Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"
статья (10, 11 класс)

Майя Алексеевна Манжуткина

В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, формирования практических навыков, организации научной работы. Проведен анализ результатов исследовательской деятельности учеников школы за последние пять лет. Получены выводы о необходимости планомерной работы по систематизации полученных результатов, организации хранения полученных данных и организации доступа к ним путем создания мультимедийной сетевой библиотеки на базе школы, что позволит повысить качество исследовательских работ, увеличить количество вовлеченных в проектно-исследовательскую деятельность, организовать сетевое взаимодействие с другими школам, учреждениями науки и высшего образования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл manzhutkina_m.a._rygzynov_t.sh_._vak_1.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.026.9; 371.388.6

РОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПРИ СОЗДАНИИ ПРОЕКТА СЕТЕВОЙ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ БИБЛИОТЕКИ «ЭКО-ШКОЛА»

М.А. Манжуткина,

учитель математики, МАОУ Средняя общеобразовательная школа №26, г. Улан-Удэ, Россия

alekseevna.1957@bk.ru

Т.Ш. Рыгзынов,

ведущий инженер, лаборатория геостратегических исследований и пространственного развития, ФГБУН Байкальский институт природопользования СО РАН, г. Улан-Удэ, Россия

tumun@binm.ru

Аннотация. В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, формирования практических навыков, организации научной работы. Проведен анализ результатов исследовательской деятельности учеников школы за последние пять лет. Получены выводы о необходимости планомерной работы по систематизации полученных результатов, организации хранения полученных данных и организации доступа к ним путем создания мультимедийной сетевой библиотеки на базе школы, что позволит повысить качество исследовательских работ, увеличить количество вовлеченных в проектно-исследовательскую деятельность, организовать сетевое взаимодействие с другими школам, учреждениями науки и высшего образования.  

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность; экологический проект; взаимодействия учителя и ученика; творческий потенциал личности; исследовательские умения и навыки.

M.A. Manzhutkina,

teacher of mathematics, Secondary school №26, Ulan-Ude, Russia

alekseevna. 1957@bk.ru

T.Sh. Rygzynov,

Leading Engineer, Laboratory of Geostrategic Research and Spatial Development, Baikal Institute of Nature Management SB RAS, Ulan-Ude, Russia

tumun@binm.ru

Abstract. In this article, the authors consider research activities as an integral part of the education of school students, which is organized to develop the creative potential of children, the formation of practical skills, and the organization of scientific work. An analysis of the results of the research activities of schoolchildren over the past five years was carried out. The conclusions about the need for systematic work to systematize the results obtained, organize the storage of the data and organize access to it by creating a multimedia network library based on the school are obtained. Creating a network library will improve the quality of research, increase the number involved in design and research activities, organize networking with other schools, science institutions and universities.

Key words: design and research activities; environmental project; teacher and student interactions; creativity of a person; research skills.

Не существует сколько-нибудь

 достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

 в результате активного участия

 хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Одна из главнейших задач учителя – научить учащихся думать, делать открытия. Именно поэтому исследовательская деятельность учащихся является одной из самых удачных форм внеклассной работы с учащимися по предмету, которая содействует развитию творческих способностей обучающихся, формирует навыки самообразования и саморазвития. Готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную, информационно-познавательную деятельность является одной из составляющих «портрета выпускника школы» по ФГОС СОО.

Государственные образовательные стандарты предполагают возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, системно-деятельностного подходов, которые определяют ряд задач обучения.

Под исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Результатом данной деятельности ученика школы под руководством педагога является творческая исследовательская работа, то есть некий интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.Следует отметить, что цель развития личности учащегося, приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности в школьной исследовательской работе является более приоритетной нежели получение объективно нового результата, как в традиционных научных исследованиях.  

Для получения такого результата учениками в виде творческого исследовательского продукта необходимо проведение значительного объема подготовительной работы в школе с максимальным вовлечением педагогического коллектива и школьников.

Наиболее сложная проблема, которую приходится решать учителю при организации исследовательской деятельности в школе – находить интересные, перспективные темы для исследования, обещающие интересные результаты. Мечта учителя – чтобы ученик сам нашёл перспективную тему для своего исследования.

Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания, характерные для школьного возраста, требуют тщательного подхода в выборе тематики исследования, объема работы, методики исследования.

Тщательно проработанная учителем программа исследовательской работы с учетом психологических особенностей должна выполняться по общепринятой структуре, которая является нормой при проведении исследований в естественных и гуманитарных науках. Что подразумевает решение в процессе работы таких задач как выбор интересных тем, выбор источников и работа с ними, консультации с экспертами, решение проблемы отсутствия готовых решений.

