Обобщение опыта проведения уроков литературы по творчеству Л.Н.Толстого в 6 классе: «Образ дома как основа человеческого бытия».
план-конспект урока (6 класс) по теме

Кислицына Светлана Станиславовна

 

В последние годы учителя-словесники сталкиваются с тем, что современные дети не хотят читать художественную литературу. Они предпочитают телевизор, видео, компьютерные игры. Как же приблизить книгу к современному школьнику, дать почувствовать наслаждение от чтения, пробудить желание поделиться своим мнением?

Вот тогда книги и раскрывают образ дома, близкий и светлый. Произведения Л.Н.Толстого обладают огромной нравственной силой, которая необходима растущему человеку как противоядие против бездуховности, насилия, жестокости, захлестнувших наше общество. Предлагаю систему уроков по повести «Детство» По моему мнению, повесть эта должна быть прочитана детьми полностью, это доступно для семиклассников и позволит вести более серьёзный разговор при изучении творчества Толстого в 10 классе. Прочитать повесть вместе с детьми нужно так, чтобы она стала событием в их жизни

О чём  говорим с детьми на уроках по повести?

О событиях, которые произошли в жизни десятилетнего мальчика за несколько дней в его жизни: о том, как он учится в классе, едет с папой на охоту, шалит, влюбляется, страдает, мучается, испытав первое в жизни страшное горе – смерть матери.

Что такое любовь в жизни человека? (Любовь к матери, девочке, женщине, нищему старику, ко всем людям, «ближним и дальним», к Богу.)

Что есть добро? ( Об этом поведают нам жизнь матери, Натальи Савишны, Карла Иваныча).

Что есть зло? (Княгиня Корнакова, Серёжа Ивин, отец Николеньки).

Что есть страдание, и можно ли прожить жизнь без страданий (и много ли будет стоить такая жизнь)?

Есть счастье (и несчастье)? Что есть смерть? (Исчезаем ли мы со смертью или что-то после нас остаётся? Что же?)

Что такое Бог? Что есть отсутствие Бога? (Бог матери, Бог Натальи Савишны, Бог Николеньки, юродивого Гриши).

И в итоге: что есть жизнь, для чего жить? Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?

Все эти сложнейшие вопросы ставит в повести Л.Н.Толстой, и мы с семиклассниками размышляем над ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_literatury_po_tvorchestvu_l.n.tolstogo_v_6_klasse.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта проведения уроков литературы по творчеству Л.Н.Толстого в 6 классе: «Образ дома как основа человеческого бытия».

В последние годы учителя-словесники сталкиваются с тем, что современные дети не хотят читать художественную литературу. Они предпочитают телевизор, видео, компьютерные игры. Как же приблизить книгу к современному школьнику, дать почувствовать наслаждение от чтения, пробудить желание поделиться своим мнением?

Вот тогда книги и раскрывают образ дома, близкий и светлый. Произведения Л.Н.Толстого обладают огромной нравственной силой, которая необходима растущему человеку как противоядие против бездуховности, насилия, жестокости, захлестнувших наше общество. Предлагаю систему уроков по повести «Детство» По моему мнению, повесть эта должна быть прочитана детьми полностью, это доступно для семиклассников и позволит вести более серьёзный разговор при изучении творчества Толстого в 10 классе. Прочитать повесть вместе с детьми нужно так, чтобы она стала событием в их жизни

О чём  говорим с детьми на уроках по повести?

О событиях, которые произошли в жизни десятилетнего мальчика за несколько дней в его жизни: о том, как он учится в классе, едет с папой на охоту, шалит, влюбляется, страдает, мучается, испытав первое в жизни страшное горе – смерть матери.

Что такое любовь в жизни человека? (Любовь к матери, девочке, женщине, нищему старику, ко всем людям, «ближним и дальним», к Богу.)

Что есть добро? ( Об этом поведают нам жизнь матери, Натальи Савишны, Карла Иваныча).

