планирование литература 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме

Базыкина Ангелина Ивановна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5.docx52.66 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                                                                                                 Утверждаю

                                                                                                                   

Зам. директора по УВР средней школы № 6                                                                                      Директор средней школы № 6

_______________________ С.В.Жердева                                                                                           _____________________ С.В.Муравьёва

«_________» _________________ 2013г.                                                                                            приказ от __________ №__________

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

(средняя школа №6)

Рабочая программа

по предмету литература в 5 классе

Учитель: Базыкина А.И.

   Принята на заседании                                         

  педагогического совета                        

  протокол от «____» _____________ 2013 г. №_________

2013/2014 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13 ), за основу рабочей программы взята программа по литературе для 5 – 11 классов В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И.С.Збарского, В.П.Полухина 2009 г., которая соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2011 г.

На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

  • Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
  • Литература – базовая учебная дисциплина. Её цель - формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения.
  •  Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры возможно через реализацию следующих задач:
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики либо включены в аннотацию.  

Механизм формирования ключевых компетенций предполагает следующие виды деятельности  по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и

эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется

эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

В соответствии с требованиями государственного стандарта на конец года обучающиеся должны овладеть следующими общеучебными умениями, навыками и способами деятельности:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  105 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 9 классе.  

Образовательные технологии, используемые учителем: развивающее обучение, дифференциальное обучение, игровое обучение, разноуровневое обучение, интерактивное (диалоговое) обучение, информационно – коммуникативное обучение, проектное обучение.

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана:

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

 и компонент ОУ

5

Программа по литературе (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина), Москва, «Просвещение», 2009;

федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе

УЧЕБНИКИ:

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература 5 кл.» изд. «Просвещение», Москва 2010 г

.(в комплекте приложение - фонохрестоматия)

Н.В.Егорова

«Универсальные поурочные разработки по литературе для 5 класса», изд. «ВАКО», Москва, 2009г.

Основные умения и навыки:

В результате изучения литературы ученик должен

знать/ понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

Календарно-тематическое планирование по литературе

№ урока п/п

Дата проведения урока

 

Тема урока.

Основное содержание.

Всего часов

Из них

Лабора торных (практи ческих) работ

Формы контроля

Примечание

I.

Введение.

Литература как искусство слова

2ч.

1.1.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Урок - лекция

1.2.

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение богатства и многообразия духовного мира человека.

II.

Устное народное творчество

10ч.

2.1.

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле.

Т.Л. Устное народное творчество.

2.2.

Малые жанры фольклора. Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта.

2.3.

Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.

III.

Русские народные сказки

3.1.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Собиратели сказок. Т.Л. Сказка. Виды сказок.

Работа с иллюстрациями к сказке

3.2.

«Царевна - лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты – волшебницы. Иван Царевич – победитель житейских невзгод. Т.Л. Постоянные эпитеты.

Творческая работа: составление диафильма по сказке

3.3.

Животные – помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

3.4.

3.5.

Сказки «Бой на Калиновом мосту»; «Два Ивана - солдатских сына»; «Каша из топора». Народная мораль в характере и поступках героев.

3.6.

«Иван – крестьянский сын и чудо - юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Т.Л. Гипербола.

Словарная работа: героическая сказка; составление плана сказки

3.7.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.                    Т.Л. Сказочные формулы.

IV.

Из древнерусской литературы

1ч.

4.1.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

Т.Л. Летопись (начальные представления).

Оборудование: иллюстрации в учебнике; словарная работа: летопись, устаревшие слова

V.

Из литературы XVIII века

1ч.

5.1.

М. В. Ломоносов. Жизнь и творчество писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случилось вместе два астронома в пиру» - научные истины в поэтической форме.                                     Т.Л. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Оборудование: портрет Ломоносова, репродукции мозаик, книги поэта; словарная работа: ритор, механик, минералы и др.

VI.

Из литературы XIX века

15ч.

2

6.1.

И.А.Крылов. Жизнь и творчество писателя. Басни: «Квартет», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом»,  «Волк на псарне». Жанр басни, история его развития. Образы животных и их роль в басне. Т.Л. Басня.

