Интегрированныйурок в 9 классе «Великая Отечественная война в произведениях чувашской и русской литератур» (по повести А. Артемьева «Симес ылтан» и рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Пидиксеева Валентина Викторовна

Школа должна формировать у учеников единую картину мира, знания должны быть не в форме рассыпанной мозаики. Каждому учителю-предметнику не просто «наполнять знаниями учащихся, а действительно развивать детей, необходимы знания  смежных школьных программ так же, как каждому музыканту-оркестранту – знание всей партитуры в целом, а не только своей отдельной партии. Обращение к междисциплинарным, общегуманитарным категориям развивает представление о критериях художественности, о классике, об уровнях и видах литературы, формирует литературный вкус.

Чувашская художественная литература с самого начала развивалась, основывалась, с одной стороны, на традициях устного народного творчества, с другой стороны, под мощным благотворным влиянием русской литературы. Отсюда следует общее направление изучение как обзорных, так и монографических тем: знакомство с произведениями и их авторами на фоне эпохи. На этой основе складывается правильное представление об историко-литературном процессе в целом и творческом лице конкретного писателя, постигается культура, психология и образ мышления чувашского народа в сопоставлении с русским народом. Резервы литературы для осуществления культуроориентированного образования очень велики. Литературное произведение само по себе есть факт культуры определенной эпохи и конкретного народа. При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет своё единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются. Такое осмысление взаимодействия разных культур «диалог культур» по определению Бахтина, не оценивает их высоту, а определяет своеобразие каждой культуры путем их сопоставления. Основной методический прием для переключения учащихся в иную культуру (литературу) – выявление общего в родной и неродной культурах (литературах) и вхождение посредством этого общего в специфический национальный мир другой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: интегрированный

Применение общеобразовательных технологий: учебный диалог, разноуровневое и продуктивное обучение.

Цели:

 Образовательные

- показать связь писателей двух культур: чувашского и русского

- знать содержание рассказа и повести, уметь вести беседу и анализировать эпизоды;

- дать характеристику главным героям;

- сопоставить судьбу главных героев друг с другом и судьбой всего народа, на чью долю выпали тяготы Великой Отечественной войны.

Развивающие

- развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом.

Воспитывающие

- воспитывать гражданскую позицию обучающихся.

«Меня интересует участь простых людей в минувшей войне»

М. А. Шолохов

                                                                Ход урока

1.Вступительное слово учителя.  

   -Тема войны была важна в годы самой войны, актуальна сегодня и будет звучать, надеюсь, всегда, так как связана с темой подвига и памяти. Ведь это история. Память сердца.  

   Тема нашего урока: «Судьба человека в ВОВ»(по повести А.Артемьева«Симес ылтан» и рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

  Авторы этих произведений (портреты на доске) о войне знают не понаслышке. Оба – участники ВОВ. Испытали тяготы войны на себе.

  Произведения Шолохова и А. Артемьева для нас – это подлинное открытие настоящей, реальной жизни. Их книги: «Салтак калавесем», «Сунатла суралнисем», «Салампи» А. Артемьева и «Родники», «Жеребенок», «Нахаленок» М. Шолохова заставляют задуматься о многом: о времени и о себе, о подлинных и мнимых жизненных ценностях, о войне и мире.

   Много можно говорить о них. Но сегодня перед нами стоит иная задача.

Для начала вспомним значение определения эпиграф

     -Эпиграфом к сегодняшнему уроку стали слова М. Шолохова «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне».

  - Как понимаете эти слова?( В центре обоих произведений – судьба обыкновенного простого человека.)

  2.Словарная работа.

  -А что значит слово судьба?

  Значение слова «судьба»:

     а)Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств.

     б)Доля, участь.

     в)История существования кого,  чего-нибудь.

     г)Будущее, то, что случится (словарь С.И.Ожегова)

 (Соколов и Актаев  - люди, способные не покоряться обстоятельствам. В битве с судьбой писатели показали великую силу духа, характера. Это и есть черты, объединяющие чувашский и русский народ. Наличие их помогло выстоять в столь нелегких испытаниях, сохранить себя как личность.)

  Разъяснение значения – Симес ылтан 

2. Проблемный сопоставительный анализ

- Что сближает эти два произведения?

1) Военная тематика

2) Судьба людей, искалеченных войной,эти произведения о том, какой страшной трагедией является война, которая ломает и калечит судьбы людей.

3)В трудные ситуации Валентина Актаева поддерживает мать. А Соколова – мальчик.

- В чем отличие этих произведений?

1) Возраст и жизненный опыт главных героев

2) Преодолевают трудности по-разному: Валентина Актаева поддерживают близкие люди, он не одинок (мать, Нина Атласкина, Кузнецов Федор Иванович), его ждут родные люди, родной дом. А Андрей Соколов потерял все: дом, семью, потом и последнего сына.

