Устный журнал "Истинно народный поэт"
материал по литературе по теме

Внеклассное мероприятие посвящено жизни и творчеству Михаила Васильевича Исаковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray_moy_smolenskiy.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Край мой смоленский,

Край мой родимый!

Здесь моя юность

Когда-то бродила.

Здесь моя юность

Когда-то бродила,

По перелескам

Костры разводила.

В жите высоком

Венки заплетала,

Встречи нежданной

Здесь ожидала.

В дальние дали

Отсюда стремилась.

Где ж она делась?

Куда ж она скрылась?

Знать, отшумела

Весенней водою,

Знать, отгорела

Вечерней зарёю.

В поле следы её

Смыты дождями,

Голос развеян

Глухими ветрами…

Что ж я брожу

По родимому краю,

Что же я снова

Её  вспоминаю?

Ведущий: - Здравствуйте! Только что прозвучал отрывок из стихотворения известного смоленского поэта М.В.Исаковского. 110-ой годовщине со дня рождения нашего великого земляка мы посвящаем нашу сегодняшнюю встречу. Итак, представляем вашему вниманию устный журнал «Истинно народный поэт» (Слайды №№1-3)

Страница 1. Детство поэта (Слайд №4)

 Играйте  же, дети, растите на воле,

 На  то вам и  красное  детство  дано.

                     Н.А.Некрасов

(Выступления учащихся)

1.  Я вырос в захолустной стороне,              Я вырос там, среди скупых полей,                  

Где мужики невесело шутили,                 Где все пути терялися в тумане,

Что ехало к ним счастье на коне,             Где матери, баюкая детей,

Да богачи его перехватили                       О горькой доле пели им заране… 

2.  В Смоленской губернии, в хате холодной,   Одна была доля -  бесплодное поле,

Зимою крестьянка меня родила.                     Бесплодное поле да тощая рожь.

И, как это в песне поётся народной,              Одно было счастье – по будням ненастье,

Ни счастья, ни доли мне дать не могла.         По будням ненастье, а в праздники  дождь.

Голодный ли вовсе, не очень ли сытый,

Я всё-таки рос и годов с десяти

Постиг, что одна мне наука открыта –

Как лапти плести да скотину пасти.

3. Михаил Васильевич Исаковский родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка Осельской волости Ельнинского уезда Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Тяжёлым и безрадостным было детство поэта.

         (Слайд №5)

«У моего отца Василия Назаровича и матери Дарьи Григорьевны Исаковых было тринадцать человек детей, но выжило у них только пятеро. Остальные умерли в раннем детстве.

        Семья наша бедная, земля тощая. Своего хлеба у нас никогда «до нови» не хватало, его приходилось покупать. Поэтому с осени, когда кончались сельскохозяйственные работы, отец вынужден был уходить на заработки, чтобы добыть денег на хлеб», - вспоминает в своей биографии М.Исаковский. Он много работал дома и в поле, помогая старшим.

4.Инсценировка ст-ия «Детство» (Слайд №6)

    Давно это, помнится, было со мною, -

В смоленской глухой стороне,

В поля, за деревню, однажды весною

Пришло моё детство ко мне.

Пришло и сказало:

- Твои  одногодки

С утра собрались у пруда,

А ты сиротою сидишь на пригорке,

А ты не идёшь никуда.

Ужели ж и вправду тебе неохота

Поплавать со мной на плоту,

Ручей перепрыгнуть с разбега, с разлёта,

Сыграть на лужайке в лапту;

На дуб, на берёзу вскарабкаться лихо

Иль вырезать дудку в лесу?..

-Мне очень охота, - ответил я тихо, -

Да, видишь, свиней я пасу.

Такое они беспокойное племя,

Что только гляди да гляди.

И бегать с тобой, понимаешь не время, -

Ты как-нибудь после приди…

Пришло моё детство, пришло золотое

Июльской порою ко мне,

И так говорит, у завалинки стоя:

- Ты что же – опять в стороне?

Наверно, забыл, что поспела малина,

Что в лес отправляться пора?

Наверно, не знаешь - какого налима

Ребята поймали вчера?..

