Использование опорных конспектов на уроках литературы
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Фатейчев Сергей Николаевич

Наиболее распространёнными и активно применяемые в настоящее время учителями русского языка и литературы из существующих форм наглядности являются опорные конспекты. В использовании их  важно отметить преемственность при работе с учениками и систематичность этой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование опорных конспектов на уроках литературы

Схема- целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко – значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, то есть поставить гипотезы и организовать их проверку. Схема – это скелет работы, без которого она превращается в медузу…    

Л.Н. Гумилев    

Наиболее распространёнными и активно применяемые в настоящее время учителями русского языка и литературы из существующих форм наглядности являются опорные конспекты. В использовании их  важно отметить преемственность при работе с учениками и систематичность этой работы. Однако надо отметить, что далеко не каждая тема и произведение требует необходимости работы по нему с опорными конспектами. К составлению опорного конспекта предъявляются следующие требования:                                                      а) опорный конспект должен быть лаконичен, то есть знаков должно быть немного;                                  

б) опорный конспект должен быть построен из блоков, количество которых не должно превышать 7. Каждый из блоков может быть воспроизведен учащимися в отдельности, что позволит производить опрос нескольких человек по одному опорному конспекту;                                                                                                                          

в) похожие опорные конспекты трудно сохранить в памяти, поэтому они должны отличаться разнообразием форм;                                                                                                                      

г) опорные конспекты должны иметь элемент занимательности;                                                  

д) опорные конспекты желательно оформлять в цвете: красным – основное;                                    

е) при составлении опорного конспекта необходимо использовать разнообразные сигналы: смысловые, ассоциативные, аббревиатуры, графические, орфографические, пунктуационные, комбинированные.

Как я работаю по опорным конспектам мы с ребятами?
Учащиеся не получают конспект в готовом виде, учатся составлять его постепенно, с учетом закономерностей и последовательности под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения материала: работа с учеником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами.
После составления конспекта для формирования у учащихся умения ориентироваться в нем, проверки правильности, точности и полноты записи в качестве образца делается первичное озвучивание конспекта учителем. На дом учащиеся получают задание еще раз прочитать теоретический материал темы и разобрать его по конспекту. Следующий урок начинается с повторного озвучивания учителем теоретического материала по опорной схеме, затем используются различные формы работы с учащимися по нахождению, восприятию, пониманию, воспроизведению отдельных блоков и конспекта в целом. Это беседы по вопросам, терминологический диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у доски, парные взаимовопросы, "полетное" повторение. Работа по опорному конспекту включена во все уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля и коррекции. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ на лингвистическую тему; эта тренировка помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся.
Таким образом, опорный конспект представляет собой свернутое знание, готовое развернуться в объемное. Использование опорных конспектов повышает качество усвоения информации: материал излагается дважды, учащиеся готовятся к воспроизведению опорного конспекта дома, возможно письменное или устное воспроизведение, возможны варианты ответов – все это позволяет прочно усвоить информацию. Использование опорных конспектов позволяет развивать и творческие способности учащихся и формирует у них основы критического мышления.                                                                                                                                                 Создание опорного конспекта – сложная творческая задача, требующая от учителя и учеников глубокого знания материала, способности к обобщению и абстрагированию.  

Поэтому, я приведу примеры использование опорных конспектов на уроках литературы.

                                                                                     



Предварительный просмотр:

9 кл.  Мёртвые души в одноимённой поэме Н.В. Гоголя.

Смех сквозь невидимые миру слёзы         

Гоголь

        О ком скажете крепостник, бесхозяйственность, беспечность, пустота, прожектёрство, пустословие, претенциозность, страсть к заграничному, праздность, мелочное скопидомство, духовное убожество, дикое невежество, хозяйственность, бесшабашенность, бессмысленная деятельность, человек без внутреннего контроля, воплощение грубости, убожество, потеря человеческого вида, бездушие, дикое расточительство и бессмысленное накопительство, оброчное и барщинное хозяйство, трагедия. Сатира или юмор? Чиновники, Чичиков? Не «мёртвые души» ли они?

