Главные вкладки

    Урок литературы в 5 классе по теме: "А.А.Фет "Весенний дождь".
    план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

    Урок литературы в 5 классе по программе В.Я.Коровиной. На уроке проводим анализ стихотворения А.А.Фета "Весенний дождь"; проводим работу, которая поможет иначе взглянуть на такое явление, как дождь.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок на тему: «А.А.Фет «Весенний дождь».

    Оборудование: на доске записана тема урока, эпиграф, размещены рисунки детей на тему «Дождь»; небольшая книжная выставка с произведениями А.А.Фета; компьютер, проектор, презентация.

    Эпиграф к уроку.

    Поэт – тот, кто в предмете видит то,

    чего без его помощи другой не увидит.

    А.А.Фет

    Слово учителя: (слайд) Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас урок необычный: к нам пришли гости. Я рада приветствовать всех гостей и надеюсь, что всем у нас будет уютно и комфортно. Ну что ж, начнём наш урок литературы.

    Несколько дней назад природа порадовала нас первым дождём, предвестником весны.

    -  Попадали ли вы под дождь?

    - Что вы при этом чувствовали, ощущали?

    - Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как пахнет дождь?

    Поднимите руку, кто когда-нибудь слушал дождь.

    - Похож ли шум дождя на музыку?

    Дождевая капля – дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах. Художники, музыканты представили нам своё видение дождя. Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.

    Просмотр слайдов.

    На доске у нас несколько рисунков на тему дождя. Именно так видят наши юные художники дождь. А попробуйте словесно нарисовать дождь. (Ответы 2-3 учеников)

    Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя. Каждый видит, слышит, ощущает дождь по-своему. Наши дожди имеют разное настроение. Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.

    - А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам своё видение дождя? ( При помощи слов)

    Сегодня на уроке мы познакомимся с дождём А.А.Фета. Поэт создал свой дождь – весенний. (Слайд) Тема урока «Афанасий Афанасьевич Фет. «Весенний дождь».

    Откройте тетради, запишите число, тему урока, эпиграф к уроку.

    Сегодня на уроке мы с вами проанализируем стихотворение А.А.Фета «Весенний дождь»; научимся составлять образную картину; составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление, как дождь.

    (Слайд) Откроем учебник и обратимся к тексту стихотворения.

    - Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого стихотворения? (Окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно)

    - Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? (Глаголы)

    - Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)

    Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать движение. Обратите внимание на начало 2-го четверостишия. Прочитаем две первые строчки 2-го четверостишия. (Слайд)

    - Как вы понимаете слово завеса?

    (Слайд) Давайте обратимся к словарной статье. Прочитаем и запомним значение этого слова.

    Как вы видите, слово многозначное.

    - В каком значении слово «завеса» представлено в стихотворении?

    - Какое художественно-изобразительное средство применил автор во 2-ой строке 2-го четверостишия? (Метафора)

    - Что такое метафора? (Слайд) Вспомним определение.

    - Посмотрите внимательно, есть ли во втором четверостишии ещё какое-нибудь средство выразительности? ( «Будто в золотой пыли», сравнение)

    - (Слайд) Какое слово указывает на сравнение? (Слайд) Вспомним определение.

    Прочитаем выразительно стихотворение ещё раз. (Слайд) Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения: «И что-то к саду подошло/ По свежим листьям барабанит».

    - А что подошло к саду? (Дождь)

    - Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя? (Олицетворение). (Слайд) Вспомним определение.

    - Из чего состоит дождь?

    Слова «вода», «капля» женского рода – дождь из воды.

    - Следовательно, в каком образе можно представить это таинственное существо? (В образе женщины)

    (Слайд) Давайте рассмотрим, как художники увидели этот образ. У каждой из женщин-дождей есть водная вуаль, что закрывает её, делает её таинственной, не всегда видимой и поэтому «что-то к саду подошло». Согласитесь, картины очень разные.

    - Чем они отличаются друг от друга?

    - А чем они похожи?

    - Какую из этих картин мы могли бы назвать «Девушка Летний дождь», «Женщина дождя Поздней Осени»?

    - Подберите слова к изображённым на картинах образам, которые помогут нам описать их характер и настроение.

    Посмотрим, совпали ли наши восприятия этих картин с восприятиями поэтов. (Слайд) 

    - А какие ассоциации у вас возникают со словом ребёнок?