- Я знаю, - со вздохом сказал я на это, -

Да только уйти не могу:

Все наши работают в поле с рассвета,

А я вот избу стерегу.

Двухлетний братишка со мною к тому же, -

Не смыслит ещё ничего:

Уйдёшь – захлебнётся в какой-нибудь луже

Иль бык забодает его.

И куры клюют огурцы в огороде, -

Хоть палкой их бей по ногам! –

Сгоню их – они успокоятся вроде,

А гляну – опять уже там…

Так я говорил – деловито, печально,

Желая себя оправдать…

И, палочкой белой взмахнув на прощанье,

Ушло моё детство опять.

Пришло оно снова холодной зимою

В наш бедный нерадостный дом,

Взяло меня за руки жаркой рукою:

- Идём же, - сказало, - идём

Могу я придумать любую забаву,

Любую игру заведу:

С тобою мы вылепим снежную бабу

И в бабки сразимся на льду.

На санках с горы пронесёмся как ветер,

Сыграем с друзьями в снежки…

-Мне б очень хотелось, - я детству ответил, -

Да руки, видать, коротки.

Ты разве забыло, что нынче - не лето,

Что не в чем мне выйти за дверь?

Сижу я разутый, сижу я раздетый,

И нет у нас хлеба теперь.

Ты б лучше весной… - попросил я несмело, -

Тогда и в рубашке тепло… -

Безмолвно оно на меня посмотрело

И, горько вздыхая, ушло.

Ушло моё детство, исчезло, пропало, -

Давно это было, давно…

А может, и вовсе его не бывало

И только приснилось оно.

                                      М.Исаковский «Детство»

5. Грамоте Михаил выучился с помощью отца, который к тому же, будучи «почтарём», нередко привозил домой газеты и журналы, привлекавшие внимание пытливого и любознательного мальчика. Когда в селе Оселье была создана начальная земская школа, М.И.И., как умеющий читать и писать, пошёл учиться сразу во второй класс. Но занятия он посещал нерегулярно: в зимние холода ему нечего было надеть, кроме сплетённых им самим лаптей. К тому же обнаружилось, что у мальчика слабое зрение, и он всеми силами старался скрыть это от одноклассников. Однако дома будущий поэт продолжал заниматься: учительница Е.С.Горанская прислала ему полный комплект учебников. Возобновив учение в школе, весной 1913 года он успешно её окончил.

6. Осенью 1915 года М.И. выдержал вступительные экзамены в 4-ый класс смоленской гимназии Ф.В.Воронина. член Ельнинской земской управы М.И.Погодин, ведавший народным образованием в уезде, выхлопотал для Исаковского стипендию. Материальную помощь оказали мальчику также местные учителя, об отзывчивости которых поэт вспоминал с чувством глубокой благодарности и сердечной признательности.

Осенью 1917 г. М.И.перевёлся в ельнинскую гимназию – поближе к родному дому. Однако проучился там лишь несколько недель: его семья терпела большую материальную нужду, да и сам он уже не мог существовать на стипендию, т. К. деньги обесценивались с каждым днём. Пришлось уйти из 6-ого класса гимназии и начать работать.

Страница 2 . «Большой русский поэт…»    (М.А.Шолохов) (Слайд №7)

Я  потерял крестьянские  права,

Но  навсегда остался деревенским.

                                 М.Исаковский

1. Писать стихи М.И. начал рано, с 12 лет. А в 14 лет в Московской газете «Новь» было напечатано его первое стихотворение  «Просьба солдата».  

2.                             М.В.Ломоносов

Жил у нас в былые годы

Ломоносов Михаил.

Я читал его походы -

Как учиться он ходил.

Тайно вышел он из дому,

И никто про то не знал -

Как в Москву с обозом рыбы

За наукой он бежал…

3. Ведущий: на протяжении всей своей поэтической деятельности Исаковский совершенствует и оттачивает основную линию своего творчества – лирическое раскрытие дел и чувств людей. Он творит по собственному, им самим избранному принципу, о котором, спустя годы, говорил так: «Писать простые и понятные стихи, может быть, и не трудно. Гораздо труднее добиться того, чтобы в простых по форме стихах была подлинная поэзия, а не просто зарифмованные строчки. К этому я и стремился насколько мог, в своей поэтической работе».

