Урок литературы по творчеству А. Фета в 10 классе
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Замешаева Алла Александровна

Урок- литературный салон в 10 классе "А.Фет. Поэт- художник.Поэт-музыкант"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_10_klass_a.fet_.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок- литературный салон в 10 классе

 Тема:  Афанасий Афанасьевич Фет. Поэт-музыкант. Поэт- художник.

Цели: ввести учащихся в сложный мир фетовских стихотворений; рассмотреть особенности  поэтического таланта поэта; формировать личностное отношение к высказываниям критиков, писателей, композиторов  об особенностях поэтической манеры Афанасия Фета; формировать навыки анализа  и интерпретации поэтического текста; воспитывать художественный вкус, прививать любовь к русской классической поэзии.

Оборудование: слайдовая презентация, аудиозаписи музыкальных произведений, репродукции картин, портреты поэта,  томики стихов, портреты композиторов, интерьер 19 века (свечи, атрибуты быта).

  1. Слово учителя

        Как беден наш язык! - Хочу  и не могу

        Не передавать того ни другу, ни врагу,

        Что буйствует в груди  прозрачною волною.

- Автор  данного высказывания Афанасий Афанасьевич Фет - выдающийся лирик 19в., талантливый публицист и переводчик. Его стихами восхищались Н.Некрасов и И.Тургенев, Л.Толстой и М.Е. С-Щедрина, А. Блок считая  А.Фета своим учителем. Появление в  журналах 40х годов стихотворений  А.А. Фета принесло известность его имени. «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет»,— категорично заявил Белинский. Многие произведения, положенные на музыку композиторами  стали популярными романсами:   Послушаем  романс  «На заре  ты ее не буди»

В1:  Как в этом произведении проявляется связь с музыкой и живописью? Согласны ли вы с музыкальной интерпретацией этого стихотворения, созданной композитором Е.Варламовым?

- Музыкальность фетовской поэзии  почувствовали многие композиторы 19-20в.:  «Сад в цвету» А.Аренский;

          « В дымке-невидимке» С.Танеев;

         «Я тебе ничего не скажу» П.Чайковский;

        «На заре ты ее не буди» А.Варламов и др.

 Ученица:  П.И.Чайковский  высоко ценил  поэта, «который сумел шагнуть в область музыки - это не  просто поэт, скорее поэт- музыкант, как бы избегающий даже таких тем,  которые поддаются выражению словом».

В2: Действительно,  А.Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обратился за помощью к звуку,  песне, музыке, строя свои стихотворения по законам музыкального искусства. А.Фет считал, что слово не в силах передать «глубину переживаний и чувств и когда слово немеет, на помощь приходит музыкальный звук».

Звучит романс П.И.Чайковского «Я тебе ничего не скажу».

В1: Мы можем лишь догадываться о возрасте и облике возлюбленной поэта, но верим в благородство и искренность его чувства. Романс, написанный П.И.Чайковским, начинается со стремительной музыкальной фразы, состоящей из восходящих по высоте звуков. И в целом музыкальный смысл его сводится к истории о погашенном одушевлении  любви и сострадании разрушенному чувству.

Любовь у Фета ведет к такому сосредоточению чувств, что отметают все внешние проявления жизни, кроме ощущения таинственной  красоты природы. Любое движение чувства в поэзии Фета всеохватно, в любви всё – событие,   и потому чувство неизбывно.

В2: Вот стихотворение, на текст которого С.В.Рахманинов написал волнующий романс

  Ученица читает стихотворение

« О, долго ль буду я в молчанье ночи тайной,

Коварный лепет твой, улыбку, взор случайный…»

 - Какова же роль и место музыки в жизни Фета?

Ученик рассказывает:

- Музыкальность поэзии Фета очевидна. Музыкальность стиха как важнейшую особенность лирики  А.Фета отмечали еще современные поэту литературные  критики.  Музыка для Фета была философией жизни. Редко у кого из русских поэтов мы найдем такое разнообразие  интонаций, ритмов, строфики стихотворений.

