"Мы читаем Пушкина"
проект по литературе по теме

Гиниятова Наталья Аркадьевна

Проект «Мы читаем Пушкина» способствует приобщению детей к книге, воспитанию грамотного читателя, прививает любовь к русскому  языку, формирует умение эмоционально воспринимать произведения русской классической литературы, развивает устойчивый интерес к творчеству А.С.Пушкина, учит школьников получать радость от занятий чтением и искусством, испытывать потребность в них.

Новизна выражается в дифференцированном подходе к работе в коллективе: первоначально создается индивидуальный мини - проект, а далее начинается более сложный этап компоновки полученных результатов для создания единого итогового проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_my_chitaem_pushkina.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Набережно-Морквашская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонский муниципальный район

Республика Татарстан

Проект

«Мы читаем Пушкина»

Гиниятова Наталья Аркадьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Набережные Моркваши

2013 год

Паспорт

метапредметного проекта «Мы читаем Пушкина»  (русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка, краеведение)

группы учащихся МБОУ «Набережно-Морквашская СОШ» Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан

Заявитель – научное общество учащихся «Прометей»  МБОУ «Набережно-Морквашская СОШ»

Исполнитель – обучающиеся 5-9 классов МБОУ «Набережно-Морквашская СОШ»

Участники проекта:

  1. Зиганшин Динар Вагизович (9 класс)
  2. Михайлова Яна Олеговна (9 класс)
  3. Чинарева Валентина Алексеевна (9 класс)
  4. МехтиевАриф Рагубович (8 класс)
  5. Хасанов Нияз Аделевич (8 класс)
  6. Исхакова Асия Фанисовна (7 класс)
  7. Сидорова Влада Валерьевна (7 класс)
  8. Кузнецова Яна Сергеевна (6 класс)

Руководитель проекта - учитель русского языка и литературы высшей категории Гиниятова Наталья Аркадьевна

В настоящее время общепризнанным является факт, что  снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции.  Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может  не состояться.

Тенденция падения интереса к чтению  – тревожное явление для нашей страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным, личностно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей. Особенности современной ситуации актуализируют необходимость решения проблемы приобщения к чтению современных школьников, чтобы поддерживать интерес к русской культуре, традициям и обычаям русских людей через произведения русских писателей, создавать условия для приобщения детей к классической литературе, активно внедряя произведения А.С.Пушкина в самостоятельную творческую деятельность.     Интерес ребенка к книге можно пробудить с помощью проектных технологий. Практика показывает, что любой ученик, работая над проектом, спокоен, потому что знает точно, что никто не поставит плохую оценку за невыполненную работу. Учитель-консультант поможет через художественное осмысление текста принять окружающий мир и найти себя в нем, обрести уверенность и почувствовать себя творческой и преуспевающей личностью. Работа над проектом дает учителю возможность доказать ребятам, что чтение художественной литературы помогает им стать успешными во всем. Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи, получают навыки работы в команде. Учащиеся сами планируют работу и несут персональную ответственность за нее. Кроме этого, они учатся находить необходимую информацию в библиотеке (словари, справочники, учебные пособия, художественные тексты), пользоваться компьютерными программами и выходить в Интернет.

Проект «Мы читаем Пушкина» предполагает насыщение образовательного процесса по творчеству А.С.Пушкина дополнительным содержанием, соответствующим познавательным интересам современного ребенка, а также способствует формированию читательской культуры школьников.

Актуальность проекта. Проект «Мы читаем Пушкина» способствует приобщению детей к книге, воспитанию грамотного читателя,  прививает любовь к родному языку, умение эмоционально воспринимать произведения русской классической литературы,  развивает устойчивый интерес к творчеству А.С.Пушкина, учит школьников получать радость от занятий чтением и искусством, испытывать потребность в них.

Новизна выражается в дифференцированном подходе к работе в коллективе: первоначально создается индивидуальный мини - проект, а далее начинается более сложный этап компоновки полученных результатов и создания единого итогового проекта.

Исходя из проблематики проекта поставлена триединая цель: развитие навыков исследовательской работы, воспитание чувства ответственности и сотрудничества в процессе работы над общим проектом, формирование знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

- развивать способность радоваться гармонически организованной, праздничной и многообразно интонированной речи литературных произведений, желание играть художественными формами;

- приобщать к родному слову, формировать чувство языка;

- прививать литературный вкус, любовь к национальной культуре;

- развивать умение анализировать художественное произведение; стремление свободно действовать с реальностью, выстроенной воображением писателя и читателя, владеть этим миром в воображении и таким образом эмоционально осваивать его;

- поддерживать потребность и способность  читателя, как свою жизнь, проживать множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам;

- поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам прочитанных произведений, в инсценировках, драматизациях,  в живописи, музыке и в других видах деятельности.

Ожидаемый результат

В ходе реализации данного проекта у школьников  происходит совершенствование восприятия по линии все большего понимания произведений А.С.Пушкина, обогащения чувств детей. У обучающихся развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. У учащихся повышается интерес к произведениям А.С.Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Школьники получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, умение преодолевать трудности в общении.

Формы и методы реализации проекта

Анкетирование, проблемные ситуации, беседы, диспуты, консультации, выставки, оформление презентаций и исследовательских работ.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап.  Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.

