Современный урок, как инструмент раскрытия творческого потенциала учащихся
статья по теме

Воленко Елена Николаевна

Обобщение опыта учителя биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_sovremennyy_urok.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок, как инструмент

раскрытия творческого потенциала учащихся.

Статья.

Цели современного урока состоят в предоставлении учащимся оптимальных условий для самовыражения их как личности, в соответствии со своими склонностями, для развития способностей, умения адаптироваться в изменяющихся условиях окружающей среды.

        В своей работе мы стремимся к воспитанию установок  личности на самообразование, точную исполнительность, творческое отношение к своей деятельности, гуманистическое отношение к людям и природе.

       Особое, и, пожалуй, решающее значение в современном обучении приобретают надпредметные умения, т. е. те, которые обслуживают действия со всеми предметами. К этим надпредметным умениям относятся: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация, установление связи общего и частного, построение цепи суждений из двух-трех, а в старших классах - и большего числа звеньев. Важно научить школьников моделировать, выдвигать гипотезы, принимать решения, строить аргументацию. И все это вместе с эмоциональными переживаниями, обращенными к личностному смыслу изучаемого, входит непременной составной частью в содержание образования.

       Для достижения этих целей недостаточно проведения традиционных уроков, на которых все «роли» распределены, а поведение как обучающихся, так и учителя предсказуемо. Хотя, на мой взгляд, использование в учительской практике традиционных уроков необходимо, и, прежде всего, для формирования у учащихся основных умений и навыков, оттолкнувшись о которые можно научить их мыслить творчески и нестандартно.

          За довольно продолжительный срок педагогической работы, я убедилась в том, что у школьников в процессе обучения не формируется целостного представления о предмете, не образуется причинно-следственных связей, вследствие этого знания непрочны и представляют собой нагромождения фактов, понятий, процессов, явлений, ничем не связанных между собой. Поэтому, при повторении темы, пройденной сравнительно недавно, учащиеся не могут правильно ответить на вопрос, путаются в определениях, понятиях и последовательностях того или иного процесса. Не каждый ученик сможет вычленить из материала главную мысль, дать определение какому-нибудь понятию. Школьники, в большинстве случаев, не могут анализировать, обобщать, делать выводы.

             Именно эти трудности, с которыми я столкнулась в процессе обучения, стали причиной использования в моей работе опорных схем, таблиц, проблемных вопросов, творческих задач, нестандартных и интегрированных уроков, а также индивидуального подхода к учащимся.

              Каждый учитель знает, как катастрофически не хватает времени на уроке, чтобы произвести полноценный опрос, добротно объяснить новый материал и закрепить основные знания и умения. Поэтому, при объяснении нового параграфа, я стараюсь весь главный материал « свести» в схему, таблицу, в которой отражен тот минимум, который необходим для дальнейшего процесса обучения.

        Для установления причинно-следственных связей и формирования целостного представления о разделах и темах, эффективно использование на уроках метода сравнительного анализа и прослеживание процессов эволюционного развития. Так, например, при изучении типа Хордовых в 7 классе, на уроках обязательно проведение сравнения внешнего и внутреннего строения каждого последующего класса с предыдущим и акцентирование внимания школьников на черты усложнения, которые появились в процессе эволюции (крупные ароморфозы). Это помогает лучше запомнить новый материал и заодно вспомнить предыдущую тему. В конце раздела желательно заполнить сводную таблицу сравнительного анализа, позволяющую систематизировать знания учащихся.

          На уроках необходимо использовать как можно больше наглядного материала, для того чтобы ученики с одной стороны имели представление о предмете изучения, а с другой стороны включались в работу все виды памяти: слуховая, образная, зрительная, тактильная. Как показала практика, это дает очень хороший эффект, особенно при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ, когда идет процесс повторения целых «пластов», учебного материала, или при подготовке одаренных учеников к предметной олимпиаде.

          В своей педагогической практике я часто использую на уроках творческие задачи по биологии. Биологические задачи предполагают на просто репродуктивное воспроизведение знаний, а творческое их применение. Простого знания биологии для ее решения бывает недостаточно.

        В чем различие между двумя проводимыми фрагментами урока?

