Главные вкладки

    М. Ю. Лермонтов и Кавказ. Урок в 8 классе
    методическая разработка (литература, 8 класс) по теме

    Глазина Елена Александровна

    Урок в 8 классе "Лермонтов и Кавказ" перед изучением поэмы "Мцыри". К уроку прилагается Презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lermontov_i_kavkaz_8_kl.doc78.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    1-й урок в 8 классе по творчеству М. Ю. Лермонтова        Лермонтов и Кавказа Глазина Е. А. МБОУ «СОШ № 62» г. Барнаул

    1-й урок Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в творчестве.

    «Мцыри».

    Цели урока:  ознакомить уч – ся с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в тв – ве Лермонтова; обобщение изученного.

    Методические приёмы: объяснение учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

    Тебе, Кавказ, суровый край земли,

    Я посвящаю снова стих небрежный…

    М. Ю. Лермонтов

    Ход урока

    1. Вступит. слово учителя

    Вспомним известные вам факты биографии Лермонтова. Необычайно одарён (играл на скрипке, писал картины, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков)

         Но прежде всего был ПОЭТОМ.

    Почти каждое зрелое стихотворение Лерм., по признанию Паустовского, можно назвать ШЕДЕВРОМ.

         Впрочем, что такое «зрелость» по отношению к поэту, который прожил всего 27 лет? Он навсегда остаётся и зрелым поэтом – по силе своего таланта и ума, и порывистым юношей – по страстности чувств и максимализму отношений с миром.

         Жизнь его оборвалась от пули Н. Мартынова в июле 1941 г., на дуэли в предгорьях Машука. Горькие слова написала об этом Б. Ахмадулина: «…Лермонтов, окружённый друзьями, один из которых в него целился, у подножия Машука, как всегда, был один-одинёшенек».

         Окружённый друзьями? Едва ли можно назвать другом Лермонтова Н. Мартынова, но секунданты после дуэли, говорят, не могли разобраться, чьи же интересы представляли: все СВОИ.

         Нельзя сказать, что у Лермонтова совсем не было друзей. Но лицейского братства, которым судьба одарила Пушкина, в его жизни не случилось…

         Под Пятигорском, на северо-западном склоне горы Машук, удар молнии уничтожил огромную сосну. Обугленное и расщепленное пополам дерево решено спилить. По версии историков, именно эта сосна являлась естественным барьером, у которого прогремел роковой выстрел, сразивший великого русского поэта.

     Сотрудники Пятигорского музея-заповедника М.Ю. Лермонтова после происшествия отметили, что около семи часов вечера 15 июля 1841 г., в момент роковой дуэли, над Пятигорском тоже разразилась гроза. Счет странным совпадениям они ведут уже много десятилетий.

     Намеченные на 3 октября 1914 г. торжества по случаю 100-летия со дня рождения Лермонтова были сорваны начавшейся Первой мировой войной. Летом 41-го отметить столетие гибели поэта помешала Великая Отечественная война.

         Где прошло детство Лермонтова?

         В имении его бабушки по материнской линии ТАРХАНАХ.  Мать, отец. Брак родителей не был счастливым. Ещё до сметр жены (мальчику было 2 с небольшим года) отец Юрий Петрович, покинул семью, и жил отдельно. Возможно, свою роль в семейной драме сыграло то, что мать Марии Михайловны, ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСЕЕВНА АРСЕНЬЕВНА, происходящая из богатой и известной семьи Столыпиных, сильно противилась браку дочери с мелким помещиком: «В слезах угасла мать моя…» - напишет потом Лерм. в одном из стихотворений.

         В смерти дочери Е. А. винила отца Ю. П. И когда отец хотел взять к себе оставшегося без матери Мишели, бабушка решительно воспротивилась. Составила завещание, по которому всё оставляла внуку, но при условии – до совершеннолетия он будет с ней. Не желая лишать сына состояния, отец покорился.

         Лермонтов не укорял отца:

    Ты дал мне жизнь, но счастия не дал;

    Ты сам на свете был гоним….

    ІІ. Кавказ.