Что есть зло? (Княгиня Корнакова, Серёжа Ивин, отец Николеньки).

Что есть страдание, и можно ли прожить жизнь без страданий (и много ли будет стоить такая жизнь)?

Есть счастье (и несчастье)? Что есть смерть? (Исчезаем ли мы со смертью или что-то после нас остаётся? Что же?)

Что такое Бог? Что есть отсутствие Бога? (Бог матери, Бог Натальи Савишны, Бог Николеньки, юродивого Гриши).

И в итоге: что есть жизнь, для чего жить? Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?

Все эти сложнейшие вопросы ставит в повести Л.Н.Толстой, и мы с семиклассниками размышляем над ними.

Урок 1.

«Четыре эпохи развития»

(история создания повести, время, события, герои).

1.Чтение вступительной статьи учебника.

2.Реализация домашнего задания.

- Для того чтобы легче было ориентироваться в тексте, вспомним героев повести. (Семья Иртеньевых: мать – Наталья Николаевна, отец – Пётр Александрович, дети – Володя, Николенька, Люба. Гувернёры: Карл Иванович, Мария Ивановна. Слуги: Наталья Савишна, Николай, Фока. Бабушка (по матери).

3. Комментированное чтение 1 главы.

? С каких событий начинается повесть?

Прослеживаем внутренний монолог Николеньки от «противный человек», до «какой он добрый», отмечая попутно детали портрета Карла Иваныча (доброе немецкое лицо, халат, шапочка).

? Как меняется настроение Николеньки? (От раздражения, обиды, гнева до угрызений совести).

- Чтение сна Николеньки.

? Почему именно такой сон он придумал? Уж не предвидение ли это, невольное предчувствие будущих событий? А может быть, сон действительно был, но после пробуждения забылся, и вот сейчас проявился? Кто знает, во всяком случае, именно здесь входит в повесть тема возможной смерти маменьки, она будет тревожить нас не раз, пока не зазвучит в полную силу в предсмертном её письме.

? Что мы узнали о Николеньке в 1 главе? (Живой, наблюдательный ребёнок, чуткий ко всякому проявлению несправедливости, ранимый, может легко обидеться, но и отходит быстро, не помнит зла.)

? Какие события больше интересуют Толстого: внешние, те, что происходят в окружающем мире, или отзвук на них в душе человека? (Внимание автора направлено на мысли, сомнения, переживания героя).

Домашнее задание:

По материалам 1 – 4 глав по рядам отобрать материал:

А) о Карле Иваныче: портрет, образование, привычки, черты характера. Как к нему относятся дети, Наталья Николаевна, Пётр Александрович, Мими (закладки в тексте).

Б) материал о маме по 2 главе.

В) папа, глава 3 (письменно).

Г) краткий пересказ глав 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9. (индивидуальное задание)

Урок 2 – 3.

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!»

(анализ глав «Maman», «Папа», «Классы»).

? Какие события происходят в главе «Maman»? (Их почти нет: дети здороваются утром с матерью и идут с этим же к отцу).

Но как много сказано о матери!

? Какой мы её видим здесь? (Она грустна и задумчива: вода льётся из самовара, а она этого не замечает. Не замечает и детей, погружённая в свои мысли.)

? Почему? (Она знает о разлуке с сыновьями и мужем и страдает от этого).

? Какой видит её Николенька?

- Чтение отобранных материалов о маменьке. (д.з.2 ряд).

- Запись в тетради:

Образ маменьки: глаза, выражающие всегда доброту и любовь; улыбка, от которой «кругом всё как будто весело»; ровное, спокойное отношение ко всем домочадцам; никогда ни на кого не повышала голос; именно маменька настояла на том, чтобы оставить Карла Ивановича, так как бедному старику некуда было идти, причём сделала это так, как будто отец сам принял это решение.

? Как она относится к Карлу Ивановичу? (Как много поцелуй в висок старенького Карла Ивановича).

