Урок-размышление по стихотворению Ю.Друниной "Зинка"
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме

"У войны не женское лицо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-razmyshlenie_yu.druninoy_zinka.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

«У войны не женское лицо» (урок-размышление по стихотворению Ю.Друниной «Зинка»).

                                                           

Тип урока: комбинированный

Форма: урок-размышление

Класс: 8

 Цели урока: Образовательная: вызвать интерес к творческому наследию Ю.Друниной; анализируя текст, понять, каково женское восприятие войны на примере стихотворения Ю.Друниной «Зинка»; развивающая: способствовать развитию образного и критического мышления, развитию коммуникативных способностей, метапредметных компетенций; воспитательная: воспитывать трепетное, благоговейное отношение к женщине.

Оборудование: 1. Проектор, компьютер, экран; презентация с использованием  музыки «Аве, Мария»  Ф.Шуберта;  песни «Вставай, страна огромная» (муз. А.Александров, слова  В.Лебедев-Кумач); репродукций:  Рафаэль «Сикстинская Мадонна»,  Икона Владимирской Богоматери,  Леонардо да Винчи «Мона Лиза»,  К.Брюллов «Всадница»,  фотографий: девушка, женщина-мать с ребенком; фотографии женщин на войне. 2. Карточки с заданиями для групп, цветные фломастеры.

Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
Я – связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих…
(Юлия Друнина)

ХОД УРОКА:

  1. Стадия вызова. Активизация мыслительной деятельности. Подготовка к восприятию нового материала.
  1.  На экране - заставка-интрига «В мир приходит женщина, чтобы…» На фоне музыки «Аве, Мария»  Ф.Шуберта, мультимедийной презентации, в которой репродукции известных картин с изображением женщин и современные фото женщин, звучит стихотворение в исполнении учителя. (1 слайд-шоу)

Учитель: В мир приходит женщина,
               Чтоб свечу зажечь.

                В мир приходит женщина,
               Чтоб очаг беречь.
               В мир приходит женщина.
               Чтоб любимой быть.
               В мир приходит женщина,
               Чтоб детей родить.
               В мир приходит женщина,
               Чтобы цветком цвести.
               В мир приходит женщина,
               Чтобы мир спасти.

Женщина.. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты, композиторы. Лик женщины…Есть в нем  что-то возвышенное: одухотворенный лик Богоматери, лик красоты, счастливый материнский  лик…

2. Составление кластеров. Ассоциативные ряды.

- Давайте  подберем ассоциации к слову «Женщина». Составление кластера (мать, любовь, красота, дом)

-  Посмотрите на плакат (слайд «Родина-мать зовет»). Здесь тоже изображена женщина. Где же лик одухотворенности, нежности?

 - Кто знает, в какое время появился этот плакат? (в первые дни Великой Отечественной войны).

Учитель: (2 слайд-шоу). Звучит песня «Вставай, страна огромная…»(под музыку песни).  В годы Великой Отечественной войны женщине пришлось стать солдатом. Она  не только спасала, перевязывала, но и стреляла из «снайперки», подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”, сражалась с врагом в небе. Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин.

  1. Формулировка учащимися темы и цели урока.

– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о женщине на  войне).

Учитель: Тема сегодняшнего урока «У войны не женское лицо» (запись на доске).

-  Теперь давайте подберем ассоциации к слову «война». Составление кластера  (кровь, смерть, взрывы).

- Сформулируйте цель урока, о чем мы будем размышлять? (женщина и война – несовместимы).

  1. Стадия осмысления. Чтение и анализ стихотворения.

1.Учитель: Наверное, вы уже слышали это выражение «У войны не женское лицо». Это истина. Сегодня нам предстоит поиск этой истины в  стихотворении поэтессы Юлии Друниной,  которая 17-летней выпускницей одной из московских школ, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт. (слайд)

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Ее позиция, ее женский взгляд на войну  выразились в строчках:

Кто сказал, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Эпиграфом к уроку станут слова Ю.Друниной (слайд)

Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив

И кто отнят войной.
Я – связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих…

 Сегодня мы познакомимся с одним таким «посланием с войны» - стихотворением «Зинка».

2. Прогнозирование по названию.

-Попытайтесь предположить, почему стихотворение называется именно так: «Зинка» (не  «Зина», не «Зинаида»). Какой будет героиня? Заполнение таблицы.

