Урок на тему: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Егорова Елена Анатольевна

Урок на тему:

«Нам жизнь дана, чтобы любить…»

(по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nam_zhizn_dana_chtoby_lyubit.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему:

«Нам жизнь дана, чтобы любить…»

(по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Цели урока:          - обучение элементам филологического анализа через вовлечение в учебный диалог;

- развитие устной монологической речи, аналитических способностей;

- создание условий для нравственного восприятия, развития воображения;

- побуждение к размышлению о вечных нравственных ценностях, о смысле жизни, о любви, дружбе.

  1. Вступление.

  1. Звучит музыка, на экране появляются портреты А. де Сент-Экзюпери.

Учитель: Потомок французских рыцарей, летчик, писатель, публицист, романтик, автор одной из лучших книг о детстве.

Детство… Как много о нем сказано. Послушайте.

  1. На экране портреты поэтов, писателей, философов и их высказывания о детстве.

- «Ребенок живет, подросток переживает, взрослый пытается выжить».

- «Счастье – это детская мечта, реализованная во взрослой жизни».

- «Ребенок становится взрослым, когда перестает задавать вопросы».

-«В каждом ребенке есть художник, проблема в том, чтобы им остаться».

Учитель: Может быть, есть что-то, что связывает эти высказывания?

Ученики: Все высказывания о детстве, но они даны с позиции взрослого человека в назидательном поучительном тоне.

Учитель: А. де Сент-Экзюпери сказал о детстве так: «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый. Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны».

  1. Создание проблемной ситуации

Учитель: чем отличается его высказывание от предыдущих? Откуда у Сент-Экзюпери такое неожиданное, непосредственное восприятие мира? Может быть, мы найдем ответ на этот вопрос, если обратимся к сказке «Маленький принц»?

  1. Анализ произведения.

  1. Учитель: Определение темы. О КОМ эта сказка?

Ученики: О мечтательном путешественнике среди облаков, лунных пейзажей пустыни и звезд. О Маленьком принце.

(на экране появляется портрет Маленького принца)

  1. Учитель: Расскажите, как жил Маленький принц на своей планете?

( по ходу рассказа на экране появляются иллюстрации)

Малыш жил один на своем астероиде Б-612. Он все делал правильно и хорошо: заботился о земле, чистил два вулкана, выпалывал молодые ростки баобабов. Потом появилась Роза. Он стал заботиться о ней, но цветок оказался гордым, обидчивым и капризным. Сердце маленького принца не выдержало, он разозлился и, оставив свою планету, отправился в путешествие.

  1. Учитель: Путь Маленького принца к Земле лежал среди других планет, метеоритов и звезд. О них, с кем встретился малыш во время путешествия, расскажут ребята из французской группы.

Ученики:

  1. Следуют рассказы-характеристики героев на французском языке с учетом индивидуальных особенностей персонажа.

Король – глаголы в повелительном наклонении.

Честолюбец – прилагательные в превосходной степени.

Пьяница – незаконченные предложения, самоисправления.

Делец – числительные.

Фонарщик – глаголы с нарастающей, убыстряющейся интонацией.

Географ – сложные предложения, передающие пространный характер деятельности, оторванной от жизни. Без эмоциональная интонация.

б) Учитель – классу: Вы узнали героев?

Учитель – выступившим: Кого вы представляете, каким способом?

Какова главная черта характера героя?

в) Учитель: Почему Маленький принц не нашел друзей на этих планетах?

Ученики: Похоже, что герои, живущие на этих планетах, даже не заметили, как отгородились в своем увлечении от всего, даже от самих себя, и заблудились – каждый в своей пустыне. Король – в пустыне авторитета и власти. Честолюбец – тщеславия. Пьяница – порока. Делец – скупости. Фонарщик – однообразной работы. Географ – бездушного познания.

Все они живут без любви, без души. Маленький принц отвергает их жизненные ценности.

  1. Учитель: Кто же оказался по-настоящему дорог и близок Маленькому принцу?

а) Лис.

(на экране иллюстрация)

Следует рассказать о дружбе Маленького принца и Лиса.

