Стихотворение Н.А.Заболоцкого"Журавли"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Урок-практикум по анализу лирического стихотворения реализует технологию уровневой дифференциации (Пикан В.В.)

Целевые ориентации:

- Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

- Дозирование информации (содержания литературного образования) для усвоения и присвоения её учеником с учётом его познавательных способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы.

Тема урока: Стихотворение Н.А.Заболоцкого «Журавли».

Тип урока: урок-практикум по анализу лирического стихотворения.

Цель урока: 1). Проникнуть во внутреннюю структуру текста лирического стихотворения.

                     2). Учиться выполнять литературоведческий и языковой анализ  стихотворения на основе вопросов учителя.

                      3). Воспитывать чувство любви и сострадания к живой природе.

Форма работы: фронтальная дифференцированная работа с классом.

Опережающее домашнее задание для учащихся 3 уровня:

 а) Внимательно прочитайте стихотворение Н.Заболоцкого «Журавли». Посчитайте, сколько раз повторяется каждый согласный звук в пятой строфе? С какой целью поэт чаще всего повторяет звуки р, л, в, н? Какие метафору и сравнение и с какой целью использует поэт в пятой строфе?

 б) Каково поэтическое пространство стихотворения? Как поэт добивается реализации своей поэтической антитезы – « полёт – паденье»?

Ход урока.

  1. Слово учителя.

Заболоцкий писал: «Смысл слова – ещё не всё слово. Слово имеет звучание. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художественного значения. Художественное значение возникает лишь в сочетаниях слов. Слова должны понимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликать друг с другом, словно влюблённые в лесу, подмигивать друг другу, назначать свидания и дуэли. Обычно у поэта они получаются сами собою, и часто поэт начинает замечать их лишь после того, как стихотворение написано». Сегодня на уроке мы обратимся к стихотворению Н.Заболоцкого «Журавли» и попробуем провести работу, связанную с исследованием текста данного стихотворения.  Попробуйте понять, какими средствами созданы художественные образы. Мы будем учиться  сегодня создавать интерпретацию текста по вопросам учителя. В перспективе же вы должны попытаться создать свои вопросы для анализа, которые помогут вам в разработке плана будущего сочинения.

  1. Выразительное чтение стихотворения.
  2. Фронтальная работа с классом по вопросам учителя. (Вопросы и задания для школьников минимального и среднего уровня литературного развития.)

А) Перечитайте первую и вторую строфы стихотворения «Журавли». Какие слова и выражения, художественные средства поэтической речи помогают нам отчётливее представить эту картину? Подберите к ним синонимические ряды.

     ( Отеческая земля – Родина; утопая в небе – легко, свободно, опираясь на воздух; серебряные крылья __ светлые, лёгкие, но прочные, как из металла; широкий небосвод – безграничное свободное пространство; долина изобилья – место, где всего много).У автора эпитеты, метафоры ярче, образнее, необычнее, чем придуманные к ним синонимы.

      Б) на что указывает союз «но» в начале третьей строфы? Как меняется настроение в этой строфе? Какие чувства у вас появляются?

      (Тревога, страх, напряжение). Какая антитеза помогает нам понять ужас и несправедливость происходящего?  («Озеро, прозрачное насквозь» – символ чистоты и красоты природы, и «чёрное зияющее дуло» – символ приближающейся смерти).

     В) Что происходит с журавлём в четвёртой строфе? Какие средства находит поэт, чтобы передать выстрел? В чём пространственная антитеза четвёртой строфы? (Полёт – паденье.) Почему поэт называет журавля «частица дивного величья»? (журавль был частью «дивного величья», красоты и гармонии природы. Его неожиданная, несправедливая гибель нарушила эту гармонию и красоту. И сделал это человек.) Что поэт заставляет почувствовать читателя? (Страданье от жестокости, гнев и боль от непоправимого, чудовищного поступка; не просто убили журавля, а разрушили единство, красоту и гармонию природы.)

     Г) Устный ответ ученика по опережающему домашнему заданию а).

(  Д-4, в-6, к-3, р-8, л-6, м-2, н-8, х-2, б-1, с-2, т-1, ф-1, ш-1. Два крыла, как два огромных горя, обняли холодную волну…)

    Д) Изменилась ли авторская интонация в шестой-седьмой строфах? Каким стало настроение? Почему светлым? Почему природа возвратила молодым птицам силу «в искурленье собственного зла»? Ведь зло совершила не природа, а человек? ( Горько, больно, когда кто-то умирает, но жизнь не кончается. Это один из вечных законов жизни и искусства, когда на смену старому приходит новое, хотя это всегда горько и грустно.)

