Главные вкладки

    Материалы для проведения ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ по русскому языку и литературе
    методическая разработка по литературе по теме

    Борисова Марина Анатольевна

    Планирование ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ по русскому языку и литературе; Русский язык в кроссвордах (задания и ответы); интеллектуальная игра по литературе для учащихся 5 -6 классов "Вместе к Пушкину".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл predmetnaya_nedelya.docx28.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

     «Гавриловская средняя общеобразовательная школа»

    МАТЕРИАЛЫ

    для проведения предметной недели

    по русскому языку и литературе

                                                 Разработал: учитель русского языка и литературы

                                                              Борисова Марина Анатольевна

    2011 – 2012 учебный год

    ПЛАН проведения предметной недели

     по русскому языку и литературе.

    21.11 – 25.11. 2011

    21 ноября (понедельник) – ДЕНЬ ЗНАТОКОВ.

    1.Литературная викторина для 2-4 классов (Побережная С.В.)

    2.Отгадываем КРОССВОРДЫ (5 – 8 классы) (Борисова М.А.)

    3.Литературная викторина для 5 -6 классов (Виноградная М.В.)

    22 ноября (вторник) – ДЕНЬ КОНКУРСОВ.

    1.Конкурс по технике чтения (Борисова М.А.)

    2.Конкурс ученических тетрадей (Виноградная М.В.)

    3.Конкурс иллюстраторов художественных произведений (Побережная С.В.)

    23 ноября (среда) – День иностранного языка (Загуляева В.И.)

    24 ноября (четверг) – ДЕНЬ ТВОРЧЕСТВА.

    1.День устного народного творчества (1-4 классы)  - Побережная С.В.

    2.Конкурс рисунков «Веселая азбука» (5-6 классы) – Виноградная М.В.

    3.Конкурс «Правила русского языка в рисунках» (7-8 классы) – Борисова М.А.

    25 ноября (пятница) – ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ.

    (9 – 11 классы) – Борисова М.А., Виноградная М.В.

    Русский язык в кроссвордах

    Кроссворд №57

    Все зашифрованные слова объединяет общее значение – указание на степень родства, в котором состоят близкие руг другу люди.

    По горизонтали: 1.Отец отца или матери. 2.Дочь брата, сестры. 3.Муж дочери, муж сестры, муж золовки. 4.Крестная мать по отношению к родителям крестника. 5.Отец мужа. 6.Жена сына. 7.Мать мужа, жена свекра. 8.Отец жены. 9.Крестный отец по отношению к родителям крестника.

    По вертикали: 3.Сестра мужа. 7.Родитель одного из супругов по отношению к родителям другого супруга. 10.Мать жены. 11.Брат мужа. 12.Муж своячнецы.

    13. Сестра жены. 14.Брат жены. 15.мать отца или матери.

    Кроссворд №48.

    Зашифрованные слова – это пропуски в известных пословицах и крылатых выражениях.

    По горизонтали: 1.Собака лает - … носит. 2.Кабы лиса не поспела, то бы … волка съела. 3.На воре и … горит. 4.Слышал …, да не знает, где он. 5.На … и цвет товарищей нет. 6.Молчание - … согласия. 7.Человек человеку друг, товарищ и …

    8. … на столе, пересол на спине. 9.Мели, …, твоя неделя. 10.А … просто открывался. 11.На ловца и … бежит. 12. Старость не … . 13.Не было у бабы хлопот, так купила … . 14.Шумим, …, шумим. 15.Терпи, …, атаманом будешь. 16. … не моего романа. 17.Близок …, да не укусишь. 18.Лиха беда … . 19.перемелится - … будет. 20. …не без добрых людей.

    По вертикали: 1.Новый … чисто метет. 8.Любовь – всему … . 17. Дорога … к обеду. 21.Не плюй в …, пригодится воды напиться. 22.Один в поле не … . 23.Бедность не … . 24. … дороже денег. 25.Не дорог …, дорога любовь. 26.Своя … не тянет. 27.Нашла коса на … . 28.Кто старое помянет, тому … вон. 29.Чужой … скоро приедается.

    30. …  рыбака видит издалека. 31.Не все коту масленица, бывает и великий … .

    32.Смотри в … .

    Кроссворд №61.

    По горизонтали: 1.Знаменательная склоняемая часть речи, не изменяющаяся по родам. 2.Служебная часть речи, с помощью которой образуются некоторые формы глаголов.

    3.Особая форма глагола, имеющая грамматические признаки глагола и наречия. 4.Спрягаемая часть речи. 5.Служебная часть речи, с помощью которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. 6.Особая форма глагола, имеющая грамматические признаки глагола и прилагательного. 7.Слово, передающее различные звуки, издаваемые человеком или животным, а также звуки и шумы природы.

    По вертикали: 8.Часть речи, обозначающая признак предмета. 9.Часть речи, называющая количество или порядок предметов при счете. 10.Служебная часть речи. 11.Неизменяемая самостоятельная часть речи. 12.Часть речи,  которая не называет предмета, признака, количества,

     а указывает на них. 13.Слово, которое выражает, но не называет различные чувства и побуждения.