? Мими? (Терпимость к характеру Мими, скрытая война, соперничество Карла Ивановича и Мими).

А какая чуткость: сразу увидела, что Николенька плакал (поцелуй в глаза).

? Какое общее впечатление от матери остаётся в этой главе?

? А почему Толстой не даёт ясного портрета матери?

Она умерла, когда ему было 1,5 года; у него, как у Лермонтова, осталось в памяти только общее впечатление чего-то очень доброго и ласкового. Когда Толстому было уже 80 лет, он записал в дневнике:

«Нынче утром обхожу сад и как всегда вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая осталась для меня светлым идеалом».

Глава 3. «Папа»

?В чём суть спора папа с приказчиком?

? Хороший ли хозяин Пётр Александрович?

Конверт, увиденный Николенькой, (вот она, детская наблюдательность) «К.И.Мауэру». Интересна реакция отца (ребёнок увидел то, что не полагалось)

? В чём она заключалась?

? Что мы узнаём о папа из этой главы? ( Его денежные дела идут неважно. Пётр Александрович вынужден пользоваться деньгами жены – ему это совестно).

? Почему? ( Потом мы узнаём, что деньги эти – детские; это наследство детей)

? А что очень важное узнаёт Николенька? ( Он с отцом и братом едет учиться в Москву «нынче в ночь»).

? Какие чувства он испытывает?

- Чтение конца главы «Вы уже знаете…»

Это первое большое горе в его жизни.

? Кого жалко Николеньке? ( Матушку, Карла Иваныча и даже любимую борзую отца Милку – «Милочка»).

Это важная мысль: ребёнку жалко всех, детское сердце вмещает любовь ко всем.

- Краткий пересказ глав 4, 6, 7, 8, 9. (индивидуальные задания).

А какие чудные пейзажи в этих главах! Толстой – замечательный живописец, и мы вместе с ним и Николенькой видим, слышим, чувствуем, наслаждаемся красотой и совершенством, гармонией природы.

- Чтение пейзажей.

Глава 6. «День был жаркий…»

Господа едут на охоту, а крестьяне убирают хлеб, и Толстой любуется их здоровым, красивым трудом.

Глава 7. «Хлебная уборка…», «Около оголившихся корней дуба…»

-Анализ письменного д. з., 3 ряд.

Глава 4 «Классы».

? Какое горькое открытие делает для себя Николенька?

Причём ребёнок подслушал это (хорошо ли это – подслушивать?). Мы узнаём истину о положении матери в доме.

? Кто это – «иные люди»?

? Как реагирует мальчик на услышанное?

Ощущение горя, горячее желание помочь Карлу Иванычу (заметьте: любит его одинаково с отцом), желание согласия между людьми и стремление им помочь (мысль важная: не о себе ребёнок думает, страдает, видя людскую несправедливость не к себе лично, а к другим людям).

? Как отомстил Карл Иванович за обиду?

Вот уж отомстил, так отомстил, добрейший Карл Иваныч.

? А можно ли представить, что он действительно будет мстить?

? Какой урок жизни извлекает Николенька из этой истории?  (И близкие, родные люди могут быть, с одной стороны, несчастными – мать -, с другой – жестокими – поведение отца по отношению к Карлу Иванычу).

Глава 10. «Что за человек был мой отец?»

? Какие две страсти отмечает Толстой в отце?

? Как относится к людям?

? Любили ли его окружающие?

? Удалось ли ему сделать карьеру?

? Что он любил в жизни?

? Что доставляло ему радость и счастье?

? Для чего живёт этот человек?

Для папа удобство и наслаждения в жизни – главное, у него нет дела, которое бы его занимало (мы видим, какой он помещик), ни серьёзных увлечений, ни цели в жизни, не сделал он и военной карьеры. Он живёт для себя, для своих удовольствий и этим счастлив (хотя по-своему любит жену и детей, но себя – больше).