1. « Осьминог-представитель морских головоногих моллюсков. Одной из особенностей его поведения является то, что при опасности или раздражении он стремится спрятаться в убежище. При этом с помощью щупалец закрепляется там, чтобы предполагаемый хищник не смог извлечь его из укрытия…»

2. « Давным - давно а Японии случилась такая история. Во дворец императора был отправлен ценнейший, груз - несколько шхун везли вазы тончайшего фарфора. По дороге их настиг шторм, и все до единой шхуны утонули. Это произошло недалеко от берега, где стояли хижины бедных рыбаков. Вазы стоили баснословные деньги, поэтому неудивительно, что многие смельчаки пытались достать их. Но это некому не удавалось: слишком велика была глубина - не донырнуть человеку. Никакой удочкой, сетью или веревкой их не достать, а подводных аппаратов тогда, конечно, не знали. Спустя год вазы стали появляться в хижинах тех  рыбаков. Вопрос: как же вазы оказались на берегу?»

    И в первом и во - втором случае, речь шла о типе Моллюски, классе Головоногие, виде – осьминог обыкновенный, и – самое главное – об особенности их поведения. Но в первом случае учащиеся получали очередную «порцию» информации, а во – втором, - опираясь на знания, пытались логически объяснить приведенный в  задаче исторический факт.

         В чем же преимущество использования творческих задач на уроках?

Во – первых, любую задачу можно использовать как яркий, запоминающийся пример.

Во – вторых – ученики решают задачи преимущественно методом проб и ошибок, в режиме « мозгового штурма».

В – третьих, если использовать творческие биологические задачи параллельно с учебным материалом, который учащимся предстоит усвоить в данный момент,  то ребята будут осознанно подходить к решению творческих задач, а не просто угадывать ответ.

            Кроме того, использование биологических задач на уроках имеет следующие положительные стороны:

1. С помощью биологических задач можно и закрепить пройденное, и повторить давно пройденное, и освоить новые знания.

2. Решение  творческих биологических задач обычно нравится ученикам -  а положительная мотивация имеет большое значение в процессе обучения.

3. Подобные задачи позволяют устанавливать связь теории с практикой. Большинство задач взято из жизни.

          Для более углубленного изучения биологии и развития творческого потенциала учащихся, я использую в своей практике целую систему нестандартных и интегрированных уроков. Проведение таких уроков дает возможность учителю выйти на более высокий уровень преподавания предмета, а учащимся – приобрести дополнительные знания, проявить себя, превратить повседневность в яркий, незабываемый праздник.

          Ученики во время проведения нестандартных уроков могут попробовать себя в новом качестве, например, в роли экспонатов палеонтологического музея (урок в 9 классе

« Эволюция человека»), в роли героя произведения Жюля Верна « Дети капитана Гранта»

Жака Паганеля (урок в 7 классе « Занимательная энтомология»), в роли витаминов, доктора, повара (урок в 8 классе «Витамины»). С большим удовольствием ученики пробуют  себя в качестве врача – косметолога, модного визажиста, спортивного врача (урок в 8 классе «Строение кожи. Роль кожи в терморегуляции»). Такие ролевые игры способствуют расширению кругозора учащихся, позволяют проявить себя на уроке, учат подходить нестандартно к процессу обучения и раскрывают творческие возможности, которые на обычных уроках  проявить в большинстве случаев довольно затруднительно.

        Обобщающие уроки интересно проходят и запоминаются, если их проводить в форме « ярмарки  знаний». Класс делится на команды. Каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана. Работа на уроке предполагает и командные ответы (коллективная форма работы) и индивидуальные.  Учитель проводит конкурсы, за правильные ответы команды получают очки. Желательно включить в ход урока музыкальные номера, небольшие сценки, чтобы создать атмосферу непринужденности. Так, например, при проведении урока такого плана в 7 классе по теме «Классификация мхов. Мох Кукушкин лен», на « ярмарке» «работал» клоун, потешавший всех своими частушками и шутками. Данный урок предполагает работу жюри (это могут быть учителя, или ребята – старшеклассники), а также подведение итогов с обязательным награждением команды – победительницы.

           Важную роль в формировании у школьников таких надпредметных умений, как анализ, обобщение, абстрагирование, установление связи общего и частного, на мой взгляд, играют уроки – пресс – конференции. При проведении урока в 11 классе по теме

«Экологические проблемы Кубани», класс делился на 4 команды.

1-я команда – это команда экологов. Эта команда формируется из числа самых способных учеников, обладающих большим кругозором, хорошо владеющих монологической речью, способных аргументировать свою точку зрения.

2-я команда – бизнесмены, которые хотят вкладывать свой капитал в производство, но с учетом экологической обстановки в крае и последствий, которые произойдут при строительстве того или иного предприятия.

3-я команда – корреспонденты, освещающие в прессе вопросы экологии.

