Развитие творческого потенциала учащихся через кружковую работу
статья по технологии на тему

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческого потенциала учащихся через кружковую работу»

Гладышева С.В.  учитель технологии

МБОУ СОШ №12 г.Новоалтайска

 

«Истоки способностей и дарования

детей – на кончиках их пальцев…» В.А. Сухомлинский

   Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи педагогической деятельности.

  Творческим потенциалом обладает любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития.

  Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс и кружковую работу, что ребёнку занятие и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком занятии, как говорил Марк Туплий Цицерон, «зажигаются глаза слушающего о глаза говорящего».

              Одним из путей решения данных проблем является организация учебно-воспитательного процесса с использованием инновационных технологий, направленных на развитие творческого потенциала  учащихся.  

Одним из путей реализации творческого потенциала   учащихся в кружковой работе  является   программа «Одаренные дети».  

              Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем обучающимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий реализацию личных планов на основе духовно-нравственных ценностей общества для будущей созидательной жизнедеятельности.

             Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как:

  • Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью, например,  вязать или шить.
  • Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере - художественной вышивке, декоративном вязании, бисероплетении.
  • Гениальность – высшая степень развития таланта, связанная  с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

             Творческий потенциал ученика зависит от творческого потенциала самого учителя, только творческий учитель может развивать творческих учеников.

             Для реализации творческого потенциала  учащихся в кружковой работе,   использую следующие формы работы  с одаренными учащимися:  

  • творческие мастерские;
  • кружки по интересам;
  • творческие конкурсы различного уровня;
  • олимпиады;
  • участие в предметных неделях, месячниках;
  • исследовательская деятельность;
  • научно-практические конференции.

              «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана де Сент - Экзюпери как будто обращены к каждому  педагогу. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны педагога.  

              Большой вклад в развитие творческих способностей учащихся вносит  предмет – технология и кружковая работа по предмету. Ведь развивать творческие способности  детей - значит воспитывать творческое отношение к труду. Это одновременно и воспитание любви к делу, стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют использование  своих умений и навыков, достижение успеха, а также вырабатываются такие качества, как настойчивость, любознательность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы,  те качества, без которых невозможно творчество.

              Реализую эти возможности через  традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. В организации   кружковой работы с учащимися использую,  различные наглядные средства обучения и демонстрации, ИКТ. Это позволяет мне обеспечить переход от репродуктивных действий   к творческим действиям учащихся.

             Для развития творческих способностей  учащихся  программа кружковой работы предусматривает   следующие виды работ: вязание, вышивка, аппликация, проектная деятельность,  художественная обработка материалов.

              В 5 и 7 классах  учащиеся знакомятся с различными видами швов. Чтобы вызвать интерес к созданию изделий из текстильных материалов, предлагаю применить эти швы в рисунках на ткани, либо на отдельных деталях. Например, в изготовлении цветка, который состоит из нескольких деталей. В результате такой  практической работы закрепляется навык. Изготовление  таких цветов вызывает у учащихся желание проявить свою индивидуальность и фантазию. Эти работы развивают образное мышление, формируют творческое начало, которое воплощается в проектах. В результате получаются  следующие работы: панно или топиарий  из цветов, украшения для ламбрекенов и штор. Эти работы получаются очень интересными, каждая ученица  создаёт своё изделие, не похожее на другие.  Для стимулирования творческой деятельности учащихся   провожу  выставки  творческих проектов, где учащиеся могут оценить и сравнить своё творчество и творческие идеи других ребят.  

             В основе творческих способностей лежат общие умственные способности, для этого применяю индивидуальный подход и  дифференцированные творческие задания.  Необязательно, что высокий уровень интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности учащихся. Поэтому, если учащиеся с не высоким уровнем обучения проявляют инициативу и творчество, то я это только поддерживаю. Так, изучив основы шитья и рукоделия,   учащиеся  самостоятельно   выполняют проекты - сувенир или подарок.

            Особое внимание на занятиях кружка уделяю самостоятельной работе  учащихся, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках технологии, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов  - истории, ИЗО.    

            Чтобы не растерять интерес школьников  к кружковой работе, использую новые подходы к выбору объектов труда - вышивка бисером, пайетками, аппликации из ткани, бисероплетение.      

          В заключение отмечу, что через  кружковую работу  можно   научить учащихся сопереживать и проявлять индивидуальность в процессе индивидуальной и групповой формы работы над творческими заданиями и проектами,  именно тогда развивается нравственный и духовный аспект, а также творческий потенциал ученика, что немаловажно для каждого педагога. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Развитие творческого потенциала учащихся через метод проектов»

Выступление на областном семинаре-практикуме руководителей изобразительных и декоративно-прикладных объединений и на методическом семинаре городского конкурса «Учитель года»Тема: «Развитие творч...

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

          . Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихс...

Развитие творческого потенциала учащихся через проект

выступление на фестивале педагогических идей...

«Развитие творческого потенциала учащихся через реализацию метода проектов на уроках информатики»

Образованные творческие личности востребованы во всех сферах современной жизни, особенно в сфере образования. Именно они двигают научно-технический и социальный прогресс. Тем не менее, в современной с...

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе по физике

Описание опыта работы учителя физики по теме "Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе"...