? А мать?

Глава 11. «Занятия в кабинете и гостиной»

Учимся чувствовать настроения в подтексте.

? С какой сцены начинается глава?

Мирный вечер, вся семья в сборе, как спокойно и хорошо!

? Вся ли глава выдержана в этом ключе?

Мы замечаем тревогу и печаль: мать играет на рояле Второй концерт Фильда и Патетическую симфонию Бетховена.

? Почему она так часто их играла?

Страдает от предстоящей разлуки, непонимания мужа, а может быть, это предчувствие смерти?

? Какую музыку любил отец?

Чувствуется разница во вкусах и потребностях души. Важное событие в этой главе – благоразумное решение взять Карла Иваныча в Москву.

? Чем оно вызвано?

Скорее всего, его тронула просьба Карла Иваныча «без жалованья служить», лишь бы с детьми.

? Сохранилось ли настроение радости до конца главы?

Нет, в конце  - тревога, появился Гриша, он плачет и вздыхает, как бы предвещая беду дому. Вспомним сон и слёзы Николеньки, печальные звуки Бетховена, пророческие стенания Гриши. Они заглушаются радостными и суетными бытовыми сценами, заслоняются ими, но чуткое сердце уловит эти предостережения и не забудет о них.

Домашнее задание.

  1. Систематизировать по прочитанным главам материал о матери, отце, Карле Иваныче.
  2. Отобрать отмеченный в классе цитатный материал о Николеньке.
  3. Подготовиться к уроку о Грише: гл. 5, 12.
  4. Вопросы:

? Кто влияет на формирование характера Николеньки?

? Что такое молитва?

? Ч то значит любить Бога?

Урок 4.

« О великий христианин Гриша!»

? Что значит юродивый, странник?

К ним относились с почтением. Отказать им в помощи или куске хлеба было большим грехом, так как они – «божьи избранники».

Глава 5.

Итак, юродивый Гриша.

? Сколько ему лет?

50, а он до сих пор Гриша.

? Почему?

? Какое впечатление производит его внешность?

? Как относятся к нему дети?  (Сожаление, страх, грусть).

? Как к нему относятся взрослые? (Для одних он – «чистая душа», для других – «мужик и лентяй»)

? О чём это пророчит Гриша в столовой?  (Жалко!.. Улетела… Улетит голубь в небо… Ох, на могиле камень!..) Уж не о близкой ли смерти матери?

- Чтение разговора родителей по ролям. «Маман с утра…»

Ведь это спор на грани конфликта, но как он тактичен и деликатен. И отец проявляет чувство такта, закончив разговор улыбкой и шуткой.

? Как ведёт себя мать?

Деликатна и тверда одновременно, с чувством собственного достоинства. Она умеет отстоять своё мнение и право на свою внутреннюю жизнь.

? Кто Гриша для отца?  (Шарлатан, обманщик, очень ему не нравится, что «господа», подобные Грише, бывают у них в доме.)

 Заметьте, что Гриша обедает в столовой, а не на кухне с прислугой.

? Чьё это желание и легко ли этого было добиться?

? Есть ли ощущение грядущего горя?

Внешне нет, но где-то между строчек мы это чувствуем: вспомните, что, появившись в доме, Гриша не переставал плакать, и его пророческое бормотание, и слова матери о том, что юродивый Кирюша предсказал день и час смерти её отца – всё это вносит ощущение беды.

? Чувствуют ли это присутствующие в столовой? (Нет, это доступно только матери и Николеньке – они чувствуют острее, тоньше, чем другие.)

Итог: мы уже многое узнали о родителях Николеньки, и эта сцена даёт новые факты для размышлений.

? Чем наполнена жизнь матери? (Любовью к детям, мужу, молитвами, заботами о сирых и бедных).

У отца – своё: карты, женщины, цыганские песни и романсы.

? Любят ли они друг друга, хорошо ли, легко ли им вместе?

