Программа и поурочное планирование уроков литературы для 5 кл. КРО VII вида
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Бурдинская Светлана Викторовна

Программа и поурочное планирование уроков литературы для 5 кл. КРО VII вида рассчитана на 3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9» г. Тверь

                        РАССМОТРЕНО                             СОГЛАСОВАНО                                  УТВЕРЖДАЮ

                       на заседании ШМК пр.№1            зам.  директора по УМР

                                                                                                     Маскальцова Н.Н.                  Директор школы                 Аустрина А.Н.      

                        «___»___________2013  г.               «____»____________2013  г.                     «____»____________2013  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   ПО ЛИТЕРАТУРЕ

на 2013    -  2014     учебный год

Класс – 5 В (коррекционный) VII вида

Учитель – Бурдинская Светлана Викторовна

Количество часов в год – 102

Количество часов в неделю – 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Настоящий тематический план разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Примерных программ основного общего образования и Рабочих программ по литературе под ред. В. Я. Коровиной.

На изучение литературы в 5-ом классе (КРО) отводится 102 часа в год. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цель - приобщение учащихся к искусству слова, богатству устного народного творчества и русской классической литературы, чтение и изучение художественных произведении, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова.

Задачи:

  1. обучать оценивать и анализировать художественные произведения, давать характеристику поступкам героев, выделять главную мысль произведений;
  2. развивать навыки выразительного чтения, развитие речи, развивать умение работать самостоятельно и по группам, развитие интереса к этнической культуре, понимание ее основ и воспитывающей мудрости, признание национальной самобытности и жанрового многообразия, через источники;
  3. продолжать знакомство с русской классической литературой расширять представление учащихся о жанровом многообразии литературы, знакомство с современной литературой; новые имена, жанровые особенности, широта показа развития мира
  4. обучать прослеживать преемственность литературы, познание законов языка через литературные источники и авторские находки;
  5. воспитание нравственности, толерантности и патриотизма, чувство причастности к судьбам родины, воспитывать познание жизни через литературу.

Для учащихся с задержкой психического развития учебник доступен, так как в нём даются краткие литературоведческие и биографические сведения, тексты художественных произведений. Вопросы, предлагаемые после изученного радела, сформулированы четко и доступно для понимания учащимся с ЗПР.

В тематическое планирование на каждый урок введены коррекционные упражнения, направленные на развитие ВПФ и развитие речи.

На уроках литературы решаются следующие коррекционные задачи:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
  • коррекция – развитие памяти;
  • коррекция – развитие внимания;
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

  • развитие умения сравнивать, анализировать;
  • развитие умения выделять сходство и различие понятий;
  • умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
  • умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: 

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
  • формирование умения преодолевать трудности;
  • воспитание самостоятельности принятия решения;
  • формирование адекватности чувств;
  • формирование устойчивой и адекватной самооценки;
  • формирование умения анализировать свою деятельность;
  • воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи:

  • развитие фонематического восприятия;
  • коррекция нарушений устной и письменной речи;
  • коррекция монологической речи;
  • коррекция диалогической речи;
  • развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Учебно-методический комплекс:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под ред. В.Я.Коровиной.
  2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы. 5 кл.
  3. Коровина В.Я. и др. Литература. Методические советы. 5 кл.
  4. Коровина В.Я. и др. Фонохрестоматия к учебнику «Литература» 5 кл.
  5. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 кл.
  6. Шайтанов И.О. и др. Зарубежная литература. 5-7кл.
  7. Охотникова В.И. и др. Древняя русская литература. 5-9 кл.
  8. Творогов О.В. Хрестоматия по древнерусской литературе. 5-9 кл.

Дополнительный методический, дидактический материал:

  1. Вокруг тебя – Мир…: Методические рекомендации к книге для ученика 5 класса / К. Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборного и др. – М.: Наука / Интерпереодика, 1999.
  2. Вокруг тебя –Мир…: Книга для ученика. 5 класс / К.Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев и др. – М.: Наука / Интерпереодика, 2001.

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс КРО – 102 часа

№ пп

Тема урока

К-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

(базовый уровень)

Коррекция

Вид контроля

Дата

Происхождение и развитие литературы

1

Писатели о роли книги в жизни человека и общества.

 Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

ОНМ

Знакомство с учебником, программой.

Знать когда и с помощью каких художественных средств существует литература

Коррекция памяти – совершенство прочности запоминания

2

Особенности художественного слова. Тропы и фигуры речи: эпитет, метафора, сравнение, риторическое обращение, риторический вопрос и др.

1

ОНМ

Рр

Понятие о тропах и фигурах.

Владеть понятиями: эпитет, метафора, сравнение, риторическое обращение, риторический вопрос, уметь их находить в тексте.

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Коррекция памяти.

Сам. работа

Устное народное творчество (фольклор)

3

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений..

1

ОНМ

Знакомство с произведения-ми фольклора. Отличитель-ные черты малых жанров фольклора.

Гипербола.

Знать термин фольклор. Знать особенности былин.

Коррекция воли и характер через оценку и словесные характеристики

Тест

4

Русские народные сказки. Виды сказок. Сказка как  популярный жанр народного творчества. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

1

ОНМ

Художественные особенности сказки.

Знать специфику жанра сказки, уметь объяснять основную мысль сказки.

Коррекция памяти. Коррекция  эмоциональной сферы.

Пересказ

5-6

Способность положительных героев сказки справляться с собственными ошибками, преодолевать препятствия и добиваться победы. Столкновение добра со злом. 

Художественный мир сказки “Царевна-лягушка”. Иван-царевич и его помощники и противники. Народная мораль в сказке.

Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика. Сказка и миф.

1

Урок-анализ.

Художественные особенности сказки.

Владеть навыками подробного пересказа.

Коррекция памяти – совершенство прочности запоминания

Вопросы

7-8

“Иван – крестьянский сын и чудо-юдо” – волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

1

Урок-анализ.

Художествен-ные особенности сказки.

Знать специфику жанра сказки, уметь объяснять основную мысль сказки, владеть навыками подробного пересказа.

Коррекция памяти – совершенство прочности запоминания

Пересказ

9

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

1

Художествен-ные особенности сказки.

Уметь объяснять основную мысль сказки, владеть навыками подробного пересказа

Коррекция памяти – совершенство прочности запоминания

Пересказ

10

Мои любимые русские народные сказки.

1

Вн. чт

Владеть навыками подробного пересказа.

Коррекция памяти – совершенство прочности запоминания.

Пересказ

11

Сказки народов мира. Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов.

1

Вн. чт.

Владеть навыками подробного пересказа.

Коррекция памяти – совершенство прочности запоминания.

Пересказ

Древнерусская литература

12-13

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. “Повесть временных лет” как литературный памятник.

“Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича”. Герои летописного сказания.

2

Урок-анализ

Летопись как жанр древнерусской литературы. Фольклор и летописи.

Уметь объяснить рассматриваемые понятия. Знать содержание изучаемого произведения.

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Собственное мнение. Коррекция монологической речи.

Письмен-ная работа

Русская литература 18 века

14-15

М.В. Ломоносов. Рассказ о жизни писателя.

«Случились вместе два астронома в пиру» - научные истины в поэтической форме и как юмористическое нравоучение.

1

Урок-лекция Роды и жанры литера-туры.

Знакомство с теорией: классики и классические произведения Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Уметь объяснить рассматриваемые понятия. Знать содержание изучаемого произведения.

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Собственное мнение.

Вопросы

Русская литература 19 века

16

Русская классическая литература XIX века. Славные имена русских писателей XIX века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии. Жанр басни. Истоки басенного жанра  (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII).

1

Урок-лекция.

Знакомство с теорией: классики и классические произведения.

Уметь объяснить рассматриваемые понятия.

Коррекция воли и характера через оценку словесных характеристик.

17-18

Расцвет русской басни в начале XIX века.

Великий баснописец И.А. Крылов. Обличение невежества в баснях Крылова. Басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом».

2

ОНМ

Басня. Сюжет, мораль, аллегория и олицетворениеПонятие об эзоповом языке.                                                                                                                                                                      

Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию.

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Собственное мнение.

