Урок - композиция "Целый мир от красоты...по творчеству А. Фета"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Степанова Оксана Александровна

Используя яркие факты биографии поэта, приблизить учащихся к его личности и через события жизни А. Фета подвести их к глубинным основаниям его творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока-композиции «Целый мир от красоты...»

Цель урока: используя яркие факты биографии поэта, приблизить учащихся к его личности и через события жизни А,Фета подвести их к глубинным основаниям его творчества.

Эпиграф:

  Без усилий

С плеском крылий

  Залетать -

  В мир стремлений.

  Преклонений

  И молитв:

  Радость чуя.

  Не хочу я

  Ваших битв.

Учитель: Думаю, вы согласитесь, мы - дети XX1 века и отмечены его печатью: вечно спешим куда-то, суетимся, а в итоге так ничего и не успеваем толком, много говорим сами и не умеем слушать других.  Мы погружены в быт и все реже прислушиваемся к себе, нам трудно «взлететь над землей», «подняться в жизнь иную».

А между тем в XIX веке жил и творил человек, который считал, что настоящая жизнь не в этом привычном, будничном мире, она - в царстве грез, в царстве красоты. Там - чистый, свободный воздух, а здесь - «душно - зловонная псарня».

/чтение эпиграфа/

Эти строки из сборника «Вечерние огни» А.А. Фета. Признаком истинного лирика была для него готовность «броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху». Своеобразная формула, не правда ли? Не каждый способен на такое безумство. Да и собственно ради чего? Что можно найти в том мире?

   День проснется - и речи людские

                                                      Закипят раздраженной волной,

   И помчит, разливаясь, стихия

  Все, что вызвано алчной нуждой.

                                             И мои зажурчат песнопенья,-

                                             Но в зыбучих струях ты найдешь

                                             Разве ласковой думы волненья.

                                             Разве сердца напрасную дрожь.

 А что можем найти мы в поэзии Фета? Нужна ли она нам сегодня со своим «неясным бредом», мечтаньями и снами? Выбор делать вам.

(Звучит 1 концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова) Выходит 1-я группа участников

1-ый ведущий: В 1820 году в небольшом германском городке появился русский помещик Афанасий Шеншин, небогатый, не красавец, не первой молодости. Трудно понять, чем пленил он молодую немку Шарлотту Фет, но она бросила мужа, отца, годовалую дочь, все родное и близкое и бежала с Шеншиным в Россию, в его имение.

А 29 октября 1820 года в селе Новоселки Орловской губернии родился будущий поэт. Детство было нерадостным, вспоминалось впоследствии невесело. Самым близким другом Фета был с детских лет и навсегда остался Иван Борисов - мальчик из соседнего поместья.

2-ой ведущий: Вот что писал Фет другу в 1850 году: «С тобой, мой друг, я люблю окунаться душой в ароматный воздух первой юности, только при помощи товарища детства душа моя об руку с твоей любит пробегать по оврагам, заросшим кустарником и ухающим земляникой и клубникой, по крутым тропинкам, с которых спускали нас деревенские лошадки, но один я никогда не уношусь в это детство - оно представляет мне совсем другие образы - интриги челяди, тупость учителей, суровость отца, беззащитность матери и переживание в страхе изо дня в день».

1-ый ведущий: Когда Афанасию исполнилось 14 лет, его отвели в немецкий пансион в Лнфляндню (сейчас - Эстония). А вскоре мальчик оказался «без фамилии». Власти постановили, что «означенного Афанасия сыном г. ротмистра Шеншина признать не можно» (поскольку Шарлотта Фет обвенчалась с Шеншиным после рождения сына, а приехала в Россию за 2 месяца до появления ребенка). Мальчик получил «честную фамилию», ставшую для него источником бесчестья и несчастья. Фет лишался всего: прав дворянина, права быть помещиком, называть себя русским. Но самое главное: лишался возможности без позора объяснить свое происхождение.

Всю жизнь Фет считал свое переименование тяжелейшей катастрофой. Тридцать лет проносив имя Фет и прославив его, он пишет жене: «Если спросить: как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им - Фет».

/Звучит мелодия романса П.И. Чайковского «Уноси мое сердце...»/ Выходит вторая группа участников

1-ый ведущий: В 1838 году Фет поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета. Увлечение поэзией, возникшая вера в свое поэтическое признание были, конечно, причиной выбора факультета. Впрочем, «словесные науки» мало захватывали Фета: учился он плохо и вместо полагавшихся тогда 4 провел в университете б лет. Но эти годы были периодом большой поэтической работы и быстрого роста поэта. «Вместо того чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал новые стихи», - вспоминал впоследствии Фет об этом времени.