Там, где все гармонично, прекрасно – там мир музыки, там,  где этого нет – нет и музыки, царит безмолвие. Поэт ищет в природе гармонию,  красоту. Даже явления неживой природы Фета одушевляет и заставляет звучать:

         «Этот листок что иссох и свалился

           Золотом вечным горит в песнопенье!»

Уже в сборнике 1850г. Тема  музыки становится одной  из главных поэтических сюжетов. На фоне поэтического портрета музыки поэт и передает свои размышления о богатстве языка  музыкального и ограниченности логической речи:

                     Исполнена  тайны жестокой

                     Душа замирающих  скрипок

                     Средь шума толпы неизвестной

                    Те звуки понятны мне вдвое,

                    Наполнили силой чудесной

                   Они мне все сердцу родное.

(звучит фортепиано Рахманинова,  Чайковского)

А.Фет часто использует в стихотворениях лексический ряд: песня пою, певица, звук, хоровод, слух. Звуки и тембр роля у поэта ассоциируется с чем-то непостижимым вечным, манящим в неизвестную, но счастливую даль.

Звуки роля раскрепощают, окрыляют душу. Душа человека откликается на чудесные голоса инструментов, на волшебный   голос певицы, которые звучат в стройном  «небесном» хоре на таинственную красоту сада.

Ученица читает стихотворение « Сияла ночь»

Ученик рассказывает: Стихотворение посвящено Татьяне Андреевне Кузьминской (Берс),  женщине живой, обаятельной, с хорошим голосом. Впервые Т.А.  Кузьминская   увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были встречи уже со взрослой женщиной. Она была одной из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. О ее голосе сын Л.Н.Толстого Сергей Львович писал…

 Ученик (голос С.Л.Толстого): «У нее довольно большое вибрирующее контральто с красивым тембром. Она была музыкальна и пела с увлечением, которое передавалось слушателям».

 В1:  О своей встрече с  А.Фетом Татьяна Андреевна писала в книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне»

                                     (инсценирование)                        

Ученица в роли Т.Кузьминской: «В одно из майских воскресений собралось довольно много гостей среди которых были Фет с женой. После обеда мужчины пошли курить в кабинет. Как сейчас помню, я пела цыганский романс, "Скажи зачем". Все вернулись в гостиную. Я думала больше не петь и уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжать. Уже стемнело, и лунный майской свет ложился полосами на полутемную гостиную.  А соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. По мере того как я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» П. Булахова на слова Фета, Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить. Подали чай, и мы вошли в залу. Там стоял 2-ой рояль. За чаем пошел разговор о музыке.  А.Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа,  и слова выигрывают в пении».

Ученик в роли А.Фета: « Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно»,  – сказал поэт.  

 Ученица (Т.Кузьминская): «Марья Петровна подходила ко многим из нас и говорила: "Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фет, он что-нибудь да напишет в эту ночь. Пение продолжалось.  Было два  часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро  А.Фет подошел ко мне и положил исписанный листок бумаги. 

Ученик в роли А.Фета:  «Это вам в память  вчерашнего эдемского вечера,- сказал он.

 Ученица (в роли Т.Кузьминской): «Заглавие было – "Опять". Произошло оно оттого, что в 1862 г., когда Лев Николаевич был еще женихом, он просил меня спеть что-нибудь Фету. Я отказывалась, но спела. Потом Лев Николаевич сказал мне: "Вот ты не хотела петь, а Афанасий Афанасьевич хвалил тебя. Ты ведь любишь, когда тебя хвалят". 
С тех пор прошло четыре года.  Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны стихи были в 1877 г. – десять лет спустя после моего замужества, а теперь на них написана музыка. 
Странный человек был Афанасий Афанасьевич Фет. Он часто раздражал меня своим эгоизмом, но, может быть, я была и не права к нему. Его отношение холодное, избалованное к милейшей Марье Петровне меня часто сердило. Она, прямо как заботливая няня, относилась к нему, ничего не требуя от него". 