    С детства М. Ю. Лермонтов полюбил Кавказ. Бабушка возила будущего поэта на Кавказ на лечение, и мальчик полюбил эти удивительные горы. Навсегда его покорила эта величественная природа. Снеговые вершины гор, бурные горные реки, живописные красноватые скалы. Вспоминая в 1832 г Кавказ, он писал:

          «
    Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах Творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..»

    Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
    Я посвящаю снова стих небрежный.
    Как сына ты его благослови
    И осени вершиной белоснежной;
    От юных лет к тебе мечты мои
    Прикованы судьбою неизбежной,
    На севере — в стране тебе чужой
    Я сердцем твой — всегда и всюду твой.

       Еще ребенком, робкими шагами
    Взбирался я на гордые скалы,
    Увитые туманными чалмами,
    Как головы поклонников аллы̀.
    Там ветер машет вольными крылами,
    Там ночевать слетаются орлы,
    Я в гости к ним летал мечтой послушной
    И сердцем был — товарищ их воздушный.



          В 1837 году А. С. Пушкин был тяжело ранен на дуэли и через несколько дней скончался. Вскоре
    распространилось стихотворение, в котором возмущенный голос называл истинных виновников травли и гибели поэта: царя и его приближенных. Автором этого стихотворения был М. Ю. Лермонтов. Он был сослан на Кавказ. 1837 г. Нижегородский драгунский полк. (переведён из гвардии). (Учитель читает отрывки стихотворения «Смерть поэта») Стих хлёсткий, как пощёчина, адресованная тем, кого считал виновным в смерти Пушкина.

    Погиб поэт!- невольник чести -

    Пал, оклеветанный молвой,

    С свинцом в груди и жаждой мести,

    Поникнув гордой головой!..

    Не вынесла душа поэта

    Позора мелочных обид,

    Восстал он против мнений света

    Один, как прежде... и убит!

    Убит!.. К чему теперь рыданья,

    Пустых похвал ненужный хор

    И жалкий лепет оправданья?

    Судьбы свершился приговор!

    Не вы ль сперва так злобно гнали

    Его свободный, смелый дар

    И для потехи раздували

    Чуть затаившийся пожар?

    Что ж? веселитесь... Он мучений

    Последних вынести не мог:

    Угас, как светоч, дивный гений,

    Увял торжественный венок.

    Его убийца хладнокровно

    Навел удар... спасенья нет:

    Пустое сердце бьется ровно,

    В руке не дрогнул пистолет.

    И что за диво?... издалека,

    Подобный сотням беглецов,

    На ловлю счастья и чинов

    Заброшен к нам по воле рока;

    Смеясь, он дерзко презирал

    Земли чужой язык и нравы;

    Не мог щадить он нашей славы;

    Не мог понять в сей миг кровавый,

    На что он руку поднимал!..

    И он убит - и взят могилой,

    Как тот певец, неведомый, но милый,

    Добыча ревности глухой,

    Воспетый им с такою чудной силой,

    Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

    Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

    Вступил он в этот свет завистливый и душный

            Для сердца вольного и пламенных страстей?

    Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

    Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

            Он, с юных лет постигнувший людей?..

    И прежний сняв венок - они венец терновый,

    Увитый лаврами, надели на него:

    Но иглы тайные сурово

    Язвили славное чело;

    Отравлены его последние мгновенья

    Коварным шепотом насмешливых невежд,

    И умер он - с напрасной жаждой мщенья,

    С досадой тайною обманутых надежд.

    Замолкли звуки чудных песен,

    Не раздаваться им опять:

    Приют певца угрюм и тесен,

    И на устах его печать.

                    _____________________

    А вы, надменные потомки

    Известной подлостью прославленных отцов,

    Пятою рабскою поправшие обломки

    Игрою счастия обиженных родов!

    Вы, жадною толпой стоящие у трона,

    Свободы, Гения и Славы палачи!

    Таитесь вы под сению закона,

    Пред вами суд и правда - всё молчи!..

    Но есть и божий суд, наперсники разврата!

    Есть грозный суд: он ждет;

    Он не доступен звону злата,

    И мысли, и дела он знает наперед.

    Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

    Оно вам не поможет вновь,

    И вы не смоете всей вашей черной кровью

    Поэта праведную кровь!