После знакомства со стихотворением  соотнесем ваши предположения с фактами.

3.Чтение наизусть стихотворения учителем.

Юлия Друнина «Зинка»

Памяти однополчанки –
Героя Советского Союза
Зины Самсоновой.

I

Мы легли у разбитой ели,
Ждём, когда же начнёт светлеть.
Под шинелью вдвоём теплее
На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь, Юлька,
я – не против грусти,
Но сегодня она – не в счёт.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живёт.

У тебя есть друзья, любимый,
у меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждёт…
Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она – не в счёт.

Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг – приказ:
«Выступать вперёд!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идёт.

II

С каждым днём становилось горше.
Шли без митингов и знамён.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрёпанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по чёрной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Её тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

III

…Знаешь, Зинка, я –
против грусти,
Но сегодня она – не в счёт.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живёт.

У меня есть друзья, любимый,
У неё ты была одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала.

4. Беседа.

- Какие чувства вызывает  у вас это стихотворение?

- Прочитайте, кому посвящено это стихотворение?  (З.Самсонова – ровесница Ю.Друниной, тоже добровольно ушедшая на фронт. 86 советским женщинам присвоено высокое  звание Героя Советского Союза. Одной из них была З.Самсонова, геройски погибшая в 1944 году).

- На сколько частей поделила Ю.Друнина стихотворение и почему?

- Сравним 1 и 3 часть. Что заметили в их построении? (слова почти одинаковые, повторяются, но если 1 часть построена в форме диалога, то 3 – монолога, обращённого к погибшей подруге и самой себе).

Словарная работа.

Учитель: Тема нашего урока «У войны не женское лицо». Лицо, лик. Эти слова очень похожи. Каковы значения этих слов в словаре В.И.Даля?

ЛИК -  лицо, облик, образ; изображение лица на иконах.

ЛИЦО -  в возвышенном знач. Лик; передняя часть головы человека; облик; особа, человек.  («Толковый словарь живого великорусского языка»  В.И.Даля).

Значит, лик – это высокое, прекрасное женское начало. Совместимо ли слово «лик» со словом «война»?

- Обратимся к стихотворению.  В каких частях стихотворения мы видим преимущественно  «лик женщины»?  (в 1 и 3 частях).

- А в какой части – страшное «лицо войны»? (во 2).

Несмотря на то что автор делит стихотворение на 3 части, по сути оно состоит из 2 частей.  

Наша задача – понять, чем отличаются эти 2 части по эмоциональной окраске, образам, каково женское восприятие войны?

5. Работа в группах.  Для этого продолжим работу со стихотворением  в группах.

1 группа. Задание по 1 и 3 части стихотворения .

  1. Какой музыкой и наглядностью из представленной на уроке презентации вы сопроводили бы эти части  стихотворения и почему?

  1. Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует  повтор  звуков  [л], [э]? Как называется этот прием?  

Мы легли у разбитой ели,
Ждём, когда же начнёт светлеть.
Под шинелью вдвоём теплее
На продрогшей, гнилой земле.

  1. По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели  «лик женщины»? Какой у вас получился образ женщины? (изобразите  в виде схемы, используя разные цвета фломастеров).

2 группа. Задание по 2 части стихотворения.

1. Какой музыкой и наглядностью из представленной на уроке презентации вы сопроводили бы 2 часть стихотворения и почему?

  1. 2. Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует  повтор  звука  [р]? Как называется этот прием?  

Зинка нас повела в атаку,                        
Мы пробились по чёрной ржи,                
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.

3. По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели «лицо войны»? Какое оно у вас получилось? (изобразите в виде схемы, используя разные цвета фломастеров).

6. Выступление групп. Подведение итогов.

--С каким подобранными вами в начале урока ассоциациями к слову «война» можно соотнести стихотворение?  (смерть, боль)

- С какими ассоциациями к слову «женщина» можно отнести стихотворение? (мать, дом, красота, светлокосый).

-Совместимы ли эти слова: женщина и война? Нет.

Учитель: Мы познакомились с женским видением войны в этом стихотворении: страшное, трагичное, чудовищное лицо войны – некрасивое, не одухотворенное, как  лик  женщины.

- Как вы думаете, смогли мы доказать, что «У войны не женское лицо»?

