Методическая разработка урока литературы для 6 класса "Н.Заболоцкий "Журавли". Особенности лирического произведения".
методическая разработка (6 класс) по теме

В своей работе руководствуюсь филологическим принципом сближения преподавания языка и литературы. В связи с этим ведущую роль на уроках играет такой прием, как наблюдение над языком, позволяющий выявить своеобразие поэтики изучаемого произведения.

 Этим обусловлен ход урока: от вопросов, выявляющих первоначальное восприятие учениками произведения, к постижению его идейного смысла через исследование художественной формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gichkina_shkola2.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока литературы в 6 классе

Тема: «Н.А. Заболоцкий «Журавли». Особенности лирического произведения»

Автор: Гичкина Тамара Петровна,

учитель русского языка и литературы,

КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная)общеобразовательная школа 1-П вида),Алтайский край,г. Барнаул, Россия.

Аннотация

В своей работе руководствуюсь филологическим принципом сближения преподавания языка и литературы. В связи с этим ведущую роль на уроках играет такой прием, как наблюдение над языком, позволяющий выявить своеобразие поэтики изучаемого произведения.

 Этим обусловлен ход урока: от вопросов, выявляющих первоначальное восприятие учениками произведения, к постижению его идейного смысла через исследование художественной формы.

Цель:

  1. знакомство с жанровыми особенностями лирического произведения,
  2. эмоциональное воздействие стихотворения Н. Заболоцкого как одного из лучших образцов русского лирического творчества
  3. целенаправленная работа над произносительными навыками

Оборудование урока: иллюстрации учащихся к стихотворению, музыкальное сопровождение.

Методические приемы: выразительное чтение, беседа, наблюдения над художественной формой стихотворения.

Ход урока:

1) Психологический настрой к деятельности. Звучит музыкальный фрагмент, например Д. Ласт «Одинокий пастух».

2) Чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Журавли» подготовленным учащимся.

3)Беседа, наблюдения над текстом:

-Какие картины и образы представляются вашему воображению, когда вы слушаете это стихотворение?

- К какому роду литературы принадлежит это стихотворение?

Вы знаете, что в лирике нет всестороннего характера изображения героев и захватывающего сюжета. Даже если есть герои и сюжет, это не главное. Что же главное? И какова цель нашего урока?

Дети говорят, что главное в лирическом произведении – выражение чувств и мыслей автора.

Понять их – вот цель урока.

  • Что помогает нам понять мысли и чувства автора? Каков путь к постижению авторского замысла?

Говорим с учащимся о том, что этот путь лежит через понимание поэтического слова, через умение видеть в стихотворении средства художественной изобразительности, которые использует поэт.

Это означает приобщиться к тайнам поэтического творчества.

  •  Стоит ли этим заниматься на уроке?

Может быть, следует просто получать радость от хороших стихов, не ломать голову над идеей, авторским замыслом?

Ученики говорят, что можно упустить нечто важное, что хотел сказать автор, можно вообще неправильно понять произведение.

Учитель:

  •  Понять произведение можно только от слова к смыслу. Существует ли связь между интонацией и смыслом стихотворения?

Понаблюдаем над интонацией первых двух строф стихотворения.

Учащиеся отмечают плавную интонацию начала стихотворения, создающую впечатление величавого спокойствия.

  • Что передаёт поэт такой интонацией?

Как это связано с содержанием первых двух строф?

Дети говорят о том, что первые две строфы рисуют полёт журавлей, передают чувство свободы, величия и красоты.

  • Какие изобразительные средства, кроме интонации, помогают передать это чувство?

Дети отмечают эмоциональную окраску эпитетов, описывающих полёт журавлей: длинный треугольник, серебряные крылья, на фоне широкого неба; роль гиперболы «через весь широкий небосвод», создающей ощущение простора.

Обратим внимание учащихся на роль эпитета отеческой земли, передающего чувства любви к родной земле.

  • Почему поэт назвал журавлиную стаю «немногочисленным народом»?

Метафора содержит мысль о том, что всё живое – единое целое, и птицы, и люди, а эпитет «немногочисленный» говорит о хрупкости красоты.

  • Заметили ли вы изменение интонации? Когда это происходит и почему?

Учащиеся говорят, что в третьей строфе появляется интонация тревоги.

  • Какое изобразительное средство использует поэт, чтобы передать эту тревогу?

Дети понимают, что тревогу создаёт антитеза: «внизу … блеснуло озеро, прозрачное насквозь», - и «чёрное зияющее дуло поднялось».

Объясняю, что эти слова не только называют предметы, их признаки и действия, они несут в себе более общее значение.

Столкнулись свет и тьма, добро и зло, жизнь и смерть.

  • Как меняется ритм в четвёртой строфе?

Обратим внимание детей на составленные на доске схемы стиха первой и четвёртой строфы.

  • В каком тексте больше безударных стоп?

Сравнивая звучание отрывков, чувствуем, что первая строфа звучит плавно, медленно, а четвёртая – жёстко, резко. А ведь поэту и надо показать, как изменился мир, в нём погибла красота. Так, изменение ритма помогает обратить внимание на то, как изменилось содержание текста.

  • Автор не называет орудие убийства (ружьё). Что же он нам описывает?