     


          

         Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на самом Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали.
          В 1817 году царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 года, то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой. Горские племена не признавали себя покорёнными, м/д вооружёнными горцами и русской армией то и дело происходили столкновения, то есть по существу шла война. Под пули горцев и отправил Лермонтова Николай І.

         Новая встреча с Кавказом вызвала в поэте прилив сил, жизнерадостности. Из письма другу: «Как перевалилися через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдце, и право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся. Грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы и смотрел целую жизнь» (Письмо Раевскому)

         Во время ссылки Л. посетил много мест. Он объехал всю укреплённую линию русской армии от Кизляра до Тамани, был в Кахетии, Пятигорске, Тифлисе, Ставрополе и др. местах.

         Он встречался со многими интересными людьми, познакомился с передовой грузинской интеллигенцией и ссыльными декабристами. Это их и их единомышленников он имеет в виду, когда в письме пишет: «Хороших ребят здесь много, особенно в Тифлисе есть люди очень порядочные» (Письмо Раевскому, т. 6, стр. 441)

         С некоторыми из них Лермонтов сблизился. Особенно подружился с поэтом-декабристом Одоевским – автором стихотворного ответа  на пушкинское послание «В Сибирь». По распоряжению властей Одоевского перевели из сибирской каторги на Кавказ. Перемены климата ослабили и без того измученного поэта, и вскоре после отъезда Лермонтова умрёт от тропической лихорадки. Лермонтов посвятил ему одно из самых своих светлых стихотворений

    Памяти А.И. Одоевского - Лермонтов М.Ю.

    1839

    1
    Я знал его: мы странствовали с ним
    В горах востока, и тоску изгнанья
    Делили дружно; но к полям родным
    Вернулся я, и время испытанья
    Промчалося законной чередой;
    А он не дождался минуты сладкой:
    Под бедною походною палаткой
    Болезнь его сразила, и с собой
    В могилу он унес летучий рой
    Еще незрелых, темных вдохновений,
    Обманутых надежд и горьких сожалений!

                             2
    Он был рожден для них, для тех надежд,
    Поэзии и счастья... Но, безумный --
    Из детских рано вырвался одежд
    И сердце бросил в море жизни шумной,
    И свет не пощадил -- и бог не спас!
    Но до конца среди волнений трудных,
    В толпе людской и средь пустынь безлюдных
    В нем тихий пламень чувства не угас:
    Он сохранил и блеск лазурных глаз,
    И звонкий детский смех, и речь живую,
    И веру гордую в людей, и жизнь иную.

                             3
    Но он погиб далеко от друзей...
    Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
    Покрытое землей чужих полей,
    Пусть тихо спит оно, как дружба наша
    В немом кладбище памяти моей!
    Ты умер, как и многие, без шума,
    Но с твердостью. Таинственная дума
    Еще блуждала на челе твоем,
    Когда глаза закрылись вечным сном;
    И то, что ты сказал перед кончиной,
    Из слушавших тебя не понял ни единый...

                             4
    И было ль то привет стране родной,
    Названье ли оставленного друга,
    Или тоска по жизни молодой,
    Иль просто крик последнего недуга,
    Кто скажет нам?.. Твоих последних слов
    Глубокое и горькое значенье
    Потеряно. Дела твои, и мненья,
    И думы -- все исчезло без следов,
    Как легкий пар вечерних облаков:
    Едва блеснут, их ветер вновь уносит
    Куда они? зачем? откуда? -- кто их спросит.

                             5
    И после их на небе нет следа,
    Как от любви ребенка безнадежной,
    Как от мечты, которой никогда
    Он не вверял заботам дружбы нежной...
    Что за нужда?.. Пускай забудет свет
    Столь чуждое ему существованье:
    Зачем тебе венцы его вниманья
    И терния пустых его клевет?
    Ты не служил ему. Ты с юных лет
    Коварные его отвергнул цепи:
    Любил ты моря шум, молчанье синей степи

                             6
    И мрачных гор зубчатые хребты...
    И вкруг твоей могилы неизвестной
    Все, чем при жизни радовался ты,
    Судьба соединила так чудесно:
    Немая степь синеет, и венцом
    Серебряным Кавказ ее объемлет;
    Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет,
    Как великан склонившись над щитом,
    Рассказам волн кочующих внимая,
    А море Черное шумит не умолкая.

