Главные вкладки

    Урок литературы в 8 классе. Любовная лирика русских поэтов 19 – 20 в.
    план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

    Досугова Дина Александровна

    урок литературы в 8 классе « И жизнь, и слёзы, и любовь» Любовная лирика русских поэтов 19 – 20 в. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lyubovnaya_lirika_russkikh_poetov_19_-_20_v.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

       Урок литературы в 8 классе

    Тема:                                                                                                                                                      « И жизнь, и слёзы, и любовь» Любовная лирика русских поэтов 19 – 20 в.

    Цели: Познакомить с любовной лирикой поэтов 19-20 в., показать взаимосвязь музыки и поэзии, роль сильного чувства в судьбе поэтов, писателей, композиторов.

    Оборудование: Стихотворения Э. Асадова, А. Пушкина, С. Есенина, С.  Надсона, М. Троицкого, А. Дементьева, сборник романсов, сборник классической музыки, отрывок из к/ф. « Ирония судьбы или « С лёгким паром», портреты поэтов и композиторов.

                            Ход урока:

    1 Организационный момент.

    Здравствуйте! Прошу садиться!

    2. Сообщение темы и цели:

    Какой праздник отмечают 14 февраля? Поэт Эдуард Асадов сказал: « Да здравствуют люблённые поэты!

    Да здравствуют прекрасные стихи!»

    Я скажу по- другому: « Да здравствуют не только влюблённые поэты, но и люблённые писатели, композиторы, художники, режиссёры, потому что люблённый человек способен на многое»

    Какова тема урока?                                                                             Беседа .                                                                                       Прочитайте запись на доске. Чьи это слова? Из какого стихотворения Пушкина? Послушайте романс на стихи А. Пушкина « Я помню чудное мгновенье» и скажите : отчего у лирического героя поэта возникли : «…и жизнь, и слёзы, и любовь»?

    ( Прослушивание романса). Я повторю вопрос.

    Как поэт называет любимую женщину? Это стихотворение Пушкин посвятил женщине по имени Анна Керн.

    Как вы считаете, была у поэта безответная любовь? Послушайте стихотворение и скажите: что желает  лирический герой поэта женщине, не ответившей ему взаимностью?

    ( Стихотворение «Я вас любил»)

    Что желает лирический герой поэта женщине, отвергнувшей его чувства? Нужно быть человеком большой души и любить искренней чистой настоящей любовью , чтобы желать  любимой женщине счастья с другим.

    Великий австрийский композитор Людвиг Ван Бетховен любил одну женщину, но она предпочла другого. Бетховен очень сильно переживал, ушёл  лес. Два дня он пропадал  лесу. Вернулся исхудавший, осунувшийся, но результатом его переживаний стала вот это замечательная мелодия, «Лунная соната» Послушайте отрывок и скажите: каков характер музыки?

    ( Прослушивание отрывка)

    Какой характер музыки? Что вспоминается под эту музыку? О чём думается? Музыка грустная , даже печальная, но какая это печаль? Светлая печаль

    Иногда люди сами разрушают своё счастье неосторожным словом, поступком, нерешительностью , а потом всю жизнь несчастны. Вспомните произведение, в котором нерешительность главного героя стоила ему счастья. ( Повесть И. Тургенева «Ася»)

    Кто виноват в том, что главный герой потерял любовь всей своей жизни?

    Послушайте стихотворение и скажите, что нелегко сделать мужчине порою?

    ( Стихотворение «Как нелегко сказать порою…»)

    Что же трудно сделать порою? Очень трудно мужчине признать свои ошибки. А признать надо, чтобы не разрушить такое хрупкое счастье.

    Об этом предупреждает Ю. Друнина  своём стихотворении:

                 Мы любовь свою схоронили.

                Крест поставили на могиле

               «Слава Богу!- сказали оба.

               Только стала любовь из гроба,

                Укоризненно нам кивая:

               «Что ж вы сделали? Я живая!

    Так о чём предупреждает автор стихотворения?

    Какие литературные тропы, приёмы используются  в этом стихотворении? Какова роль метафоры и олицетворения  в этом тексте?

    Композитор Пётр Ильич Чайковский считал, что человек должен быть счастлив. Но счастье нужно заслужить. Существует много препятствий для любви и только смелость и целеустремлённость главного героя , верность любящих людей разрушает зло.

