Опорные таблицы как наиболее оптимальная форма изучения нового материала и повторения изученного при подготовке к аттестации (Методические рекомендации по использованию опорных таблиц на уроках литературы)
учебно-методический материал по литературе (10, 11 класс) на тему

Назирова Ольга Викторовна

Использование на уроках литературы опорных таблиц или схем позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность обучающихся в течение всего учебного времени, отводимого на изучение темы, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной познавательной практической и  художественно-творческой работы. Материал, поданный в виде таблицы, предполагает более тщательную узкую проработку материала как теоретического, так и художественного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_opornyh_tablits_na_urokah_literatury.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Уваровщинская сош»

 «Опорные таблицы как наиболее оптимальная форма изучения нового материала и повторения изученного при подготовке к аттестации»

(Методические рекомендации по использованию опорных таблиц на уроках литературы)

Автор: Назирова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

с. Голынщина, 2018 г.

В настоящее время идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Появилась возможность выбирать и конструировать педагогическую деятельность по любой модели, включая авторские. Сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Задача каждого преподавателя – внести в педагогику что-то своё, индивидуальное.

         У традиционного урока есть немало положительных сторон. Это систематический характер обучения, упорядоченная, логически правильная подача педагогического материала, организационная чёткость и т. д. Однако есть и немало недостатков: однообразие, пассивность обучающихся, слабая речевая деятельность. Поэтому в традиционный урок необходимо вносить нетрадиционные элементы, приёмы, позволяющие обеспечить высокую результативность деятельности учащихся. Обычный урок даёт безграничные возможности для творчества.

   Внедрение инновационных форм урока способствует его эффективности, развитию познавательной способности и самостоятельной активности обучающихся, позволяет облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

  В течение нескольких я использую в своей работе такой инновационный приём, как использование на уроках литературы опорных таблиц или схем. Они занимают важное место в педагогических технологиях В.Ф. Шаталина и С.Н. Лысенковой. Опорные схемы – это приём «свёртывания» знаний, их выражения в предельно сжатой форме для более прочного запоминания и воспроизведения в «развёрнутом» виде с меньшей затратой сил и времени. Выводы, которые рождаются на глазах обучающихся в процессе объяснения, оформляются в виде чертежей, таблиц.

 Литературу невозможно уложить в какую-то строго определённую схему, ведь выразить в ней чувство, настроение нельзя. У словесника есть для этого свой инструмент – язык,  который должен стать для учащихся проводником в мир искусства, литературы. Преподаватель вводит обучающихся в особый образно-эмоциональный мир, где должно цениться их мнение, их восприятие художественного произведения, а не обезличивание детей и произведений. С этим я согласна, но, углубляясь в ткань произведения, анализируя его, приходишь к парадоксальному выводу: схема нужна, а при проведении отдельных уроков просто необходима.

 

  Вводить таблицу в ткань урока нужно очень продуманно: ей на уроке должен быть отведён строго нормированный отрезок времени. Таблицы по литературе соответствуют тем же требованиям, что и по русскому языку. Но назначение их другое: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике, позволяют в сжатом виде изложить основные мотивы произведения, сравнить героев, связать теорию литературы с конкретным произведением, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.

  Работу с опорными таблицами можно включить в уроки по закреплению темы, обобщению. Такое построение учебной деятельности способствует тому, что учащийся получает навыки построения связного рассказа на литературоведческую тему, что помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление. Подача материала схематическим блоком и объединение его в целостную систему освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что даёт возможность увеличить объём практической работы по анализу текста на уроке. Опыт работы со схемами  позволяет убедиться, что это интересно и преподавателю, и учащимся. Ребята с удовольствием составляют таблицы самостоятельно.