 В1: Стихотворение "Сияла ночь" вдохновило многих композиторов.  Это одно из самых музыкальных стихотворений. Один из лучших романсов написал Н.Ширяев.   Сведений о композиторе найти не удалось. 

Звучит романс  Н.Ширяева  «Сияла ночь»

В2: Какое настроение создаёт стихотворение? Какая музыка ассоциируется с ним? Какими средствами создаётся музыкальность стихотворения?

Ученица:   Страстный женский , поэтическое слово и «рыдающая» музыка романса сливаются в единый образ, волнующий сердце. А. Фет пользуется разными возможностями звука, чтобы создать мелодику стиха.

В1:Вторая  особенность творчества палитры Фета – умение видеть мир и вместе с тем художественно воплотить свое видение в живописные образы природы, импрессионистические картины бытия.

 Ученик рассказывает  об импрессионизме как художественном направлении рубежа 19-20 в. Направление последней трети 19- начала 20 века, мастера которого фиксируя свои мимолётные впечатления, стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности  изменчивости Импрессионизм зародился во французской живописи в к. 1860г.г.. Э Мане. О.Ренуар, Э.Дега внесли в изобразительное искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни.  Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм  выступал в  создании литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений. Музыкальный импрессионизм являлся одним из течений музыкального модернизма. Характеризуется передачей мимолётных впечатлений, настроений, тонких психологических нюансов.  Как и в живописи,  импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а словно бы в мгновенных и случайных снимках памяти. Предмет не изображается, а фиксируется обрывками, но образует цельную и психологически достоверную картину.

Импрессионизм - это живопись впечатлений, моментов. Из пленэра художники почти всегда исключали черную краску и темные стороны жизни. Мир, как и живопись, был реальный, он оставался светлым праздником. Для воссоздания мира во всей его изменчивости и движении они отходят от привычных представлений о свете и технике живописи.

Ученица : ”Вы, может быть, не любите эту живопись, но вы ее полюбите” - так очертил путь импрессионизма сам Э.Мане еще в 1877 г. Это направление в живописи перешло и в музыку. Один из ярких представителей этого направления - французский композитор Клод Дебюсси.

Звучит произведение К.Дебюсси “Лунный свет” (фортепианный вариант)

В1: Ваши впечатления. Какие интонации услышали?

Ученик: Плавный переход цвета, расплывчатость, жизненное содержание, избегают мрачных оттенков (о картинах).

В2: О своем творчестве К.Дебюсси сказал: “Я следую моему удовольствию”.

Ученица читает  стихотворения  «Шепот, робкое дыханье»

Ученица: Необычайность стихотворения  не только в том, что в нем нет ни одного глагола, образы его кажутся фрагментами, соединенными один с другим произвольно, бессистемно. Но эта бессистемность мнимая. Стихотворение строго организовано и главным в нем является мелодика. Мелодический строй связывает образы друг с другом – и определяет движение поэтической мысли. Стихотворение проникнуто одним настроением – это настроение – результат строго отбора прекрасных и непреходящих в своем значении впечатлений.

Ученик: Стихотворение состоит из одного предложения; при кажущейся «безглагольности» читатель наблюдает развитие действия,  стихотворение наполнено внутренним лирическим движением, присутствуют три поэтических предмета, образующих фетовскую Вселенную красоты . Понятию «разум» противостоит мир чувств, эмоций, переживаний. Это новое и необычное мы называем импрессионизмом поэтики А.Фета. Возможно, именно отсюда непонимание лирики Афанасия Фета некоторыми критиками, писателями и поэтами.

В1: Любовь и природа  - любимые темы А.А. Фета. Неброская красота природы отражена в поэзии своеобразно.  А.Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник-пейзажист он рисует  «словами», находя все новые и новые оттенки и звуки. Для поэта природа – источник радости, неожиданных открытий:

Послушаем стихотворения «Вечер», «Уснуло озеро», «Над озером лебедь в тростник протянул»

В2: Какое настроение создаёт стихотворение «Вечер»?