6 кл. «Левша» - сказ о русском гениальном простом человеке.

Творчество Н.С. Лескова – это служение русскому народу. «Читатель откроет для себя целый мир невиданной красоты, неповторимых образов, причудливый мир, где русский дух безмерный в радости и в печали, где «Русью пахнет…» (Ю Нагибин).

Народ и его судьба

Непритязательная внешность, темнота, нищета, унижения, бесправие

Ум, трудолюбие, талант, скромность, чувство собственного достоинства, находчивость, самоотверженность, патриотизм

Судьба после возвращения из-за границы

Английский полшпикер                                                                         Левша (трагична) (Докажите)

«Собственно имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства… Работники… о прежней старине… вспоминают с гордостью и любовью. Это их эпос, и притом с очень «человечкиной душою».

                                                                                                                        Н.С. Лесков

7 кл. Почему Алёша вырос человеком в условиях «свинцовых мерзостей»?

Превосходная должность быть на земле человеком

Горький

I Что значит быть человеком? Кто воспитывает человека? Семья? Друзья? Сам? Общество?

II Алёша Пешков – человек: чувство собственного достоинства. Возмущение жестокостью, поэтичность, доброта, жалость, стыд, совестливость, трудолюбие. Встречаются в жизни добро и зло. Они ходят рядом. У каждого право выбора.

Что видел Алёша в детстве?

«Свинцовые мерзости»:

грубость, бесцеремонность трусость, жестокость, жадность, ненависть, подлость, потеря стыда совести

Доброе, разумное…:

Любовь, дружба, уважение, бескорыстие, доброта, поэтичность, самоотверженность, простота, трудолюбие, совестливость, любовь ко всему русскому.

«Как же стать человеком? Надо уметь делать выбор. Совесть подскажет, сердце. «Любовь к человеку и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего» (Горький). Он любит людей. А каким хочу быть я?

8 кл. Кто прав в споре о счастье?

(По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)

I                                                        Что такое счастье?

                                                Представление о счастье

II        

Представления о счастье

Путь к счастью?

Человек познаёт себя

Стоимость счастья

                        

8 к.         Оклеветал ли Гоголь Россию?

I Постановка «Ревизора» и отзывы о комедии.

30-е-40-е годы XIX века

Смех сквозь невидимые миру слёзы

        «Ревизор» - зеркало Николаевской эпохи.

        Актуальна ли комедия в наше время.

9 кл.         Почему Байрон – «властитель дум» передовой русской молодёжи начала XIX века.

Судьба поэта Шотландия, первозданная природа,  Англия (Альбион), лорд, аристократ, разрыв с аристократической средой, участие в борьбе за освобождение Греции.

Личность Байрона (в поступках, в стихах)

Сила воли, справедливость, долг, гражданственность, сочувствие, сострадание обездоленным, смелость, мужество

Идеал жизни – борьба!

Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда»

Герой мятущаяся личность

Сын века, разрыв с аристократической средой, поиск смысла жизни, духовное обновление- в соприкосновении с народной жизнью, Испания – Албания – Греция. Трагичность судьбы. Смысл жизни – в борьбе и созидании

Романтическое произведение

Природа чувства

Воплощение красоты, гармонии, правды, ирония, сарказм, восхищение

9 кл. 1711-1765 М.В. Ломоносов                                                                Г.Р. Державин 1743-1816

18 век – эпоха                 формирования                 национального                 самосознания.

        

        

Призвание человека – служить отчизне.

9 кл. «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе.

Россия начала XIX века.

Общественно-политический строй, экономика, культура.

Роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни» и «в высшей степени народное произведение».  (В.Т. Белинский).

Словарь: страшный бесчеловечный мир, жажда идеала, нравственные испытание, бездеятельность, лицемерие, равнодушие, искренность, доверчивость, легкомыслие, гордость, благородство, разочарованность, пылкость, мечтательность, восторженность.