    Об этом его самые известные произведения. Назовите их. Послушайте одну очень известную мелодию Чайковского, попробуйте узнать, что это.

       (Чайковский «Танец маленьких лебедей»)

    Как называется? Из какого музыкального произведения? Какой эпитет  связан с этими гордыми птицами? Что обозначает сочетание «лебединая верность»?

    Послушайте стихотворение А. Дементьева «Два лебедя» и скажите: что придало силы лебедям?

      ( Стихотворение А. Дементьева « Два лебедя»)

    Что помогло лебедице взлететь?

    Очень много стихотворений о любви у поэта С. Есенина. Предлагаю послушать одно из самых ярких. Послушайте и скажите: На что гото лирический герой ради любимой?

    ( Стихотворение  С. Есенина «Заметался пожар голубой»)

    На что готов лирический герой ради любимой?

    Какую комедию каждый год можно посмотреть по телевизору 31 декабря? « Ирония судьбы или с «С лёгким паром» - весёлая новогодняя комедия режиссёра Э. Рязанова. В этом фильме звучит очень грустное стихотворение А. Кочеткова. Послушайте и скажите: какие слова повторяются в этом стихотворении?

        ( Прослушивание стихотворения. Просмотр отрывка фильма)

    Какие слова повторяются  этом стихотворении?

    Иногда всё- таки приходится расстаться. Главное, успеть сказать всё, что хочешь, что чувствуешь, иначе будет поздно, как в стихотворении К. Шаповаловой «Королева» Послушайте стихотворение и скажите: почему не придёт мальчишка?

     (Стих. К. Шаповаловой «Королева»)

    Почему не придёт мальчишка? Какой год упоминается  этом стихотворении? Что происходило у нас в стране в 1941 году. Страшный был год. Много молоденьких мальчишек не вернулось в этом году домой. Многих не дождались живыми матери и любимые.

      Иногда бывает так: человек горит много, красиво, но за словами ничего нет. Об этом стихотворение Эдуарда Асадова «Трусиха». Послушайте стихотворение и скажите: какие слова чаще всего повторяются при описании внешности главных героев .

      (Стихотворение Э. Асадова «Трсиха»)

    Какие слова употребляются при описании внешности главных героев? Почему «… парень со спортивною фигурой…» ? Спортивная фигура – это пустая оболочка, футляр, в котором ничего нет, только фигура. А ведь самое главное, чтоб парень, мужчина был прежде всего таким, каким представлен в стихотворении М. Троицкого. Послушайте стихотворение и скажите: какие самые главные, запоминающиеся слова в этом стихотворении?

    (М. Троицкий «Застыли как при первой встрече..»)

    Что же самое главное  мужчине, в солдате? Конечно, надёжность. Приближается праздник 23 февраля, и я желаю нашим будущим мужчинам, солдатам  самое главное: быть надежными людьми. И, конечно, нужно всегда верить  силу любви, как в стихотворении С. Надсона «Верь в великую силу любви» Послушайте и посмотрите запись на доске.

    Подведение итогов урока:

    На что же способно искренне любящее сердце?

    Домашнее задание: Человек с большим сердцем, или как сказал Э. Асадов : «… люблённый поэт…» способен любить не только другого человека. Настоящий поэт любит свою Родину, природу, жизнь, окружающую его. И свою любовь передаёт в своих произведениях. На стр. 42- 44 стихи о природе. Выберите самое на ваш взгляд трогательное , искреннее и выучите к следующему уроку

    Выставление оценок.

                    Приложение:

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы «Колыбельные песни на стихи русских поэтов»

    Организовать деятельность учащихся  по восприятию   стихотворения  А.Плещеева « Песня матери», изучению биографии русского поэта , способствовать расширению представлений о л...

    "Я – голос Ваш" (разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой"). 11-й класс

    Разработка урока по литературе.11 класс.Цель: раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;помочь почувств...

    Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"

    Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...

    Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"

    Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА»

    Урок анализа поэтического текста. Цель урока: познакомить учащихся 10 класса с особенностями любовной лирики Ф. И. Тютчева....

    Урок литературы по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова". 9 класс.

    Лирика – непростой для восприятия учащихся род литературы. Особенность ее состоит в том, что в поэтическом произведении нет героя, а предметом изображения становится внутренний мир человека, его...