Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»
методическая разработка по немецкому языку по теме

Плетнева Валентина Алексеевна

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы  учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с учителем, со сверстниками, адекватно воспринимали и передавали информацию, отображали предметное содержание и условия деятельности в сообщениях. В данной статье приводятся два примера организации парной или групповой работы на уроках немецкого языка в 4 классе. Приложения к работе представляют собой готовый материал для организации обучения коммуникативным навыкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий

в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса

И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»

Плетнева Валентина Алексеевна

с. Башмак Ленинского района ЕАО

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа с. Башмак»


Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы  учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с учителем, со сверстниками, адекватно воспринимали и передавали информацию, отображали предметное содержание и условия деятельности в сообщениях. В данной статье приводятся два примера организации парной или групповой работы на уроках немецкого языка в 4 классе. Приложения к работе представляют собой готовый материал для организации обучения коммуникативным навыкам.

        

Реализуя новые федеральные государственные образовательные стандарты, учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Решению этих задач способствует организация групповой и парной работы на уроках иностранного языка. В данной статье приводятся два примера организации парной или групповой работы на уроках немецкого языка в 4 классе по учебнику И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги».

Первый пример связан с темой «Времена года. / Описание погоды в разное время года». Работа проводится в двух группах (парах), например,  A и  B. Ученики каждой группы (пары) получают предложения с описанием времени года и иллюстрации к предложениям для противоположной группы (пары). Последовательность действий выглядит следующим образом:

Группа (пара) A

Группа (пара) B

  1. Ученик  читает предложение
  1. Ученики  совещаются, подбирают к предложению иллюстрацию и отдают картинку группе А.
  1. Ученики реагируют
  1. Wir glauben …
  2. Das finden wir …

Реакция положительная:

  1. Ja, das stimmt
  2. Das ist richtig
  3. Natürlich.

Реакция отрицательная:

  1. Das ist nicht richtig
  1. Das ist falsch
  2. Nein, das stimmt nicht.
  1. При отрицательной реакции ученики исправляют ошибку

  1. Ученик  читает предложение
  1. Ученики  совещаются, подбирают к предложению иллюстрацию и отдают картинку группе В.
  1. Ученики реагируют
  1. Wir glauben …
  2. Das finden wir …

Реакция положительная:

  1. Ja, das stimmt
  2. Das ist richtig
  3. Natürlich.

Реакция отрицательная:

  1. Das ist nicht richtig
  1. Das ist falsch
  2. Nein, das stimmt nicht.
  1. При отрицательной реакции ученики исправляют ошибку

  1. См. пункт 1.  

Последнее предложение – поведение итогов, отгадка, какое же это время года (необходимо вписать после совещания в группе (паре) и сказать - Wir meinen… Ich meine …). Коммуникативная  задача будет верно решена при следующих условиях - при правильном реагировании на действия партнера собран рассказ с иллюстрациями без ошибок, и отгадано время года. Возможные варианты продолжения этой работы по группам (парам): описание погоды по иллюстрациям, выстраивание цепочки предложений в форме «Домино». В Приложении 1 представлен разрезной раздаточный материал для обучающихся – четыре таблицы с описанием времени года и иллюстрациями.

Второй прием основан на неравномерном распределении между партнерами по общению определенной информации, которой им надлежит обменяться на иностранном языке, что и является стимулом для общения. Этот прием в соответствующей методической литературе называется «прием преднамеренного создания различий в объеме информации у партнеров по иноязычному общению».

Ученикам, работающим в парах, предлагается задание заполнить таблицы недостающей в них информацией, общаясь друг с другом на иностранном языке (не показывая таблицы друг другу). В обеих таблицах, вместе взятых, содержится вся информация, необходимая для выполнения предложенного задания, но каждый из учеников имеет в своей таблице лишь её часть, благодаря чему между ними и создаются различия в объеме информации. В Приложении 2 представлены таблицы-опоры для парной работы по теме «Животные», где слова, необходимые для выполнения задания, заменены картинками, символами, словами с пропущенными буквами.  В качестве продолжения работы ученикам можно предложить задание - составить небольшие монологические высказывания о любимом животном.

В классах следующей ступени обучения, или в классах с высокой степенью обученности,  при использовании данного приема ученики, общаясь на иностранном языке, заполняют полностью пустые ячейки в таблице.

Эти приемы можно использовать с другим содержательным наполнением, при этом ученики научатся адекватно употреблять коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Эти действия помогут ученику научиться достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию с учётом целей коммуникации как ориентир для построения высказывания.

Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].— М.: Просвещение, 2010. — 204 с.
  2. Развитие коммуникативных навыков на уроках немецкого языка. Г. А. Савченко, Н. Н. Ковтун. – Волгоград: издательство «Панорама», 2006. – 64 с.

\


Приложение 1

Разрезной раздаточный  материал для обучающихся – таблицы с описанием времени года и иллюстрациями.  