               М. Ю. Лермонтов участвовал в нескольких сражениях и считался очень храбрым офицером. Об одном из сражений он рассказал в стихотворении «Я к вам пишу случайно; право...» («Валерик»).

    Чу -- дальний выстрел! Прожужжала
    Шальная пуля... славный звук...
    Вот крик -- и снова все вокруг
    Затихло... Но жара уж спала,
    Ведут коней на водопой,
    Зашевелилася пехота;
    Вот проскакал один, другой!
    Шум, говор. Где вторая рота?
    Что, вьючить? -- что же капитан?
    Повозки выдвигайте живо!
    "
    Савельич!" -- "Ой ли!" -- "Дай огниво!"
    Подъем ударил барабан --
    Гудит музыка полковая;
    Между колоннами въезжая,
    Звенят орудья. Генерал
    Вперед со свитой поскакал...
    Рассыпались в широком поле,
    Как пчелы, с гиком казаки;
    Уж показалися значки
    Там на опушке -- два, и боле.
    А вот в чалме один мюрид
    В черкеске красной ездит важно,
    Конь светло-серый весь кипит,
    Он машет, кличет -- где отважный?
    Кто выдет с ним на смертный бой!..
    Сейчас, смотрите: в шапке черной
    Казак пустился гребенской;
    Винтовку выхватил проворно,
    Уж близко... выстрел... легкий дым...
    Эй, вы, станичники, за ним...
    Что? ранен!.. -- Ничего, безделка...
    И завязалась перестрелка...

    ………………………………………

    На берегу, под тенью дуба,
    Пройдя завалов первый ряд,
    Стоял кружок. Один солдат
    Был на коленах; мрачно, грубо
    Казалось выраженье лиц,
    Но слезы капали с ресниц,
    Покрытых пылью... на шинели,
    Спиною к дереву, лежал
    Их капитан. Он умирал;
    В груди его едва чернели
    Две ранки; кровь его чуть-чуть
    Сочилась. Но высоко грудь
    И трудно подымалась, взоры
    Бродили страшно, он шептал...
    "
    Спасите, братцы. Тащат в горы.
    Постойте -- ранен генерал...
    Не слышат..."
     Долго он стонал,
    Но все слабей, и понемногу
    Затих и душу отдал богу;
    На ружья опершись, кругом
    Стояли усачи седые...
    И тихо плакали... потом
    Его остатки боевые
    Накрыли бережно плащом
    И понесли. Тоской томимый,
    Им вслед смотрел <я> недвижимый.

          

         47 лет длилась Кавказская война. Несколько поколений успели вырасти в напряженной атмосфере постоянной войны и опасности.
        

     

    «Казачья колыбельная песня»

    написана Лермонтовым под впечатлением песни казачки, которую поэт слышал в станице Червленой на Тереке.

          Подготовленный ученик читает «Казачью колыбельную песню». Класс следит за чтением стихотворения по книгам.

          Беседа 
          — 
    Какими словами описывает автор место, где живут казаки?
          — О чем мечтает казачка у колыбели сына?
          — Какой вы представляете мать-казачку?
          — Каким вы представляете казака — отца ребенка?
          Почувствовали противоестественность того, что маленькому ребенку в колыбельной песне поют о войне. Ребенок — это радость, счастье, семейные заботы, детские забавы и игры. Война — это страх, смерть и слезы. Мать любит своего ребенка, и это еще ярче подчеркивает противоестественность войны.
          Горцы в той войне воевали за свою свободу. (Тем не менее будем помнить, что вооружение им поставляли Англия и Франция.) Горцы были храбры и отважны.
          Поэма М. Ю. Лермонтова «
    Беглец» рассказывает о судьбе труса, бежавшего с поля боя.

          Учитель или подготовленный ученик читает
    поэму «Беглец» (можно отрывки).