2-ой ведущий: В 1840 года девятнадцатилетний поэт выпускает сборник своих стихов «Лирический пантеон», а со следующего года систематически начинает печататься в московских и петербургских журналах. Талант молодого поэта оценил Белинский. "Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г. Фет",-пишет он в 1843 году, а в следующем году отзывается о стихах Фета как «истинно поэтических».

1-ый ведущий: 1843 год. Фет покидает Москву. Позади университет, кружок А. Григорьева. Впереди - провинциальный полк в Херсонской губернии, куда Фет поступает на военную службу нижним чином. Что за странный поступок? Сам поэт дал впоследствии точное объяснение этому. На военной службе скорее, чем на какой-нибудь другой, он мог начать осуществление своей цели - дослужиться до потомственного дворянства, тем самым хотя бы частично вернуть утраченное. Однако покупалось это весьма дорогой ценой - полная оторванность от привычной среды, литературной жизни, новых книг, материальные трудности. «Как Сизиф, - пишет лон в это время, - тащу камень счастья на гору, хотя он уже бесконечные разы вырывался из моих рук». Во имя поставленной цели Фет терпит все мучения 13 лет.

2-ой ведущий: В этой безотрадной жизни вспыхнул было солнечный луч: произошло одно из самых радостных и самых трагических ее событий. Фет знакомится с несколькими семействами херсонских помещиков, которые ценили его как поэта. Среди них помещик и третьестепенный поэт А.Ф. Бржеский. Через семейство Бржеских Фет знакомится с дочерью бедного окрестного помещика 20-летней девушкой Марией Лазич. В своих письмах-мемуарах он называет ее вымышленным именем: Елена Ларина. Это не случайно. Как и пушкинская Татьяна, была исключением в той среде, к которой принадлежала, - натурой незаурядной, талантливейшей музыкантшей, заслужившей похвалу самого Листа, страстной любительницей поэзии. «Я встретил существо, которое люблю - и, что еще, глубоко уважаю», - пишет Фет другу.

Можно с большим основанием думать, что именно сближением с Лазич подсказано одно из самых благоуханных созданий мировой любовной лирики, сотканное из лунных лучей, соловьиных трелей, зыбкой и таинственной ночной светотени и торжествующей утренней зари - стихотворение «Шепот, робкое дыхание...» Строчки эти вдохновили многих композиторов. Одним из многих романсов на стихи Фета считается романс М. Балакирева.

1-ый ведущий: Но любовь эта не принесла счастья. М. Лазич была бесприданницей. И ни чувство, ни сознание того, что он встретил женщину, способную понять его и осветить жизнь его любовью, не смогли победить убеждения Фета в том, что он окончательно погибнет, женившись на бедной. Отвердевшая под непрестанными ударами судьбы навязчивая идея не допускала шага, который мог бы закрыть и без того ненадежный путь к цели. И во имя этой идеи-страсти Фет отказывается от любви. А вскоре М. Лазич умерла ужасной смертью, тайна которой до конца не раскрыта. Как рассказывали поэту, в тот трагический час она лежала в белом кисейном платье, читала книгу. Закурила, спичку бросила на пол. Спичка продолжала гореть. От нее загорелось платье. Через несколько мгновений девушка вся была в огне. Спасти ее не удалось.

2-ой ведущий: Воспоминание об этом трагическом романе во всю жизнь не утратила для поэта своей остроты, и ряд замечательных стихотворений связан с этими воспоминаниями. До глубокой старости он писан стихи-обращения к ней, к своей загубленной любви.

(Чтение стихотворения «Старые письма»)

2-ой ведущий: С пера поэта срывались слова любви, раскаянья, тоски, часто

удивительные по бесстрашной откровенности.   М. Лазич посвящено одно из

лучших стихотворений Фета, написанное им уже на склоне лет - «Alter Ego».

(Чтение стихотворения «Alter Ego»; звучит мелодия романса

П. Чайковского «Я тебе ничего не скажу...»)

Выходит третья группа участников

1-ый ведущий: Судьба Фета круто меняется в 1853 г. Ему удается перейти в гвардейский лейб-уланский полк, и Фет получает возможность часто бывать в

Петербурге,     встречаться     с     писателями.     Его     стихи     печатаются    в

«Современнике», его имя становится все более известным.

В 1857 г. Фет женился на М.П. Боткиной, дочерью крупного чаеторговца и сестре критика В.Ф. Боткина. Марья Петровна была женщиной образованной. хорошей музыкантшей. Она стала помощницей мужа и в литературных, и в   хозяйственных делах. Но самое главное, она была сердечно предана мужу, привязана к нему. Это Фет всегда чувствовал и не мог не быть благодарным.

