Развитие творческого потенциала учащихся с ОВЗ через работу с книгой в свете духовно-нравственного воспитания.
учебно-методический материал

Брыкунова Валентина Алексеевна

Как развить творческий потенциал учащихся через работу с книгой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческого потенциала учащихся с ОВЗ через работу с книгой в свете духовно-нравственного воспитания»

               «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» - говорил писатель Константин Паустовский.

                 Для того, чтобы творческий потенциал детей с ОВЗ мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Одним из видов такой деятельности является работа с книгой во внеурочное время в стенах нашего коррекционного учреждения.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в работе с которыми книга выполняет роль не только средства, воспитывающего их художественную культуру и нравственность, но и является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии, помогает детям развиваться и жить, соблюдая нравственные нормы поведения. Это шанс реализоваться в современном мире.

 Поэтому с развитием дефектологического библиотековедения работа школьной библиотеки создает условия для формирования творческой, активной, нравственной личности, через включение в систему творческих занятий и положительной мотивации творческой деятельности, индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося.

          Такая работа в нашем образовательном учреждении начинается с начальной школы, имеет продолжение в среднем  и старшем звене.

       Формы и методы библиотечной работы, направленные на активизацию творческого потенциала учащихся в свете духовно-нравственного воспитания, через работу с книгой, используемые в школьной библиотеке, весьма разнообразны:  

- громкое чтение и обсуждение книг;

-обзоры литературы;

-игры по станциям;

-беседы различной тематики;

-встречи с писателями;

-литературные утренники и праздники;

-викторины.

              Библиотечная работа с учениками начальной школы начинается с эмоционального введения детей в мир художественной литературы. Обращение к методике сказкотерапия, созданной на стыке психотерапии, литературоведения и библиотековедения помогает актуализировать социальный и читательский опыт ребенка с ОВЗ. Дети рассматривают иллюстрации в книгах, рисуют в читательских дневниках героев сказок и в дальнейшем, принимая участие в литературных утренниках, переживают, сострадают любимым героям.  

Проведение таких мероприятий вызывает сильнейший эмоциональный отклик, имеет высокую эффективность при работе с детьми.

            Учащиеся с ограниченными интеллектуальными возможностями  всегда с большим вниманием слушают громкое чтение библиотекаря. Наиболее популярны для такой формы работы рассказы и стихи о животных. Выразительное чтение библиотекаря с интонационной характеристикой персонажей помогает развитию образного и логического мышления детей. Включение в такие занятия музыкального сопровождения, подобранного более старшими учениками, элементы игры, всегда вызывают живой отклик у читателей.

Инсценирование  литературных произведений – другой эффективный приём, помогающий улучшить социальную адаптацию детей.  Учащиеся с помощью взрослого подбирают себе костюм для выступления, чтобы лучше раскрыть характер своего героя.

          Используя метод синтеза искусств, эффективно сочетается работа над литературным произведением со стимулированием изобразительного творчества учащихся.   

          Не все дети хорошо рисуют, но с огромным желанием принимают участие в подготовке к утренникам, литературным играм, раскрашивая рисунки по трафаретам,  создавая аппликации.

          Коррекция психологических недостатков школьников с ОВЗ, приобщение к познавательной деятельности, развитие творческих способностей, нравственное воспитание продолжается  в среднем и старшем звене.

          В нашей библиотеке были  организованы циклы бесед по профориентации «Куда пойти учиться», интересные встречи, беседы с людьми разных профессий «Хочу быть!», с последующим посещением предприятий района (в частности музея Средне-Невского судостроительного завода). Такие встречи необходимы для подрастающего поколения, т.к. воспитывают уважение к труду, людям рабочих профессий. В дальнейшем, на уроках столярного дела, обучающиеся под руководством учителей технологии, изготовили макеты военных кораблей, тральщиков. Учащиеся 10,11 классов посетили выставку рабочих профессий, где смогли попробовать себя в различных видах деятельности: кулинарии, декоративном садоводстве, бисероплетении.

           Организация презентаций, творческих проектов с использованием мультимейдийной образовательной продукции, заседания круглого стола,  дают возможность учащимся не только получать информацию, но и работать с ней творчески, выполняя как индивидуальные, так и совместные работы, в которых сотрудничают  и учащиеся, и учителя.

          Ролевые игры «Береги здоровье смолоду»,  уроки-практикумы,  литературные праздники к Неделе детской и юношеской книги, встречи с поэтами, приобщают учащихся к чтению, способствуют нравственному воспитанию, вызывают дополнительный интерес к книге. После проведения таких мероприятий увеличивается читаемость, посещаемость библиотеки, книговыдача.

          Приобщение к художественной литературе ценно еще и тем, что позволяет ребенку реализовать свои способности и самоутвердиться, добиваясь призовых мест в различных конкурсах.

         Дипломантом городского конкурса «Творческая семья» стала  ученица 11 класса за подготовку  проекта «Моя семья». Лауреатами городского конкурса «Мир кино» в номинации «Стихотворение» стали учащиеся 4 класса.

       Приобщение к художественной литературе немаловажно в воспитательном процессе, так как воспитывает творческую, нравственную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование школьного уклада жизни через культурную взаимосвязь с социумом как условие развития творческого потенциала учащихся сельской малочисленной школы

Сельская школа, находясь в очень непростых социально-экономических условиях, вынуждена искать способы и формы функционирования, чтобы способствовать и творческому развитию учащихся, и их социа...

Доклад «Развитие творческого потенциала учащихся через метод проектов»

Выступление на областном семинаре-практикуме руководителей изобразительных и декоративно-прикладных объединений и на методическом семинаре городского конкурса «Учитель года»Тема: «Развитие творч...

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

          . Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихс...

Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков

Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе по физике

Описание опыта работы учителя физики по теме "Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе"...