Зачет №1 литература 10 класс
тест по литературе (10 класс) по теме

Тазиева Ландыш Шагалиевна

Темы сочинений по изученному материалу и тестовые задания

по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл зачетные задания по литературе23.81 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс Зачет № 1

Темы сочинений.

А.С.Пушкин

1. Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина.

2.Философская проблематика лирики А.С. Пушкина.

3. В чем своеобразие любовной лирики А.С. Пушкина?
4. Как развивается тема свободы в лирике А.С. Пушкина?
5. Восприятие и истолкование стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».
6. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник».

7. Образ Петра I как царя – преобразователя в поэме «Медный всадник».

Тест

А.С.Пушкин

  1. В каком городе родился А.С.Пушкин?

а)  в Петербурге               б )в Москве

в) в Киеве                      г) в Туле

  1. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретится в лирике А.С.Пушкина?

      а) 5 мая         б) 21 октября        в) 1 января       г) 19 октября

  1. Кому принадлежит идея создания Лицея?

а) Александру I               б) А.Х.Бенкендорфу

в) А.И.Остерман - Толстому

  1. Сколько было написано повестей, известных как «Повести Белкина»?

а) 6          б) 7             в) 5         г) 4

  1. Назовите жанр стихотворения «Вольность»?

а) мадригал                б) стансы

в) баллада                      г) ода

  1. Из какого стихотворения А.С. Пушкина взяты эти строки?

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья…

а) «К Чаадаеву»              б) «Вольность»

в) «Сказки»                     г) «Поэт»

  1. Героем какой романтической поэмы является Алеко?

а) «Бахчисарайский фонтан»       б) «Цыганы»

в) «Руслан и Людмила»             г) «Кавказский пленник»

  1. Кто из русских критиков назвал роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»?

а) И.А.Гончаров                 б) В.Г. Белинский

в) Д.И.Писарев                   г) Н.А.Добролюбов

  1. К какому литературному направлению следует отнести роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?

а) классицизм                 б) сентиментализм

в) реализм                       г) романтизм

  1. В романе «Евгений Онегин» повествователь говорит: «Но вреден север для меня». Что он имеет в виду?

  а) нездоровье                                   б) нелюбовь к Петербургу

в) «охоту к перемене мест»            г) южную ссылку

  1.  Кому посвящена следующая эпитафия («Евгений Онегин»)?

Надгробный памятник гласит:

Смиренный грешник…

Господний раб и бригадир

Под камнем тут вкушает мир.

а) дядя Онегина                  б) Владимир Ленский

в) Дмитрий Ларин              г) сосед В.Ленского

  1. Какой стихотворный жанр предпочитал В.Ленский, когда писал Ольге Лариной?а) ода

б) баллада                  в) элегия          г) мадригал

  1. Чей портрет дан в следующей главе?

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные…

а) Ольга Ларина                б) Татьяна Ларина

в) княжна Алина               г) Дуняша

  1. Как сложилась судьба Ольги после дуэли Онегина и Ленского?

а) Ольга вышла замуж за улана

б)Ольга ушла в монастырь

в) Ольга посвятила свою жизнь памяти В. Ленского

г) Ольга вышла замуж за богатого помещика

  1. Татьяна первой призналась в своих чувствах Онегину. На каком языке девушка написала свое признание?

а) на английском                    б) на немецком

в) на французском                 г) на русском

  1. Повествователь подробно описал жизнь своего героя в I главе романа.  Где родился Евгений Онегин?

а) в Москве                         б) в Петербурге

в) в Михайловском             г) в Спасском - Лутовинове

  1. В какой части романа «Евгений Онегин» автор определил его как «собранье пестрых глав»?

а) в 1 - й главе                          б) в 3 - й главе

в) в посвящении                      г) в эпиграфе к 8 - й главе.

  1. С чего начинается роман «Евгений Онегин»?

а) пространный диалог             б) внутренний монолог

в) пейзаж                                    г) лирическое отступление

  1. В ком из героев романа «Евгений Онегин» воплощен авторский идеал?

а) Евгений Онегин                    б) Владимир Ленский

в) Татьяна Ларина                     г) обобщенный образ молодого поколения

  1. Где встречается Татьяна Ларина с Евгением Онегиным после трехлетней  разлуки?

а) в Москве                           б) в Париже

в) в поместье Лариных        г) в Петербурге

  1. Назовите ведущую тему повести «Дубровский».