    Горская легенда

    Гарун бежал быстрее лани,
    Быстрей, чем заяц от орла;
    Бежал он в страхе с поля брани,
    Где кровь черкесская текла;
    Отец и два родные брата
    За честь и вольность там легли,
    И под пятой у супостата
    Лежат их головы в пыли.
    Их кровь течет и просит мщенья,
    Гарун забыл свой долг и стыд;
    Он растерял в пылу сраженья
    Винтовку, шашку — и бежит! —

    Усталый, жаждою томимый,
    С лица стирая кровь и пот,
    Гарун меж скал аул родимый
    При лунном свете узнает;
    Подкрался он, никем не зримый...
    Кругом молчанье и покой,
    С кровавой битвы невредимый
    Лишь он один пришел домой.
    И к сакле он спешит знакомой,
    Там блещет свет, хозяин дома;
    Скрепясь душой как только мог,
    Гарун ступил через порог;
    Селима звал он прежде другом,
    Селим пришельца не узнал;
    На ложе, мучимый недугом, —
    Один, — он молча умирал...— «Что нового?» — спросил Селим,
    Подняв слабеющие вежды,
    И взор блеснул огнем надежды!..
    «Два дня мы билися в теснине;
    Отец мой пал, и братья с ним;
    И скрылся я один в пустыне,
    Как зверь преследуем, гоним,
    С окровавленными ногами
    От острых камней и кустов,
    Я шел безвестными тропами
    По следу вепрей и волков.
    Черкесы гибнут — враг повсюду.
    Прими меня, мой старый друг;
    И вот пророк! твоих услуг
    Я до могилы не забуду!..»
    И умирающий в ответ:
    «Ступай — достоин ты презренья.
    Ни крова, ни благословенья
    Здесь у меня для труса нет!..»
    Стыда и тайной муки полный,
    Без гнева вытерпев упрек,
      Ступил опять Гарун безмолвный
    За неприветливый порог.
    И, саклю новую минуя,
    На миг остановился он,
    Казалось, пламенные очи
    Блеснули ласково пред ним,
    И он подумал: я любим,
    Она лишь мной живет и дышит...
    И хочет он взойти — и слышит,
    И слышит песню старины...
    И стал Гарун бледней луны:

    Месяц плывет
    Тих и спокоен,
    А юноша воин
    На битву идет.
    Ружье заряжает джигит,
    А дева ему говорит:
    Мой милый, смелее
    Вверяйся ты року,
    Молися востоку,
    Будь верен пророку,
    Будь славе вернее.
    Своим изменивший
    Изменой кровавой,
    Врага не сразивши,
    Погибнет без славы,

    Дожди его ран не обмоют,
    И звери костей не зароют.
    Месяц плывет
    И тих и спокоен,
    А юноша воин
    На битву идет.

    Главой поникнув, с быстротою
    Гарун свой продолжает путь,
    И крупная слеза порою
    С ресницы падает на грудь...
    Но вот от бури наклоненный
    Пред ним родной белеет дом;
    Гарун стучится под окном.
    Там, верно, теплые молитвы
    Восходят к небу за него,
    Старуха мать ждет сына с битвы,
    Но ждет его не одного!..
    «Мать, отвори! я странник бедный,
    Я твой Гарун! твой младший сын;
    Сквозь пули русские безвредно
    Пришел к тебе!»
                            — «Один?»
                                             — «Один!..»
    — «А где отец и братья?»
                                             — «Пали!
    Пророк их смерть благословил,
    И ангелы их души взяли».
    — «Ты отомстил?»
                                — «Не отомстил...
    Но я стрелой пустился в горы,
    Оставил меч в чужом краю,
    Чтобы твои утешить взоры
    И утереть слезу твою...»
    — «Молчи, молчи! гяур лукавый,
    Ты умереть не мог со славой,
    Так удались, живи один.
    Твоим стыдом, беглец свободы,
    Не омрачу я стары годы,
    Ты раб и трус — и мне не сын!..»
    Умолкло слово отверженья,
    И всё кругом объято сном.
    Проклятья, стоны и моленья
    Звучали долго под окном;
    И наконец удар кинжала
    Пресек несчастного позор...
    И мать поутру увидала...
    И хладно отвернула взор.
    И труп, от праведных изгнанный,
    Никто к кладбищу не отнес,
    И кровь с его глубокой раны
    Лизал, рыча, домашний пес;
    Ребята малые ругались
    Над хладным телом мертвеца,
    В преданьях вольности остались
    Позор и гибель беглеца.
    Душа его от глаз пророка
    Со страхом удалилась прочь;
    И тень его в горах востока
    Поныне бродит в темну ночь,
    И под окном поутру рано
    Он в сакли просится, стуча,
    Но, внемля громкий стих Корана,
    Бежит опять под сень тумана,
    Как прежде бегал от меча
    .


