Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
видеоурок по литературе (7 класс) по теме

Выступление на педагогическом совете ГБОУ СОШ №2001 «ФГОС ООО: теория, опыт, проблемы и перспективы» учителя русского языка и литературы Кузнецовой Елены Николаевны по теме: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете ГБОУ СОШ №2001

«ФГОС ООО: теория, опыт, проблемы и перспективы»

учителя русского языка и литературы Кузнецовой Елены Николаевны

по теме: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий»

«Conditio sine qua non» – это латинское изречение используют в речи, когда хотят показать незыблемость, истинность высказывания. Буквальный перевод латинского афоризма означает: «иного не дано». Коммуникация – неисключаемое, непременное условие человека и порядка в обществе. В современном мире, а, следовательно, и в современной школе это аксиома – истина, не требующая доказательств.

Этимология слова «коммуникация» уходит своими корнями в латинские «communicatio» (сообщение, передача) и «communicare» (делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передовать).

Коммуникативные универсальные учебные умения включают в себя умения общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией; способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение работать в группе (включая ситуации  учебного сотрудничества и проектные формы работы); следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; речевые действия как средство регуляции собственной деятельности.

Понятия универсальных учебных действий как совокупности способов действия учащихся, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний, обязательно включает в себя понятия коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели коммуникации, выбирать адекватные стратегии коммуникации, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачи.

Формирование коммуникативной компетентности у учащихся является одной из основных задач учителя сегодня.

Я предлагаю поговорить о формировании коммуникативных учебных действий на материале урока литературы в 7Г классе.

Тема урока: «Проблематика «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Цель урока: выявить основные критерии нравственных ценностей героев «Повести о Петре и Февронии Муромских» как агиографического произведения с элементами жития.

Одной из основных задач для достижения данной цели является обучение учащихся работе в группе (в ситуации учебного сотрудничества). Данная ситуация учебного сотрудничества включает в себя следующие умения: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать эффективному взаимодействию;  интегрироваться в группу сверстников и выстраивать продуктивные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.

Необходимо отметить, что ситуацию учебного сотрудничества можно создать не только на уроке в школе, но и во внеурочной деятельности, например на экскурсии по предмету.

Видео №1 (Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва: зал и ответы детей) https://drive.google.com/file/d/0B7OD2MF1YYaJNVhoejE0SXhGYkU/ 

В предложенном фрагменте нам представлена дилемма – с одной стороны коммуникация, как ситуация общения, на лицо. Мы видим межличностную, межгрупповую коммуникацию. Присутствует вербальная и невербальная коммуникация, в том числе осуществляемая в паралингвистическом дискурсе. Но с другой стороны говорить о наличии у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий еще рано. Скорее, с точки зрения образовательного процесса, это можно назвать готовностью к коммуникации. Но создать у учащихся правильный психологический настрой в ситуации учебного сотрудничества тоже очень важно.

На философском уровне сущности понятий «личность» и «коммуникативная личность» совпадают. Личность, как социальный субъект, не может существовать иначе, как коммуникативная личность, «человек общающийся». Если человек как биологический субъект не участвует в процессах общения, он не сможет превратиться в социального субъекта, то есть в личность. Безусловно, роль учителя в становлении, созидании самодостаточной, гармонической личности трудно переоценить. Учитель не должен быть только коммуникатором, проводником учебного материала, он должен выступать в роли творца, который помогает ребенку познать самого себя, поверить в свои силы, научиться взаимодействовать в ситуации учебного сотрудничества.

Именно подростковый возраст (с 10-11 до 17-18 лет) считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, так как общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности.

В следующем фрагменте представлена ситуация учебного сотрудничества, созданная непосредственно на уроке. Учащимся предлагался диалогический подход к построению общения. Учителем было предложено создать две группы из учащихся, разделив их по следующему принципу: одна группа защищала гипотезу – основой семьи Петра и Февронии была любовь; вторая группа – гипотезу, что основой семьи Петра и Февронии стало чувство долга. Учащиеся разделились на группы исходя из собственных убеждений. Целью работы являлось создание единого текста, выражающего мнение всей группы.

Скажу сразу, у одной из групп возникли при выполнении коммуникативной задачи. Группа, в работе которой ключевым словом являлось «любовь», прекрасно владела литературным материалом, каждый из участников группы приводил убедительный аргументы в защиту своего мнения, каждый подобрал цитаты, подтверждающую его точку зрения, но учащиеся не смогли обобщить имеющийся материал, поэтому их выступление вылилось в отдельные выступления, тематически дублирующие друг друга. Каждый высказывал свое мнение, не сотрудничая с остальными.

Вторая группа выполнила задание. Они смогли создать коммуникационное пространство, сотрудничая и взаимодействуя друг с другом. В их выступлении были учтены все аргументы участников группы, просмотрены и отобраны наиболее точные цитаты, отражающие авторскую позицию Ермолая-Еразма, дан анализ всех аспектов рассматриваемой гипотезы, верно выстроена логика доказательства.

Видео №2 (Фрагменты урока) https://drive.google.com/file/d/0B7OD2MF1YYaJa29Xd05KY3FheUk/ 

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся является одной из важнейших задач учителя. Значение владения коммуникативными навыками в современном мире, а, следовательно, в современной школе невозможно переоценить. Безусловно, говорить об окончательном формировании коммуникативной компетенции еще рано. Но останавливаться на достигнутом нельзя, и необходимо постоянно, из урока в урок работать над ее совершенствованием. Через тернии к звездам. «Conditio sine qua non». Иного не дано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы  учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

Формирование Коммуникативных Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка

Данное обобщение опыта содержит необходимую информацию по успешному формированию корммуникативных УУД на уроках английского языка...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Педенко Л.А.., учительрусского языка и литературыФормирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в 5-8 классах.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в 5-8 классах. Из опыта работы...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках немецкого языка посредством информационно-коммуникативной технологии».

Иностранный язык как предмет включает  знание родного языка и логическое мышление,  общее интеллектуальное и культурное развитие обучающегося. Существует мнение, что иностранный язык дается ...