       Е) Что за рубашка из металла на вожаке? Зачем поэт рисует картину зари на водной глади в последних двух стихах? ( Появляется тема памяти. «Золотого зарева пятно» – это своеобразный памятник погибшему журавлю.)

      Ж) Устный ответ ученика по опережающему домашнему заданию.

( Для поэта символ красоты и гармонии в природе – высота, небо. Там хорошо, спокойно, вольно, в небе можно утопать, наслаждаясь полётом. Подтверждению этой мысли служат поэтические образы – «широкий небосвод», «крылья», «высота», «вышина», «там, где движутся светила». Только там, наверху, живёт «гордый дух, высокое стремленье, воля непреклонная к борьбе». И эти высоты созвучны молодости, которая тоже должна парить в небе. Другой поэтический символ – паденье, низ, дно. Там, «в кустах», притаилось «чёрное зияющее дуло»; неповторимые образы создаются выражениями «частица дивного величья обрушилась», «холодная волна», «погружался медленно на дно». Диалектически соединились в поэтических образах символы «верх и низ», так как внизу не только смерть, зло, но и «отеческая земля», «долина изобилья»; «озеро, прозрачное насквозь».)

      З) Почему частица дивного величья с высоты обрушилась на нас? Значит мы тоже внизу, там, где зло, где чёрное дуло в кустах? (Этот вопрос помогает заострить проблему, заставить думать, рассуждать, а не выдавать правильные ответы.)

     И) Только ли о журавлях это стихотворение? Какие жизненные ситуации могли, по-вашему, привести к созданию такого произведения?

     К) Какие образные картины, созданные поэтом, позволяют нам разделить текст на несколько частей? С каким настроением нужно читать каждую часть? ( Первую и вторую строфы – свободно, легко, спокойно, величественно, рисуя интонациями дивную, величавую картину; с третьей по пятую строфу – создавая голосом настроение тревоги, скорби, отчаяния; изображая интонационно неожиданность, внезапность удара; шестую-седьмую строфы – светло, спокойно, возвышенно, с некоторым пафосом; восьмую строфу – грустно, горько, но без отчаяния.)

 

Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Поэтические контрасты в стихотворении Н.А.Заболоцкого «Журавли».

 Для учащихся третьего уровня индивидуальное  исследовательское домашнее задание: подсчитайте количество значимых ударений в первой строфе. Запишите схему ударных и безударных слогов. Что, по-вашему, подчёркивает абсолютное совпадение ударных и безударных слогов в первом и третьем, втором и четвёртом стихах?

 Для учащихся второго уровня групповое домашнее задание: почему в пятой строфе чаще других повторяются звуки р и н, а в последней звук з. Что, по-вашему, это символизирует?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого "Журавли". 6 класс

Данная разработка поможет преподавателю в обучении анализу лирического стихотворения учащихся 6 класса. За основу анализа взят материал из книги Натальи Беляевой "Уроки постижения лирики"...

Конспект урока. Стихотворение Н. А. Заболоцкого "Некрасивая девочка"

Урок посвящен проблеме выбора нравственных ценностей, нацеливает обучаещихся на саморазвитие. Учащиеся выполняют практическую работу и получают советы по самовоспитанию нравственных ценностей....

Презентация к уроку. Стихотворение Н. А. Заболоцкого "Некрасивая девочка"

В презентации  к стихотворению Н.А. Заболоцкого "Некрасивая девочка" предлагается материал для практической работы по выработке нравстенных ценностей у учащихся....

Стихотворение Н.Заболоцкого «Журавли»

Сценарий урока  + презентация, видео для презентации загружено отдельно....

Конспект урока по теме "Н.Заболоцкий. Стихотворение "Журавли". 6 класс

На уроке проводится анализ стихотворения, выявляются выразительные средства речи, создается атмосфера нетерпения бездумного отношения к природе....

Методическая разработка урока литературы для 6 класса "Н.Заболоцкий "Журавли". Особенности лирического произведения".

В своей работе руководствуюсь филологическим принципом сближения преподавания языка и литературы. В связи с этим ведущую роль на уроках играет такой прием, как наблюдение над языком, позволяющий выяви...