3)Кольцевая композиция. Рассказ «Судьба человека»начинается со встречи автора со случайным попутчиком – Андреем Соколовым и Ванюшей. Завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части повествование ведется от имени главного героя, что позволяет проследить за событиями его жизни, его нелегкой судьбой.

  В повести «Симес ылтан» о войне, как попал в плен, о трудностях герой рассказывает матери, но повествование здесь ведется от лица автора.

3. Индивидуальная работа учащихся по карточкам

    Выделить 1 качество, которое характеризует Андрея Соколова и Валентина Актаева: любовь, справедливость, доброта, честность, искренность, вера, мужество, стойкость, терпение, целеустремленность, великодушие, уверенность в себе, патриотизм, сострадание, трудолюбие, самоотверженность. (Подтвердить примерами из произведений).

4. Групповая работа.

1) Как показана в произведениях взаимовыручка? У кого мы замечаем эти же качества?

( Учащиеся вспоминают, как уставшие, еле идущие русские военнопленные поддерживали Андрея Соколова, чтобы тот не упал, и его не убили. Также запомнился врач, который под сильным дождем, в темноте проходил и искал раненых среди пленных и бескорыстно помогал им, не думая о своей жизни.)

2) Для чего нужен образ предателя и образ Варсуна Аюхина?

(Авторы показывают, что такие люди были, есть и будут, ими управляет слабость.  Покорность обстоятельствам, трусость, лицемерие повлияли на судьбу предателя. Варсун Аюхин  - человек распущенный, тянет за собой остальных жителей села. Валентин – человек, который может его вывести на чистую воду, поэтому-то Аюхин  распускает о Валентине слухи, якобы он попал в плен по своей воле.

3) В чем видят главные герои счастье?

(Оба героя не говорят о богатстве, драгоценностях, радуются малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заканчивает свой рассказ о своей жизни словами: «Чего больше надо?» «Симес ылтан» заканчивается описанием жизни счастливой семьи, любимой работы главных героев произведения.

- Почему в финале авторы заостряют наше внимание на этих фактах? (В мир, построенный бережно и любовно, врывается страшная война.)

4)О плене. М.Шолохов и А.Артемьев ввели описание плена, что было не свойственно литературе той поры.

-Как может измениться человек, попавший в такую жизненную ситуацию?

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, может лишить себя жизни, теряя веру в ее смысл. Но Соколов и Актаев – сильные люди. Они сохранили веру и обрели счастье.)

-Почему авторы наделили их такими качествами?

(Вера, надежда и любовь – это черты, присущие из покон веков русскому и чувашскому человеку.)

5. Анализ эпизодов: «Поединок Соколова с лагерфюрером» и «поединок Актаева с Аюхиным».

 - В.В.: Вспомним эпизод из рассказа «Судьба человека», где проявляется бесстрашие, мужество Андрея Соколова.( Поединок Соколова с лагерфюрером)

  Прочитаем этот эпизод. Стр.24-27(3 стр.)

  -Поведение Соколова повлияло на судьбу героя? (Да, «…Ты храбрый солдат. Я-тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. …» - отвечает Соколову комендант.

  -Диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Победа Советских войск на Волге и победа Соколова – событие одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.

  Актаев выходит победителем перед Аюхиным и жителями своего села. Он своим трудолюбием, терпением доказывает, что он герой войны, а не трус и не предатель.

6.Рефлексия.

- Что бы вы переняли от героев?

- Что понравилось на уроке?

- Что бы вы хотели предложить?

(-О чем же это произведение?)

 -  Критик В.Осипов в книге «Тайная жизнь Михаила Шолохова. Документальная хроника без легенд» утверждал, что «в рассказе читатель от судьбы человека переходит к мысли о судьбе человечества.

Любовь к Родине – это не отвлеченное понятие. У этой любви есть основа: семья, дом, место, где ты родился. Вот с этого начинается Родина. И если даже судьба отбирает самое дорогое, любовь к своему народу поможет обрести все заново.

Использованная литература:

1.Иванова Н.Г. Чувашская литература в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения. Учебное издание для общеобразовательных, начальных и средних профессиональных учебных заведений.(Н.Г. Иванова.-Чебоксары. 2009.

2.Фундаментальное ядро содержания общего образования.(под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова – М. Просвещение, 2009). Стандарты второго поколения.

3.В.Осипов. Тайная жизнь Михаила Шолохова. Документальная хроника без легенд.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы "Человек на войне" по рассказу М,Шолохова "Судьба человека"

Конспект урока литературы "Человек на войне" по рассказу М.Шолохова "Судьба человека".  В конспекте используются исторические справки. Сопровожден презентациями....

Презентация к уроку литературы по рассказу М. Шолохова "Судьба человека"

Презентация разработана для учащихся 9 класса.  Предназначена для   проверки  и  закрепления  материала, призвана  не только заинтересовать детей...

Контрольная работа по рассказу М.Шолохова "Судьба человека". 9 класс. Литература

Вопросы к рассказу М.Шолохова "Судьба человека". Литература. 9 класс....

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...