4-я команда – обыватели, люди, далекие от науки вообще и от экологии в частности.

           Такая форма проведения уроков позволяет развивать у учащихся умения и навыки самостоятельного добывания знаний путем рационального использования различных источников информации (научно – популярной литературы, материалов периодической печати), учит устанавливать причинно – следственные связи, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

             Для углубления межпредметных связей  эффективны интегрированные уроки. Они продолжают развивать у учащихся интерес к предметам, способствуют формированию целостного представления о природе, явлениях, процессах, эмоционально окрашивают порой «сухие» научные факты, развивают эстетическое восприятие окружающего мира.

Очень естественна интеграция биологии с химией (урок в 11 классе «Белки», в 8 классе

« Эритроциты. Переливание крови»). Интересна интеграция  природоведения  с литературой и русским языком (урок « Осадки. Климат. Погода»), урока биологии с МХК

( урок в 7 классе «Размножение и значение голосеменных»).

            Более подробно хочется остановиться на театрализованных уроках. Они в моей педагогической практике занимают особое, я бы даже сказала почетное место. Именно на таких уроках в полной мере раскрываются творческие возможности учащихся, происходит процесс индивидуализации обучения и воспитания.

           Театрализованные уроки требуют особой подготовки: оформления класса, изготовления костюмов,  индивидуальную работу с каждым из учеников.

Именно такие уроки превращаются в настоящий праздник, дают возможность проявить себя всем, без исключения и не забываются ни когда.

        Например, театрализованный урок в 9 классе « Суд над алкоголем». Действующими лицами этого спектакля стали: судьи, адвокат, общественный обвинитель, свидетели

(биохимик, психолог, социолог, участковый инспектор, управдом, врач-терапевт, врач-нарколог), а также сам обвиняемый – Алкоголь. Число действующих лиц соответствует числу учеников в классе.

          Вот так звучала речь общественного обвинителя:

« Я обвиняю алкоголь в том, что:

- он причина многих тяжелых заболеваний человека;

-по его вине происходит деградация личности;

-из-за него разрушаются семьи, а дети растут без отцов;

-по его вине рождаются неполноценные дети;

-от него страдают все окружающие люди, происходят сбои в производстве».

       А так выглядела речь самого Алкоголя:

« Я – Алкоголь, точнее этиловый спирт или этанол. Отношусь я к предельным одноатомным спиртам. Люди обвиняют меня во всех смертных грехах, а между тем меня широко используют в медицине, фармакологии, парфюмерии, химической промышленности. Я не буду ни в чем оправдываться, а лишь процитирую строки, написанные много лет назад Авиценной:

Все хорошо, друзья, что в меру.

Возьмем вино мы для примеру.

Вина избыток – как отрава,

А в меру выпьешь – как отрада!

Не наливай вина глупцу,

Полезно пить лишь мудрецу!»

       Такой урок имеет массу положительных сторон: приобщает учеников к чтению научно – популярной литературы, развивает творческие способности, формирует взгляды и убеждения, соответствующие здоровому образу жизни.

                   Урок в 11 классе « Г.И. Мендель. История одного открытия» - это, прежде всего дань памяти и уважения  гениальному ученому, опередившему свое время, которому в  школьном учебнике посвящено всего несколько строк. Для устранения этой несправедливости, был задуман и проведен этот урок. Действующими лицами стали: ведущий, Антон Мендель (отец великого ученого), Грегор Иоганн Мендель, Карл Кернер (крупный ботаник того времени), молодая наука -  Генетика. Ученическая аудитория вначале смотрела спектакль, повествующий о жизни и научных поисках чешского ученого, о людях, его окружавших и сыгравших не последнюю роль в трагической судьбе  Грегора Менделя, а в конце урока принимала участие в пресс- конференции. Не смотря на оптимистический финал, сам урок получился с оттенком грусти. Процитирую заключительные слова ведущего: « После 1868 года Мендель полностью оставил свои  опыты. В это время он начал слепнуть. Сказалось нечеловеческое напряжение, с каким он на протяжении более 10 лет разглядывал и сортировал десятки тысяч растений, цветков, стеблей, листьев, семян.  В 1884 году, так и не получив признания, великий чешский ученый Грегор  Иоганн Мендель скончался. (Звучит траурная музыка. Ученик, игравший

Менделя снимает плащ и кладет его на трибуну с изображением портрета ученого, сверху-

две  красных гвоздики).