а) счастливая жизнь вольного разбойника

б) благородство и честь русского офицера

в) крестьянский бунт             г) любовь и измена

  1. Из какого поэтического произведения взят приведенный отрывок?

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

 Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…

а) «Евгений Онегин»                        б) «Осень»

в) «Вновь я посетил…»                   г) «19 октября»

  1. Назовите основной конфликт в поэме «Медный всадник»

а)  между человеком и стихией

б) между личностью и государством

в) семейный конфликт (Евгений и Параша)

г) между разумом и чувством

  1.  Чем заканчивается сцена бунта Евгения в поэме «Медный всадник»?

а) Евгений побеждает в споре

б) Евгений наказывается безумием

в) Петр I побеждает в споре

г) результат спора неясен

  1. Каким изображается Петербург в поэме «Медный всадник»?

а) Петербург - парадный город

б) Петербург - безликий фон разворачивающихся событий

в) Петербург - город униженных и оскорбленных

  1. Чем завершается поэма «Медный всадник»?

а) гибелью Параши                б) свадьбой Параши и Евгения

в) смертью Евгения               г) отъездом Евгения

  1. Какие исторические персонажи действуют в романе «Капитанская дочка»?

а) Николай I и Емельян Пугачев               б) Степан Разин и Александр I

в) Екатерина II и Степан Разин                 г) Емельян Пугачев и Екатерина II

  1. Как называется строфа, которая состоит из 14 стихов, с оригинальной рифмофкой: перекрестная, парная, опоясывающая, рифмующееся двустишие? Каждая такая строфа рисует законченную картину.

 

а) сонет       б) катрен       в) онегинская строфа       г) терцет

  1. В стихотворении «Эхо», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.С.Пушкин раскрывает тему:

а)  любви и дружбы           б)  смысла жизни

в) поэта и поэзии               г) природы

  1. Соотнесите произведения и эпиграфы.

а) «Евгений Онегин»

б) «Осень»

в) «Я памятник себе воздвиг…»

г) «Повести Белкина»

А) «Чего в мой дремлющий тогда не входит ум? ( Г.Р.Державин)

Б) «Береги честь смолоду» (пословица)

В) «E[igi monumentum» (Гораций)

Г) «Проникнутый тщеславием, он обладал еще той особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и в других поступках, - следствием чувства превосходства, быть может, мнимого.» (Из частного письма.)

Д) Г - жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

Творчество М.Ю. Лермонтова

1.Образ поэта-избранника в лирике М.Ю. Лермонтова.

2. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.

3. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема Родины?

4.   В чем своеобразие раскрытия темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова?
5. Восприятие и истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно».
6. -  Восприятие и истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»).

Тест

М.Ю.Лермонтов

  1. М.Ю.Лермонтов родился:

а) в Тарханах      б) в Петербурге     г) в Пятигорске    д) в Москве

  1. В какое учебное заведение поступил  М.Ю.Лермонтов в 1831 г.?

а) в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге

б) в Московский университет

в) в Царскосельский лицей

г) в Петербургский университет

  1. Какое произведение сделало имя М.Ю.Лермонтова знаменитым?

а) «Парус»                       б) «Герой нашего времени»

в) «Маскарад»             г) «Смерть поэта»

  1. Назовите основной мотив в творчестве М.Ю.Лермонтова.

а) зависть         б) свобода       в) одиночество         г) усталость

  1. Какая характеристика общественной жизни наиболее точно передает особенности времени формирования Лермонтова - поэта?

а) начало формирования демократических тенденций

б) общественный подъем, рост национального самосознания, вызванный войной 1812 г.

в) идеи декабризма определили атмосферу общественной жизни

г) спад социальной активности и рост пессимизма в общественных настроениях после разгрома восстания 14 декабря 1825 г.

  1. В поэзии М.А.Лермонтова воплотились принципы:

а) романтизма и сентиментализма         б) реализма и романтизма

в) классицизма и романтизма                  г) реализма и классицизма

7.  Парус в одноименном стихотворении М.Ю.Лермонтова - это …

а) символ дальних странствий            б) символ одинокой, жаждущей бурь личности

в) деталь пейзажа                                 г) символ бесконечного движения в мире

8. Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю.Лермонтовым к :

а) 10 - летней годовщины битвы        б) 20 - летней годовщине битвы

в) 25 - летнему юбилею сражения      г) 15 - летию сражения

9. В стихотворении «Кинжал» М.Ю. Лермонтов использует образ кинжала, символизирующего поэтический дар. В каком еще стихотворении возникает тот же образ - символ?