Наряду с задачами и вопросами, которые должны быть решены учителем при реализации исследовательского проекта, существует целый ряд более общих, стратегических задач, которые должны быть решены руководством школы. В первую очередь это максимальный охват школьников при вовлечении в исследовательскую деятельность, расширение областей знаний с привлечением педагогов-предметников, интеграция с научными организациями, высшими учебными заведениями. Во-вторых, важной задачей является систематизация полученных результатов, их хранение и организация доступа к ним, что позволит достигнуть преемственности в темах исследованиях между школьниками разного возраста и накоплению многолетних наблюдений по некоторым темам.

Формирование исследовательских умений строится на базе общеучебных умений, начинается с развития специальных навыков по предмету. Поэтому важно определить на каком уровне первоначально находятся учащиеся. Формирование общих и специальных умений и навыков, приобщение школьников к началам проектно-исследовательской деятельности включает в себя урок, внеклассная работа и дополнительное образование.

Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

Авторами статьи при работе с учениками школы применяются следующие этапы формирования исследовательских умений:

1-й этап. Диагностический.Цель первого этапа – это ориентация ребенка на успех. Соблюдение принципа добровольности выбора области и темы исследования позволяют выйти на индивидуальную траекторию развития ученика. Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень сформированности общих учебных навыков и умений учащихся.

Во время первого этапа педагог отслеживает развитие этих умений и навыков: организационных, интеллектуальных, информационных, коммуникативных. В диагностические данные включаются умение работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал; умение работать в группе, планировать, анализировать свою деятельность. Для проверки сформированности этих умений авторы статьи используют возможности урока, делают это с помощью наблюдения, самостоятельных работ с использованием стандартных и нестандартных заданий, а также предлагают учащимся небольшие исследовательские задания, задания практической направленности на уроке. По результатам анализа проделанной работы появляется возможность сделать выводы о готовности школьников участвовать в проектной деятельности на своем уровне.

2-й этап. Практический. Непосредственный выход учащихся на исследовательский уровень. Его первая задача познакомить учащихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования. На данном этапе учителями школы даются теоретические знания, рекомендации, приводятся образцы примеров, соответствующие данному уровню самостоятельности. Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание мини – исследований. Чаще всего это домашние задания в нестандартной интерпретации: сообщение по теме с использованием дополнительной литературы в виде презентации, поиск информации по заданной теме в дополнительной литературе, обработка данной информации и её представление в виде таблиц, диаграмм, тезисов.

Часто исследование реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований и углубленных математических расчетов, носит исторический информационный характер.

Работа основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного. Это могут быть темы о великих математиках, об открытиях, интересных фактах, в рамках предметной недели – «Математические разминки», видеофильмы.

 3-й этап. Заключительный. Цель этапа – анализ деятельности, мониторинг результатов. На этом этапе выявляем, что дает проектно-исследовательская деятельность ученику и учителю.

Методическая литература предлагает алгоритм выполнения исследовательской работы в определенной последовательности: постановку проблемы и формулирование темы; формулирование цели и задач исследования; изучение теории, посвященной данной; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, анализ и оформление результатов научных исследований; собственные выводы; публичное представление работ на научно-практических конференциях [1].

Учитывая специфику исследовательской деятельности в школе исследовательская деятельность среди учеников средней школы делится на три возрастные группы, в каждой из которой теоретически должен поработать каждый участник процесса за время обучения в школе: исследовательские работы для учеников 5-6 классов; проекты для среднего звена - 7-8 классы; научно-исследовательские работы  - 9-11 классы.

Выбранные возрастные уровни сгруппированы с учетом возрастных психологических особенностей учеников. В каждой возрастной группе выбраны возможные темы, нагрузка, ожидаемый результат исследования, набор инструментария для исследования.

Проекты 5-6 классов мы называем проекты-пробы.В 5 классе учащиеся приобретают знания, умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы. Детей следует обучать основам самостоятельной деятельности, развивать нестандартное мышление.Исследовательские работы этой возрастной группы в большинстве своем это проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Наиболее удачными проектам – пробами учеников 5–6 классов мы считаем:

  • «Каков он ученик 5 класса» – 1 место.  Городская научно-практическая конференция «Обыкновенное чудо», 2015г.
  • «Великолепная 7-ка» – 3 место.  Городская научно-практическая конференция «Обыкновенное чудо»,2015г.
  • «Чертова дюжина» – 3 место.  Городская научно-практическая конференция «Обыкновенное чудо», 2015г.
  • «О почтовых марках. Из коллекции моего папы» – 3 место. Школьная научно-практическая конференция, 2015г.
  • «Лабиринты» – 3 место. Городская научно-практическая конференция «Обыкновенное чудо», 2016г.
  • «Теорема Пика» – 4 место. Городская научно-практическая конференция «Обыкновенное чудо», 2016г.

Проекты 7-8 классов мы называем «проекты-дизайны». Исследовательские работы второй возрастной группы это либо экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат или натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления.