Ученица: Стихотворение вызывает грусть, но грусть спокойную и умиротворённую, которая наступила после шумного дождя, автор очарован закатом и красотой вечера.

В1: Если бы мы не знали названия, могли бы догадаться, что перед нами картина вечера? Почему? Можно ли услышать вечер?

Ученик: В тексте много аллитераций, ассонансов: « прозвучало», «прозвенело», «прокатилось»,  звуки над рекой, в лугу, обилие звуков (а), (0)

В2: А можно ли увидеть вечер?

Ученик: Картина вечера рисуется эпитетами «бирюзовый», «голубой», «малахитовый», «золотой; а для описания вечера, его красоты автор использует метафору «погорев золотыми каймами», сравнения «разлетелись, как дым, облака», олицетворение «убегает река». Многие изобразительные средства работают на одушевление пейзажа. Таким образом, благодаря гармоничному сочетанию звуков и изобразительных средств мы смогли услышать и увидеть вечерний пейзаж.

В1: Поэтическое чувство природы у А.Фета отличается особой тонкостью и музыкальностью, причём оно даёт не объективную картину природы, а лирический пейзаж, медленное отражение тех или иных особенностей, которые составляют эту картину в душе человека.

 Ученик: Друг  А.Фета, критик  А.Григорьев говорил: « Никому не удаётся подмечать так хорошо задатки зарождающихся чувств, тревоги  получувств и, наконец, подымающиеся подчас в душе человека отпрыски прошедших чувств и старых впечатлений, былых стремлений».

В1: Если сравнить его пейзажные зарисовки с картинами импрессионистов, то обнаружим много общего: то же стремление художника обыкновенное показать необычно и ту же субъективность мировосприятия и формы выражения. Поэт видит в природе то, что не замечали другие. Он благоговеет прежде сентябрьской розой.

        Ученик читает стихотворение  «Сентябрьская роза»

Ученица: Восприятие Фета мира было субъективным, импрессионистическим. Это повлияло на манеру изображения реалий действительности в его творчестве. Поэтому важно не фотографически точно воспроизвести явление природы, а передать свои впечатления от них. Поэтому система средств, характерных для пейзажной лирики Фета приближается к приемам создания импрессионистического образа природы в живописи.

 В1: Афанасия Фета называют поэтом – музыкантом, поэтом-художником. Действительно, музыка по отношению к поэзии Фета не красивая метафора, а реально существующая сторона фетовского стиха.  А.Фет-импрессионист в поэзии. Развивая принципы «чистого искусства», он воспевал красоту природы и человеческих чувств. Это свойство его поэзии сблизило поэта с творчеством импрессионистов, произведения которых отличаются чувственностью, так как передают красоту мира через ощущения. Специфика поэтического стиля поэта, которая роднит его с импрессионистами,  проявляется в изображении предметов  не в  их целостности, а в мгновенных случайных снимках памяти. Творческому стилю поэта свойственен диалог с музыкой, живописью, который впоследствии проявился в синтезе искусств  в творчестве поэтов, композиторов, художников на рубеже 19-20 веков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по творчеству А, А, Фета

Урок литературы в 10 классе...

Обобщение опыта проведения уроков литературы по творчеству Л.Н.Толстого в 6 классе: «Образ дома как основа человеческого бытия».

В последние годы учителя-словесники сталкиваются с тем, что современные дети не хотят читать художественную литературу. Они предпочитают телевизор, видео, компьютерные игры. Как же приблизить кн...

Модульное планирование уроков литературы по творчеству М.А. Булгакова в 11 классе.

Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков. «Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четв...

Урок - мастерская "Встреча с поэзией Фета" 10 класс

Мастерская построения знаний по лирике А.Фета....

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Урок литературы: Биография А.А.Фета

Материал содержит биографические данные о творчестве поэта, в конце презентации даны вопросы для закрепления темы....