Основные мотивы в творчестве В.С.Высоцкого.
статья по литературе (11 класс) по теме

Курсовая работа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_kuzminoy_s.a._po_tv._vysotskogo_.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Кафедра русского языка и литературы

Основные мотивы в творчестве

Владимира Семеновича Высоцкого.

        Выполнила слушатель курсов повышения квалификации, учитель русского языка и литературы МБОУ «Чуманкасинская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики Кузьмина Светлана Алексеевна.

Чебоксары - 2013 год

Содержание

Введение .…………………………………………………………………………3

Глава 1. Жанровое и тематическое разнообразие творческого наследия В.С.Высоцкого.……………..…………………………………………………….5

Глава 2. Мотив дороги в стихах – песнях Высоцкого.…………..……………..7

Глава 3. Спортивная тематика……………………………………………….….10

Глава 4. Военная лирика Высоцкого…………………………………………...12

Глава 5. Любовная лирика …………………………………………………….15

лава 6. «Я не люблю» - программное стихотворение Высоцкого……………16

Заключение ………………………………………………………………………20

Литература ………………………………………………………………………22

Введение.

Владимира Семеновича Высоцкого любит, знает и слушает вся страна. Он вошел в нашу жизнь в “магнитофонную эпоху”. Его голос с хрипотцой, нехитрый гитарный перебор слышался повсюду.

Простые, доходчивые песни Высоцкого близки и понятны каждому русскому человеку. Жизнь Высоцкого была короткой, но запоминающейся, словно падение кометы. Его голос, хриплый, «рычащий», звучал почти из каждого окна.

Высоцкий - продолжатель национальных литературных традиций, настоящий патриот России. «Без России я - ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет», - утверждал Высоцкий, подчеркивая неразрывную связь с людьми.

 Иосиф Бродский  вспоминал о Высоцком: «Это был невероятно талантливый человек, невероятно одаренный, совершенно замечательный стихотворец. Рифмы его абсолютно феноменальны».

По свидетельству Булата Окуджавы, Высоцкий страдал оттого, что не был признан официально. Не разрешали печатать сборники стихотворений, не принимали в Союз писателей... А страна смеялась его смехом и плакала вместе с его героями, пела “его голосом” и удивлялась — какой еще популярности нужно было?! Да, все это было, но как-то полуподпольно, на энтузиазме отдельных доброжелателей. Страшно признаться, но любимым властями Высоцкий стал только после смерти.
Выходят диски и аудиокассеты — полное собрание сочинений, печатаются его стихи и “Роман о девочках”. Признается, что Владимир Семенович был талантливейшим артистом.

Как все мы веселы бывали и угрюмы,
Но если надо выбирать и выбор труден,
Мы выбираем деревянные костюмы.
Люди! Люди!
Нам будут долго предлагать — не прогадать.
Ах! — скажут,— что вы, вы еще не жили!
Ну, а потом предложат: или — или...
И будут вежливы и ласковы настолько —
Предложат жизнь счастливую на блюде.
Но мы откажемся, и бьют они жестоко,
Люди, люди!

Талант Владимира Семеновича Высоцкого подчеркивает и доктор филологических наук профессор Георгий Хазагеров, который, рассматривая "поэтическое творчество Владимира Высоцкого в контексте Древней Руси и Советской России",  проводит параллели с творчеством Пушкина.

С.Бирюкова пишет: «Людям тяжкого труда в экстремальных условиях нужно искусство простое, как хлеб и вода. Все, что воспевалось в песнях Высоцкого: долг, честь, мужество, братство – укрепляло людей, но и ставило их как бы над теми, кто с ними сейчас не мерз, не тонул, не падал с гор: «Лилипуты, лилипуты – казалось ему с высоты».

Глава 1. Жанровое и тематическое разнообразие творческого наследия В.С.Высоцкого.

Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений.

         Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве. Это и «блатные» песни, и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику (прямую или, чаще, написанную эзоповым языком) существующего строя и положения дел, юмористические песни и песни-сказки.

          Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В других песнях могло быть по нескольку героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (например, «Диалог перед телевизором»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».

Творческое наследие Высоцкого необычайно обширно. Темы стихов-песен, кажется, всеохватны, героям его произведений нет числа. В любом песенном сюжете Высоцкому важно раскрыть, прежде всего, мир личности, человеческий характер. А ярче всего человек раскрывается в экстремальных ситуациях, потому их так много в произведениях поэта. Достаточно вспомнить его “Песню о друге” (“Если друг оказался вдруг…”)

Немало песен Высоцкого написано в сатирическом жанре. 
Предметом насмешки становились явления самого разного рода— в стихах поэта целая галерея сатирических типов застойного времени. 