«Луч огня ударил в сердце птичье, быстрый пламень вспыхнул и погас…»

Учащиеся приходят к пониманию, что в четвёртой строфе описаны последствия выстрела. Мы встретились с метонимией – не выстрел, а «луч огня», «быстрый пламень» - и благодаря необычному названию предмета видим этот выстрел и чувствуем, что произошло что-то ужасное.

  • Как называет поэт вожака в момент его гибели?

Учащиеся раскрывают смысл метафоры: погибла не просто птица, а частица дивной  и великой природы. И это не просто усиливает значение события, показывает, как велика утрата, как она горька.

  • Какие строки являются эмоциональной кульминацией произведения?

 Отмечаем роль сравнения: «два крыла, как два огромных моря». Оно не только служит изображению картины, а прямо называет чувство, возникающее при виде этой картины: горе. И другие слова эмоционально окрашены, передают чувства: рыданью, горестному.

  • Обратим внимание: звучание слова ГОРЕ поддержано многими словами пятой строфы: кРыла, огРомных, Рыданью, ГОРестному, втоРя, жуРавли, Рванулись.

Дети узнают средства словесной инструментовки: это аллегория.

Строфа пронизана звуковыми повторами.

Так рождается МУЗЫКА СТИХА, усиливающая впечатление от того, что сказано словами.

Делаем вывод: в лирическом произведении для изображении картины и выражения чувства широко используются средства художественной изобразительности языка и средства словесной инструментовки.

Говорю о том, что в стихах и самые обычные слова, употреблённые в прямом значении, значат не только то, что в обычной речи. Приходим к пониманию того, что ЖУРАВЛИ – это не просто птицы, это сама красота, само величие. Глагол ОБРУШИЛАСЬ не потерял своего прямого значения «упасть», но в нём возникло более широкое значение: это разрушение уничтожение, внезапная гибель чего-то очень значительного. Прилагательное ХОЛОДНУЮ (волну) сообщает о реальном предмете (ранняя весна, вода холодна) и приобретает эмоциональную окраску, говорит о холоде смерти. Так слова в стихотворении говорят о самых важных для человека темах: что такое жизнь и смерть, как устроен мир, есть ли на свете что-либо бессмертное?

  • Какой смысл приобрело бы стихотворение, если бы пятая строфа была заключительной?

 Дети понимают: стихотворение приобрело бы трагическое звучание (гибель вожака, торжество смерти).

  • Как развивается мысль автора в шестой и седьмой строфах? Что нового добавляют эти строфы к пониманию стихотворения?

Смерть унесла «частичку дивного величья», но вечны «гордый дух, высокое стремленье, воля непреклонная к борьбе». Речь идёт не только о журавлях, а о смене поколений, о вечности красоты и величии духа. Жизнь сложнее смерти утверждает Н. Заболоцкий.

  • Перечитаем последнюю строфу. Какова интонация этих строк?

Дети говорят: Эти строки звучат медленно, при чтении мы чувствуем глубокую печаль.

  • Подумаем над значением слов. Что такое РУБАШКА ИЗ МЕТАЛЛА?

Учащиеся объясняют: как будто на вожака надели рубашку из металла, так сковала его смерть. Это метафора.

Отметим, сто в первых строках возникает ряд слов с единой эмоциональной окраской МеДЛеННо – МетаЛЛа – На ДНо. Звучание слов усиливает их смысл, передают печаль.

  • А какие слова являются ключевыми в последних строках?

Дети называют: заря, золотого. Отмечают иную эмоциональную окраску слов, и настроение от этого становится светлым.

В этих строках тоже повторяются согласные звуки, но совсем другие: ЗаРя, обРаЗоваЛа, ЗоЛого, ЗаРева.

  • Как связан контраст звучания со смыслом первых и последних строк заключительной строфы?

Дети видят антитезу: первые две строки говорят о смерти, две вторые о бессмертии.

Итог урока:

  • Сделаем вывод. К какой же мысли приводит нас автор?

Жизнь сильнее смерти. Есть вечные ценности, над которыми смерть бессильна. Но к этому выводу мы приходим, пережив острую горечь утраты.

Домашнее задание:(по выбору):

  1. Сочинить стихотворение. Тема «Родной край», «Зима», «Дождь» и др.
  2. Восстановить рифму в стихотворении И.С. Никитина «Утро на берегу озера» (учащимся предложен текст с пропущенными словами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе. Сатирические произведения М.Зощенко. Анализ рассказа "Аристократка"

Первый из двух уроков, посвященных сатирическим рассказам М. Зощенко. На этом уроке учащиеся знакомятся с рассказом «Аристократка» и анализируют его; на втором уроке после домашнего знакомства с други...

Методическая разработка урока литературы Тема: Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне.«Нам общая слава России солдатской наградой была…» (По произведениям Ю.В. Бондарева, К.Д. Воробьева, Б.Л. Васильева, В.В. Быкова).

Методическая разработка урока литературы «Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне. «Нам общая слава России солдатской наградой была…»  (по произведениям  Ю.В. Бондарева, К.Д. Воро...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".

План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...

Методическая разработка урока литературы в 7-м классе по произведению Н.С. Лескова "Левша"

Урок проводится в форме исследования. Является одним из серии уроков по произведению Н.С. Левша....