Важная мысль: мать любит отца таким, каков он есть, не пытаясь исправить и переделать. Продолжим разговор о Грише.

Глава 12.

? Зачем дети полезли в тёмный чулан? (О веригах Гриши мать упомянула, разговаривая за обедом с отцом, а дети – они всегда всё слышат и замечают!)

? Что поразило их  в молитве Гриши?

Чтение. «Сложив свои огромные руки,…в слезах повалился на землю»

? О ком молится Гриша? О себе?

Нет. О своих благодетелях – отце и матери Николеньки; о них, о детях; о врагах своих; о прощении грехов своих, (а какие у него грехи-то могут быть?)

? О чём молятся люди сейчас? С чем в трудные моменты жизни обращаются к небу?

Мы молим о себе, о близких. Но молиться о чужих, о врагах – умеем ли?

? Что испытывает Николенька?

«Дрожь и замирание сердца» - он видит нечто сокровенное, тайное и очень высокое! Чувство детского удивления, жалости и благоговения испытывает он к Грише. Мы, люди, в большинстве своём не верящие в Бога, видя это таинство молитвы, начинаем понимать, что такое истинная молитва.

? Дети, которые вместе с Николенькой подсматривали эту сцену, ощущали ли они то же, что и он? (Нет, только его это потрясло).

? Почему?

Это – чуткость души мальчика, он более остро воспринимает события жизни, видит то, чего не замечают другие. Это – созвучие, настроенность на  высокое, духовное, близкое Богу! Выстроим линию: Гриша, Николенька, Наталья Савишна. Как важно, чтобы духовные потрясения, а они бывают в жизни каждого человека, не изгладились бы из памяти, не потерялись, а оказывали своё благое влияние на душу человека, как это было с Николенькой. «Много воды утекло… в моей памяти».

Домашнее задание.

1.Сочинение-размышление (миниатюра) «О, великий христианин Гриша!»

2.По главам 13, 28 составить цитатный план История жизни Натальи Савишны.

3.Перечитать главы 13, 14.

Урок 5.

«Какое редкое, чудесное создание была эта старушка».

(История жизни Натальи Савишны).

                                        Вся жизнь её была любовь и самопожертвование.

                                                        Л.Н.Толстой.

Перед нами проходит трудная, исполненная лишений и страданий жизнь простой крепостной женщины: от босоногой румяной «девки Наташки» до старой няни в чепце и вечном фартуке. Чем наполнена её жизнь? Была ли она счастлива? В чём смысл её жизни? – вот над этими вопросами мы и будем размышлять, читая 13 и 28 главы. Она женщина и, стало быть, должна была стать женой, матерью.

? Была ли у неё семья, дети, любовь?

? Кто в этом виноват?

Жестоко обошлась судьба с этой женщиной, барин своей волей лишил её возможности быть матерью и женой.

? Озлобилась ли она на жизнь?

? Ропщет ли она на свою судьбу, на барина, лишившего её женского счастья?

? Жалеет ли себя?

Нигде, никогда, ни разу! С истинно христианским терпением, не жалуясь на судьбу, несёт эта женщина свой крест (главное – в ней нет «саможаления», жалости к себе). Мы говорим о трагедии несостоявшейся любви.

? Но лишена ли совсем её жизнь любви?

? Так что же дала ей жизнь вместо семейного счастья?

Глава 13.

Огромная, неисчерпаемая любовь к Наталье Николаевне: «…весь запас любви, который в ней хранился, она перенесла на барышню свою…»

Чтение эпизода с вольной «Когда маман…»

Обратите внимание на поведение Натальи Николаевны: её «голубушка Наталья Савишна» и то, как «маман удержала её, обняла, и они обе расплакались». А кто она такая Наталье Николаевне – раба, няня, крепостная.

? Чем интересен характер Натальи Савишны? Почему она решила не брать вольную? Одобряете ли вы её решение?