Тест

19-20

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. “Волк на псарне” как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни.

2

ОНМ

Басня. Сюжет, мораль, аллегория и олицетворение Понятие об эзоповом языке.

Уметь определять и объяснять мораль басни.

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и собственное мнение.

Чтение наизусть.

21-22

В.А. Жуковский. «Спящая царевна». Герои литературной сказки. Особенности сюжета.

2

ОНМ

Сходство и различие литературной и народной сказки

Коррекция воли и характера через оценку словесных характеристик.

Вырази-тельное чтение

Романтическая баллада «Кубок”. Нравственно-психологические проблемы баллады.

Понятие о балладе. Герои баллады. Сюжет.

Вырази-тельное чтение

23

А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

1

Урок-лекция.

Биография писателя.

Знать о детских и лицейских годах поэта.

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и собственное мнение.

24

Поэзия А.С. Пушкина  и ее читатели. Родная природа в лирике поэта.

1

Урок-анализ

Эпитет, метафора, олицетворение

Уметь выразительно прочитать стихотворение наизусть. Владеть навыком выразительного чтения с элементами анализа лирического произведения.

Коррекция долговременной памяти. Коррекция личности и воспитание нравственных норм, уважение чужих чувств.

Чтение наизусть Иллюстра-ция.

25

Сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Связь пролога с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета.

1

ОНМ

Романтическая поэма

Знать определение жанра поэмы, композицию произведения.

Коррекция памяти. Коррекция личностных норм.

Коррекция эмоционально-волевой сферы

Сам. раб

26

Руслан, его друзья, помощники, соперники, враги. Людмила – героиня поэмы. Черномор и его злодейства. Борьба Руслана за спасение Людмилы и поражение злых сил в этом поединке.

1

Урок-анализ

Фантастика.

Знать содержание изучаемого произведения, уметь давать характеристики героев, владеть элементами анализа лиро-эпического произведения.

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и собственное мнение

Тест

27-28

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – ее истоки, противопоставление злых и добрых сил.. «Бродячие сюжеты». Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.

Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке.

2

ОНМ

Сходство и различие литературной и народ-ной сказки Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.          

Знать содержание изучаемого произведения, уметь давать характеристики героев, владеть элементами анализа лиро-эпического произведения.

Коррекция памяти. Коррекция личностных норм.

Коррекция эмоционально-волевой сферы

Вырази-тельное чтение, сам. раб.

29

Мои любимые сказки А. С. Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок.

Вн. чт.

Коррекция памяти.

Коррекция эмоционально-волевой сферы

Пересказ

30-32

А.Погорельский «Черная курица или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

3

ОНМ

Литературная сказка. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.                          

Уметь находить художественные особенности, владеть навыками подробного пересказа.

Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств.

Пересказ

33

В.А. Гаршин Сказка Fttalea Princeps. Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения                                                                                                      

ОНМ

Литературная сказка

Знать содержание изучаемого произведения, уметь давать характеристики героев, владеть элементами анализа лиро-эпического произведения.

Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств.

Вырази-тельное чтение

34

М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Родовое гнездо – Тарханы.

«Бородино». Историческая основа стихотворения. Героическое прошлое России. Патриотическая тема в стихотворениях о войне 1812 г.

1

ОНМ Урок-анализ

Биография писателя Рифма Сравнение, эпитет, гипербола.                        

Знать о детских  годах поэта.

Коррекция памяти. Коррекция личностных норм.

Коррекция эмоционально-волевой сферы

наизусть

34

Композиция и герои произведения. Образ старого солдата, Рассказ монолог старого солдата о знаменитой битве. Молодой солдат как слушатель.

1

Строфа. Монолог и диалог в стихотворном произведении

Уметь находить в стихотворениях художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

Коррекция личностных качеств. Коррекция памяти.

Коррекция  развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений

Вырази-тельное чтение

36

А.В. Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?» Проблема крестьянской доли и труда.

«Косарь». Поэтизация крестьянского труда.                                                       

1

Сравнение, эпитет, гипербола.                        

Уметь находить в стихотворениях художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

Коррекция личностных качеств. Коррекция памяти.