    Беседуем о содержании поэмы по вопросам.
          — Какие чувства испытывает Гарун, бежавший с поля брани?
          — В чей дом спешит он войти? Как относится к нему друг?
          — Почему Гарун побоялся войти в дом любимой девушки?
          — Кто сильнее всего высказал презрение к трусу?
          — Что стало с душой Гаруна?
          — Что общего в «Казачьей колыбельной песне» и в поэме «Беглец»?

          М. Ю. Лермонтов много стихотворений
    посвятил природе Кавказа. Она стала для него символом свободы и устремленности к высшему: «Воздух там чист, как молитва ребенка, / И люди, как вольные птицы, живут беззаботно...»

         

    Кавказ произвёл на поэта огромное впечатление. Увидел здесь людей, «вольных, как орлы».

     Кавказ – символ вольной, неукротимой, самобытной природы; это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, ещё не испорченных цивилизацией» это земля, таинственным образом связанная с судьбой поэта.

     Образ Кавказа появляется в произведениях Л. разных лет. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, воина.

     Слайды снимков его рисунков, Романс «Горные вершины» (ролик)

          Ещё в детские годы, бывая на Кавказе, Лермонтов слышал горские легенды и предания. Они поразили его и вдохновили на создание романтических поэм. Сейчас стремился узнать новые сказания. Многие из них дали толчок его творческому воображению. Без знания Кавказа и устного поэтического творчества его народностей нельзя было написать «Демона», «Мцыри», «Беглец», сказки «Ашик-кериб».

         Кавказ стал для поэта символом свободы, мужества и красоты. Он был близок ему по духу.

         Обращаясь к Кавказу, Лерм. сказал:

                       Посвященье

                                   
    1

    Тебе, Кавказ, - суровый царь земли -
    Я снова посвящаю стих небрежной:

    …………………………………………………….
    От ранних лет кипит в моей крови
    Твой жар и бурь твоих порыв мятежной;
    На севере в стране тебе чужой
    Я сердцем твой, - всегда и всюду твой!..

         

         В начале 1838 г.

         

         В начале 1838 г., благодаря хлопотам бабушки, поэта переводят в Грозненский гусарский полк, а затем в Петербург

         1-я ссылка окончилась, но вскоре за нею последовала и 2-я в1840 – за дуэль с сыном фр. посланника Эрнест де Барантом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    А.С. Пушкин «Цветок». М.Ю. Лермонтов «Ветка Палестины». Урок сравнительного анализа стихотворений в Х классе

    Методическая разработка обращена к наисложнейшему в методике преподавания литературы приёму освоения лирических произведений - сопоставительному анализу. Опытный учитель показывает чёткую организацию ...

    Конспект урока 6 класс. М.Ю.Лермонтов «Тучи»

    Формирование УУД на уроках литературы...

    Лермонтов и Кавказ. 8 класс Презентация

    Перед изучением поэмы "Мцыри", несомненно, нужно вспомнить факты, связанные с жизнью Лермонтова М. Ю. на Кавказе. 1-й урок посвящается этой теме. См. урок, разаработанный по этой теме....

    Открытый урок по русской литературе в 7 классе на тему "Лермонтов и Кавказ"

    Такие уроки способствуют воспитанию  нравственных ориентиров учащихся, развитию творческого мышления, образного воображения, умению выразительно читать, любви к историческому прошлому своей Родин...

    Материалы к сочинению. Лермонтов и Кавказ

    Материалы к сочинению. Лермонтов и Кавказ...

    Урок литературы. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть Поэта». 9 класс

    Урок литературы в 9 классе.Замолкли звуки чудных песен,Не раздаваться им опять:Приют певца угрюм и тесен,И на устах его печать.Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой-то неве...

    Презентация "Лермонтов на Кавказе"

    Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова. За свою короткую жизнь он неоднократно приезжал на Кавказ. Будучи маленьким он часто ездил туда со своей бабушкой (Елизаветой Арс...