                         Целью проведения урока в 7 классе « Подводный мир: мифы  и реальность»,  было, прежде всего, закрепление знаний и получение массы дополнительной информации о представителях морских видов, их биологических особенностях и  практическом использовании. В ходе подготовки к уроку, ученики совершенствовали свои навыки по самообразованию, работали с дополнительной литературой, а некоторым пришлось учить стихи и придумывать танец. Каждому нашлась роль по душе, ведь действующими лицами стали: океанолог, биолог – водолаз, поэт, бог моря – Посейдон, его спутницы нереиды, специалист по моллюскам, исследователь акул, исследователь морских глубин, а также шеф – повар.  Урок проводился в форме ток – шоу. Ведущий

(учитель), приглашал в студию (класс) различных специалистов (учеников), которые своими ответами на вопросы ведущего расширяли границы познания своих одноклассников. Гостями  этого урока стали родители учеников, учителя и ребята из других классов. Подобная форма  проведения урока позволила учащимся проявить все свои способности. Ребята  изначально были настроены на успех, а это очень важно, особенно для детей, которые не могут проявить себя во время обычного урока.

              Каждый нестандартный урок уникален. Повторить его невозможно, да и неинтересно. Его проведение требует от учителя больших моральных, а иногда и материальных затрат. Поэтому основным недостатком таких уроков является невозможность проводить их часто. Наверное, учитель перед подобным уроком чувствует то же, что и режиссер, перед премьерой спектакля. Но все хлопоты, переживания окупаются сторицей. Ведь такие уроки наверняка запомнятся детям, не говоря уже об учителе.

          Для осуществления индивидуального подхода в обучении, я практикую проведение исследовательский работ с одаренными детьми. Предложение о проведении такой работы должно быть адресовано тому ученику, который проявляет интерес к предмету,  имеет достаточно высокий уровень общеобразовательной подготовки, обладает хорошей работоспособностью, ответственен и исполнителен. Желательно, к выполнению работы подключить родителей ученика.

           Учитель подбирает методику, которую можно использовать в школьных условиях, научную и научно – популярную литературу, содержащую информацию по теме исследования. В поиске литературы, могут оказать существенную помощь родители ученика, они же могут помочь в сборе материала для исследования.

      Далее идет  сам эксперимент (практическая часть исследовательской работы),  который проводит ученик, при непосредственном руководстве учителя. Проводя опыты,  школьники приобретают навыки сбора материала для  научной  работы, учатся на практике пользоваться лабораторным оборудованием, пытаются обобщать результаты и делать свои выводы. Конечно, их исследования касаются лишь какой – то маленькой проблемы и не всегда есть сенсационный результат, но, привыкая к мысли, что отрицательный результат – это то же результат, юные экспериментаторы приобретают очень ценные  черты характера, такие, как терпение, кропотливость и целеустремленность.

            Так, при исследовании мнемических процессов у учащихся начальной, средней и старшей школы, ученице 9 класса, выполнявшей эту работу, необходимо было протестировать 45 школьников разного возраста по 4-м методикам, обобщить результаты, найти определенные закономерности, на основании которых сделать выводы.

            Исследовательская работа «Определение ионов меди в природных водах Павловского района» потребовала от юного экспериментатора определенных знаний в области аналитической химии.  Она училась  готовить навеску, реактивы  на ионы меди, училась титровать.

             При выполнении  работы «Обмен веществ и определение энерготрат у подростков», ученице 8 класса потребовалось собрать многочисленные данные о частоте сердечных сокращений у подростков на различных уроках, чтобы по определенной формуле рассчитать энерготраты, выйти на  средний  результат, на основании которого сделать выводы. А при проведении функциональной пробы,  много времени занял как сам эксперимент,  так статистическая обработка его результатов.

             Не смотря на многочисленные трудности, все ученики,  принимавшие участие в постановке и проведении экспериментов, хотят продолжать и в дальнейшем исследовательскую деятельность, особенно, когда их работы были замечены конкурсным жюри.

           После того, как получены результаты и подобрана литература, начинается самый трудоемкий  и самый творческий процесс оформления  многочисленных фактов в единое целое. Согласно требованиям, предъявляемым к исследовательским работам учащихся, в них обязательны:

   - Введение.

   - Основная часть, содержащая описание эксперимента и результаты его.

  - Выводы, с указанием практического «выхода» этой работы.

  - Список  литературы.

  - Приложение.