Ученики: Да встречи с Маленьким принцем он знал только кур и охотников. «Нет в мире совершенства». Когда же Маленький принц приручил его (создал узы дружбы, любви), он начал по-новому ощущать мир и себя в этом мире. Получил способность волноваться, тревожиться, радоваться, т.е. стал счастливым, как человек, обладающий «зорким сердцем». Лис не был счастлив, пока не подружился с Маленьким принцем. Но именно он научил ребенка понимать, что любовь – это труд души.

Учитель: Как же Маленький принц учился любить?

-Увидев на планете Земля 5 тысяч раз роз, Маленький принц понял, что его роза – самый обыкновенный цветок, и горько заплакал.

(текст)

-Благодаря Лису он осознал, что его роза – единственная в целом свете, что нужно учиться любви. Надо судить не по словам, а по делу.

(текст)

-Лис открыл мальчику главный секрет: «Зорко одно лишь сердце!».

(текст)

Не слышать голос сердца, значит, перестать быть ребенком, стать взрослым, которому «ничего не интересно, кроме цифр».

б) Роза.

(на экране иллюстрация)

Следует рассказ учеников.

Да, Роза капризна и изнеженна, но именно она способна дарить внешним видом и ароматом наслаждение. Маленький принц, живя с ней рядом, не замечал этой прелести, «был молод», нетерпелив, «не умел любить». Но именно Розу принц любит больше всех, ради нее он решается на опасное путешествие назад, просит летчика нарисовать намордник для барашка, чтобы тот не съел беззащитный цветок. Любовь – это забота о том, кого любишь.

в) Летчик.

(на экране иллюстрация)

В самом начале повествования рассказчик вспоминает эпизод из своего детства. Когда он, будучи ребенком, нарисовал удава, проглотившего слона, и никто из взрослых не понял, что это удав. Они были лишены детского воображения. Именно такому человеку с неординарным мышлением высшей силой послана встреча и удивительным малышом. Впервые за многие годы летчик встретил родственную душу, способную, как и он, с детской непосредственностью воспринимать окружающий мир. До встречи с Маленьким принцем летчик был одинок. «Так я жил в одиночестве…» - скажет он в начале повествования. Летчик и Маленький принц часто чувствуют и мыслят одинаково, понимают друг друга без слов, это делает их счастливыми. Герои надеются, что не расстанутся и после разлуки. Маленький принц – летчику: «Ты всегда будешь мне другом». Летчик, взрослый с душой ребенка, счастлив, когда вспоминает Маленького принца.

  1. Учитель: Чему же научился Маленький принц у своих друзей?

Ученики: Любви, терпению, взаимопониманию, трудолюбию, прощению, мужеству и т.д.

  1. Учитель: Как в любой сказке добро побеждает зло. Но о нем нельзя забывать. Что является символом зла в произведении?

Ученики: Баобаб – символ зла.

(на экране иллюстрация)

Переплетенные корни напоминают свастику, а кроны – взрывы, способные разорвать планету на куски. Маленький принц пытается искоренить зло в зародыше, но оно все равно существует. Об этом нужно помнить. Чтобы бороться со злом, необязательно быть принцем. Если ты любишь свою планету, близкий и дорогих тебе людей, обязательно их защитишь. Любовь даст тебе силы.

  1. Обобщение.

  1. Учитель: Итак, на Земле Маленький принц постиг великую науку жизни. Но наступил час прощания – на планете его ждала Роза. Он улетел, а в душе летчика навсегда осталась память о маленьком друге. Сказка прочитана, а расставаться с героями и автором не хочется.

Учитель: Как вы думаете, к кому из героев ближе А. де Сент-Экзюпери?

Ученики: К Маленькому принцу, рассказчику, так как писатель, как и его герой, сохранил в себе душу ребенка.

(идея)

Как Маленький принц, он тоже исчез с планеты людей, но навсегда остался в нашей жизни и оставил свой голос. Оставил для нашей мечты – звездное небо, а для земной пустыни – надежду. «Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники…» И нам уже не так страшно, хотя, возможно, придется пройти много испытаний, но все лишь для того, чтобы встретить своего Маленького принца, летчика, Лиса, Розу. Всех тех, кто сохранил в себе ребенка, кто всегда держит путь по звездам и среди звезд.