Вырази-тельное чтение

37-38

Н.В.Гоголь. Детство и юность. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Забавные истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам, как основа сюжетов повестей Гоголя. 

Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

2

Поверье, быличка.

Знать о детских  годах писателя.

Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств.

Пересказ

39

Сюжет и герой повести

«Заколдованное место».  Поэтизация народной жизни в повести. Нечистая сила в повести. Реальность и фантастика в повести

Словари, которые создал Гоголь для своих читателей. Язык повести..                                      

1

ОНМ

Фантастика. Юмор

Знать содержание изучаемого произведения, уметь давать характеристики героям.

Коррекция памяти. Коррекция личностных норм.

Коррекция эмоционально-волевой сферы

Пересказ.

40

Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге» картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа, вера в его силы.

.

1

ОНМ

Биография писателя.

Сравнение, эпитет, гипербола.                        

Знать о детских  годах писателя.

Владеть элементами анализа произведения

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и собственное мнение.

Выразит. чт.

41

Н. А. Некрасов. “Есть женщины в русских селеньях…” – отрывок из поэмы “Мороз, Красный нос”. Поэтический образ русской женщины.

1

ОНМ

Сравнение, эпитет, гипербола.                        

Владеть элементами анализа произведения

Коррекция личности и воспитание нравственных норм, уважение чужих чувств.

Выразит. чт.

42

«Крестьянские дети» - картины жизни крестьянских детей. 

Речевая характеристика персонажей.                             

1

ОНМ

Сравнение, эпитет, гипербола.                        

Владеть элементами анализа произведения

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и собственное мнение.

Выразит. чт.

43

И.С. Тургенев. Детство в Спасском-Лутовинове. История создания рассказа «Муму». Сюжет и герои рассказа «Муму».

1

Урок-лекция.

Портрет. Связь внешнего облика и поступков.

Знать о детских  годах писателя. Знать подлинную историю создания рассказа.

Коррекция личности и воспитание нравственных норм, уважение чужих чувств.

С.р.

44-46

Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

3

Урок-анализ

Характерис-тика литературного героя

Портрет. Пейзаж.                                              

Знать содержание изучаемого произведения, уметь давать характеристики героям. Владеть элементами эпического анализа произведения.

Коррекция  развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений

вопросы

Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?

Друзья и враги Герасима.

В чем вина и беда барыни?

47-48

Герасим и Татьяна.

Герасим и барыня. Герасим и дворня.

Причины самовольного возвращения Герасима в родную деревню.

2

Урок-анализ

Характерис-тика литературного героя

Портрет.

Знать содержание изучаемого произведения, уметь давать характеристики героям. Владеть элементами эпического анализа произведения.

Коррекция  развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений

тест

49

Творческая мастерская. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева (описание пути Герасима в родную деревню).

1

рр

Пейзаж.                                              

Уметь находить художественные особенности природы, владеть навыками подробного пересказа.

Коррекция памяти. Коррекция личностных норм.

Коррекция эмоционально-волевой сферы

сочинение

50

А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь».

 Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов.

1

ОНМ Урок-анализ

Двусложные размеры: ямб и хорей.

Обучение выразительному чтению стихотворения

Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств

Литература 20 века

51

Л.Н. Толстой  “Кавказский пленник” как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

Друзья и враги пленного Жилина

1

ОНМ

Инсценировка прозаического произведения.

Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения.

Коррекция памяти. Коррекция личностных норм.

Коррекция эмоционально-волевой сферы

Викторина.

52-53

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев

Жилин и Костылин: разные судьбы.

Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе “Кавказский пленник”.

2

ОНМ

Сравни-тельная хар-ка

Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять сравнительную хар-ку

Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев

вопросы

54

А. П. Чехов. Слово о писателе. “Хирургия” как юмористический рассказ

1

Урок-обзор

Конспект

Биография писателя.

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

Письмен-ные ответы на вопросы

55

.Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»

1

Рр

Юмор киносценарий

Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения.

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

сценарий

56

Рассказы Антоши Чехонте.

1

Вн/чт

Юмор

Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа

Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев

пересказ

57-59

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.

Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

Лирика И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова.