а) «Бородино»      б) «Смерть поэта»    в) «Дума»      г) «Поэт»

10. Главной философской проблемой поэмы «Мцыри» является проблема:

а) добра и зла            б) веры и богоборчества       в) смысла жизни

11. Мцыри совершает побег из монастыря:

а) во время грозы             б) ночью, когда все спят                                                                                         в) во время богослужения, когда все находятся в церкви        г) на рассвете

12. Кто является героем своего времени в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

а) Грушницкий                              б) Максим Максимыч

в) Вернер                             г) Печорин

13. Печорина звали:

а) Максим Максимыч                   б) Григорий Александрович

в) Александр Григорьевич       г) Евгений Александрович

14. Назовите имя критика, давшего следующую оценку Печорину.

Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.

а) Н.А.Добролюбов         б) В.Г.Белинский

в) И.А.Гончаров            г) А.И.Герцен

15. Кто рассказывает историю Бэлы?

а) Печорин       б) автор         в) сама героиня        г) Максим Максимыч

16. Кому из героев романа «Герой нашего времени»  В.Г. Белинский дал следующую характеристику:

Этот тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа, золотое сердце.

а) доктор Вернер     б) Вулич         в) Максим Максимыч    г) Казбич

17. Как сложилась судьба Бэлы?

а) ее увез Казбич                                      б) она осталась с Печориным

в) она вернулась к своим родным         г) она умерла

18. Почему «жены местных властей менее обращали внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце пылкое и под белой фуражкой образованный ум»?

а) в Кисловодск редко приезжали новые люди

б) среди солдат нередко можно было встретить разжалованных декабристов

в) дамы были неразборчивы в выборе знакомых

г) из желания порадеть низшему чину

19.  Какая из частей романа «Герой нашего времени» является центральной и придает произведению характер психологического романа?

а) «Бэла»       б) «Фаталист»     в) «Тамань»         г) «Княжна Мери»

д) «Максим Максимыч»

20. Тема «маленького человека» раскрывается в романе в образе:

а) Вулича              б) Грушницкого      в) Максим Максимыча  г) доктора Вернера

21. Найдите соответствия между отрывками и названиями произведения:

а) И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

б) Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

в) Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришелец осиротелый,

И час их красоты - его паденья час!

г) Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

А) «Родина»       Б) «Бородино»        В) «Смерть поэта»       Г) «Дума»

22. К какому произведению М.Ю. Лермонтова  подошли бы в качестве эпиграфа следующие строки из стихотворения «Дума»?

Печально  я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарилось оно.

а) «Смерть поэта»                                              б) «Мцыри»

в) «Песня про… купца Калашникова»           г) «Герой нашего времени»

23. Укажите художественный прием, который использовал автор в выделенных строках?

Вам не видать таких сражений!...

Носились знамена, как тень,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

а) гипербола        б) олицетворение        в) инверсия    г) сравнение

24. Определите героя по его портретной характеристике.

а) доктор Вернер              б) Казбич

в) Максим Максимыч       г) Печорин

А) «На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти;  смуглый цвет  лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду»

Б) «…Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий…  А уж ловок - то, ловок - то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре…»

В) «… В транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти… Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно…»

Г) «…Одна нога у него была короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет по литературе XIX века в 5 классе

Форма работы - групповая Тип - викторина...

Зачет по литературе 10 кл. "Литература первой половины XIX века"

Зачет содержит вопросы теории, список авторов и произведений, дифферинцированные вопросы и задания, тематический тест....

Зачет №1 литература 12 класс

Темы сочинений по творчеству М.Горького, тестовые задания по творчеству М.Горького, А.Блока, С.Есенина...

Зачет №2 литература 10 класс

Темы сочинений и тестовые задания по творчеству И.А. Гончарова,Н.В.Гоголя, А.Н. Островского...

Зачет №2 литература 12 класс

Темы сочинений по роману М.А. Булгакова, тестовые задания по творчеству М.А. Булгакова, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой...

Зачет №3 литература 12 класс

Темы сочинений по творчеству М.А. Шолохова,тестовые задания...

Контрольная работа (зачет) по литературе 10 класс.

Контрольная работа (зачет) по литературе 10 класс...