Учащиеся самостоятельно изучают материал. Тема исследовательской работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов проекта. Результат может быть представлен на уроке обобщения, систематизации знаний. Дети получают навыки самостоятельного составления доклада и мультимедийной презентации. Параллельно отрабатываются новые необходимые умения. Особенности организации проектной деятельности в данном возрасте связаны с возрастающей личной критичностью подростков к окружающему миру, возникающим желанием действовать самостоятельно, оригинально.

Примеры дизайн – проектов школьников, подготовленных под руководством учителя математики средней школы №26 г. Улан-Удэ Манжуткиной М.А.:

  • «5 постулатов Евклида» – 2 место, школьная научно-практическая конференция, 2016 г.
  • «Теорема Пика» – 4 место. Городская НПК «Обыкновенное чудо»,2016г
  • «Мебельный бизнес моих родителей» – 2 место,школьная научно-практическая конференция, 2017 г.
  • «В мире геометрии. 4-хугольники». Конкурс видеофильмов в рамках школьной предметной недели.
  • «ШИК (школа инженерной культуры) – создание «быстрых» проектов в рамках одного мероприятия предметной недели. Опыт пробретен в рамках мероприятий Байкальского образовательного форума-2018.

Исследовательским работам 9-11 классов мы дали общее название «Проекты, меняющие жизнь».Исследовательские работы третьей группы это исследовательские, творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Учащиеся выполняют исследовательскую работу на высоком уровне самостоятельности: постановка цели, планирование, поиск и обработка информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности и его представление. На этом этапе определяются учащиеся, способные самостоятельно выполнить индивидуальную исследовательскую работу по математике или в другой области знаний. Работы представляются на конференциях различного уровня и других научно-организационных мероприятиях. Необходимо различение того, что производится (делается), и того, что в результате происходит (получается, возникает). Производимый продукт не является самоцелью. Появляясь, этот продукт изменяет более широкий контекст, например, социальную ситуацию. Это означает, что старшие подростки, реализуя свой проект, действуют не по принципу «Хочу сделать вот это», а иначе – «Вижу проблему и хочу ее решить». Именно этот момент является принципиальным. Обязательным является анализ конкретной ситуации, относительно которой проект придумывается и реализуется. Проект в своем родовом виде всегда предполагает получение такого результата, который влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел. Стоит еще раз подчеркнуть, что конечным результатом является не открытие новых знаний, а доказанная истина. А такая исследовательская деятельность и поиск истины способствуют социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.

Проекты, меняющие жизнь, подготовленные под руководством учителя математики средней школы № 26 Манжуткиной М.А.:

  • «Экошкола. Школа будущего» – 3 место, 5-я Республиканская конференция XXII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им.В.И. Вернадского;
  • «11 правильных паркетов» – 1 место, Школьная научно-практическая конференция; 5 место, конференция «Шаг в будущее»,2018 г.;
  • «Треугольники Паскаля» – 3 место, Школьная научно-практическая конференция;
  • «Мода и геометрия». Работа вошла в сборник лучших исследовательских работ XXV Научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее», 2018 г.
  • «Параллелограмм и конструирование одежды» – 3 место, Школьная научно-практическая конференция;
  • «Влияние социальных сетей на психическое здоровье детей школьного возраста» – 1 место, Всероссийская конференция «Национальное достояние России». Работа вошла в Сборник тезисов работ участников VIII Всероссийской конференции обучающихся «Национальное достояние России»

Именно работы, подготовленные третьей возрастной группой можно считать в полной мере исследовательскими, так как они реализуются на высоком уровне самостоятельности, где получается собственный экспериментальный материал, полученный с помощью корректной с научной точки зрения методики.

На этом этапе подготовки научных работ, на наш взгляд, необходима тесная работа с экспертами в выбранных отраслях знаний, интеграция с научными организациями, учреждениями высшего профессионального образования путем участия в различных мероприятиях. Полученный результат безусловно имеет пользу в дальнейшей деятельности, а также имеет бесконечный педагогический эффект для юного исследователя. Работа с экспертами на базе специализированных учреждений способствует социализации, профессиональной ориентации школьника, развитию мировоззрения, кругозора, эрудиции. Выбранная тематика исследования может быть продолжена после окончания школы.

В средней школе №26 г. Улан-Удэ участие в исследовательской деятельности является необходимым условием не только в профильных классах. На протяжении пяти лет исследовательская работа учащихся ведется в условиях летнего профильного лагеря «Юный исследователь» и «Летней географической школы» на базе Международного эколого-образовательного центра «Истомино» ФГБУН БИП СО РАН при активной поддержке Совета молодых ученых БИП СО РАН и преподавателей БГУ.

Программа летней географической школы включает в себя деловые игры, лекции и практические занятия по байкаловедению, геоморфологии, палеогеографии, почвоведению, картографии и гидрохимии.