Сатира Высоцкого чаще всего двойственна: автор смеется над своими персонажами и одновременно сочувствует им, как, например, в песне “Смотрины”: мрачная картина разгула, когда люди “все хорошее в себе доистребили”, и вместе с тем пронзительной жалостью звучащие слова: 

А дома баба на сносях, 

Гусей некормленных косяк, 

Да дело даже не в гусях, 

А
 все неладно. 

То же примерно и в известной песне “Диалог у телевизора” (другое название — “Диалог в цирке”). Разговор Зины и Вани не просто смешон — за репликой героя: “Домой придешь—там ты сидишь” ощущение безысходности, замкнутого круга. 

Стихотворения-песни Высоцкого чрезвычайно неоднородны по жанру.
У него есть баллады, песни-размышления, песни-диалоги. 
Особое место среди произведений поэта занимают песни-притчи, построенные на аллегории. Так, песня “Охота на волков” написана не столько о звере, сколько о человеке, воспитанном в системе ограничений и запретов: 

Оградив нам свободу флажками, 

Бьют уверенно, наверняка… 

Наши ноги и челюсти быстры — 

Почему же, вожак, дай ответ, 


Мы затравленно мчимся на выстрел 

И не пробуем через запрет?! 

Такой же философский подтекст можно обнаружить и в других, на первый взгляд просто забавных и шуточных, песнях Высоцкого, например в его размышлениях о том, почему аборигены съели Кука: а потому и съели, что он был самый умный, добрый и сильный, — так уж у аборигенов принято. А вот кто эти аборигены, читатель-слушатель угадывал легко.

 В песне “Притча о Правде и Лжи” — непростые размышления автора о вечных истоках жизни, выраженные через аллегории, которые восходят к традициям устного народного творчества и древнерусской литературы.

Глава 2. Мотив дороги в стихах – песнях Высоцкого.

Прежде всего, представляет интерес творчество В. Высоцкого, как личности, сумевшей сказать-спеть «о времени и о себе», в аспекте традиций/новаторства, на магистральных путях развития отечественной поэзии XIX-XX веков. Темы хулиганства, эпатажа, воровства, дома/дороги, поисков смысла жизни, творчества, веры, истинных ценностей, памятника, памяти могут поставить поэта в один ряд с авторами любимыми и известными.

Исследователями проведена немалая работа по выявлению основных тематических групп поэзии В. Высоцкого (военные, тюремные, спортивные, альпинистские, сказочно-фантастические, любовные песни), ее жанровой специфики.

Однако при интерпретации произведений поэта возможны и другие подходы – например, изучение концептосферы и ее компонентов, что поможет вписать наследие В. Высоцкого в русскую поэтическую традицию и составить представление о его творческой индивидуальности. Сквозными у поэта являются мотивы движения, пути/дороги в их разных модификациях, анализ которых позволяет говорить об аксиологическом и онтологическом наполнении его поэзии. В статье рассматривается концепт пути и связанная с ним пространственная организация стихотворений В. Высоцкого.

Макроконцепт путь/дорога как универсалия мировой культуры значим в славянской и особенно русской картинах мира. «Неустроенность, конфликтность, бесприютность нашей жизни актуализировала в нашем подсознании концептуальный архетип дороги, пути как пространства хаоса, противостоящего стабильности дома, освоенного культурой пространства. С дорогой связаны скитания, поиски судьбы, счастья, дорога - это фантом, держащий нас в плену часто бессмысленного движения, не дающий перейти к разумной стабильности жизни» [3, с. 30].

Известно, что мотив пути (абстрактное)/дороги (конкретное) играет важную роль в поэзии, особенно в лирике нравственно-философской. Нет ни одного большого русского поэта, у которого концепция пути не была бы средством выражения авторского сознания, его творческой индивидуальности – достаточно вспомнить наследие Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Твардовского, поэтов Серебряного века. В самой идее пути органично реализуется мотив развития жизни отдельного человека и целого общества. Идея эта актуализируется в общественном сознании на исторических рубежах, что нашло подтверждение в поэтических исканияхXIX столетия, современном для В. Высоцкого контексте (бардовская и рок-поэзия).