2-ой ведущий: Но судьба и сейчас не дает ему насладиться счастьем! Как было понять Чернышевскому и Добролюбову, этим «столпам» революционной критики, мысли о том, что искусство не может быть «дидактическим», что оно должно быть «чистым» от всякой «злободневности»: искусство - поэзия в особенности - связано лишь с «вечным идеалом красоты». А что вообще может быть вечным в этом мире? Природа и любовь... Таких «реактивных» взглядов революционеры-демократы потерпеть не могли. Они быстро «подобрали» Фету место в русской поэзии. Добролюбов в знаменитой статье «Темное царство» пишет: «... г. Фет очень верно выражает неопределенные впечатления природы, и однако ж отсюда вовсе не следует, чтобы его стихи имели большое значение в русской литературе». Фет был отлучен от «Современника» в 1859 г.

1-ый ведущий: И поэт бежал от города, от света, от журналов, от литературной среды, от чиновников - бежал в глубь внутренней губернии, в глубь России. На два десятилетия Фет становится деятельным помещиком. Но Степановка не только земля, но и почва, на которой смогло произрастать все, что посажено Фетом, здесь-то и поднялась многоветвистая крона его лирического древа.

Поэт! И я обрел, чего давно искал,

Скрываясь от толпы бесчинной;

Среди угодных полей и тень я отыскал

     И уголок земли пустынной.

Воображение густо населило эту пустыню образами. Здесь Фет обрел росу на кустах, звезды в небе, обрел возможность неторопливо служить своей музе.

/Чтение стихотворения «Какая ночь! Как воздух чист...»/

 2-ой ведущий: Природа - мудрый советчик человека. Она тесно связана с ним. Она помогает решать загадки тайны человеческого бытия. Человек глядится в природу и создает свои законы и возможности. Но это невозможно без зоркости души! По мысли Фета, «поэт - тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит». И Фет в полной мере обладал этим свойством истинного художника. Это подчеркнул и Тютчев в своих строках о Фете:

                    Великой Матерью любимый,
                   Стократ завидней твой удел -
                   Не раз под оболочкой зримой
                   Ты самое ее узрел.
1-ый ведущий: В 70-е годы Фет сближается со Л. Толстым. Сестру Софьи
Андреевны Толстой - Татьяну Андреевну Кузьминскую - Фет впервые увидел,
когда ей было 15-16 лет. Она так вспоминала о первом  впечатлении от Фета: «
Он обедал у нас и поразил нас своим живым юмором и, веселым остроумием, и
своим оригинальными суждениями». Потом были еще встречи, для Фета очень
памятные. Татьяна Андреевна была женщиной живой, обаятельной, с хорошим
голосом. В историю русской литературы она вошла не только благодаря
посвященному ей  стихотворению   Фета.   Она  была  одним  из  прототипов
толстовской Наташи Ростовой. Вот что она вспоминала: «Уже стемнело, и
лунный майский
        свет   ложился   полосами   на   полутемную   гостиную.

Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытывала это. По мере того, как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» Булахова на слова Фета. Афанасий Афанасиевич подошел ко мне и попросил повторить... Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует гак же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении. Было 2 часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет и за ним Марья Петровна с сияющей улыбкой. Афанасий Афанасиевич, поздоровавшись со старшими, подошел ко мне и положил около моей чашки исписанный листок бумаги: «Это Вам в память вчерашнего Эдемского вечера».

/Чтение стихотворения «Сняла ночь. Луной был полой сад...»/

«Комментатор»: В стихотворении 2 основные темы - любовь и творчество. Они слиты воедино. Любовь для Фета - самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство - самое прекрасное. Стихотворение - о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте. Произведение очень живописно и очень музыкально. Уже самое начало стихотворения удивительно по яркой выразительности и зримости. Живо видишь затемненную гостиную и за ее окнами сад - полный ночной свежести, лунного света и сияния. И слышишь музыку, тем более удивительную, поражающую наше воображение, что о музыке в первых строках прямо ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали...»

Поэт рисует предмет, подталкивая наше воображение, заставляет увидеть и услышать то, что с ним связано. Не последнюю роль в зрительном и акустическом воздействии фетовского образа играет звукопись: «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног... » Согласные Л и Р - самые звучные, певучие - строится звуковой образ. Слова в стихотворении - движущиеся; движение слов и звуков идет к лирическому итогу, который заключен в 4-х последних строках:

   Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

   А жизни нет конца, и цели нет иной.

Как только веровать в рыдающие звуки.

        Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Здесь - и эмоциональное, и звуковое, и смысловое завершение стихотворения. Это - гимн прекрасному в жизни и прекрасному в искусстве. И любовь, и женщина, и «рыдающие звуки» рояля - явления прекрасного. Веровать в это прекрасное, любить его - высокое счастье поэта и высшая его цель.