7 кл. Размышляя над поэмой М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

I

        

Кто сопоставляется

        

Поединок – суд чести

        Отношение к народу

«Царь и время бессильны убить память о народном подвиге»

8 кл. Проблема повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина

Причина народного бунта.

Народ и дворяне.

Вопросы морали

«Доброта, милосердие, честь, совесть, долг  - основа поступков каждого человека»

9 кл. «Горе от ума» - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбах России, о путях её переустройства, о смысле человеческого счастья..

Начало ХХ века, противоречия русской действительности. Просветительские идеи и романтическое воодушевление. Тайные политические общества. Мечта о преобразовании России, об освобождении от рабства.

Новая Россия

  1. Свободолюбивая молодёжь, сочувствие закрепощённому народу, гуманизм, новое представление о смысле жизни, о свободе личности, о пользе просвещения, о национальном достоинстве, честности.
  2. Герой – пылкий влюблённый, доверчивый, человек иронического ума, чести.

Ч а ц к и й

К о н ф  л и к т

Ф а м у с о в щ и н а

«Барство дикое» - крепостники, защита феодальных порядков, невежество, эгоистичные интересы, карьеризм, чинопочитание, холопство, преклонение перед иностранным, восхваление «века минувшего», праздность, мизерность интересов, солдафонство, лицемерие, сплетни, притворство, безнравственность.

Способы борьбы

Страстное слово публициста гражданина                                                        клевета

Итог борьбы                                                                                        испуг

«Горе от ума» - блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни

9 кл. «Слово о Полку Игореве» - «золотое слово» русской литературы XII век. Феодальная раздробленность. Удельные князья. Междоусобицы. Набеги половцев.

Родина, война, мир, труд, любовь, верность, доблесть, человечность – таков гуманистический смысл «Слово о полку Игореве».

Словарь: слышу запахи родной земли, вижу кровавую битву, мужественные лица русичей, понимаю горе родной земли, сочувствую; призыв к единству, к миру.

9 кл. Романтизм В.А. Жуковского и романтизм К.Ф. Рылеева

Отечественная война 1812 года – духовный и ратный подвиг народа. Контрасты русской действительности: героизм народа и крепостное право. Романтизм как литературное направление.

Поэзия Жуковского: неприятие действительности грустные раздумья волшебный мир воображенья таинственный мир души устремлённость к идеалу страстная мечта несбыточность надежд

Баллада, лирика, поэма

Выразил, предал, воплотил, воспел, обличал, уподобил, призывал

Песня, дума, сатира

Поэзия Рылеева: гражданская активность, призыв к борьбе за свободу, борьба с несправедливостью, интерес к героическому прошлому, идеал человека – гражданина, боль и тревога за судьбу народа, обличение самовластья, пассивности

Созерцательно-психологический характер

Гуманизм

Пропагандистский характер

Стремление выразить свою мечту, идеал.

Исключительные, загадочные характеры

Исключительность обстановки, обстоятельств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Пример использования опорных конспектов по фонетике, деепричастию на уроках русского языка в 5-7 классах...

Использование опорных конспектов на уроках географии в 11 классе.

Опорные конспекты к урокам географии в 11 классе....

Использование опорных конспектов на уроках географии.

Методика опор - перспективный метод развития логического мышления,памяти,вырабатывает навыки анализа, раскрывает творческий потенциали индивидуальные способности учеников....

использование опорных конспектов на уроках биологии

Данный материал кратко рассказывает о методике использования опорных конспектов по системе В.Ф.Шаталова на уроках...

Использование опорных конспектов на уроках русского языка.

В работе представлен педагогический опыт использования опорных конспектов на уроках русского языка в 5-11 классах....

Использование опорных конспектов на уроках географии.

Статья "Использование опорных конспектов на уроках географии"...

Опорные таблицы как наиболее оптимальная форма изучения нового материала и повторения изученного при подготовке к аттестации (Методические рекомендации по использованию опорных таблиц на уроках литературы)

Использование на уроках литературы опорных таблиц или схем позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность обучающихся в течение всего учебного времени, отводимого н...