- Да, это сочетание противоестественное. Но ведь было что-то, что привело женщину, призванную дарить жизнь, на войну, где отнимают эту жизнь?

- Почему же Зинка,  другие такие же девчата, всеми правдами и неправдами  прибавляли  себе лишний год, чтобы пойти добровольцем на фронт; вели в атаку, спасали от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью; не думая о себе. Они убивали, ведь это война.. Они, для которых предназначена природой роль матери, дарящей жизнь, выбрали роль «светлокосого солдата», призванного убивать, погибать самой?!  (они встали на защиту Родины – матери, на защиту самой жизни  ради будущих поколений.  Суровая необходимость их мобилизовала.  Они  сделали свой нравственный выбор. В трудное для страны время они заняли собственную позицию, проявив волю и силу).

(Слайд). Согласно «Словарю по этике»,  жизненная  позиция - это принцип поведения, точка зрения личности на свое место и роль в общественной жизни. Значит, роль определяется жизненной позицией.

- Какова жизненная позиция   Зинки, Юльки, женщин, взявших в руки оружие?  (позиция патриота, гражданина).

 Именно поэтому они выбрали роль солдата, защитника, выстояли в тылу, в оккупации.  И они сделали все, чтобы приблизить победу.  

Такая позиция была и у Ю.Друниной: (слайд) «потому что имя ближе, чем Россия, не могла сыскать».

  1. Рефлексия.

     Итогом наших размышлений по теме урока станет составление синквейна к слову «Зинка». Чтение синквейнов.

- Вернемся к вашим  «предположениям» по названию стихотворения. Совпали ли они? (Горячее послание Ю.Друниной нам, будущим поколениям, - это реквием по несостоявшейся жизни).

Заключительное слово учителя под музыку «Аве, Мария».

(слайд) Все дальше от нас эта война. В этом году мы отметили 65-летие со дня Великой Победы. Вглядитесь в эти лица. Это они, ТОГДА 17-летние,  «светлокосые солдаты» в сырых шинелях войны.

      Поколение 21 века узнает о войне из фильмов, рассказов участников и главное – из книг.  Литература  возвращает к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.

В память о нашем уроке я хочу оставить вам буклет, в котором список книг о войне, эпиграфом к нему я взяла слова Ю.Друниной.  Среди  авторов – и   женские имена: Ольга Берггольц, Маргарита Алигер , Анна Ахматова, Светлана Алексиевич, повесть  которой так и называется « У войны не женское лицо».

   Читайте, этого забыть нельзя. Это наша память. Спасибо вам, ребята, за участие в уроке.

Список использованной литературы:

  1. Война. Женское лицо // Родина. - 2005. - N 4. - С. 55-57. Фотографии об участии женщин в Великой Отечественной войне.
  2. Коваленко Н. М. Жестокая правда войны/ Н. М. Коваленко //Читаем, учимся, играем. - 2004. - N 3. - C. 12-17.  Сценарий литературно-музыкальной композиции о женщинах, участвовавших в Великой Отечественной войне.
  3. Титова М. И. Идут по войне девчата, похожие на парней: литературно-музыкальная композиция / М.И. Титова // Классный руководитель. – 2004. - № 8. – С.75-81.
    Интернет-ресурсы:
  1. Наволока Т.В. У войны не женское лицо. Обзор поэзии Великой Отечественной войны. (http://festival.1september.ru/articles/514682/)
  2. У войны не женское лицо... Сценарий для 9 - 10 классов (http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1506-u-vojny-ne-zhenskoe-liczo-sczenarij-dlya-9-10-klassov.html)
  3. http://images.yandex.ru/ (изображения).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление "Преступление?" по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

Урок построен на размышлениях школьников о поведении героев рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Он подводит учащихся к самостоятельным выводам, учит доброте и состраданию, умению быть стойким...

Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3105456","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?"...

Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.

Приглашаю к обсуждению.Презентация + конспект урока.Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" в режиме онлайн с использованием интернет ресурса автора, познакомит учащихся различ...

И.С. Тургенев Стихотворения в прозе Урок-размышление

Урок-размышление. Тема: «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева. Особенности жанра»...

Урок-размышление по стихотворению Ю.Друниной «Зинка»

«У войны не женское лицо» (урок-размышление по стихотворению Ю.Друниной «Зинка»...

Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...