    ОТВЕТЫ.

    №57.

    По горизонтали:1.Дед. 2.Племянница. 3.Зять. 4.Кума. 5.Свекр. 6.Сноха. 7.Свекровь. 8.Тесть. 9.Кум.

    По вертикали: 3.Золовка. 7.Сватья. 10.Теща. 11 Деверь. 12.Свояк. 13.Своячница. 14.Шурин. 15.Бабушка.

    №48.

    По горизонтали: 1.Ветер. 2.Овца. 3.Шапка. 4.Звон. 5.Вкус. 6.Знак. 7. Брат. 8.Недосол. 9.Емеля. 10.Ларчик. 11.Зверь. 12.Радость. 13.Порося. 14.Братец. 15.Казак. 16.Герой. 17.Локоток. 18.Начало. 19. Мука. 20.Свет.

    По вертикали:1.Веник. 8.Начало. 17.Ложка. 21.Колодец. 22.Воин. 23.Порок. 24.Уговор. 25.Подарок. 26.Ноша. 27.Камень. 28.Глаз. 29.Калач. 30.Рыбак. 31.Пост. 32.Корень.

    №61.

    По горизонтали:1.Существительное. 2.Частица. 3.Деепричастие. 4.Глагол. 5.Союз. 6.Причастие. 7.Звукоподражание.

    По вертикали: 8.Прилагательное. 9.Числительное. 10.Предлог. 11. Наречие. 12.Местоимение. 13.Междометие.

    Интеллектуальная игра  по литературе для учащихся 5 – 6 классов

    «Вместе с Пушкиным»

    Цели: 1.  Проверить знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

               2.  Развивать интерес к дальнейшему изучению творчества поэта.

               3.  Воспитывать чувство коллективизма у учащихся при работе в  группах.

    Ход игры:

    Конкурс 1 «О сколько нам открытий чудных…»

    Задание: Каждой команде предлагается 3 вопроса с 3 ответами. Необходимо выбрать правильный. За правильный ответ – 1 балл. На обдумывание – 10 секунд.

    Команда №1.

    1.В метрической книге Богоявления сохранилась запись от 26 мая 1799 года по старому стилю: «Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его Сергея Львовича Пушкин родился сын Александр, крещен июля 8 дня». Так где же родился Александр Пушкин?

    1) В Москве;   2) в Санкт – Петербурге;  3) в селе Михайловское Псковской губернии.

    2.Какое произведение Пушкина начинается прологом «У лукоморья дуб зеленый….»?

     1) Поэма «Руслан и Людмила»;   2) «Сказка о рыбаке и рыбке»;   3) «Сказка о мертвой царевне».

    3.В каком из произведений Пушкина ветер оказывает серьезную помощь одному из главных героев?

    1. «Сказка о рыбаке и рыбке»; 2) «Сказка о золотом петушке», 3) «Сказка о мертвой царевне».

    Команда №2.

    1.В 1815 году на публичном экзамене в Царскосельском лицее присутствовал один из величайших поэтов 18 века. Кто был этот поэт?

    1) Державин;  2) Карамзин; 3 ) Жуковский.

    2.Кто из героев Пушкина, «Помолясь усердно Богу, Отправляется в дорогу За красавицей-душой, За невестой молодой»?

    1. Руслан из поэмы «Руслан и Людмила»; 2) Елисей из «Сказки о мертвой царевне»; 3) Гвидон из «Сказки о царе Салтане».

    3. В каком из произведений Пушкина герою помогает часть тела человека?

    1)Руслану из сказки «Руслан и Людмила»; 2)Елисею из «Сказки о мертвой царевне»; 3)рыбаку из «Сказке о рыбаке и рыбке».

    Дополнительные  вопросы:

    (право ответить имеет любая команда; за правильный ответ – 1 балл).

    1. В связи с чем в 1822 году Пушкиным было написано стихотворение «Узник», начинающееся словами «Сижу за решеткой в темнице сырой…»?

    1)В это время Пушкин был в южной ссылке; 2)Пушкин был привлечен к следствию по делу декабристов; 3)Пушкин очень желал, но не мог встретиться со своей будущей женой.

    1. Каков был рост сына царя Салтана при рождении?

    1. Сажень;  2) локоть;  3) аршин.

    1. Сколько лет жили старик со старухой в своей ветхой землянке?

    1. 25 лет; 2) 33 года; 3) 40 лет.

    Конкурс 2 «Что в имени моем»

    Конкурс проводится в 2 тура. Очередность выступления команд меняется.

    1 тур.

    Команды  по очереди называют героев пушкинской «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». На обдумывание – 5 секунд. Команда, закончившая игру, получает 3 балла, проигравшая – 1 балл. В случае, если будут названы все герои, каждая команда получает по 3 балла.