Легче осудить, назвать героиню глупою. Труднее понять, что не все проблемы решаются рационалистическим (т.е. разумным) путём. Казалось бы, что лучше: свобода или несвобода? Конечно, свобода. Однако Наталья Савишна, получив вольную, обижается, плачет. Нелогично? Но если мы задумаемся над смыслом жизни Натальи Савишны, то увидим, что этот поступок (порвала вольную) нисколько не нарушает логики её характера.

? Ведь как определяет автор её жизнь? (см. эпиграф)

? Что такое самопожертвование? (Жизнь для других)

? Хорошо это или плохо?

Самопожертвование без любви мертво и бесплодно. С другой стороны, невозможно любить и ничем не жертвовать при этом. То есть две эти самые главные христианские добродетели – любовь и самопожертвование – тесно взаимосвязаны, их невозможно разделить. Что же касается свободы, то именно Любовь делает человека внутренне свободным настолько, что до внешней свободы ему уже и дела нет (как это было в случае с Натальей Савишной). У Натальи Савишны был прототип, то есть реально существующий человек, послуживший прообразом этой литературной героини. Человек этот – няня самого Льва Николаевича Толстого Прасковья Исаевна, которая тоже всецело отдала себя своим воспитанникам. Няни русских писателей – это явление замечательное и заслуживающее всестороннего изучения, начиная с хрестоматийно всем известной няни Пушкина.

? Вспомните, как звали няню Пушкина, какие факты из биографии Пушкина связаны с ней?

Продолжая Алёной Фроловной, няней Достоевского, которая после пожара, постигшего семью Достоевских, предложила накопленные ею гроши, чтобы помочь возместить убыток. И вот Прасковья Исаевна, няня Толстого, тоже одна из этого многочисленного ряда. Неграмотные женщины, воспитывающие будущих писателей. Не через них ли вошла в русскую литературу христианская идея любви и самопожертвования? И как сказал Достоевский «ведь грустно и смешно в самом деле подумать, что не было бы Арины Родионовны…так, может быть, и не было бы у нас Пушкина. Ведь это вздор? Неужели не вздор? А что если в самом деле не вздор?»

? Какой Николенька вспоминает Наталью Савишну?

Её любовь и ласки. Обратите внимание на бескорыстие этой любви: «она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся её жизнь была любовь и самопожертвование». Изумительна сцена в комнате Натальи Савишны: она занята своими бесконечными делами

- Перечислите, какими.

А Николенька мечтает.

? О чём?

Кому ещё можно вот так откровенно рассказать эти милые детские фантазии, зная, что тебя выслушают и поддержат: «да, мой батюшка, да»  не назовут твои выдумки глупостями. Обратите внимание на мысль о бедном Карле Ивановиче – какая всё же чудная душа у этого мальчика! С генералом, красавицей и стеклянным домом понятно – как же без этого фантазировать о будущем?

? Но почему непременно рыжую лошадь?

Папа был на охоте на рыженькой лошадке или, может быть, (что всего вероятнее) охотничья лошадь Володи, предмет зависти Николеньки, была именно рыжей, и вот где проявилась эта безобидная детская зависть.

  - Вспомните ещё один предмет зависти Николеньки. (Володины сапоги, он-то, Николенька, до сих пор, как маленький, в туфлях с бантиком, сколько он из-за них натерпелся).

Глава 28.

? Как переживала Наталья Савишна смерть своей любимицы?

«И опустив голову…»

? а требует ли она любви к себе?

Нет, никогда. Вспомним её отношение к Фоке (глава 14 «Разлука»)

«Когда все сели…»

А ведь он всю жизнь рядом с ней! От «бойкого официанта с напудренной головой и в чулках с пряжками» до плешивого старика с морщинистым лицом, он рядом всю жизнь! Мы говорим о несостоявшейся любви, а может быть, это и было счастьем, ведь он, Фокаша, (как трогательно это звучит!) рядом с ней всю жизнь. Да, у неё нет мужа, детей, но как богата её жизнь, каким высоким светом любви она озарена.

