Проектно-исследовательская деятельность учащихся средних классов
статья (литература) по теме

Плетнёва Елена Александровна

Статья рассказывает о такой педагогической технологии,  как метод проектов. Перечислены подробно этапы работы над проектом, рассказывается, что такое основополагающий вопрос, проблемные вопросы, как использовать технологию проектов в учебной деятельности. Приведён пример проекта по литературе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность учащихся средних классов государственного общеобразовательного учреждения гимназии №628.

Метод проектов предлагает строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Суть идеи метода проектов - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (или критического) мышления. Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. [1].

Учебный проект — организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, а также формирование основных компетентностей  учащихся (организационных, коммуникативных, исследовательских, социальных).

Говоря о  методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. [2]

Учебный проект - это        совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение  общего результата  по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

В гимназии разработаны Положения и методические материалы, регламентирующие проектную деятельность.

 Она может быть групповой или индивидуальной.  

Проектная   деятельность является  составной частью учебного процесса и осуществляется учащимися в течение года.

Выполнение проекта обязательно для учащихся 4-11классов. Учащиеся 4-8 классов выполняют групповые проектные работы.

Проектная  работа выполняется под контролем руководителя, который

а)  согласует с учащимися направление исследования и возможные темы,

б) разрабатывает план работы над темой,

в) определяет  график выполнения проектной работы и следит за его выполнением,

_______________________________________________________________________

[1].        Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

[2].«Современные образовательные технологии". М., 1998

г) помогает учащимся с поиском литературы, осмыслением проблем и результатов, написанием работы, подготовкой защиты.

Итоги проектной деятельности подводятся на ежегодной научно-практической конференции в конце учебного года. Защита проходит перед комиссией, в которую могут входить члены Методического совета, руководители работ, сотрудники гимназии.

Комиссия  оценивает проектную работу, при этом учитываются:

  • Актуальность и значимость темы;
  • Полнота раскрытия темы;
  • Наличие грамотной постановки проблемы, формулировки основополагающих вопросов и их понимание;
  • Оригинальность решения проблемы;
  •  Наличие фундаментальных знаний в рамках избранной области науки;
  • Культура оформления материалов;
  • Качество выполнения продукта;
  • Использование технических средств, наглядности.

Планирование содержания и этапов учебного проекта

  1. Продумывание учителем темы проекта и тем исследований учащихся

Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета.

  1. Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

Формулирование учителем основополагающих вопросов (тех, на которые нельзя ответить одним предложением) помогает придумать учебные задания с привлечением различных областей знания, чтобы ученики с интересом участвовали в процессе «извлечения уроков» из изучаемого материала. Примерами таких вопросов могут являться следующие:

  • Как меняется наша планета?
  • Почему одни организмы выживают, а другие нет?
  • Как может история предсказать наше будущее?
  • Откуда берется энергия?
  • Загадка – это забава или средство испытание мудрости?
  • Должен ли  любой рассказ иметь мораль, героев, злодеев?
  • Математические идеи – это изобретения или открытия?

Но основополагающие вопросы не всегда могут оказаться понятными для учеников, и для начала работы над темой обычно необходимы конкретные вопросы и проблемные вопросы. Например:

  • Как появились горы?
  • Какой тип гор является лучшей площадкой для строительства и почему?
  • В чем секрет лягушек, помогающий им выживать?  
  • Как начинаются войны и можно ли их предотвратить?
  • Кому выгодна война?
  • Каким образом Древний Египет с нами и по сей день?
  • Как можно использовать природные ресурсы для получения энергии?
  • С какой целью в древности люди придумывали загадки?

  1. Формулирование дидактических целей проекта

Учитель формулирует, какие дидактические цели преследует проект.  Например, "Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения", "Формирование критического мышления, навыков работы в команде".

  1. Формулирование методических задач

Под методическими задачами проекта понимаются задачи, связанные с формированием у учащихся определённых знаний, умений и навыков.

Например, освоить представление об электролитической диссоциации веществ и окислительно-восстановительных процессах (химия), освоить понятие "загрязненность среды" (экология), научить проводить химический анализ жидкостей на кислотность (химия), научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов (информатика), научить кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература).

  1. Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)

Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Например: «Как возникла загадка?», «В чём своеобразие жанра загадки?», «Каковы особенности поэтики загадок?», «Как изменилась современная загадка?»

  1. Определение творческого названия проекта

Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований.

  1. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

Учащиеся делятся на мини-группы по 4–6 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов - в виде презентации, буклета, альбома, выпуска газеты и др.

  1. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

Ученики продумывают пути проведения своих исследований:  анкетирование, опыты, создании видеозаписей, сбор статистических данных, образцов, обработка собранных сведений, как будут оформлены результаты исследования.

  1. Обсуждение с учениками возможных источников информации

Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования - в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии (например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации

  1. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

Например, результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения.

  1. Самостоятельная работа групп

Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

  1. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3–4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований. Создание паспорта  проектной работы. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя — консультирование, помощь.

  1. Защита полученных результатов и вывод

Защита происходит на ежегодной научно-практической конференции в конце учебного года. Работу участников проекта оценивает комиссия.  Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики.  

  1. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем.

Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

В качестве примера предлагаем рассмотреть проектную работу учащихся 5 класса  «Малый жанр фольклора. Загадка – дело серьёзное». Данный вид проекта групповой. Работа проходила в малой группе, состоящей из пяти человек. Руководитель и консультант: учитель русского языка и литературы гимназии №628 Байбурина Анна Вячеславовна.

Паспорт проектной работы.

Название проекта

«Малый жанр фольклора. Загадка – дело серьёзное»

Руководитель проекта и консультант

Учитель русского языка и литературы гимназии №628 Байбурина Анна Вячеславовна

Образовательная область

Литература

Состав проектной группы

Лебедева Дарья, 5 «А»

Кривенцева Валерия, 5 «А»

Бебякина Анастасия, 5 «А»

Агаева Алина, 5 «А»

Тип проекта (информационный, исследовательский, ролевой, практико-ориентированный, творческий)

Исследовательский, творческий

Заказчик проекта (гимназия, родители, учитель-предметник)

Гимназия

Цель проекта

Изучить особенности жанра загадки с целью создания собственных вариантов этого малого жанра фольклора

Задачи проекта

Ознакомиться с историей возникновения загадки

Изучить научную литературу об этом жанре

Составить сборник загадок собственного сочинения

Предполагаемый продукт(ы) проекта

Реферат, презентация

Этапы работы над проектом

Сентябрь – формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы, определение целей и задач проекта

Октябрь -  формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов,  обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе;

Ноябрь - самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе;

Декабрь – оформление теоретической части, паспорта работы

Январь - подготовка учащимися презентации;

Февраль – доработка, окончательное оформление;

Март – защита проекта

Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база гимназии, библиотека, музей, вуз (кафедра), научно-исследовательский институт (лаборатория), зоопарк, планетарий и др.

Библиотека, интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

Методическая разработка для проектно-исследовательской деятельности учащихся старших классов по биологии

Использование в образовательном процессе приемов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать ...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"

В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...