/Звучит мелодия романса С. Рахманинова «Какое счастье.../

Выходит 1-я группа участников

1-ый ведущий: Так что же это за человек, который всю жизнь стремился к богатству, к славе, к удовлетворению тривиального честолюбия, а получив все это в конце жизни, так и не успокоился, так и не перестал мучиться? По рассказу секретаря поэта, перед смертью Фет продиктовал ей записку: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному». Подписавшись под запиской и поставив дату, Фет взял со стола стилет, служивший ему разрезальным ножиком. Секретарь вырвала у него нож, порезав себе руку. Тогда Фет пустился быстро бежать по комнатам в столовую и попытался открыть шифоньерку, в которой лежали столовые ножи, но упал на стул и умер от разрыва сердца.

2-ой ведущий: Как понять Фета, который всю жизнь был пессимистом и на вопросы «Альбома признания» отвечал так:

  • Где бы желали жить?
  • Нигде.
  • К какому народу желали бы Вы принадлежать?
  • Ни к какому.
  • Долго ли бы Вы хотели жить?
  • Как можно короче.

А в конце жизни написал такие строки:

Сад весь в цвету,

 Вечер в огне.

 Так освежительно-радостно мне?

 Вот я стою.

 Вот я иду.

 Словно таинственно речи я жду.

 Эта заря,

 Эта весна

 Так непостижна, зато так ясна!

 Счастья ли полн,

 Плачу ли я,

 Ты - благодатная тайна моя.

      Его тайна - это поэзия. Здесь была его настоящая жизнь, здесь его любовь, его душа.  Упоение  природой, любовью,  искусством, женской красотой,   воспоминаниями,   мечтами   -   вот   основное   эмоциональное содержание поэзии Фета. Его лирическая миссия - певец любви и природы.

       1-ый ведущий: Мир Фета-это особый мир.

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста,

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота.

Может быть, стоит прислушаться к Ф.М Достоевскому, который сказал: « Положим, что мы переносимся в 18 столетие, именно в день Лиссабонского землетрясения. Половина жителей Лиссабона погибает: дома разваливаются, имущество гибнет, всякий из оставшихся в живых потерял или имение, или семью... В Лиссабоне живет в это время какой-нибудь известный поэт. На другой день утром выходит номер лиссабонского «Меркурия». И вдруг на самом видном месте листа бросится всем в глаза что-нибудь вроде следующего: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья...» Не знаю наверное, как приняли бы свой «Меркурий» лиссабонцы, но мне кажется,  они тут же казнили бы всенародно, на площади, своего знаменитого поэта... Поэта-то б они казнили, а через 20, через 50 лет  поставили  бы ему на площади  памятник за его удивительные    стихи вообще, а вместе с тем и за «пурпурные розы»  в частности».

Может быть, действительно, только «красота спасет мир» ?

/Звучит романс Н. Метнера «Шепот, робкое дыханье...»/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Целый мир от красоты". Любовь и красота в лирике А.Фета

Урок посвящен теме красоты в творчестве Фета. Сторонник "чистого искусства", Фет никогда не писал стихи на злобу дня, вся его поэзия о вечном.....

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ "УЛЫБКА КРАСОТЫ",ПОСВЯЩЁННАЯ ТВОРЧЕСТВУ А. А. ФЕТА

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся среднего школьного возрастаТема: литературно-музыкальная композиция «Улыбка красоты», посвящённая творчеству А.А.Фета.Тип урока (внеклассного меропри...

Урок литературы по творчеству А. Фета в 10 классе

Урок- литературный салон в 10 классе "А.Фет. Поэт- художник.Поэт-музыкант"...

Урок-монтаж на тему: «Жизнь и творчество А.А. Фета (Шеншина)» 9 класс

Цели урока: обогатить культурный кругозор школьников, расширить словарный запас общеязыковыми терминами: биография, монтаж, а также литературными категориями: композиция, анафора, литературное направл...

Разработка урока или внеклассного мероприятия "Любовь в творчестве А.Фета и Ф. Тютчева

В помощь учителям-словесникам для проведения урока или внеклассного мероприятия по теме "Любовь в творчестве А.А.Фета и Ф. И. Тютчева...

Разработка урока или внеклассного мероприятия "Любовь в творчестве А.Фета и Ф. Тютчева

Материал, который учитель может использовать науроке и во внеурочное время...

Конспект урока литературы в 10 классе по теме " Основные мотивы творчества А. Фета""

Урок предполагает расширить представления учащихся о творчестве А Фета, о художественном своеобразии его поэзии,помочь старшеклассникампочувствоваит поэтическое обаяние, певучесть и музыкальностьтекст...