? Почему после смерти матери Николенька потянулся именно к Наталье Савишне?

Она единственная (он очень тонко это чувствовал), кто любил Наталью Николаевну беспредельно. Она сумела облегчить горе мальчика, просто, по-своему объяснив ему.

«Его святая воля…и там нужно».

Любовь к людям – главное свойство личности Натальи Савишны, но ей присуще ещё одно важное качество: неистощимое трудолюбие.

- Найдите в тексте доказательства этой мысли (глава 28)

? Есть ли корысть в этих заботах о барском добре?

? Много ли добра накопила она за 60 лет жизни в барском доме?

? А умна ли Наталья Савишна?

Автор отмечает её крестьянский ум, рачительность, сметку, экономность, чувство собственного достоинства, гордость.

? Что же так притягивает к этой женщине всех, кто знал её, и почему через годы взрослый Николенька с такой теплотой вспоминает о ней?

Наталья Савишна озарена внутренним светом красоты, светом души, любящей и страдающей. Наталья Савишна пережила свою любимицу всего на год.

? Как она готовилась к смерти?

? Боится ли она смерти?

Эти страницы повести выдержаны в печальном и торжественном тоне: так готовится к смерти человек высокой души и нравственности: раздать имущество своё (никого не забыть!); испросить прощения за обиды, которые могла причинить, и умереть «с радостной улыбкой, произнося имя Божие» без сожаления и страха.

? Какой след оставила в душе Николеньки эта простая русская женщина, чему научила его? (Высокой мудрости, истинной любви к людям, бескорыстию, честности, доброте.)

Домашнее задание.

1.Главы 14 – 24.

2.Рассказ о жизни Николеньки в доме московской бабушки.

Урок 6.

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!»

Итак, дети едут учиться в Москву, им предстоит первое большое испытание – разлука с матерью, сестрой, с домом.

Глава 14.

? Понимает ли Николенька, что его ожидает?

Не совсем: немного «щемит сердце», но его пересиливает нетерпение ехать; он был беззаботен и нетерпелив. Но вот он услышал дрожащий от слёз голос матери, понял, что действительно пришла пора расставаться.

«Наконец я обнял…кроме своего горя».

Первое большое горе обрушилось на детскую душу. Как сильно страдает Николенька, как глубоко чувствует, как в горе любовью объединяет всех!

«Жалко их… всё жалко»

Чтение главы 15.

Мать изливает любовь и нежность на ребёнка.

? Как вы понимаете слово изливает? (бесконечный поток любви)

И как всякая мать она боится оставить его сиротой.

«Так ты меня… нежнее целует меня».

? Какие чувства рождает в душе Николеньки материнская нежность?

Бесконечной любви и счастья; и из глаз его льются ручьями «слёзы любви и восторга» к «голубчику» и «душечке» маменьке. И эта горячая детская любовь к матери исторгает из души ребёнка первую, чистую, от сердца молитву о матери и отце: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку»

- Рассказ о жизни Николеньки в доме московской бабушки. (Д.З.)

Домашнее задание.

1.Прочитать главу 25.

2.Вопросы:

? Счастлива ли Наталья Николаевна в личной жизни?

?  Как она встречает близкую смерть?

3.Систематизировать материал о матери (2 ряд)

Урок 7.

«Это не человек был, а ангел небесный»

Образ матери в повести.

Последние главы повести – самые трудные. Мать умирает, ребёнок испытывает сильнейшее душевное потрясение. Самая трагическая глава в повести – 25 (Письмо) – это крик души женщины, которая знает, что умирает.

? С чего начинается письмо?

Милые подробности домашней жизни. Важные детали: мать ответное письмо мужу пишет сразу же – такая у неё привычка. Как она называет его в письме: милый друг, мой дружок, мой бесценный друг. Играет с Любочкой в четыре руки, радуется успехам дочери и приобщает к этой радости мужа. Какое тонкое понимание природы в маленьком описании весны. Эти добрые слова, которые она нашла в письме для всех домашних. И только потом – главное.