Оборудование: портрет И.А.Крылова; словарная работа; творческая работа

6.2.

Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Языковое своеобразие басен Крылова.

Словарная работа

6.3.

Мораль басен и способы ее выражения. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А.Крылова.

Т.Л. Аллегория. Понятие об эзоповом языке.

Работа с терминами, запись в тетради

6.4.

Языковое своеобразие басен Крылова.

Работа по плану анализа

6.5.

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество писателя.

 «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.              Р.К. В.А.Жуковский и Тула.

Сравни тельный анализ

Оборудование: портрет Жуковского; словарная работа: устаревшая лексика из текста баллад

6.6.

Развитие речи. Обучение выразительному чтению литературной сказки в стихотворной форме.

6.7.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Т.Л. Баллада.

6.8.

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество писателя.

Ст-ия «Няне», «Зимнее утро». Лирика как род литературы. лирический герой, его чувства, мысли, настроения. Р.К. А.С.Пушкин и Тула.

Оборудование: альбом «А.С.Пушкин»; репродукция картины Н.Рамазанова «Пушкин у Лукоморья»

6.9.

Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.

Оборудование: репродукция к стихотворению; словарная работа

6.10.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинских произведений.

Словарная работа: поэма, лирические отступления

6.11.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица.

Сопоставление сказок А.С.Пушкина с народной и сказкой  В.А.Жуковского «Спящая царевна»

6.12.

Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

6.13.

6.14.

Развитие речи. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

Классное сочинение

6.15.

Проверка техники чтения.

VII.

Русская литературная сказка

28ч.

2

7.1.

7.2.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Т.л. Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь.

7.3.

В.М.Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Ритм, рифма, способы рифмовки.

7.4.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество писателя.

Стихотворения «Бородино», «Листок» История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости.                                              Р.К. М.Ю.Лермонтов и Тульский край.

Оборудование: репродукция картин; словарная работа: редут, картечь, бивак, кивер, улан и др.

7.5.

Образ простого солдата – защитника Родины. Познание внутреннего мира героя через природные образы. Т.Л. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, аллитерация.

Анализ сцены Бородинского боя

7.6.

Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым.

7.7.

7.8.

Развитие речи. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Классное сочинение

7.9.

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество писателя.

Повесть «Ночь перед Рождеством». Реальное и фантастическое в сюжете произведения.

Оборудование: портрет писателя; иллюстрации к произведению; словарная работа

7.10.

7.11.

Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора.

7.12.

«Заколдованное место». Живописность языка гоголевской прозы.

7.13.

А.В.Кольцов. Жизнь и творчество писателя.

Ст-ие «Песня пахаря». Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность.

Оборудование: портрет поэта; индивид. сообщение

7.14.

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество писателя.

 «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

Оборудование: портрет поэта; репродукция картины И.Репина «Бурлаки на Волге»

7.15.

«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме. Т.Л. Эпитет (развитие представлений).

Словарная работа: эпитет, виды рифмовок; оценочная лексика

7.16.

Стихотворение «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа.

Оборудование: иллюстрации в учебнике

7.17.

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество писателя.

 «Муму. Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России.                             Т.Л. Портрет, пейзаж.

Р.К. И.С.Тургенев и Тульский край.

Оборудование: портреты писателя разных лет

7.18.

Нравственное преображение Герасима.                      Т.Л. Литературный герой.

Словарная работа: нравственное превосходство, независимость, человеческое достоинство и др.

7.19.

Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.

Работа по опорной схеме

7.20.

7.21.

Развитие речи. Сочинение по повести И.С.Тургенева «Муму».

Классное сочинение

7.22.

А.А.Фет. Жизнь и творчество поэта. Ст-ия: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них-у дуба, у березы…». Лирический герой ст-ия Фета. Средства передачи настроения.

Р.К. А.А.Фет и Тульский край.

Оборудование: портрет поэта; индивид. сообщения

7.23.

Человек и природа в лирике Фета.

Т.Л. Понятие о параллелизме.

Первоначальное представление об анализе лирического произведения

7.24.

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество писателя.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Т.Л. Сюжет.

Р.К. Л.Н.Толстой и Ясная Поляна.

Оборудование: портреты писателя разных лет; словарная работа: идея, сюжет, рассказ

7.25.

Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Т.Л. Сравнение.

Развитие навыков сопоставительной характеристики героев

7.26.

Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Словарная работа: авторская позиция, идея и др.

7.27.

А.П.Чехов. Жизнь и творчество писателя.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Т.Л. Юмор.

Оборудование: портрет писателя;

7.28.

Рассказы Антоши Чехонте.

Р.К. А.П.Чехов и Тульский край.

Словарная работа: подтекст, художественная деталь

VIII.

Поэты XIX века о Родине и родной природе

3ч.

1

8.1.

8.2.

Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Есть в осени первоначальной…».; А.Н.Плещеев «Весна»; И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н.Майков «Ласточки» и др. Выразительное чтение наизусть ст-ий.

Т.Л. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Оборудование: портреты поэтов; биографические справки;

Словарная работа: олицетворение, эпитет

8.3.

Обучение анализу лирического произведения

Оборудование: карточки с планом ответа; оформление тетрадей

IX.

Из литературы XX века

20ч.

2

9.1.

И.А.Бунин. Жизнь и творчество писателя.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Судьбы и характеры людей из народа в произведениях Бунина. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Оборудование: портрет писателя; словарная работа: рассказ, рассказчик

9.2.

Особенности бунинского рассказа (живопись словом, лиризм, лаконизм повествования).

Р.Р. Обучение выразительному чтению отрывка.

Работа с терминами

9.3.

В.Г.Короленко. Жизнь и творчество писателя.

«В дурном обществе». Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых.                  Т.Л. Портрет.

Оборудование: портрет писателя; словарная работа: повесть

9.4.

Образ серого, сонного города. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести. Т.Л. Композиция литературного произведения.

Оборудование: учебник-хрестоматия; словарная работа: деталь, контраст, авторское отношение, символ

9.5.

«Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Работа над планом ответа на вопрос: «Какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни детей подземелья?»

9.6.

В.В.Маяковский. Слово о поэте. Ст-ие «Хорошее отношение к лошадям». Художественное новаторство поэзии В.Маяковского, словотворчество. Гуманистический смысл ст-ия.

Оборудование: портрет поэта

9.7.

С.А.Есенин. Жизнь и творчество поэта. Ст-ия «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»- поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Оборудование: портрет поэта

9.8.

П.П.Бажов. Жизнь и творчество писателя.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Т.Л. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка.

Оборудование: портрет писателя; словарная работа: сказка, сказ

9.9.

9.10.

К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество писателя. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Оборудование: портрет писателя;

9.11.

9.12.

С.Я.Маршак. Жизнь и творчество писателя. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои.              Т.Л. Пьеса-сказка.

Оборудование: портрет писателя; словарная работа: пьеса, ремарка, диалог

9.13.

А.П.Платонов. Жизнь и творчество писателя. «Никита». Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.

Оборудование: портрет писателя;

9.14.

Развитие речи. Обучение комментированному чтению.

Составление плана ответа и самого ответа

9.15.

В.П.Астафьев. Жизнь и творчество писателя. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах.                             Т.Л. Автобиографичность литературного произведения.

Оборудование: портрет писателя; учебник-хрестоматия; словарная работа: автобиографическая проза

9.16.

Художественная зоркость писателя в изображении красоты родного края.

Работа с текстом; игра по группам

9.17.

Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями.

Обучение составлению аналитического комментария

9.18.

«Открытие»  Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Комментированное чтение эпизодов; словарная работа: пейзаж

9.19.

9.20.

Развитие речи. Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Классное сочинение

X.

«Ради жизни на Земле…»

2ч.

10.1.

Стихотворные произведения о войне.  Патриотические подвиги в годы ВОВ.

10.2.

К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о ВОВ.

Оборудование: портреты поэтов; словарная работа: баллада

XI.

Произведения о Родине и родной природе

2ч.

11.1.

И.А.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Ст-ые лирические произведения о Родине как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысления собственного мироощущения, настроения.

Оборудование: портреты поэтов; учебник-хрестоматия

11.2.

Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических ст-ях.

Словарная работа: эпитет, инверсия, метафора; работа по опорной схеме

XII.

Писатели улыбаются

3ч.

