Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
видеоурок по литературе (7 класс) по теме
Выступление на педагогическом совете ГБОУ СОШ №2001 «ФГОС ООО: теория, опыт, проблемы и перспективы» учителя русского языка и литературы Кузнецовой Елены Николаевны по теме: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете ГБОУ СОШ №2001
«ФГОС ООО: теория, опыт, проблемы и перспективы»
учителя русского языка и литературы Кузнецовой Елены Николаевны
по теме: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий»
«Conditio sine qua non» – это латинское изречение используют в речи, когда хотят показать незыблемость, истинность высказывания. Буквальный перевод латинского афоризма означает: «иного не дано». Коммуникация – неисключаемое, непременное условие человека и порядка в обществе. В современном мире, а, следовательно, и в современной школе это аксиома – истина, не требующая доказательств.
Этимология слова «коммуникация» уходит своими корнями в латинские «communicatio» (сообщение, передача) и «communicare» (делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передовать).
Коммуникативные универсальные учебные умения включают в себя умения общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией; способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение работать в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы); следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; речевые действия как средство регуляции собственной деятельности.
Понятия универсальных учебных действий как совокупности способов действия учащихся, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний, обязательно включает в себя понятия коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели коммуникации, выбирать адекватные стратегии коммуникации, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачи.
Формирование коммуникативной компетентности у учащихся является одной из основных задач учителя сегодня.
Я предлагаю поговорить о формировании коммуникативных учебных действий на материале урока литературы в 7Г классе.
Тема урока: «Проблематика «Повести о Петре и Февронии Муромских».
Цель урока: выявить основные критерии нравственных ценностей героев «Повести о Петре и Февронии Муромских» как агиографического произведения с элементами жития.
Одной из основных задач для достижения данной цели является обучение учащихся работе в группе (в ситуации учебного сотрудничества). Данная ситуация учебного сотрудничества включает в себя следующие умения: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать эффективному взаимодействию; интегрироваться в группу сверстников и выстраивать продуктивные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
Необходимо отметить, что ситуацию учебного сотрудничества можно создать не только на уроке в школе, но и во внеурочной деятельности, например на экскурсии по предмету.
Видео №1 (Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва: зал и ответы детей) https://drive.google.com/file/d/0B7OD2MF1YYaJNVhoejE0SXhGYkU/
В предложенном фрагменте нам представлена дилемма – с одной стороны коммуникация, как ситуация общения, на лицо. Мы видим межличностную, межгрупповую коммуникацию. Присутствует вербальная и невербальная коммуникация, в том числе осуществляемая в паралингвистическом дискурсе. Но с другой стороны говорить о наличии у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий еще рано. Скорее, с точки зрения образовательного процесса, это можно назвать готовностью к коммуникации. Но создать у учащихся правильный психологический настрой в ситуации учебного сотрудничества тоже очень важно.
На философском уровне сущности понятий «личность» и «коммуникативная личность» совпадают. Личность, как социальный субъект, не может существовать иначе, как коммуникативная личность, «человек общающийся». Если человек как биологический субъект не участвует в процессах общения, он не сможет превратиться в социального субъекта, то есть в личность. Безусловно, роль учителя в становлении, созидании самодостаточной, гармонической личности трудно переоценить. Учитель не должен быть только коммуникатором, проводником учебного материала, он должен выступать в роли творца, который помогает ребенку познать самого себя, поверить в свои силы, научиться взаимодействовать в ситуации учебного сотрудничества.
Именно подростковый возраст (с 10-11 до 17-18 лет) считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, так как общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности.
В следующем фрагменте представлена ситуация учебного сотрудничества, созданная непосредственно на уроке. Учащимся предлагался диалогический подход к построению общения. Учителем было предложено создать две группы из учащихся, разделив их по следующему принципу: одна группа защищала гипотезу – основой семьи Петра и Февронии была любовь; вторая группа – гипотезу, что основой семьи Петра и Февронии стало чувство долга. Учащиеся разделились на группы исходя из собственных убеждений. Целью работы являлось создание единого текста, выражающего мнение всей группы.
Скажу сразу, у одной из групп возникли при выполнении коммуникативной задачи. Группа, в работе которой ключевым словом являлось «любовь», прекрасно владела литературным материалом, каждый из участников группы приводил убедительный аргументы в защиту своего мнения, каждый подобрал цитаты, подтверждающую его точку зрения, но учащиеся не смогли обобщить имеющийся материал, поэтому их выступление вылилось в отдельные выступления, тематически дублирующие друг друга. Каждый высказывал свое мнение, не сотрудничая с остальными.
Вторая группа выполнила задание. Они смогли создать коммуникационное пространство, сотрудничая и взаимодействуя друг с другом. В их выступлении были учтены все аргументы участников группы, просмотрены и отобраны наиболее точные цитаты, отражающие авторскую позицию Ермолая-Еразма, дан анализ всех аспектов рассматриваемой гипотезы, верно выстроена логика доказательства.
Видео №2 (Фрагменты урока) https://drive.google.com/file/d/0B7OD2MF1YYaJa29Xd05KY3FheUk/
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся является одной из важнейших задач учителя. Значение владения коммуникативными навыками в современном мире, а, следовательно, в современной школе невозможно переоценить. Безусловно, говорить об окончательном формировании коммуникативной компетенции еще рано. Но останавливаться на достигнутом нельзя, и необходимо постоянно, из урока в урок работать над ее совершенствованием. Через тернии к звездам. «Conditio sine qua non». Иного не дано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/13/picture-78894-1355385595.jpg)
Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/08/picture-93357-1641670694.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.
Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/08/picture-93357-1641670694.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.
Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/21/picture-245223-1379791384.jpg)
Формирование Коммуникативных Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка
Данное обобщение опыта содержит необходимую информацию по успешному формированию корммуникативных УУД на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-310893-1381174299.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Педенко Л.А.., учительрусского языка и литературыФормирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-493190-1412683813.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в 5-8 классах.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в 5-8 классах. Из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/12/picture-766874-1457776541.jpg)
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках немецкого языка посредством информационно-коммуникативной технологии».
Иностранный язык как предмет включает знание родного языка и логическое мышление, общее интеллектуальное и культурное развитие обучающегося. Существует мнение, что иностранный язык дается ...