В поэзии В. Высоцкого В.Стоянов выделяет несколько путевых ситуаций: уход из дома в поисках счастья, доли (архетипическая ситуация), бегство от самого себя, насильственная разлука с домом как наказание за содеянное или инакомыслие, путь как нравственные искания смысла жизни, себя, веры, любви, преодоление препятствий, борьба, это может быть, путь друг к другу, путь обратный – к дому, который ассоциируется с обретением духовных ценностей или осознанием невозможности вернуться в прошлое, наконец, путь в никуда. [2, с. 53]

В ранней поэзии В. Высоцкого с характерной для нее тюремной тематикой нередко встречается мотив насильственной разлуки с домом и дороги туда, на дачу («Бодайбо», «Все позади – и КПЗ, и суд…», «О нашей встрече», «Попутчик», «Банька по-белому»), а также мотив побега из мест заключения («Зэка Васильев и Петров зэка», «Весна еще в начале»):

А меня в товарный – и на восток,

И на прииски в Бодайбо.

<…> я здесь добывать

Буду золото для страны.

Все закончилось, смолкнул стук колес,

Шпалы кончились, рельсов нет…

Но пока я в зоне на нарах сплю

Я постараюсь все позабыть.

Здесь леса кругом гнутся по ветру,

Синева кругом – как не выть!

Позади семь тысяч километров,

Впереди – семь лет синевы

Новаторство Высоцкого в воссоздании мифологемы дом / дорога видится в том, что снимается традиционная оппозиционность этих образов: гиблым местом может быть не только дорога, но и дом. Переосмысливается и мифологема блудного сына: в утрате или уничтожении родного дома виноват не только он, но и обитатели этого дома, которые не смогли его сберечь.

Видное место в мифологеме дом / дорога занимает образ коня / коней, что соответствует мифо-фольклорным и литературным традициям. На пути встречаются препятствия, опасности, имеющие двойственную природу. Особо маркируются такие точки пути, как лес, старый дом, церковь, кабак, загробный мир.

В поэзии Высоцкого существует довольно значительный мифопоэтический пласт сказочных персонажей русского и зарубежного фольклора (Кощей Бессмертный, Баба – Яга, добрый молодей Иван, русалки, лешие, черти, оборотни, нечистая сила, джинн); чаще всего они воссозданы в иронико-пародийном осмыслении, о чём говорилось выше.

Вечные литературные образы Гамлета, Чёрного человека также стали у поэта объектом мифологемной рефлексии.

Как мифологемы в поэзии В.Высоцкого могут быть представлены образы политических и исторических деятелей (Сталин, Мао Цзедун, Ричард Никсон), выдающихся личностей (Леонардо да Винчи, Джеймс Кук).

Аксиологический аспект функционирования мифологем в поэтическом мире Высоцкого лучше всего высказан самим поэтом:

Чистоту, простоту мы у древних берём,

Саги, сказки – из прошлого тащим, -

Потому что добро остаётся добром –

В прошлом, будущем и настоящем!

Глава 3. Спортивная тематика.

   В начале 60-х годов 20 века появляются первые "спортивные" песни: "О сентиментальном боксере", "О конькобежце на короткие дистанции". Немногие поэты уделяют столько внимания спортивной тематике, как это делал Высоцкий. Сам поэт в молодости увлекался разными видами спорта, но и, играя в театре на Таганке, не бросал, так как для некоторых ролей ему приходилось разучивать акробатические номера.

По воспоминаниям  мастера спорта по альпинизму Елисеева,  песни из «Вертикали» среди альпинистов произвели впечатление разорвавшейся бомбы.

   Песня "Профессионалы" написана после игры хоккеистов сборных СССР и Канады. В этой встрече наша команда одержала победу, и мы в пятый раз стали чемпионами мира. 

...Профессионалам,

отчаянным малым,

Игра-лотерея,- кому повезет.

Играют с партнером -

как бык с матадором, -

Хоть, кажется, принято наоборот. 

         

      Эта песня стала самой любимой у советских хоккеистов. При встрече с Высоцким, а такие происходили перед каждыми серьезными поединками, хоккеисты просили Владимира Семеновича исполнить эту песню. Команда даже возила с собой запись с этой композицией.

Что случилось, почему кричат? 

Почему мой тренер завопил? 

Просто - восемь сорок результат,- 

Правда, за черту переступил. 

Ой, приходится до дна ее испить- 

Чашу с ядом вместо кубка я беру. 

Стоит только за черту переступить- 

Превращаюсь в человека-кенгуру.

«Песенка про прыгуна в длину» посвящена знаменитому прыгуну Герману Климову. Он все время переступал доску, от которой отталкиваются спортсмены, и его рекорды не засчитывались. Заслуженный тренер РСФСР по самбо и дзюдо Массарский отмечал, что В.Высоцкому удалось очень точно передать переживания спортсменов.