Das Wetter ist schön.

Die Sonne scheint hell.

Es ist warm.

Der Himmel ist blau.

Alles ist grün.

Die Blätter an den Bäumen sind auch grün.

Die Schmetterlinge fliegen von einer Blume zur anderen.

Viele Blumen blühen auf der Wiese.

Sie sind rot, weiß, blau, gelb.

Viele Vögel fliegen und singen ihre Lieder.

Es ist S - - - - r.


Das Wetter ist schlecht.

Die Sonne scheint nicht.

Es ist nicht besonders warm.

Der Himmel ist grau.

Alles ist bunt.

Der Wind weht stark.

Die Blätter an den Bäumen sind bunt:

gelb, rot, grün, braun.

Die Blätter fallen auf die Erde

und tanzen im Wind.

Es regnet oft.

Es gibt viel Obst und viel Gemüse im Garten.

Die Vögel fliegen in warme Länder.

Es ist H- - - - t.


Das Wetter ist schön.

Alles ist weiß.

Überall liegt Schnee.

Die Sonne scheint nicht hell.

Es ist so kalt.

Der Wind weht kalt.

Es schneit.

Die Schneeflocken fallen auf die Erde.

Sie sind schön.

Es ist W - - - - r.

Das Wetter ist schön.

Die Sonne scheint hell.

Es ist nicht besonders kalt.

Der Himmel ist blau.

Der Wind weht nicht besonders stark.

Es  taut.

Wir sehen die  ersten Blumen.

Viele  Vögel sind schon da.

Sie  kommen aus dem Süden und singen ihre Lieder.

Es ist F - - - - - - g.

Приложение 2

Таблица-опора для парной работы (ученик А)

  1. Wo lebt

Tier   A?

Tier   C?

Tier   E?

Dieses Tier    lebt  im

Das ist ein Waldtier.  

Dieses Tier    lebt

in den

Das Tier lebt auf dem Baum. 

Dieses Tier    lebt  im

Das ist ein Waldtier  

  1. Wie ist

Tier   B?

Tier   D?

Tier   F?

Es ist grau und sehr böse.

Es ist

Es ist se - r    s - - lau.

Es ist sehr lustig.

Im S- - - - r    ist es

                und

im W - - - - r

Es ist   kl - - n.

Es ist im Winter weiß und im Sommer grau.

Es ist g – o -  

und

  1. Was frisst

Tier   A?

Tier   C?

Tier   E?

Es      frisst

und   tiere.

Es ist frisst Mäuse, Hühner und Vögel.  

Es    frisst

Es frisst Nüsse. 

Es frisst

und

Es frisst Beeren,  Fische (рыбу). 

  1. Was kann

Tier   B

Tier   D

Tier   F

 machen?  

Es kann Tiere fangen    (ловить).

Es kann   T - - re und V - gel f - - - - n

Es kann klettern (карабкаться).

Es kann  von Ba - m zu Ba - m

Es kann schnell laufen. 

Es kann  im  

Таблица-опора для парной работы (ученик В)

  1. Wo lebt

Tier   B?

Tier   D?

Tier   F?

Dieses Tier lebt im Wald. 

Das ist ein

  tier.

Dieses Tier lebt

in den Dschungeln.

Das Tier lebt auf dem

Das Tier lebt im Wald.

Das ist ein

  tier.

  1. Wie ist

Tier   A?

Tier   C?

Tier   E?

Es ist

und sehr b - - e.

Es ist rot.

Es ist sehr schlau.

Es ist sehr

Im Sommer ist es rot und im Winter grau. Es ist klein.

Es ist im W - - - - r

und

im S - - - - r

Es ist groß und braun.  

  1. Was frisst

Tier   B?

Tier   D?

Tier   F?

Es frisst Hasen und Haustiere. 

Es frisst  

und

Es frisst Bananen. 

Er frisst

Es frisst Gras, Salat und Blätter. 

Es frisst  

  1. Was kann

Tier   A

Tier   C

Tier   E

machen?

Es kann Tiere

f - - - - n

Es kann Tiere und Vögel fangen (ловить).

Es kann

Es kann von Baum zu Baum springen. 

Es kann schnell laufen. 

Es kann im Zirkus Rad fahren.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

УУД - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5 классе (в рамках раздела по теме «В любую погоду»)

Важнейшая задача современной системы образования - формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершен...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках немецкого языка посредством информационно-коммуникативной технологии».

Иностранный язык как предмет включает  знание родного языка и логическое мышление,  общее интеллектуальное и культурное развитие обучающегося. Существует мнение, что иностранный язык дается ...

Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий на различных этапах урока обществознания в рамках реализации ФГОС ООО

Актуальной сегодня является проблема организации самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. В первую очередь это относится к предмету «об...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через творческую самореализацию учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС.

Статья посвящена формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка. Перечислены виды деятельности и формы работы, помогающие развивать творческие способности учащ...