? Что беспокоит Наталью Николаевну? (Проигрыш мужа, его расстроенные финансовые дела).

? Как она говорит об этом мужу? (деликатно, но очень твердо).

? Какие черты характера героини открываются нам здесь? (глубина страдания, твёрдость характера, умение рассчитывать только на собственные силы)

Поражает приписка к письму – вся боль и глубочайшее страдание!

? Боится ли она смерти?

«Я спокойна… к жизни лучшей».

? У кого из героев повести такой же взгляд на жизнь?

? Тогда что же страшит её?

«Зачем лишать детей… такой тяжёлый удар».

Последние мысли о муже и детях. Она считает себя счастливой! И уходя, ни единого слова упрёка и жалобы: какая сила любви и духа!

«Ах, Наталья Савишна, если бы знали, кого я сейчас видела…»
  ? Так кого же видела Наталья Николаевна?

Много предположений можно строить, но именно здесь, этим предсмертным видением, давшим ей знать о близкой смерти, заканчивается эта странная для нас линия знаков-предупреждений, открытых чистым, тонким душам (вспомним сон Николеньки, стенания-пророчества Гриши, неосознанную тревогу матери) Обратите внимание ещё на одну деталь – «французскую записочку Мими». Узнав всё, Наталья Николаевна просила сжечь письмо, если его не отправили, боясь, что оно убьёт мужа – опять тревога не о себе, а о муже!

? А что нового мы открываем в Мими, читая записку? (Она 3 ночи не спит около Натальи Николаевны, она очень любит её, а мы считали её вздорной, скучной и злой).

Матери не стало, а у нас – ощущение вечности жизни и вечности любви. Маменька умерла.

? Что же осталось Николеньке от неё.

- Смотрим, как проявляются её человеческие, душевные качества в каждой роли (матери, жены, дочери, хозяйки дома) – материал домашнего задания.

Убеждаемся, как гармонична она во всех своих проявлениях! Бескорыстная любовь ко всем людям (ангельская доброта, умение не думать о себе , полное самоотречение) Нет жалоб на жизнь, на свою судьбу, это очень сильная (при физической хрупкости) женщина. Она умеет страдать и стойко нести свой крест, и быть благодарной судьбе за лучшее, что ей было дано. Умная, тонкая, тактичная женщина. Она наделена чувством прекрасного (игра на рояле, замечательный голос, тонкое восприятие природы)

? А есть ли в ней отрицательные черты?

Этого ребёнок не видит, мать для него – высший идеал. Глубокая духовная заполненность жизни матери при внешней обыденности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для проведения урока литературы по творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина

Презентация о жизни и творчестве М.Е Салтыкова-Щедрина...

Урок литературы по творчеству А. Фета в 10 классе

Урок- литературный салон в 10 классе "А.Фет. Поэт- художник.Поэт-музыкант"...

Урок литературы по творчеству А. Ахматовой в 11 классе

Урок литературы  по творчеству А.А.Ахматовой в11 классе...

конспект урока литературы по творчеству Л.Н. Толстого в 5 классе

Урок по теме "Нравственные ценности в рассказе Л.Н. Толстого "Кавказский пленник".Обучению анализу эпического текста....

Материал для проведения урока литературы по творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина

Данный урок можно провести в 7 и 10 классах при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....

Конспект урока литературы по творчеству А.П. Чехова "Для меня не было и нет человеческой души прекраснее чеховской"

Конспект урока литературы по творчеству А.П. Чехова "Для меня не было и нет человеческой души прекраснее чеховской"...

Урок литературы по творчеству Есенина С.А. 11 класс

Урок разработан с учётом требований ФГОС. Даны рекомендации по индивидуальной работе на каждом этапе урока....