-урочную систему образования, т.к она помогает охватить гораздо больший объем знаний из разных предметов.

Харьковская Елена, ученица 8 «К» класса: 

На обычных урокам иногда мы скучаем, приходя домой трудно вспомнить о чём шла речь. Мало того, что это увлекательно, это ещё и познавательно! Готовясь к проекту, я овладела программами MS Power Point, MS Publisher, MS Exсel. Узнала много интересного и полезного о здоровом питании. Испытала истинное удовольствие о проделанной работе, которую можно показать учителям, родителям, друзьям. Очень приятно посмотреть и другие проекты! Будущее за компьютерными технологиями! Но, к сожалению, уроков информатики не хватает, чтобы этими технологиями овладеть. Поэтому данные уроки могут помочь и в изучении обычного ПК. За Intel – будущее образования!!!

Нестерова Дарья, ученица 10 «И» класса: 

Я восхищена! За весь прошлый год я могу насчитать только несколько ярких уроков с использованием компьютерной техники. Одним из самых красочных уроков на мой взгляд был интегрированный урок математики и английского языка по теме «Еда». На этом уроке представили исследовательскую работу «Экология школьного питания», где оттачивали навыки математических вычислений, применения формул и устную речь на английском языке. Научились работать в MS Power Point, MS Publisher, MS Exсel. Эту работу мы готовили с большим удовольствием. И в конце учебного года на научно-практической конференции прошла защита проекта, за который мы получили высокую оценку. По-моему, Intel - это очень полезная для нас программа, чтобы развиваться и совершенствовать навыки работы на компьютере.

Богатырёва Полина, ученица 8 «К» класса: 

По-моему неплохая идея объединить два предмета вместе. Было бы неплохо, если бы математические термины и понятия использовались на английском языке, а сам учитель владел им в совершенстве. Я хотела бы, чтобы они проходили с помощью программы Intel и тогда мы будем с компьютером «на ты»! Большую часть своих знаний в компьютерном мире я получила именно на таких уроках. Уроки проходят живо, познавательно и, самое главное, они легко усваиваются, потому что ученику интересно. Нашему поколению намного интереснее работать с разнообразными компьютерными программами, чем с учебниками.

2012 год - городской,  Приморский форумы образовательных инициатив (представлен сетевой учебный проект «Мой дом-моя крепость», награждён дипломом I степени в городе и дипломом III степени и бронзовой медалью в крае),   награждён ценным подарком и дипломом II степени на Общероссийском конкурсе учебных проектов-2012.

Как мы работали на проектом “Мой дом-моя крепость?!” Мои ученики горячо взялись за дело, ведь для них, казалось бы, продвинутых в ИКТ, многое оказалось также абсолютно новым. Благодаря инициативе, творческому подходу к выполнению всех заданий, умению работать в команде, трудолюбию, взаимопониманию и взаимовыручке учащиеся создали замечательные работы - свои презентации, ленту времени, буклеты, публикации, календарь. Нельзя объять необъятное. Но как увлекательно расширять границы известного! Работа над проектом «Мой дом-моя крепость?!» позволила учащимся совершить еще одно маленькое открытие! А сколько еще таких открытий впереди!

Проект рождался тяжело: Трудно придумывались основополагающий и проблемные вопросы, творческое название проекта, не сразу пришла идея реализации проекта. Ещё одна сложность-проект сетевой, предполагает интенсивную работу в сети Интернет. Но вот, наконец, всё готово – и вводная презентация, и материалы оценивания, и кроссворды, и дидактические материалы, и ещё масса идей. Осталось реализовать задуманное! Перед началом проекта у меня были некоторые опасения: Как поведут себя мои ученики? Оправдаются ли мои ожидания? Зададут ли они ожидаемые вопросы? Заинтересует ли их работа в проекте? Опасения оказались напрасными. На вводном уроке проекта после вопроса «Что вам интересно узнать о доме?» ребята просто «засыпали» меня вопросами. Были заданы и те вопросы, которые я предполагала услышать, и те, которые оказались для меня неожиданными. После разделения на группы ребята с энтузиазмом взялись за распределение обязанностей и планирование работы групп.

      Учитель в проекте вроде бы уже и не учитель в традиционном понимании, а фасилитатор. Помогает, подталкивает, мотивирует, направляет, но незаметно, так, чтобы у учеников сложилось полное ощущение самостоятельной работы. Это ОНИ составляют план работы группы, самостоятельно организуют встречи группы, ставят друг другу оценки за неделю, ОНИ ищут информацию в Интернете, работают с ней, выбирают самое важное, создают план презентации и реализуют его согласно критериям оценки, ОНИ самостоятельно готовятся к защите проекта.

Но участие каждого в работе, обсуждения, оценивание вклада друг друга, защита своего проекта, вылившаяся в горячий спор о практической значимости проекта поразили меня. Польза от проекта очевидна. Это, считаю, и есть успех.

Проектная деятельность по программе «Intel» в течение четырёх лет привела к положительным результатам обучения: учащиеся расширили словарный запас и кругозор, закрепили имеющиеся грамматические навыки; приобрели опыт работы в парах, группах сменного состава; повысили уровень коммуникативных навыков и автономности посредством самоорганизации в проведении исследовательской, творческой работы. Я вижу, наши дети способны творить чудеса, творить вдохновенно! Ну, с чем можно сравнить радость удачи, когда у тебя получается?

Считаю, что благодаря участию в программе «Intel», я обновила собственные знания,  совершенствуя свои информационные компетенции, познакомилась с коллегами из других регионов, с которыми постоянно общаюсь и сотрудничаю. Участвуя в программе, я убедилась, что терпение превращает препятствия в возможность, неудачу в победу. Это еще один шаг к познанию, самосовершенствованию, личностному росту.

Немецкий педагог А.Флитнер, определил технологию проектов как процесс, в котором обязательно участвуют ум, сердце и руки. Ум, сердце и руки учащихся, конечно, но развитие личности не возможно без мотива и подражания авторитету. Поэтому для успешной деятельности на первое место нужно поставить ум, сердце и руки учителя.

        И своё выступление хочу закончить словами:

                                    Я знаю, если ты способен

                                    Творить и за собою увлекать,

                                    То этот путь проектный так удобен,

                                    Что ты о большем можешь не мечтать.

Спасибо за внимание. Желаю успехов, дорогие коллеги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ развития творческого потенциала личности ученика

В статье отображены теоретические аспекты проектной технологии и практическое применение в деятельности учителя иностранного языка (французского)....

Раскрытие творческого потенциала личности ученика средствами иностранного языка

Все наши рецепты борьбы со скукой на уроке направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь...

Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика

Работа над проектами помогает развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию. Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференциро...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время как один из способов активизации творческого потенциала личности

Целью опыта является сформировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, умения  самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, кот...

Презентация статьи: " Проект как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика"

Презентация статьи: "Проект как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика"...

Организация проектной деятельности, как способ раскрытия творческого потенциала учащихся

Статья об организации проектной и  исследовательской деятельности в школе. Основные этапы развития данной технологии, особенности. Примеры межпредметной связи биологии и математики.Данная техноло...

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания для раскрытия творческого потенциала личности ребенка

План: Обоснование актуальности перспективности опыта.Научная и практическая значимость исследования.Психолого-педагогическая сущность понятия активизации познавательной деятельности учащихся.Сист...