литературная игра "Древняя Русь"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

расширение кругозора о литературе Древней Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnyaya_rus.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра «Древняя Русь»

Цели:

  • Обогащение литературного и эстетического кругозора учащихся;
  • Развитие умения самостоятельно пополнять знания;
  • Формирование нравственных идеалов и эстетического вкуса

Вступительное слово.

- Братья и его друзья, сыновья и дочери земли нашей! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и вспомним славный путь православного русского народа.               А поведем мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных   ратного духа, о княгинях, чутких и верных. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству.

1.  Представление команд.  «Иванами да Марьями гордилась старина…»

2.  Разминка. Вопросы командам (задаются поочередно каждой команде)

  • Кого в Древней Руси называли оратаем? (пахаря)
  • Комната монаха в монастыре (келье)
  • Первая книга христианского мира (евангелие)
  • Бог грома и молнии у древних славян (Перун)
  • Старинная рукопись, документ (хартия , свиток)
  • Торжественное обещание, обязательство в Древней Руси (обет)
  • Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях (былина)
  • Кем были открыты первые школы на Руси?  (Ярославом Мудрым)
  • Автор «Повести временных лет» (монах Киево-Печерского монастыря Нестор)
  • Год принятия христианства на Руси (988)
  • Первоначальное значение слова буква в России (дощечка из букового дерева с письменными знаками)
  • В каком городе Древней Руси была устроена первая библиотека ? (в Киеве)

3. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы (летописи, ие повести, поучения, исторические повести). Определите , прослушав отрывки, их жанр.

4. Конкурс выразительного чтения «Плач Ярославны»

5. Конкурс «Устаревшая лексика» (дать каждой команде)

    Агнец – это…   а)ангел       б) ягнёнок          в) огонь

    Где вам могли бы встретиться буки?     а) в лесу     б)в книге   в) на картине

   Покажите длань (рука, ладонь)

   Духовник  а) играет на инструментах  б)создает духи  в) совершает духовные обряды

   Басурман – это … а) национальность   б) воинское название  в) вероисповедание.

         Клубок (монашеский головной убор с покрывалом) носят: а) на голове  б) на шее  

в) в кармане

         Пращур – это:  а) динозавр  б) отец прадеда  в) название болезни

Лепота – это:  а) лепные узоры    б) настой липы    в) красота

Покажите свою десницу (правая рука)

Что необходимо знать, чтобы стать толмачом ? а) хорошо рисовать      б) быстро бегать          

в) знать языки

6.       Конкурс капитанов «Спешите видеть»  

           А) назовите этот предмет и расскажите о его владельце (показать  картинку, не называя). (Шапка Мономаха, Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого. Всю жизнь Мономах боролся с половцами и их союзниками, был крупным государственным полководцем, образованнейшим человеком своего времени)

           Б) алфавит (в 863г по заданию моравского князя Ростислава два брата – ученых монаха Кирилл и Мефодий – составили славянский алфавит)

7.        Финал. Задания двум оставшимся командам.

           А) посмотрите эту запись. (на доске: буки, есть, добро, азъ). Как вы думаете, сколько букв записано здесь? (ответ: 4. В старину названия у славянских букв были длинные и напоминали слова).

            Б) какое слово можно составить из этих четырех букв? (беда)

             В) Кирилл и Мефодий придумали одно слово, составив его из полных названий двух славянских букв с этого плаката. Кто первым назовет это слово?  (Азбука)

           Подведение итогов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Русь моя, люблю твои просторы.."

В сценари литературной гостиной говорится о любви к русской природе во всем её многообразии. В работе были использованы стихи русских поэтов, музыка русских композиторов, современные песни, романсы....

Сценарий литературного праздника "О Русь, взмахни крылами!"

«О Русь, взмахникрылами!» Литературный праздник,посвященный памятиС.А. Есенинадля 11-х классов...

литературно-музыкальный праздник Русь, Россия, Родина моя!

Тема « Русь, Россия, Родина моя!» даёт большие возможности для патриотического, нравственного и эстетического воспитания детей.     Ведь ...

Литературно-историческая композиция. Сценарий. Тема: "Муром - маленькая Русь"

Литературно-историческая композиция посвящена празднованию важной в истории нашей страны даты  - 1150-летия образования российской государственности....

Литературный вечер Святая Русь. Защитники земли русской

Тема. Святая Русь. Защитники земли русской.Цели. 1.Формировать представления о святой Руси.             2.Познакомить учащихся с защитниками...

Музыкально-литературная беседа "Русь, Россия, родина моя!". Мероприятие посвященное международному дню музыки. (презентация прилагается)

Цели: восстановление естественной связи детей с русской природой, с историческими и культурными ценностями России; воспитание школьников на судьбах наших земляков, прошлом, настоящем и будущем Родины...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...