    (Царь, царица, царевна, царица – мачеха, зеркальце, королевич Елисей, чернавка, пес, 7 богатырей, солнце, месяц, ветер).

    2 тур.

    Назвать основных действующих лиц героев поэмы «Руслан и Людмила».

    (Князь Владимир, Людмила, Руслан, Баян, Рогдай, Фарлаф, Ратмир, Черномор, Наина, Финн, Голова).

    Конкурс 3 «Прекрасное должно быть величаво».

    Конкурс проводится в 3 тура. За правильный ответ – 1 балл. В случае ошибки или отсутствия ответа право ответа на этот же вопрос переходит к другой команде.

    Музыка.

    Определить произведение Пушкина, на основе которого создана музыкальная композиция.

    Команда №1.

    Вальс к повести «Метель».

    Команда №2.

    Увертюра к сказке «Руслан и Людмила».

    Живопись.

    Определить, к каким произведениям Пушкина относятся представленные иллюстрации.

    (Иллюстрации по очереди показываются командам).

    Стихотворные посвящения.

    Задание: Определить, кому посвящены строки стихотворений Пушкина.

    1. «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня…»
    2. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время….»

    «Черный ящик»

    Командам предлагается определить, о каком предмете, упоминающемся в произведениях Пушкина, идет речь. За правильный ответ – 1 балл. Право ответить имеет любая команда.

    1.Этот предмет стал причиной смерти царевны в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» (яблоко).

    2.Лишь с этим предметом своенравная царица была добродушна, весела (зеркальце).

    Конкурс 4. Блиц – турнир.

    За 1 минуту каждая команда должна ответить на наибольшее количество вопросов. За правильный ответ – 1 балл.

    Команда 1.

    1.Дата рождения А.С. Пушкина (6 июня 1799 года).

    2.За какую плату нанялся Балда в услужение к попу? (3 щелчка по лбу).

    3.В кого превратился князь Гвидон, чтобы первый раз посетить своего отца? (в комара).

    4.Куда послала работать старика старуха, став столбовой дворянкой? (на конюшню).

    5.Где  учился  Пушкин? (В Царскосельском лицее).

    6.На кого любили охотиться семь богатырей в «Сказке о мертвой царевне»? (на серых уток).

    7.Сколько дней царь Дадон из «Сказки о золотом петушке» не получал вестей от своих сыновей? (8).

    8.Как звали отца Людмилы из поэмы «Руслан и Людмила»?

    9.На чем спал Балда в поповском доме? (на соломе).

    10.Куда укусил комар Повариху? (в правый глаз).

    11.В какой праздник родила царица дочь из «Сказки о мертвой царевне»? (в Сочельник).

    12.На каком музыкальном инструменте играл Баян на свадьбе Руслана и Людмилы»? (на гуслях).

    13.Сколько раз разговаривала царица с зеркалом в «Сказке о мертвой царевне»? (5)

    Команда 2.

    1.Как называлось родовое поместье Пушкиных в Псковской губернии? (Михайловское).

    2.Кто вел учет золотым орехам Белочки в городе князя Гвидона? (дьяк).

    3.Чем просил кормить себя Балда в поповом доме? (вареной полбой).

    4.К кому первому обращается Елисей в поисках царевны в «Сказке о мертвой царевне»? (к солнцу).

    5.Сколько лет было Людмиле из поэмы «Руслан и Людмила»? (17).

    6.Как звали колдунью в поэме «Руслан и Людмила»?  (Наина).

    7.Какое первое задание предложили черти Балде? (обежать вокруг моря).

    8.Сколько елт Пушкин учился в лицее? (6).

    9.Как звали жену Пушкина (Наталья Гончарова).

    10.Сколько братьев было у царевны – лебеди из «Сказки о царе Салтане»? (33).

    11.С какой стороны в последний раз пришла угроза царю Дадону? (с востока).

    12.Какой была последняя просьба старухи, и которую отказалась выполнять золотая рыбка? (стать владычицей морскою).

    13.Старинный русский убор, упоминаемый в «Сказке о рыбаке и рыбке» (кичка).

    Подводятся ИТОГИ игры, даются рекомендации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Предметная неделя по русскому языку и литературе

    Подготовка и ежегодное проведение предметной недели по русскому языку и литературе силами школьных содружеств по классам....

    Анализ проведения предметной Недели по русскому языку и литературе.

    Проведение Недели русской словесности в школе - необходимое условие для формировия интереса к русскому языку....

    Анализ проведения предметной Недели по русскому языку и литературе.

    Проведение Недели русской словесности в школе - необходимое условие для формировия интереса к русскому языку....

    Предметная неделя по русскому языку и литературе

    План проведения предметной недели по русскому языку и литературе...

    План предметной недели по русскому языку и литературе

    План работы,  помогающий провести предметную неделю по русскому языку и литературе....

    Справка по итогам проведения предметной недели по русскому языку и литературе

    Аналитическая справка по итогам проведения предметной недели по русскому языку и литературе...