11.1.

11.2.

Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Т.Л. Юмор.

Индивид. сообщения; словарная работа: интерьер

11.3.

Проверка техники чтения.

XIII.

Из зарубежной литературы

13ч.

13.1.

Роберт Льюис Стивенсон. Жизнь и творчество писателя. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Т.Л. Баллада.

Оборудование: портрет писателя; словарная работа: баллада

13.2.

13.3.

Даниель Дефо. Жизнь и творчество писателя. «Робинзон Крузо». История освоения мира человеком. Природа и цивилизация. Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Образ главного героя.

Оборудование: выставка иллюстраций; словарная работа: робинзон, робинзонада

13.4.

Ханс Кристиан Андерсен. Жизнь и творчество писателя. «Снежная королева». Борьба добра и зла в сказках Андерсена.

Оборудование: портрет писателя; выставка книг; словарная работа: подтекст

13.5.

Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая.

Оборудование: видеофильм

13.6.

13.7.

Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров.

Письменный ответ на вопрос: «Что хотел сказать читателям своей сказкой Андерсен?»

13.8.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

13.9.

Марк Твен. Жизнь и творчество писателя. «Приключения Тома Сойера». Герои и события повести. Тема дружбы и мечты.

Оборудование: портрет писателя; выставка книг

13.10.

Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Работа с таблицей

13.11.

Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров. Внутренний мир героев М.Твена.

13.12.

Джек Лондон. Жизнь и творчество писателя. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка.

Оборудование: портрет писателя; словарная работа: теиа, идея, сказание

13.13

Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

XIV.

Подведение итогов года

2ч.

14.1.

Итоговый урок по русской литературе

14.2.

Рекомендации для летнего чтения

Итого

102ч.

7

4

Список литературы

  1. Справочник по русской литературе. М.А. Аристова и др. 2010
  2. Игровые уроки по литературе. 5 класс.  О.Г. Черных, 2008
  3. Открытые уроки литературы 5-9 классы. Н. С. Королева и др. 2010
  4. В.А. Скрипкина – «Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 классы»
  5. Р.И. Альбеткова – «Активные формы преподавания литературы»
  6. И.С Збарский, В.П. Полухина – «Внеклассное чтение по литературе (4-8 классы)»
  7. Т.А. Калганова - Программно-методические материалы Литература 5-11 классы
  8. Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин, Н.Н. Коршунова, Т.Г. Кучина, М.Б. Ладыгин, Г.П. Лазаренко, А.В. Леденёв, Е.Ю. Липина, И.М. Михайлова, Т.М. Рудакова, В.А. Скрипкина, Т.Г. Трепина – Большой справочник Литература для школьников и поступающих в вузы
  9.  Т.С. Зепалова, Н.Я Мещерова – Метадическое руководство к учебнику – хрестоматии «Родная литература» для 5 класса
  10. Игровые уроки по литературе. 5 класс. О.Г. Черных ,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. Литература. 9 класс

Учебник  Литература. 9 класс.В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010.  Программа В.Я Коровиной...

Календарно-тематическое планирование. Литература 5 класс.Автор: Коровина В.Я.

Тематическое планированиепо  литературев 5 классеВсего в году – 68  часов (из расчёта 2 часа в неделю);  из них РР – 1ч.   ;  Внеклассное чтение – 3 ч.  ...

Календарно-тематическое планирование. Литература 7 класс. Автор: Курдюмова Т.Ф.

Тематическое планированиепо  литературев 7 классеВсего в году – 68  часов (из расчёта 2 часа в неделю);  из них РР – 8ч.   ;  Внеклассное чтение – 6 ч.  ...

Календарно-тематическое планирование. Литература 8 класс. Автор: Курдюмова Т.Ф.

Тематическое планированиепо  литературев 8 классеВсего в году – 68  часов (из расчёта 2 часа в неделю);  из них РР –7 ч.   ;  Внеклассное чтение – 7 ч.  ...

Календарно-тематическое планирование. Литература 6 класс. Автор: В.Я. Коровина

Тематическое планированиепо  литературев 6 классе Всего в году – 68  часов (из расчёта 2 часа в неделю);  из них РР – ч.   ;  Внеклассное чтение –  ч....