А сейчас давайте просто послушаем стихи М.В.Исаковского.

  1. «Мы шли…»
  2. «Ветер»
  3. «Старушка»
  4. «Весна»
  5.  «Хорошо весною бродится»
  6. «Попрощаться с тёплым летом»
  7. «Вишня»
  8. «Черёмуха»  
  9.  «На горе белым-бела…»

Песня «Ой, цветёт калина…»

Ведущий: так, плавно от юмористических, лукаво-добродушных стихов мы перешли к 3-ей странице нашего устного журнала.

Страница 3. Песенное сердце России (Слайд №8)

                                                         Слагал, как песню, речь свою

                                                Душевно  и  открыто…

                                                                                      А.Твардовский

1. Ведущий. Представление выставки книг «Смоленский соловей России»

2. Ведущий: Михаил Васильевич за свою жизнь написал очень много произведений. Писал точно, просто, убедительно, красочно…

С детских лет Исаковскому нравились деревенские праздники и хороводы. Он любил слушать народные песни. Наверное, именно это повлияло на то, что из крестьянского мальчика вырос великий поэт-песенник.

Очень многие стихи Исаковского, положенные на музыку композиторами М.Блантером, В.Захаровым, И.Дунаевским и др., стали известными песнями. Среди них «Катюша», «Прощание», «Огонёк», «Враги сожгли родную хату», «Ой, туманы мои, растуманы» и многие другие. Песни М. Исаковского пела вся страна. Они летели ласточками на фронт и поднимали дух армии. Они разделяли скорбь о погибших. Они прославляли родную Смоленщину. Со времени появления песен Михаила Исаковского прошёл не один десяток лет, но они и сегодня с нами.

3. Исполнение и прослушивание в записи песен на стихи М.Исаковского( с кратким комментарием к каждой): «Землянка», «Снова замерло всё до раасвета»,«Враги сожгли родную хату» и др.

4. Ведущий: сейчас вы узнаете удивительную  историю одной, но очень известной песни.

 (Выступления учащихся об истории песни «Катюша») (Слайд №9)

5. Заключительное хоровое исполнение песни «Катюша»

6. Ведущий. Об открытии памятника М.В.Исаковскому. (Слайд №10)

Использованная литература

  1. М.Исаковский. Ты по стране идёшь…/избранные стихи и песни. – М.: Советский писатель, 1964.
  2. А.Поликанов. Песенное сердце. – М.: Московский рабочий, 1976.
  3. И.Трофимов. Писатели Смоленщины. - М.: Московский рабочий, 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Николай Шелепи - чувашский народный поэт (музыкально-поэтическая композиция)

У каждого народа своя история, язык и литература. Есть и были творческие личности, перед которыми мы преклоняем. головы. Среди известных чувашских поэтов таким почестям достоин Николай Полоруссов-Шеле...

Народный поэт Якутии В.М. Новиков-Күннүк Уурастыырап

Презентазия к уроку, рассказывающая о жизни и творчестве народного поэта...

Жизнь и творчество народного поэта Башкортостана Рами Гарипова.

Данную презентацию можно использовать при изучении биографии и творчества народного поэта Башкортостана Рами Гарипова. В даннай работе собраны очень много фотографий из жизни поэта, которые трудно най...

Тест, посвященный биографии Народного поэта Бурятии Д.З.Жалсараева

Тест по литературе Бурятии составлен для учащихся 6 класса и посвящен биографическим фактам Народного поэта Бурятии Дамбы Зодбича Жалсараева...

Внеклассное мероприятие «Певец родного края», посвящённое творчеству народного поэта Дагестана Расула Гамзатова

Внеклассное мероприятие «Певец родного края», посвящённое творчеству народного поэта Дагестана  Расула Гамзатова Цель: 1)повышение интереса к произведениям Р. Гамзатова, 2)расширение читательског...

Народный поэт Башкортостана Кадим Аралбай. Встреча с поэтом в лицее №9 г. Сибай.

Статья "Глоток чистой воды" о встрече с писателями Башкортостана Кадимом Аралбаевым и другими в стенах лицея №9 г. Сибай. Мероприятие проведено в сентябре 2016 года....