Главные вкладки

    урок литературы "Человек на войне" по рассказу М,Шолохова "Судьба человека"
    план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

    Каменская Наталья Владимировна

     Конспект урока литературы "Человек на войне" по рассказу М.Шолохова "Судьба человека".  В конспекте используются исторические справки. Сопровожден презентациями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературы в 8 классе.

    Тема: Судьба человека на войне (на примере рассказа М.Шолохова «Судьба человека»)

    Цель урока:

    -показать, как русский  человек  проявляет свой национальный характер в сложной жизненной ситуации и сохраняет человечность ;

    -раскрыть понимание того, что каждый человек в любой ситуации способен оставаться человеком и сохранять свое достоинство.

    Задачи:

    -раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”;

    -формировать коммуникативные и информационные компетентности;

    -способствовать воспитанию духовно-нравственной личности.

     

    Ход урока

    1.Организационный момент. 

    - Сегодня урок литературы я хочу начать со слов философа  Гельвеция

    “Человек не рождается, а становится тем, кто он есть”. На примере образа главного героя из рассказа М.Шолохова «Судьба человека» мы постараемся понять смысл этого высказывания.

    II. Вступительное слово учителя.

    - Салют Победы в семидесятый раз   прогремит на территории всей нашей страны весной 9 Мая. Поэтому на сегодняшнем нашем уроке мы обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.

    Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ “Судьба человека”. Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы узнаем о его судьбе и о силе характера русского человека.  

    Цели и задачи.

    Презентация «М.ШОЛОХОВ» ( подготовил и рассказывает учащийся) 

    -Небольшое по объему произведение отличается колоссальной емкостью: оно воплотило часть жизни народа того периода и явилось результатом обобщения творческих исканий писателя того времени. Особенностью рассказа является стремление автора раскрыть трагедию нашего народа в годы войны, показать бедствия и страдания, выпавшие на долю человека.

     Беседа по тексту.

    - Каково ваше впечатление от рассказа? Легко ли он прочитался? 

    - На какие периоды можно разделить жизнь главного героя Андрея Соколова? (До войны, война, после войны).

     Работа по группам. Первая группа называет довоенные события в жизни главного героя, вторая группа – события, произошедшие во время войны, третья – послевоенные события. Вы должны определить, какими чертами характера обладал герой в разные периоды своей жизни. Составление кластера.

    (на доску выносятся черты характера)

    1 группа

    - Расскажите, что значит обыкновенная жизнь для Андрея Соколова?

     ( ответы подтверждаются зачитыванием отрывков)

    Работа с текстом:

    «За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке. Только построился я неловко. Отвели мне участок в шесть соток неподалеку от авиазавода. Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе...»

    -В чем видит счастье А. Соколов до войны? (Семья, работа, дом, дети.)

    -Чему радуется главный герой? (Дому, работе, уважению.)

    -Назовите черты характера А. Соколов в довоенное время. (Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.).

    Кластер на доске. Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.

    МОТИВАЦИЯ

    -Какие качества характера вы бы хотели выработать у себя? Нужны ли они в современном обществе?

     Выступление учащегося по теме «ВОВ»(презентация)

     

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

     Беседа по тексту.

    - Как М.Шолохов показал в своем рассказе вмешательство войны в судьбу обыкновенного человека А.Соколова?

     -Чтение отрывка учащимся:

    «Только не пришлось мне и года повоевать... Вот как оно на войне бывает... Командир нашей! автороты спрашивает: "Проскочишь, Соколов?" А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? "Какой разговор! - отвечаю ему. - Я должен проскочить, и баста!" - "Ну, - говорит, - дуй! Жми на всю железку!"… Давлю вовсю! И до батареи остался какой-нибудь километр, уже свернул я на проселок, а добраться до своих мне, браток, не пришлось... Видно, из дальнобойного тяжелый положил он мне возле машины. Не слыхал я ни разрыва, ничего, только в голове будто что-то лопнуло, и больше ничего не помню.… Нечего греха таить, вот тут-то у меня ноги сами собою подкосились, и я упал как срезанный, потому что понял, что я - в плену у фашистов. Вот как оно на войне бывает...».

    - 2 ГРУППА

      -Какой эпизод в тексте раскрывает поведение человека в бесчеловечных условиях?

    (эпизод в церкви )

     Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции.

    - Кто  вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение?  Почему?

    ( позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу — это и позиция самого Соколова.

    - На какой важный поступок решается Соколов? Почему?

    (Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасении).

    ПРОСМОТР ЭПИЗОДА  ИЗ ФИЛЬМА «Вызов к лагерфюреру Мюллеру».

     - В чем сила духа Соколова? (Он был в плену, это была единственная ситуация, где он мог продемонстрировать силу русского солдата: голодный как волк, давно отвыкший от человеческой пищи, при виде обилия еды сумел задавить тошноту и оторвать глаза от стола; не поддаться искушению; в том, что закусил только после третьего стакана; в том, что все «харчи» были поделены «всем поровну»).

    -Какими чертами характера обладает русский человек в этот сложный период?

    (Выдержка, достоинство, последовательность, бескомпромиссность, вера в идейную правоту не могут не вызывать уважения к этому человеку»))

    МОТИВАЦИЯ

    - Нужны ли такие качества русскому человеку в 21 веке?

    Кластер на доске.

    МИНУТКА ОТДЫХА.

     ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Продолжение выступления учащегося.

    Военнопленный Соколов, лагерный номер 331, идет по вызову, готовясь к смерти. К смерти нельзя привыкнуть, к ней нельзя подготовиться. Но принять ее можно по-разному, в зависимости от того, есть ли у человека характер, так называемый стержень. Я не верю, что это случается вдруг. Человек всю жизнь готовится к одному главному шагу. И таким шагом для Соколова был вызов к Мюллеру. Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека. Даже враг по достоинству оценил «настоящего русского солдата», а не военнопленного №331.  

    Когда подвернулась ситуация, Соколов бежит из плена, прихватив с собой немецкого майора. За это получает от советского полковника отпуск.

    Согласно приказу №270 от 16 августа 1941 года все пленные считались дезертирами и предателями. Сталин считал их изменниками Родины.

     ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Продолжение выступления учащегося

     3 ГРУППА

    -И вот, казалось бы, что все самое страшное позади, но  СУДЬБА дает еще одно испытание герою:  он получает письмо.

    - Что узнает Андрей Соков из письма?

    Зачитать отрывок.

     ( бомба уничтожила его дом и семью «Не дочитал я в этот раз письмо до конца. В глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается…Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один. Думаю: "Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?"… Похоронил я в чужой, немецкой земле и последнюю свою радость и надежду…моего сына, и словно что-то во мне оборвалось...».)

    - Как может повести себя человек  в такой ситуации? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

    -Но Соколов не озлобился… 

    - Какой  подарок преподносит  судьба Соколову? (Встреча с Ванечкой)

    – Каким характером должен обладать русский человек, чтобы преодолеть все испытания, выпавшие на его долю? Можете добавить свои черты. (Шолохов в Андрее Соколове подчеркивает жизнестойкость, мужество, героизм, несгибаемую волю, вместе с тем большое щедрое сердце простого русского человека, который сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть. Тем самым Шолохов раскрыл лучшие черты русского национального характера и гражданина своей страны, и человека).

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

    - Почему Шолохов назвал произведение «Судьба человека»?

    - Русский человек, человек несгибаемой воли… сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к тому позовет его Родина.

    Итог. Рефлексия.

    _Какие чувства вызвало у вас произведение?

    -Захотелось еще раз его перечитать? Просмотреть фильм?

    - Мы сегодня часто произносили слово СУДЬБА, поэтому домашнее задание  будет связано с раскрытием понимания  этого слова.

    1 уч-ся

     Раскатывалось эхо над полями
    И сизый дым коптил небесный свод...
    От боли землю грыз солдат зубами,
    Но шёл  вперед, спасая свой народ.
    2 уч-ся
    Там, где оставил след сапог солдата,
    Сегодня вырос беленький цветок...
    Храните память о войне, ребята,
    Чтоб вновь не встала на порог!..

    Домашнее задание: напишите  эссе на тему «Судьба» ( обратиться к толковому словарю, судьба человека  на примерах из других худ произведений).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

    Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

    Конспект урока "Тайны текста"(по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре").

    Урок в 10 классе - диалог - соразмышление после прочтения рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре».       В чём сложность анализа художественного текста литературного произвед...

    Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

    Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный  по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...

    Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"

    Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...

    Конспект урока « Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»

    "Русский характер в рассказе М.Шолохова "Судьба человека"...