Традиционно высокий интерес у учеников вызывают практические занятия под руководством сотрудников БИП СО РАН. На занятиях по картографии и современным методам дистанционного зондирования земли используется беспилотный летательный аппарат «Фантом-3». На занятиях по почвоведению рассматриваются основные виды почв и их физико-химические свойства.Занятия по гидрохимии по проведению анализа свойств воды являются успешным примером совместной работы сотрудников БИП СО РАН и учителей школы № 26. Уроки проводятся с применением на оборудовании «Цифровая школа» с использованием Лабдисков и анализируются на современной химической экспресс-лаборатории БИП СО РАН. Анализ результатов исследования качества воды из различных источников позволяет выделить основные лабораторные свойства и параметры воды и сделать выводы о соответствии проб воды существующим нормам СанПиН.

В 2016 году опыт работы летнего профильного лагеря удостоен Медали Всероссийского конкурса летнего отдыха учащихся и занял 1 место. Выиграны гранты 2015, 2016 гг.

В рамках проектов, меняющих жизнь, удалось реализовать профориентационный грантовый проект «Ориентир» в размере 100000руб., в результате которого созданы карьерные карты выпускников. В 2007 году удалось реализовать проект «Здоровые дети – сильная Россия», телемарафон при поддержке Некоммерческого Детского Фонда «Надежда».В 2018-2019г.г.реализовывался социальный проект «Лавка радостей», направленный на решение существующих социальных проблем различного масштаба (в том числе, оказание помощи нуждающимся). Проект занял 1 место в республиканском конкурсе социальных проектов в 2019 г. В 2016-2019гг. школа реализовала проект «Ликбез», основной целью которого было восполнение пробелов в учебной деятельности по математике для неуспевающих и слабоуспевающих учащихся, автором и инициатором которого является учитель математики Никифорова О.В. Проект занял 2 место в конкурсе социальных проектов в 2019году.

Таким образом накоплен значительный опыт реализации исследовательских проектов учащимися нашей школы под руководством педагогов. Основной задачей коллектива школы является решение стратегической задачи систематизации полученных результатов, их хранения и организации доступа к ним путем создания базы данных в форме сетевой мультимедийной библиотеки «ЭКО-школа», что позволит взаимодействовать с другими организациями-участниками сети, привлечь в школьную исследовательскую деятельность больше участников, достигнуть преемственности в темах исследованиях между школьниками разного возраста и накоплению многолетних наблюдений по некоторым темам.

Литература

  1. Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учителя и педагогов/ М.Н. Арцев// Завуч. – 2005. – № 6. – С. 5.     
  2. Гузеев, В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В.В.Гузеев, И.Б.Курчаткина // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С.49 – 52.
  3. Клементьевская, Е.А. Система работы с одарёнными и высокомотивированными детьми /Е.А. Клементьевская// Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 2. – С. 33–47.
  4. Козлова, О.И. Организация исследовательской работы учащихся во внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО/ О.И. Козлова// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 39. – С. 17–19. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/76594.htm.
  5. Котельникова, Я.А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников/ Я.А. Котельникова// Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 1. – С. 49–61.
  6. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова – М.: АРКТИ, 2003. – 165      
  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
  8. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Международной научной конференции (г. Чита, январь 2015 г.). – 2015. – С. 104-109.
  9. Таюрская, Л.Н. Научно-исследовательская деятельность учащихся/ Л.Н. Таюрская // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http//www.nsportal.ru, свободный. – Загл. с экрана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результат проектно-исследовательской деятельности учащихся по теме: «Как рубашка в поле выросла»

Учащиеся изучили и исследовали тему, разработали сценарий, подготовили реквизиты спектакля  и показали процесс изготовления рубашки в старину.  В прошлые века русские и удмурты шили одежду ...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся средних классов

Статья рассказывает о такой педагогической технологии,  как метод проектов. Перечислены подробно этапы работы над проектом, рассказывается, что такое основополагающий вопрос, проблемные вопросы, ...

Проект "Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе"

Проект прошёл успешную апробацию в течение нескольких лет.  Мониторинг результативности положителен. Материалы проекта могут быть использованы учителями в рамках осуществления дополнительного ест...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении английского языка в средней школе

Реализация проектно-исследовательского подхода на уроках  английского языка...

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка в классах младшей и средней школы»  

•Цель данной работы: раскрыть значимость метода проектов и проектной деятельности на уроке английского языка для более глубокого усвоения материала, повышения уровня ответственности учащихся в процесс...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как способ решения задачи гуманизации учебного процесса в школе.

Метод проектов в изучении иностранного языкаИстория и современностьАнализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образованияПроектная методика обучения иностранным языка...

Создание лепбука как результат проектно-исследовательской деятельности младших школьников по теме «Мой город»

В данном материале подробно описана данная технология на примере краеведческого материала....