    Составляя опорные таблицы, необходимо соблюдать следующие правила:

   

Средства выражения

Требования к оформлению

Рисунки             Буквы

Схемы                Цифры

Графики             Шифры

Чертежи             Слова

Цвет                   Условные  

                              знаки

Форма                Размер

Лаконизм               Доступность

Простота                понимания

Доступность          Многообразие

Воспроизведения   форм

Оригинальность     Поблочная

Непохожесть           компоновка

Алгоритм работы над составлением опорных

                                   таблиц

1. Чтение текста произведения

2. Анализ текста

3. Работа с теоретическими понятиями

4. Знакомство с критикой, литературоведческим материалом

5. Самостоятельное формулирование выводов по предложенной тематике

6. Направление мысли обучающихся в нужное русло, чтобы они пришли к правильному выводу

7. Выбор формы оформления таблицы

8.Оформление результатов деятельности – обобщённый вариант-эталон

  Литературная таблица должна быть «живой».  Что это значит? Таблица не должна быть статичной, нужно через неё шаг за шагом вести ученика к логичному, убедительному выводу. Это, разумеется, возможно при использовании компьютерных технологий: мультимедийной презентации Power Point, компьютерной графики, рисования и т.д. Опорные таблицы на уроке литературы выполняют  ещё и роль наглядного материала, представляющего собой  особую организацию текстового материала художественного произведения в виде графического изображения. Схема должна быть ёмкой по содержанию, краткой, чёткой по оформлению, понятной по восприятию и воспроизведению. Для лучшего восприятия таблицы желательно составлять её в цвете, но количество цветов должно быть минимально. В процессе работы необходимо учитывать степень подготовленности обучающихся к восприятию и анализу таблицы.

   Предложенная форма работы позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность обучающихся в течение всего учебного времени, отводимого на изучение темы, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной познавательной практической и  художественно-творческой работы. Материал, поданный в виде таблицы, предполагает более тщательную узкую проработку материала как теоретического, так и художественного.

   В моём методическом багаже есть богатый материал, включающий введение в урок опорных таблиц, поэтому я хочу поделиться своим опытом работы.

   Наиболее сложным для изучения является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Если оставить вчерашнего школьника наедине с романом, юный читатель не поймёт автора и отшатнётся от книги. Поэтому задача преподавателя так организовать работу, чтобы обучающиеся не только заинтересовались романом, но и осознали всю его глубину. В этом нам на помощь приходит опорная таблица «Преступление и наказание Родиона Раскольникова». После изучения первой части романа обучающиеся заполняют верхнюю часть таблицы, куда заносят причины, толкнувшие Раскольникова на преступление. Форму таблицы я взяла из книги И.А. Фогельсона «Литература учит». Верхняя часть осталась почти без изменений, но дополненная цитатами из текста, объясняющими основные положения. А вот нижняя часть оформлена по-другому. В таблице Фогельсона  отражены только основные положения, которые он считал наиболее важными. Я считаю важным в нижней части таблицы раскрыть, что же получилось у героя, каков был замысел и каков результат, как был наказан Раскольников за своё преступление. Я считаю, что в таком виде таблица стала более весомой. Очень удачной  мне кажется включение в таблицу слов Свидригайлова: «Убитый тобой человек живёт в тебе и с тобою, не отпустит тебя ни на шаг».

   В итоге работы оказывается, что герой произведения Родион Раскольников и его мысли близки и понятны многим, особенно юношам.  Ведь не секрет, что некоторые обучающиеся стоят на учете в милиции или даже имеют судимость. Читая и анализируя роман вместе с детьми, приходим к выводу, что не может человек построить своё счастье на горе других, не имеет он права отнимать жизнь, данную богом.

   На уроках по драме А.Н. Островского «Гроза» я использую таблицу «Горячее сердце в «тёмном царстве». Таблица помогает обучающимся более осознанно и внимательно следить за мыслями драматурга, сравнить, как жила Катерина в родительском доме и с чем ей пришлось столкнуться в доме Кабановой, хотя по словам Варвары  у них « то же самое». Эту фразу можно поместить в центр таблицы, но рядом необходимо записать и ответ Катерины: «Здесь всё как из-под неволи». С оформлением таблицы обучающиеся вполне могут справиться самостоятельно, а в наиболее подготовленных группах эту работу можно дать в качестве домашнего задания.

  Ещё одна опорная таблица «Тихон и Борис» позволяет сравнить этих героев, найти у них черты сходства и различия. Подобную таблицу можно использовать при изучении рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль», чтобы сравнить романтических героев Ларру и Данко.

            Большое внимание на уроках я уделяю и теории литературы. Как смогут обучающиеся выяснить, в чём своеобразие драматургии А.П. Чехова, если они не знают основ теории литературы: элементы сюжета, композицию произведения, драматические жанры? Поэтому, говоря о своеобразии пьесы «Вишнёвый сад», работу в тетради ведём сразу на двух страницах. На одной – литературоведческий словарь, на другой – анализ текста и выводы-сопоставления.

