Методические рекомендации по использованию электронных презентаций на уроках
материал по информатике и икт по теме

Суркова Галина Владимировна

В предметном обучении школьников  актуальна технология применения средств информационно-коммуникационных образовательных технологий. ИКТ в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения и наличием необходимой информационной и технологической подготовки педагога создают условия для реализации вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektr._prezentacii_na_urokah.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендациии по использованию электронных презентаций на уроках

     Основное место в рейтинге приоритетов модернизации системы образования занимает совершенствование педагогического корпуса, которое определено национальной образовательной инициативой «Наша новая школа». Поэтому в предметном обучении школьников особенно актуальна технология применения средств информационно-коммуникационных образовательных технологий. ИКТ в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения и наличием необходимой информационной и технологической подготовки педагога создают условия для реализации вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения ребенка.

     Создание и применение на уроках электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные  учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под презентацией понимается логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления.

     Весь урок не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации необходимо использовать во время объяснения,  закрепления или создания проблемной ситуации на уроке. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. Некоторые общие правила подготовки презентации мной обобщены в специальной памятке для обучающихся и учителей (см. Приложение 1).

     На уроке целью презентации может быть: актуализация знаний; сопровождение нового материала; первичное закрепление знаний; обобщение и систематизация знаний.

     Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с обучающимися. Вопросы такой беседы визуализирую в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд требующий комментария.

     При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность  показа и логика построения  слайдов зависят от содержания изучаемого материала и особенностей восприятия детей конкретного класса.     Первичное закрепление чаще проходит в виде беседы или при выполнении специальных заданий. В первом случае предъявляемый материал для вопросов необходимо оформлять на слайдах презентации. Во втором случае индивидуальные карточки – предпочтительнее, а на слайде презентации показывать правильные ответы.

     Обобщению и систематизации знаний, как правило, отводится отдельный урок. В презентацию обобщающего урока можно включать схемы, таблицы, диаграммы. Видеофрагменты очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.

     Особенно важно, на мой взгляд, приобщать самих обучающихся к созданию электронных презентаций. Детские презентации необходимо включать и при изучении новой темы и при проверке домашнего задания. Зная, что работа будет востребована, ребята более серьезно относятся к таким заданиям. Для оценки созданных детьми презентаций мной разработаны специальные критерии оценивания (см. Приложение 2).

     Создавая презентации дети учатся: искать и извлекать необходимую информацию в источниках разного типа; обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; применять полученные знания для определения собственного поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; формулировать и публично представлять результаты собственной исследовательской деятельности.  

Приложение 1

Правила подготовки презентации

- необходимо соблюдать единый стиль оформления;

- вспомогательная информация не должна преобладать над основной;

- для фона необходимо выбирать более холодные тона;

- на одном слайде не следует использовать более трех цветов (один для фона, один для заголовков, один для текста);

- для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета;

- необходимо использовать возможности компьютерной анимации (но эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации);

- информацию следует представлять кратко и содержательно;

- текст на слайде предпочтительно располагать горизонтально и наиболее важную информацию помещать в центре экрана;

- нельзя смешивать различные типы шрифтов и злоупотреблять прописными буквами;

- для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание;

- необходимо использовать рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов;

- не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации;

- для обеспечения разнообразия следует использовать разные типы слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.

Приложение 2

Критерии оценивания презентации

1. Содержание:

- грамотность;

- краткость и содержательность информации.

2. Оформление:

- логическая последовательность изложения;

- наличие единого стиля оформления.

3. Оригинальность представления:

- необычное начало;

- использование дополнительных эффектов (звук, графика, анимация).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках экономики

В работе раскрывается сущность метода  игровых технологий, целесообразность использования их в системе начального профессионального образования, технология и методика проведения дидактических и и...

методические рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка

данная работа дает методические рекомендации по использованиб метода проектов на уроках английского языка. рассматривает этапы работы над проектом, примерные критерии оценивания...

Создание и использование электронных презентаций на уроках математики

Информатизация современного общества оказывает влияние на все сферы общественной жизни, в том числе и на образование. Для достижения успеха в процессе обучения у учителя и учеников должны быть все нео...

Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе.

Использование игровых приемов на уроках иностранного языка, преимущества. Список игр к урокам английского языка....

Методические рекомендации по использованию электронной презентации к уроку геометрии 10 класса «Прямоугольный параллелепипед»

Наглядность в процессе изучения геометрии в школе является важным фактором не только для достижения высоких учебных результатов, но и простого понимания обучающимися математических фактов и приемов ре...

Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам в организациях дополнительного образования детей

В методических рекомендациях приводятся основные требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов; предлагается методика практической работы с ЭОР для достижения поставленных це...