Конечно, написать подобный, не побоюсь этого слова, труд, ученик сам не в состоянии. Поэтому, основная работа по оформлению результатов исследования  « ложится» на учителя, имеющего богатый опыт в написании курсовых работ. Понятно, что это забирает много времени и сил. Но, как говорится, «игра стоит свеч». Когда твой ученик принимает участие с вашим совместным «детищем» в районных  или краевых конкурсах, да еще занимает призовые места, то уже не понятно, кому этот приносит большее удовлетворение, ученику или учителю.  Ведь успехи наших учеников прямо пропорциональны эмоциональным силам учителя, затрачиваемым  во время его обучения и воспитания. По моему глубокому убеждению, не нужно бояться потратить больше времени на одаренного ребенка, чем предусматривают государственные стандарты, не стоит ограничиваться только той работой, за которую получаешь деньги. Нужно просто  делать все, что от тебя зависит, и чуть больше этого, а результат не заставит себя ожидать. Все – таки, главное – это заинтересованность учителя, который может заинтересовать ученика и поможет ему стать на ступеньку выше.

          Если обобщить все сказанное выше, то  польза от такого рода индивидуальной работы с одаренными детьми состоит в том, что:

во – первых – они учатся постановке эксперимента, сбору информации и обработки ее;

во – вторых – приобретают навыки работы с научной литературой;

в – третьих – учатся обобщать, систематизировать, делать выводы;

в – четвертых – приобретают положительный опыт выступлений на публике, учатся не теряться в большой аудитории, отвечать на вопросы, порой очень неожиданные и отстаивать свое мнение;

в – пятых – получают возможность определить свой жизненный путь.

                    Каждый учитель в своей работе преследует множество целей и ставит перед собой множество задач. Это и  достижение учениками прочных знаний, усвоение предметных  и надпредметных способов деятельности, умение применять свои знания и умения, способность к решению проблемных ситуаций, сформированность мирровозренческих интересов и систем ценностей. Для решения этих задач, мы, учителя, используем на уроках самые разнообразные методы, средства, формы и виды деятельности, предполагающие, прежде всего, индивидуализацию процесса обучения, развитие творческих способностей наших учеников. Я - за создание на уроках атмосферы сотрудничества, демократичности, взаимопомощи,  душевного комфорта,  за соблюдение нравственных норм и духовности.  Нужно дать шанс каждому ученику   раскрыть свой творческий потенциал, так или иначе проявить себя, ведь от этого во много зависит его самооценка и, возможно, его будущее.

           

Учитель  высшей категории

Воленко Елена Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов на уроках английского языка как способ раскрытия творческого потенциала учащихся

В данной статье двются рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка на разных ступенях обучения....

Интегрированный урок, как средство активизации творческого потенциала учащихся

Статья об интегрированном уроке описывает формы творческих работ в формате проекта, где конечным результат является интегрированный урок...

Раскрытие творческого потенциала учащихся средней школы через интегрированные уроки ИЗО и музыки

Проблема взаимодействия между искусствами – их соотношения, взаимосвязи, взаимовлияния – принадлежит к числу важнейших проблем эстетики. В ней скрещиваются вопросы сугубо теоретические, связанные с тр...

Организация проектной деятельности, как способ раскрытия творческого потенциала учащихся

Статья об организации проектной и  исследовательской деятельности в школе. Основные этапы развития данной технологии, особенности. Примеры межпредметной связи биологии и математики.Данная техноло...

Открытый урок Назлымовой Э.А. Тема:"Освоение концертного жанра в младших классах ДШИ и ДМШ. Роль фортепианного концерта в раскрытии творческого потенциала учащихся. Работа над "Легким концертом" Н.И.Сильванского G-dur 1 часть

28 сентября 2017г прошел открытый урок преподавателя Назлымовой Э.А. с уч-ся 3-го класса Чуль Лия-Сарой.Тема: "Освоение концертного жанра в младших классах ДШИ и ДМШ. Роль фортепианного концерта ...

Раскрытие творческого потенциала обучающегося посредством использования нетрадиционных техник в рисовании и с применением современных образовательных технологий.

Современное образование, как и все сферы общества, быстро развивается, тем самым перед обществом формируется совершенно новый образовательный заказ. Мы должны научить обучающихся необходимыми личными ...

РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Развитая речь – это прекрасный инструмент познания, необходимое средство общения и, наконец, зеркало м...


 

Комментарии

Маслак Екатерина Николаевна

Уважаемая Елена Николаевна, большое спасибо за Вашу статью! Успехов Вам и всего самого доброго!
Воленко Елена Николаевна

Уважаемая Екатерина Николаевна! Спасибо за добрые слова. Мнение коллег для меня очень важно.