Контрольная работа по творчеству М.Горького в 11 классе
материал для подготовки к егэ (гиа, литература, 11 класс) по теме

Подловилина Светлана Валерьевна

Контрольная работа состоит из двух частей: в первой обучающимся предлагается ответить на вопросы, во второй части необходимо выбрать тему творческой работы и написать ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.r.po_tv-vu_gorkogo.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по творчеству М.Горького. 11 класс.

Вариант 1

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B12.

Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.

Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лёжа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

Они шли, пели и смеялись; мужчины - бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки - весёлые, гибкие, с тёмно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шелковые и чёрные, были распущены, ветер, тёплый и лёгкий, играя ими, звякал монетами, вплетёнными в них. Ветер тёк широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили всё дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их всё прекраснее.

Кто-то играл на скрипке... девушка пела мягким контральто, слышался смех...

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-чёрные или коричневые. Между ними ласково блестели тёмно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звёзд. Всё это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И всё как бы остановилось в своём росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.

- Что ты не пошёл с ними? - кивнув головой, спросила старуха Изергиль.

Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями.

- Не хочу, - ответил я ей.

- У!., стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны... Боятся тебя наши девушки... А ведь ты молодой и сильный...

Луна взошла. Её диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своём веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей.

- Смотри, вон идёт JIappa!

Я смотрел, куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами, и видел: там плыли тени, их было много, и одна из них, темней и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже сестёр, - она падала от клочка облака, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они.

- Никого нет там! - сказал я.

- Ты слеп больше меня, старухи. Смотри - вон, тёмный, бежит степью!

Я посмотрел ещё и снова не видел ничего, кроме тени. (М.А. Горький, «Старуха Изергиль».)

B1        Назовите литературное направление, во второй половине XIX века уступившее место реализму и возрождённое в ранней прозе М. Горького.

B2        Укажите жанр, к которому принадлежит произведение М. Горького «Старуха Изергиль».

В3        В начале фрагмента даётся описание группы молдаван, возвращавшихся с работы. Как называется средство характеристики персонажей, строящееся на описании их внешности?

B4        Значительное место в приведённом фрагменте занимает описание вечерней природы. Каким термином обозначается такое описание?

B5        Назовите приём, используемый автором в тексте: «обрывки туч... мягкие, как клубы дыма»; «мрачные все, как демоны».

B6        Приведённый фрагмент открывает повествование. Как называется часть композиции произведения, знакомящая с обстановкой действия и предваряющая завязку?

В7        К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ                        ЛИНИЯ СОПОСТАВЛЕНИЯ

А) Аркадэк                        А) гордый шляхтич, покоривший сердце Изергиль

Б) Ларра                        Б) маленький турок, бежавший с Изергиль от отца

В) Данко                        В) сын орла из легенды о наказанной гордыне

                                 Г) легендарный герой, спасший своё племя от гибели

B8        О ком из героев рассказа Максима Горького сказано: «сын орла и женщины», «он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу», «У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел этого»?

B9         Кто из героев произведений М. Горького "разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце", горящее "факелом великой любви к людям"?

В10        Укажите, какой новый тип героя ввел М. Горький в своих произведениях.

B11        Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах М. Горького?

B12        Какой художественный прием использован писателем в следующем отрывке в выделенных предложениях? "Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было спокойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов... Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день".

Часть 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B13-B24.

Анна. Там пельмени мне оставила Квашня... возьми, поешь.

Клещ (подходя к ней). А ты - не будешь?

Анна. Не хочу... На что мне есть? Ты - работник... тебе - надо...

Клещ. Боишься? Не бойся... может, ещё...

Анна. Иди, кушай! Тяжело мне... видно, скоро уж...

Клещ (отходя). Ничего... может - встанешь... бывает! (Уходит в кухню.)

Актёр (громко, как бы вдруг проснувшись). Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм - совершенно отравлен алкоголем...

Сатин (улыбаясь). Органон...

Актёр (настойчиво). Не органон, а ор-га-ни-зм...

Сатин. Сикамбр...

Актёр (машет на него рукой). Э, вздор! Я говорю - серьёзно... да. Если организм - отравлен... значит - мне вредно мести пол... дышать пылью...

Сатин. Макробиотика... ха!

Бубнов. Ты чего бормочешь?

Сатин. Слова... А то ещё есть - транс-сцедентальный...

Бубнов. Это что?

Сатин. Не знаю... забыл...

Бубнов. А к чему говоришь?

Сатин. Так... Надоели мне, брат, все человеческие слова... все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...