    А теперь представим дождь в виде ребёнка. Составьте словосочетания или предложения, где дождь представлен в виде ребёнка, младенца. (Ответы детей)

    (Слайд) Посмотрим, что получилось у меня. А вот какое стихотворение написал С.Я.Маршак.

    Вспомните, в начале урока вы описывали дождь, в который вы попали, и свои воспоминания о нём.

    - Изменился ли образ дождя в вашем воображении в результате нашей работы?

    Я предлагаю вам составить текст из 5-ти предложений описание вашего нового дождя. Озаглавьте текст. Как и А.А.Фет, передайте в своём тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте выразительные средства. (Несколько работ зачитываются).

    - (Слайд) Получилось ли у нас на сегодняшнем уроке создать образ дождя, который до этого не возникал в нашем сознании?

    - Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим листьям?

    - Достигли мы целей, поставленных в начале урока?

    - А давайте вернёмся к эпиграфу. Как можно связать слова А.А.Фета и наш урок?

    А теперь вам нужно заполнить личный листок самооценки. Подпишите его и оцените свою работу на уроке. Эти листы будут моими помощниками в выставлении оценок.

    На этом наш урок окончен. Я благодарю всех за работу на уроке. Спасибо нашим гостям за то, что посетили нас.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Афанасий Афанасьевич Фет «Весенний дождь» Поэт – тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит. А.А.Фет

    Слайд 2

    Цели и задачи урока: н аучиться анализировать стихотворение А.А.Фета «Весенний дождь »; н аучиться составлять образную картину; с оставить творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление, как дождь.

    Слайд 3

    Весенний дождь Ещё светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся , трепещет . А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым мёдом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.

    Слайд 4

    Словарная работа Качаясь, движется завеса… Завеса – 1. Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что-нибудь (устар.). 2. (перен.) То, что скрывает, закрывает собой что-нибудь. (И.С.Ожегов. Словарь русского языка.)

    Слайд 5

    Теория литературы Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.

    Слайд 6

    Теория литературы …И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим .

    Слайд 7

    Теория литературы И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит. Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.

    Слайд 8

    Образы дождя

    Слайд 9

    Девушка летний дождь Дождик, дождик, посильней Рассыпайся жемчугами, Чтобы в комнате моей Сладко пахло тополями! Дождик, дождик, шибче лей, Лей потоки золотые – На траву, на голубей, На берёзки молодые! Г.Галина

    Слайд 10

    Женщина дождя Поздней Осени Всё дождь и дождь… Увяли розы. Цветы озябли, не цветут, И на деревьях только слёзы… Ещё неделька – и морозы К нам грозно с севера придут. М.П.Чехов

    Слайд 11

    Дождь - ребёнок Как весело и быстро По всем зелёным листьям, По всем железным крышам, По цветникам, скамейкам, По вёдрам и по лейкам Пролётный дождь стучит – Мальчишка – озорник. С.Маршак

    Слайд 13

    Домашнее задание (на выбор) Нарисовать на альбомных листах иллюстрации к стихотворению «Весенний дождь». Создать коллаж на тему «Весенний дождь. Летний дождь. Осенний дождь». Создать презентацию одного слова. Темы: «Дождь», «Капля».

    Слайд 14

    Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к итоговому уроку литературы в 5 классе по теме "Литература 19 века"

    В ресурсе содержатся различные нестандартные задания ,позволяющие заинтересовать учащихся,провести урок в игровой форме....

    Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению А. Фета "Весенний дождь"

    Цели урока:Образовательные: выделение основной мысли стихотворения; наблюдение над строфикой стихотворения, метрической организацией стиха; работа над художественными средствами стихотворения, к...

    Урок литературы в 5 классе по теме А.А. Фет. Слово о поэте «Весенний дождь».

    Урок литературы в 5 классе с применением элементов технологии развития критического мышления . В материале представлена краткая биография А.А. Фета и этапы работы над стихотворением поэта "Весенний до...

    Урок литературы в 5 классе по повести В.Короленко «В дурном обществе». Тема урока: Общение Васи с Валеком и Марусей.

    Урок литературы в 5 классе по повести В.Короленко  «В дурном обществе». Тема урока: Общение Васи с Валеком и Марусей....

    Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"

    Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу  и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...

    Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)

    Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....

    Методическая разработка открытого урока литературы в 5 классе по теме: " Народные мотивы в творчестве Н В Гоголя ( в соответствии с требованиями по ФГОС).

    данная разработка урока может быть взята учителем в качестве помощи при подготовке к уроку литературы по ФГОС...