  1. Анкетирование учащихся.
  2. Создание проблемной ситуации для школьников.
  3. Оформление читательского уголка «Мы читаем Пушкина». Размещение статей, рекомендаций, консультаций по теме проекта.
  4. Обсуждение и составление плана работы над проектом.

II. Основной этап – деятельностный. Формирование знаний, умений, навыков  при решении проблем с помощью взрослых и самостоятельно.

  1. Классификация по группам собранного материала.
  2. Работа участников группы над исследовательской темой,  презентацией.
  3. Выявление тезисов индивидуальной работы для итоговой презентации проекта.

III. Итоговый этап – результативный. Самореализация всех участников проекта.

  1. Отчет группы перед Советом  литературного кружка школы.
  2. Представление оформленных работ с самоанализом на заседании НОУ «Прометей».
  3. Выступление на школьной научно-практической конференции «Тукаевские чтения» с итоговой презентацией, объединяющей результаты творческих работ участников группы.

Метапредметные результаты работы над проектом «Мы читаем Пушкина» позволили  освоить обучающимися универсальные  учебные действия (познавательные,  регулятивные и  коммуникативные),  обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

В процессе работы над проектом участниками группы были представлены следующие индивидуальные работы:

№ п/п

ФИО участника

Наименование работы

Вид работы

1

Зиганшин Д.В.

Жизнь и творчество А.С.Пушкина

Презентация

2

Мехтиев А.Р.

По страницам любимых произведений А.С.Пушкина

Презентация

3

Исхакова А.Ф.

По литературным местам А.С.Пушкина

Авторская экскурсия

4

Кузнецова Я.С.

Мой Пушкин

Рисунки к произведениям А.С.Пушкина

5

Сидорова В.В.

Умники и умницы

Литературная викторина

6

Михайлова Я.О.

Чай и чайные традиции в произведениях А.С.Пушкина

Исследовательская работа

7

Хасанов Н.А.

Чудеса своими руками

Поделки из природного материала

8

Чинарева В.А.

Мы читаем Пушкина

Итоговая презентация

Заключение

Учитывая особую роль книги в становлении и развитии личности человека, можно утверждать, что основные усилия педагогов, воспитателей, библиотекарей, родителей должны быть направлены на то, чтобы у детей с раннего возраста  воспитывать любовь к книге и чтению, закладывать основы читательской деятельности и информационной культуры. Важно дать школьникам ориентиры для активизации читательской деятельности и совершенствования в дальнейшей жизни.

Большую роль в воспитании гражданина, формировании интеллектуальных способностей, культуры чтения играет проектная технология, позволяющая включить самого читателя в оценочную деятельность собственных успехов. Эта технология направлена на развитие самоуправления своей учебной, в данном случае – читательской, деятельности. Через  проект решаются задачи приобщения обучающихся к театральному искусству, развития актерских способностей обучающихся, обучения выразительному чтению лирических и прозаических произведений.

Участие в проекте «Мы читаем Пушкина» помогает сформировать новый имидж чтения, воспитать читательскую культуру, чтение как вид деятельности становится престижным для школьников, участники проекта становятся более успешны в учебной деятельности, потому что  чтение как организованный процесс является такой деятельностью, в которой решаются любые задачи. Нельзя не согласиться с  великим педагогом В.А. Сухомлинским, что « чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как чтение  учит размышлять, думать, говорить.

Список использованной литературы

1.Афанасьев В.В. А.С.Пушкин. - М., 1991.

2.Виноградова Н.Ф. Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.- М., 1993.

3.Виноградов М.И. По живому следу. Духовные искания русской классики. - М., 1997.

4.Григорян К.Н. Пушкин и классика. - М., 1964.

5.Пушкин в воспоминаниях современников / Изд. третье, дополненное. Т. 1-2. СПб., 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Читаем Пушкина..."

Данное внеклассное мероприятие рассчитано на детей 12-15 лет,учащихся коррекционной школы (VI вид)....

Сценарий мероприятия «Читая Пушкина»

Сценарий проведения творческого вечера, посвященного творчеству А.С.Пушкина....

Литературная гостиная "Читая Пушкина"

Презентация  литературной гостиной  по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5 -х классов: конкурс на лучшего знатока сказок Пушкина; викторина по сказкам; кроссворд ....

ЧИТАЯ ПУШКИНА… (литературная гостиная)

Оформление: портрет А. С. Пушкина, рисунки детей к сказкам Пушкина, свечи на столах, выставка книг А. С. Пушкина; фонотека (сказки, музыка, стихи), рисунки художников, карточки с вопросами, «тел...

Читая Пушкина...

Внеклассное мероприятие по литературе проведено в форме игры-путешествия  с учащимися 5-7 классов....

Конкурсное сочинение "Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека"

Всероссийский конкурс сочинений в 2019 году. Участие ученицы 9 класса Мирзовой Зарины. Сочинение заняло 1 место на муниципальном этапе...

Литературная гостиная "Читая Пушкина"

А.С. Пушкин один из самых любимых наших писателей. Данное внеклассное мероприятие продолжет продолжить  знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина, и прививать любовь к русскому языку и литерату...