Актёр. В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь... Я играл в ней могильщика...

Клещ (выходя из кухни). Ты с метлой играть скоро будешь?

Актёр. Не твоё дело (Ударяет себя в грудь рукой.) «Офелия! О... помяни меня в твоих молитвах!..»

За сценой, где-то далеко, - глухой шум, крики, свисток полицейского. Клещ садится за работу и скрипит подпилком. (М.А. Горький, «На дне».)

B13        Назовите литературное направление, основному принципу которого - исследованию сложной взаимосвязи характеров и сформировавших их социальных обстоятельств - следует М. Горький в пьесе «На дне».

B14         К какому роду литературы принадлежит произведение М. Горького?

B15        Как называется элемент сюжета, характеризующий действующих лиц, их взаимоотношения и предшествующий завязке?

В16        Установите соответствие между персонажами пьесы и обстоятельствами, которые привели их в ночлежку. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ                ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

А) Сатин                А) служил в Казённой палате, за растрату денег попал в тюрьму, затем оказался в ноч                        лежке

Б) Барон                Б) был скорняком, владельцем мастерской; уйдя от жены, лишился «своего заведения»                         и оказался в ночлежке

В) Бубнов                В) был сторожем на даче в Сибири; ночлежка - один из пунктов его странствий

                         Г) из-за сестры «убил подлеца в запальчивости и раздражении», попал в тюрьму, после                         тюрьмы оказался в ночлежке

B17        Столкновения между героями обнаруживаются с самого начала пьесы. Как называется непримиримое противоречие, лежащее в основе драматургического действия?

B18        Каким термином обозначаются авторские пояснения, комментирующие действия персонажей (выходя из кухни; ударяет себя в грудь рукой и т.п.)?

В19        Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и их афористичными высказываниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ                ВЫСКАЗЫВАНИЕ

А) Лука                А) «А ниточки-то гнилые...»

Б) Бубнов                Б) «Образование — чепуха, главное — Талант»

В) Актёр                В) «Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!»

                         Г) «Мяли много, оттого и мягок...»

B20        Развитие действия сопровождается чередованием реплик действующих лиц. Укажите термин, обозначающий такую форму художественной речи.

В21        Кому из героев пьесы Максима Горького «На дне» принадлежит приведенные высказывания? «Человек — свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум...», «Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!», «Человек — выше сытости!..»

В22        На известие о каком событии в пьесе Максима Горького «На дне» Сатин откликается: «Эх... испортил песню... дуррак!»?

B23        Как называются устойчивые сочетания, характерные для речи Сатина, например, «дважды убить нельзя»?

B24        Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их личности и характера?

Часть 3

Прочитайте внимательно предложенные темы творческих работ С1-С3. Выберите только одну и напишите сочинение.

С1. Каково значение легенд о Ларре и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»?

С2. Какова роль природы в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»?

С3. Почему пьесу М. Горького «На дне» называют социально-философской драмой?


Контрольная работа по творчеству М.Горького. 11 класс.

Вариант 2

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B12.

Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки, в той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтоб укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там.

Вот какая щедрая земля в той стране!

 Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками.

 Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно на землю. Тогда пошли искать девушку, но - не нашли ее. И забыли о ней, как забывают об всем на земле. <..> Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад. И, когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес ее в горы и жил с нею там, как с женой. Вот его сын, а отца нет уже; когда он стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы, насмерть разбился о них...

 Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их - он не хочет делать этого. О!.. тогда уж совсем рассердились они. Рассердились и сказали:

 - Ему нет места среди нас! Пусть идет куда хочет. (М. Горький, «Старуха Изергиль».)

B1        Какое литературное направление нашло воплощение в ранних произведениях М. Горького «Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль» и т. д.?

B2        Кто выступает повествователем в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»?

В3        На сколько частей композиционно делится повествование в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»?

В4        К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ                        ЛИНИЯ СОПОСТАВЛЕНИЯ

А) Ларра                        А) легендарный герой, спасший своё племя от гибели

Б) Данко                        Б) маленький турок, бежавший с Изергиль от отца

В) Аркадэк                        В) сын орла из легенды о наказанной гордыне

                                 Г) гордый шляхтич, покоривший сердце Изергиль

B5        В данном фрагменте изображено столкновение позиций героев. Выпишите термин, обозначающий такое столкновение в литературном произведении.

B6        Каким термином обозначают какую-либо значимую подробность, важную для понимания цельного художественного образа (например, «холодные и гордые» глаза героя)?