   Работая над опорной таблицей «Жанровое своеобразие пьесы «Вишнёвый сад», обучающиеся не только повторяют жанры драматургии, но и пытаются определить жанр «Вишнёвого сада». Мнения разделяются, поэтому записываем все. Потом выясняем, какое же впечатление остаётся после прочтения пьесы: светлое, с надеждой на то, что жизнь молодёжи сложится иначе, или впечатление безысходности? Выясняется, что, несмотря на драматизм событий, впечатления светлые, оптимистичные. Отсюда вывод: жанр пьесы «Вишнёвый сад» - лирическая комедия.

   Интересным получается урок – дискуссия «Старые хозяева вишнёвого сада – положительные или отрицательные герои?» или «Лопахин – нежная душа или хищный зверь?» Работа ведётся в группах по пять-шесть человек, каждая группа пытается отстоять своё мнение, приводя примеры из текста. Результатом работы становится обобщающая таблица, где указаны и положительные, и отрицательные черты. Вывод -  герои пьесы даны в двойном освещении, они обычные люди со своими достоинствами и недостатками.

   Я привела лишь некоторые приёмы и примеры работы с опорными таблицами. Поле деятельности безгранично.

  Конечно, чтобы разработать такую таблицу требуется немало времени. Необходимо прочитать и сопоставить критический и литературоведческий материал разных авторов, хорошо знать  произведения. Самое главное, нужно так построить урок, чтобы обучающиеся сами пришли к таким же выводам, как и преподаватель, то есть направить их мысль в нужное русло. И ещё одно важное условие в работе с опорными таблицами: они должны периодически подключаться к работе на уроке, не целесообразно рисовать их как плакат и вывешивать на стену. Только тогда обучающиеся будут испытывать радость от проделанной работы.

 Результатом такой работы станет углубление и совершенствование знаний обучающихся по литературе, развитие самостоятельности суждений, умения отстаивать свою точку зрения и приходить к консенсусу, удовлетворение от коллективного сотрудничества.

Литература

  1. Шаталов В.Ф. «Точка опоры». -  М.: Педагогика, 1986
  2. Шаталов В.Ф. И др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. -  М.: Просвещение, 1989
  3. Фогельсон И.А. Литература учит. 10 кл. – М.: Просвещение, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках экономики

В работе раскрывается сущность метода  игровых технологий, целесообразность использования их в системе начального профессионального образования, технология и методика проведения дидактических и и...

Методические рекомендации по использованию электронных презентаций на уроках

В предметном обучении школьников  актуальна технология применения средств информационно-коммуникационных образовательных технологий. ИКТ в совокупности с правильно подобранными технологиями обуче...

Методические рекомендации для проведения регламентированной дискуссии на уроках литературы в старших классах

Как и для большинства преподавателей литературы, работающих в старших классах, передо мной многие годы стояла проблема организации итоговых уроков. Как сделать так, чтобы дать возможность каждом...

методические рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка

данная работа дает методические рекомендации по использованиб метода проектов на уроках английского языка. рассматривает этапы работы над проектом, примерные критерии оценивания...

Урок-изучения нового материала по английскому языку на тему: "Степени сравнения имен прилагательных"c использованием проблемно-диалогического метода.

Урок английского языка направлен на введение и закрепление грамматического материала по теме "Степени сравнения прилагательных". Урок составлен по УМК Кауфман К.И., Кауфман М.Ю."Happy English.ru-5". Д...

Доклад « Особенности изучения нового материала, закрепления, повторения, проверки и оценки знаний умственно отсталых учащихся»

В специальной ( коррекционной) школе 8 вида существует три этапа процесса обучения:1.- изучение нового материала2.- закрепление и повторение3.- проверка и   оценка знаний.В связи с особеннос...

Особенности изучения нового материала, закрепления, повторения, проверки и оценки знаний, учащихся с умственной отсталостью.

познании весьма специфично. На этапе изучения нового материала решаются следующие задачи:-формирование новых понятий и явлений и исправление искаженных представлений о них;-коррекция дефектов развития...