Контрольная работа в 11 классе по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) по теме

Подловилина Светлана Валерьевна

Контрольная работа содеожит два варианта: в каждом 3 части. В первой части обучающиеся кратко отвечают на 7 вопросов по прозаическому тексту и формулируют развернутые ответы на два вопроса (С1 и С2), во второй части вопросы составлены по стихотворениям И.А.Бунина, направленные на отработку умения определять и стихотворные размеры, и рифму, и композиционные особенности, и средства выразительности (то, что проверяется на ЕГЭ по литературе). В третьей части обучающимся предлагается на выбор три темы сочинений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.r.-bunin_i_kuprin-11.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна. 11 класс.

1 вариант

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в виде слова или сочетания слов.

Бесчисленные огненные глаза корабля были за снегом едва видны Дьяволу, следившему со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем. Дьявол был громаден, как утес, но еще громаднее его был корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем. Вьюга билась в его снасти и широкогорлые трубы, побелевшие от снега, но он был стоек, тверд, величав и страшен. На самой верхней крыше его одиноко высились среди снежных вихрей те уютные, слабо освещенные покои, где, погруженные в чуткую и тревожную дремоту, надо всем кораблем восседал его грузный водитель, похожий на языческого идола. Он слышал тяжкие завывания и яростные взвизгивания сирены, удушаемой бурей, но успокаивал себя близостью того, в конечном итоге для него самого непонятного, что было за его стеною той большой как бы бронированной каюты, что то и дело наполнялась таинственным гулом, трепетом и сухим треском синих огней, вспыхивавших и разрывавшихся вокруг бледнолицего телеграфиста с металлическим полуобручем на голове. <...> И опять мучительно извивалось и порою судорожно сталкивалась среди этой толпы, среди блеска огней, шелков, бриллиантов и обнаженных женских плеч, тонкая и гибкая пара нанятых влюбленных: грешно скромная, хорошенькая девушка с опущенными ресницами, с невинной прической и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изящнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке - красавец, похожий на огромную пиявку. И никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку, ни того, что стоит гроб глубоко, глубоко под ними, на дне темного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля, тяжко одолевающего мрак, океан, вьюгу...

В1. Назовите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок.

В2. К какому литературному направлению относится данное произведение?

В3. Как называется прием выразительности, использованный писателем в словосочетании: "грешно скромная ... девушка с опущенными ресницами"?

В4. Из второго предложения выпишите сравнение.

В5. Из какого элемента композиции взят данный отрывок?

В6. Определите, чей это портрет в рассказе: "...высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных..."?

В7. Допишите слово: " Сладко пахнет в Италии земля после дождя, и свой, особый запах есть у каждого ее острова! Остров __________ был сыр и темен в этот вечер..."

С1. В каких еще произведениях русской литературы звучит мотив смерти?

С2. Что вы можете сказать об образе автора в этом рассказе?

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12.

          Родине

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат...

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей —

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, кто сотни верст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

                        И.А.Бунин

В8. Как называется композиционный прием, который использует И.А.Бунин в стихотворении "Родине"?

В9. Какой прием выразительности использован в сочетании " Они, о родина, корят/ Тебя твоею простотою..."?

В10. Как называется прием поэтической звукописи, основанный на повторе гласных звуков и придающий стиху особую музыкальность?

В11. Определите, каким размером написано стихотворение И.А.Бунина "Родине".

В12. Выпишите из третьей строфы фразеологизм.

Часть 3

Прочитайте внимательно предложенные темы творческих работ С3-С5. Выберите только одну и напишите сочинение.

С3. "Я к вам пишу..." (Письмо господину из Сан-Франциско)

С4. Тема жизни и смерти в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско".

С5. В чем поэзия И.А.Бунина перекликается с поэзией А.А.Фета и Ф.И.Тютчева? В каких стихотворениях?


Контрольная работа по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна. 11 класс.

2 вариант

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в виде слова или сочетания слов.

Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей  и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими  ресницами среди черной  ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким  столбом и точно расплескивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом. Ночные бабочки бились о стеклянные колпаки свечей. Звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады.

 <...> давно уже уехали, обещав прислать лошадей обратно со станции трамвая за комендантом. Оставшиеся гости сидели на террасе.  <...>Они заботливо ухаживали за генералом, наполняли тяжелым, густым вином его тонкий стакан, придвигали ему спички, нарезали сыр и так далее. Старый комендант хмурился от блаженства.

 - Да-с... Осень, осень, осень, - говорил старик, глядя на огонь свечи и задумчиво покачивая головой. - Осень. Вот и мне уж  пора  собираться. Ах, жаль-то как! Только что настали красные денечки. Тут бы жить да жить на берегу моря, в тишине, спокойненько...

В1. Назовите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок.

В2. К какому литературному направлению относится данное произведение?

В3. Кому из героев рассказа, из которого взят отрывок, принадлежат следующие слова: «Любовь должна быть трагедией! Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»?

В4. К какому типу литературных героев можно отнести чиновника, пишущего письма главной героине в рассказе, из которого приведен отрывок?

В5. Какое средство выразительности использовано во фразе: "...узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта..."

В6. Допишите нужное слово: "Но зато посредине <...> возвышались, окружая  какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов кабошонов, каждый величиной с ___________".

В7. Определите, чей это портрет в рассказе: " Старшая, <...>,  пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах."

С1. В каких еще произведениях русской литературы звучит тема любви?

С2. Согласны ли вы с мнением критиков о том, что фигура Желткова (по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет") несет на себе печать ущербности? Мотивируйте свой ответ.

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12.

За все тебя, Господь, благодарю!

 Ты, после дня тревоги и печали,

 Даруешь мне вечернюю зарю,

 Простор полей и кротость синей дали.

 Я одинок и ныне — как всегда.

 Но вот закат разлил свой пышный пламень,

 И тает в нём Вечерняя Звезда,

 Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

 И счастлив я печальною судьбой,

 И есть отрада сладкая в сознанье,

 Что я один в безмолвном созерцанье,

 Что всем я чужд и говорю — с тобой.

                                            1901

                                          И.А.Бунин

В8. Какой синтаксический прием выразительности использован поэтом в последних строках?

В9. Как называется прием поэтической звукописи, основанный на повторе согласных звуков и придающий стиху особую музыкальность?

В10. Какое средство выразительности использовано в словосочетании: "...закат разлил свой пышный пламень..."?

В11. Определите, каким размером написано стихотворение И.А.Бунина "За все тебя благодарю...".

В12. Выпишите из стихотворения сравнение.

Часть 3

Прочитайте внимательно предложенные темы творческих работ С3-С5. Выберите только одну и напишите сочинение.

С3. "Я к вам пишу..." (Письмо Желткову от лица Веры Шеиной).

С4. Споры о сильной, бескорыстной любви в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет".

С5. Как движутся навстречу друг другу бунинские стихи и проза? Какие мотивы их сближают?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 класс. Тестовая работа по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна

Тестовая работа  в 2-х вариантах ( задания уровня А и уровня В)....

Контрольная работа по биографии и творчеству А.С.Пушкина для 6 класса

В контрольной работе проверяются знания фактов биографии А.С.Пушкина, изучающиеся в 5-6 классах. Дается вопрос на осмысление романа "Дубровский". Проверяютя знания двусложных стихотворных размеров....

контрольная работа по устному народному творчеству и древнерусской литературе для 7 класса

В помощь учителю после изучения УНТ и древнерусской литературы....

Урок литературы для 11 класса по творчеству И.А. Бунина. Тема: Тема: «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность» (И. А. Бунин)

Данный урок посвящён теме изучения рассказа "Антоновские яблоки". Урок проблемный, на нём применяются исследовательская технология, групповая работа....

Тест по литературе: творчество И.А. Бунина и А.И. Куприна

Тест на проверку знаний текстов классиков 20 века....