B7        Как называется средство художественной изобразительности, с помощью которого автор характеризует персонажей: «черноволосую и нежную, как ночь», «сильный, как сама она», «глаза, как у царя птиц»?

B8        Определите, какой стилистический прием, свойственный поэтической речи, М. Горький использует в тексте: «И забыли о ней», «И, когда ее спросили», «И разговаривали с ним» и т. д.?

В9        Кто в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» произносит: «В жизни всегда есть место подвигам»?

B10        Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах М. Горького?

В11        Какое преступление совершил герой рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» Лappa?

В12        Какое изобразительно-выразительное средство использовано М.Горьким в словосочетаниях: "стрелы <...>жалкие", "солнца, жестоко жаркого", "могучее племя"?

Часть 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B13-B24.

Лука (задумчиво, Бубнову). Вот... ты говоришь — правда... Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил...

Бубнов. Во что-о?

Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле — особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он — бедный, жил — плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, — духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько — пожду... а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю...» Одна у него радость была — земля эта...

Пепел. Ну? Пошел?

Бубнов. Куда? Хо-хо!

Лука. И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной — нет!..

Пепел (негромко). Ну? Нету?

Бубнов хохочет.

Наташа. Погоди ты... ну, дедушка?

Лука. Человек — не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои — ни к чему, если праведной земли нет... Ученый — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть! а по планам выходит — нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему — раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой — и удавился!..

Все молчат.

Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу. (М. Горький, «На дне».)

B13        Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

B14        Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении?

В15        Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и родом их занятий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ                РОД ЗАНЯТИЙ

А) Лука                А) слесарь

Б) Бубнов                Б) вор

В) Пепел                В) картузник

                         Г) странник

В16        Где происходят события пьесы Максима Горького «На дне»?

B17        Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ                ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Лука                А) хотел бы иметь бесплатный трактир

Б)  Бубнов                Б) внезапно исчезает из ночлежки

В)  Пепел                В) умирает от тяжелой болезни

                         Г) убивает хозяина ночлежки

В18        На известие о каком событии в пьесе Максима Горького «На дне» Сатин откликается: «Эх... испортил песню... дуррак!»?

B19        В своей речи Лука рассказывает о герое, который не участвует в действии. Как в литературоведении называется такой персонаж?

B20        Из первой реплики Луки выпишите слово, повтор которого усиливает звучание главной темы фрагмента.

В21        Кто из героев пьесы Максима Горького «На дне» считает, что «для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё — хлам-народ... И вот от них рождается столяр... такой столяр, какого подобного и не видала земля, — всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает... и сразу дело на двадцать лет вперед двигает... Так же и все другие... слесаря, там... сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже господа — для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет... а может, и больше — для лучшего человека живут!»?

B22        Как называются пояснения автора к тексту пьесы («негромко», «задумчиво, Бубнову»)?

B23        Какая сцена является завязкой внутреннего конфликта в пьесе М. Горького «На дне»?

B24         Судьба кого из героев пьесы сложится трагически?

Часть 3

Прочитайте внимательно предложенные темы творческих работ С1-С3. Выберите только одну и напишите сочинение.

С1. Каково значение образов-символов в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»?

С2. Каковы представления о «правде и лжи» героев пьесы М. Горького «На дне» Луки и Сатина?

С3. Портрет одного из босяков, героев пьесы М.Горького «На дне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменная работа по творчеству М. Горького

Письменная работа проводится в 11 классе после изучения творчества Максима Горького....

Контрольная работа по произведениям М.Горького

Материал предназначен для контроля знаний по произведениям М.Горького ("Старуха Изергиль", "Челкаш")...

Контрольная работа по творчеству М.Горького

Контрольная работа для 11 класса, проверяющая знания по биографии и творчеству М.Горького. Продолжительность 1 урок...

Контрольная работа по творчеству Салтыкова-Щедрина. 7 класс

Работа по сказкам "Дикий помещик", "Как один мужик...", включпет вопросы по содержанию и теории литературы...

Контрольная работа по творчеству А.Пушкина 8 класс

Контрольная работа составлена в двух вариантах, содержит задания на знание литературоведческих терминов, проверяет умения строить высказывание по прочитанному роману "Капитанская дочка", содержит зада...

контрольная работа по пьесе М.Горького "На дне"

Контрольная работа по пьесе М.Горького "На дне" в форме таблицы позволяет представить полную картину жизни и взглядов обитателей ночлежки....

Контрольная работа по творчеству Ю.Казакова.7 класс

Контрольная работа по творчеству Ю.Казакова.7 класс...