  1. Учитель: Что нужно сделать, чтобы Маленький принц заговорил в каждом из нас?

(проблема)

Ученики: Учиться любить.

  1. Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Вы видите цветок. Его мы сегодня взращивали, оберегали во время нашей беседы. Только я думаю, что это неправильно, если он останется безымянным. Давайте дадим ему имя.

Ученики: Любовь.

Учитель: Что значит любить?

(проблема)

Какие качества должен развивать в себе человек, чтобы быть счастливым.

Дети называют: Терпение, милосердие, доброта, участие, внимание, сочувствие, единение, трудолюбие, мужество, упорство.

Учитель: А теперь впишите другие, важные на ваш взгляд, качества в каждый лепесток цветка.

(контроль)

(у каждого ученика на парте листок с рисунком)

  1. Учитель: Вначале урока мы определили жанр произведения. Это сказка. Но чем же «Маленький принц» отличается от обычной сказки?

Ученики: Это философская сказка. В ней автор пытается ответь на вопросы, которые волнуют всех людей на протяжении тысячелетий, на которые нет однозначного ответа.

  1. Учитель: Напишите, пожалуйста, а о чем вас заставила задуматься сказка?

(контроль)

(Заслушиваются в классе 3-4 ответа)

  1. Слово учителя.

Учитель: Есть такие книги, к которым хочется возвращаться, перечитывать. Судя по вашим работам, ответам на уроке, можно надеяться, что «Маленький принц» именно такая книга. Сегодня мы много говорили о любви.

Любовь… «Только ею … движется и держится мир».

Под музыку звучит стихотворение инокини Людмилы «Учитесь насаждать любовь, как сад…»

Учитесь насаждать любовь, как сад,

Старательно, как истинный садовник,

Где если солнце – зреет виноград,

А если тень – божественный крыжовник.

Учитесь отдавать любовь легко,

Без жалоб, без стеснений, без упрека,
Чтобы внутри все пело и цвело

И чтоб снаружи радовало око.

Учитесь воздавать за доброту,

За то тепло, что ни огонь, ни пламя,

А видишь: пробивает мерзлоту,

И если нужно, согревает камень.

Учитесь вдохновенно у небес,

Восславивши Творца природы вечной.

И возрождайтесь, как весною лес,

И умирайте к жизни бесконечной.

  1. Домашнее задание.

(дифференцированное)

  1. Написать письмо от имени Маленького принца о том, как идет жизнь на его планете после возвращения с Земли.
  2. Сопоставить сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и сказку «Неизвестный цветок» А. Платонова.
  3. Сопоставить сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и сказку О. Уайльда «Соловей и роза».

Учитель: Выходя из класса, не забудьте, пожалуйста, про эти звездочки, возьмите их на память о Маленьком принце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь нам дана, чтобы любить

Урок по литературе. 7 класс...

Урок по теме:"Обработка числовых данных и деловая графика в среде программы EXCEL"

Данный урок предназначен для обобщения теоретических знаний по изученной теме;закрепления основных навыков и приемов работы с электронными таблицами EXCEL в ходе выполнения практической работы «Расчет...

Урок на тему "Что нужно делать,чтобы сохранить Землю?"

Разработка урока "Что нужно делать,чтобы сохранить Землю?" по учебнику Биболетовой "Enjoy English" для 8 класса. Данная разработка включает в себя план-конспект...

Конспект урока по теме: Сальников Ю.В «Чтобы всегда по справедливости». Понятие чести, достоинства и благородства.

Работа над содержанием сборника рассказов Юрия Васильевича Сальникова "Чтобы всегда по справедливости"....

Урок по теме: «Создание базы данных и запросов"

Цели урока:Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.Задачи урока:образовательные: закрепление теор...

Классный час по теме: "Нам жизнь дана на добрые дела"

Классный час для 6 класса. Предусмотрена работа в группах, инсценировка рассказа и чтение стихотворений....