3

Урок-концерт Практикум

Стихотворный ритм

Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемого произведения, уметь находить в стихотворениях художественные средства

Коррекция  развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений

наизусть

60

Век XIX и век XX. Связь веков. Богатство литературы XX века. Авторы, произведения и герои XX столетия. Неразрывная связь русской литературы XIX и XIX веков.

И.А.Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

1

ОНМ

Стихотворный ритм

Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемого произведения, уметь находить в стихотворениях художественные средства

Коррекция  развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений

наизусть

61

В. Г. Короленко. Слово о писателе. “В дурном обществе”. Вася и его отец. Развитие их отношений.

1

ОНМ

Характеристи-ка литературного героя

Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев

Вася и его отец: от вражды к пониманию.

62

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.

1

Беседа.

Практикум

Портрет как средство изображения героев.

Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев

пересказ Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

63-64

Изображение города и его обитателей в рассказе В. Г. Короленко «В дурном обществе»..

2

Урок разви-тия речи

Понятие о композиции литературного произведения

Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев

Два отца: Тыбурций и судья.

Маруся и Соня: два детства.

65-66

А. И. Куприн. Слово о писателе. “Тапер”. Талант и труд. Проблемы взаимоотношений детей и взрослых.

Музыка в рассказе А. И. Куприна “Тапер”. Особое восприятие прекрасного.

2

Рассказ

учителя

Беседа.

Характеристи-ка литературного героя

Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, задавать вопросы по содержанию произведения

Коррекция  развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений.

Вопросы

67

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение родной природы в стихотворении «Синий май. Зоревая теплынь…». Своеобразие языка стихотворения.

1

Рассказ

учителя

Обуче-ние

чтению

Стихотворный ритм

Образные средства

Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемого произведения, уметь находить в стихотворениях художественные средства

Коррекция  развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений, коррекция долговременной памяти

наизусть

68-69

Литературные сказки XIX и XX веков. Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр

Х.К. Андерсен «Снежная королева». Слово о писателе. Сюжет сказки из семи рассказов. Роль снежной королевы в развитии событий сказки. Герои сказки – Кай и Герда.

2

Урок-анализ

Пути рождения сказки Композиция и сюжет произведения.

Знать содержание. Уметь выразительно читать. Уметь давать характеристики героя.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев.

Характе-ристика героя

70-71

Дружба, верность, коварство, жестокость и предательство в сюжете сказки. Победа Герды в неравной борьбе.

2

Урок-анализ

Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров.

Знать содержание изучаемого произведения, особенности композиции. Владеть навыками подробного пересказа.

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

Письмен-ные ответы на вопросы

72

П. П. Бажов. Слово о писателе. “Медной горы Хозяйка”. Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

1

ОНМ

Понятие о сказе. Сказ и сказка.

Знать содержание. Уметь выразительно читать. Уметь давать характеристики героя

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

Характе-ристика героя

73

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова

1

Урок-анализ

Реальность и фантастика.                    

Знать содержание. Уметь выразительно читать. Уметь давать характеристики героя

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

Характе-ристика героя

74

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

1

ОНМ

Характери-стика литературного героя

Знать содержание. Уметь выразительно читать. Уметь давать характеристики героя

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

Вопросы

рисунки

75

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

1

Практикум

Пейзаж

Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев

Вопросы

76

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского.

1

Урок

внеклассного чтения

Пейзаж

Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения.

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

Рисунки

77

С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка “Двенадцать месяцев”..

Падчерица и Королева.

1

ОНМ

Драма как род литературы

Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять характеристики героев, задавать вопросы по содержанию произведения.

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

Сравнительные характеристики героев, рисунки

78

Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла.

1

Обуче-ние

чтению

Беседа

Юмор в сказке

Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, задавать вопросы по содержанию произведения.

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и собственное мнение.

Добро и зло в сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

79

Художественные особенности пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Пьеса и народные сказки.

1

Р. р.

Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака.

Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения.

Коррекция воли и характера через оценку словесных характеристик.

пересказ

80-81

А. П. Платонов. Слово о писателе. “Никита”.

Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова “Никита”. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

2

ОНМ

Быль и фантастика.

Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, задавать вопросы по содержанию

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Собственное мнение. Коррекция монологической речи.

82-83

В. П. Астафьев. Слово о писателе. “Васюткино озеро”. Васютка и его путешествие по осенней тайге Черты характера героя и его поведение в лесу.

2

ОНМ

Понятие об автобиографи-ческом произведении

Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя.

Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств.

84

“Открытие” Васюткой нового озера..

Творческая мастерская. Путь от детского сочинения к рассказу писателя. Подготовка к сочинению.

1

Знать содержание изучаемого произведения,  особенности композиции. Владеть навыками подробного пересказа.

Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств.

85-86

Классное сочинение. «Как Васютка выжил в тайге».

2

Рр

Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя.

Коррекция аналитического мышления Коррекция внимания и памяти.

87

Моя любимая книга.

1

Вн.  чт.

Коррекция внимания и памяти

88-89

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И. А. Бунин, Дон Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.

Искренность и доброта, чувство привязанности  к окружающему человека миру природы.

2

Урок-концерт

Образ Родины в стихах о природе. Отражение красоты природы в стихах и прозе. Художественные приемы и музыка стиха.

Владеть навыком выразительного чтения с элементами анализа лирического произведения.

Коррекция внимания и памяти.

Чтение наизусть.

90-91

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного..

2

ОНМ

Юмор

Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемых произведений, уметь находить средства художественной выразительности в произведении

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Пересказ

Героическое прошлое России

92

К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…»..

1

Урок-обзор

Война и дети

Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемых произведений, уметь находить средства художественной выразительности в произведении.

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Чтение наизусть.

93

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. “Рассказ танкиста”.

1

Урок-обзор

Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

Чтение наизусть

94

Песни о ВОВ.

1

Урок-концерт

Песня: единство слова и музыки

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

Чтение наизусть.

Зарубежная литература

95

Р. Стивенсон. Слово о писателе. “Вересковый мед”. Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер.

1

ОНМ

Урок-анализ

Сам. р.

96-97

Д. Дефо «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниеля Дефо. Герой его книги – Робинзон. Характерные черты героя Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека

2

Урок-анализ

Робинзонада. Покорение пространства и времени.

Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя. Уметь объяснять значение слов: «робинзон», робинзонада».

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

Пересказ.

98

Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1

ОНМ

Урок-анализ

Гротеск, гипербола, литота.

Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя.

Пересказ.

99

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Автобиографическая повесть и ее герои. Приключения подростков, их смелость, авантюризм и неуемная фантазия.

1

ОНМ

Урок-анализ

Прототип.

Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя.

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Коррекция памяти.

Пересказ.

100

Д. Лондон. Слово о писателе. “Сказание о Кише”. Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера..

1

ОНМ

Урок-анализ

Мастерство Д. Лондона в изображении жизни северного народа

Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя.

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики

Вопросы

101

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

1

Урок-концерт

Выявление уровня литературного развития учащихся

Коррекция памяти и  зрительного внимания

102

Моя любимая книга.

1

Вн. чтение.

Задания для летнего чтения.

Коррекция памяти и  зрительного внимания.

Сокращения, принятые при составлении календарно-тематического плана:

ОНМ – обзор нового материала

Рр – развитие речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа и календарное планирование уроков литературы в 9 классе коррекционного VII вида

Учебная программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы для 9 класса коррекционного VII вида рассчитана на 2 часа в неделю...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС)

       Программа разработана на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование//ФГ...

Поурочное планирование уроков музыки в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Поурочное планирование составлено на основе программ для коррекционных школ...

Поурочное планирование уроков по рисованию на 1 и 2 четверти в 6 классе специальной коррекционной школе VIII вида

Данный материал содержит календарно-тематическое планирование и развернутые планы уроков по рисованию на 1 и 2 четверть в 6 классе для детей с нарушениями интеллектуальной деятельности...

Тематическое и поурочное планирование уроков литературы в 7 классе к учебнику В.Я.Коровиной.ФГОС.

Тематическое и поурочное планирование уроков литературы по ФГОС  в 7 классе к учебнику "Литература" 7 класс. В двух частях. Под редакцией В.Я.Коровиной....