Предвидя перемены в обществе, поэт говорил об абсолютной  истине и ценностях, которые не подвластны времени. Этим понятием обозначается целый этап в развитии русской поэзии XX века, последних его десятилетий. В авторской песне можно отметить много течений, направлений, литературных традиций.

Наиболее известные имена авторов-исполнителей: Ада Якушева, Юлий Ким, Владимир Чернов и, конечно, Юрий Визбор, Юрий Кукин, Евгений Клячкин, Новелла Матвеева, Александр Городницкий. В творчестве этих поэтов немало общих мотивов. Их роднит схожесть лирического героя: это романтик, мечтатель, бродяга с рюкзаком и гитарой, будь то геолог, турист или строитель новых городов.

Глава 4. Военная лирика Высоцкого.

Великая Отечественная война 1941-45 годов с ее лишениями, бедами, непосильным трудом, голодом и холодом, когда на защиту Родины встал весь народ, коснулась каждой семьи нашей многонациональной  страны.

Песни о войне объединяются в целый цикл, об этом говорил сам Высоцкий, называя их «мои песни о войне» или «цикл военных песен». Всего военных произведений у Высоцкого около тридцати, и они составляют отдельную рубрику в сборниках.

Когда началась война, Высоцкому исполнилось три года. Поэт не был на войне, но написал много военных песен. Не раз он получал письма, где люди спрашивали: «Не тот ли вы Владимир Высоцкий, которого я знал на войне?»

Это значит, что люди действительно верили, что Высоцкий сам прошел войну - настолько убедительны были строки, написанные им:

Наконец-то нам дали приказ

наступать,

Отбирать наши пяди и крохи.

Но мы помним, как солнце отправилось

Вспять

И едва не зашло на востоке.

Стихи Высоцкого о Великой Отечественной войне звучат с такой пронзительной силой, насыщены такой обжигающей правдой, что кажется, будто автор сам хлебнул лиха на войне. Потрясает стихотворение «Мы вращаем землю». Символический образ солдата останавливает движение фашистских полчищ:

От границы мы землю вертели назад,

Было дело сначала.

Но обратно ее закрутил наш комбат,

Оттолкнувшись ногой от Урала.


         Казалось бы, что все рухнуло, пропало, «солнце отправилось вспять и едва не зашло на востоке». Но «сменные роты на марше» остановили 
вращение Земли и «закрутили» планету обратно, пока не дошли до Берлина. Конечно, подвиги наших солдат в этой войне были воспеты еще до Высоцкого, но с каким чувством пишет он об этом! О мужестве русских воинов рассказывает поэт в стихотворении «Вцепились они в высоту…»:

Вцепились они в высоту, как в свое.

Огонь минометный, шквальный.

Но снова мы лезем, хрипя, на нее

За вспышкой ракеты сигнальной.

И крики «ура!» застывали во рту,

Когда мы пули глотали,

Семь раз занимали мы ту высоту,

Семь раз мы ее оставляли.

         И эта высота, на которую 
бойцы шли в атаку, стала для них перекрестком всех судеб и путей, олицетворением Родины, которую обязательно надо отстоять.

         В произведениях Высоцкого 
война предстает не парадным своим портретом, а суровой правдой, некрасивой, жестокой, но всегда верной. В стихотворении «Тот, кто стрелял…» поэт рассказал о солдате, отказавшемся приводить в исполнение несправедливый приговор. В другом произведении Высоцкий обратился к судьбе людей из штрафного батальона. Этих солдат на фронте мало жалели и еще меньше берегли. Они своими телами устилали пространство перед укреплениями врага, прокладывали путь для других частей:

У штрафников один закон, один конец:

Коли, руби фашистского бродягу.

И если не поймаешь в грудь 
свинец,

Медаль поймаешь за отвагу.


      Писать о «штрафниках» до недавнего времени было запрещено. Но Высоцкий писал. Писал и о них, и о стрелковых ротах, штурмующих безымянные высоты, и о летчиках, гибнущих в неравном бою, о сражениях с альпийскими стрелками в горах, о десантниках и подводниках. 
Война – это не только победы, но и кровь, и смерть. Раз были погибшие, значит остались вдовы, сироты. Поэту в своих стихах удалось передать тоску жен, матерей, невест, проводивших своих мужчин на войну:

Ивы плачут о вас,

И без ваших улыбок

Бледнеют и сохнут рябины…


         Высоцкий - продолжатель национальных литературных традиций, настоящий патриот России: «Без России я - ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет». Стихи Высоцкого о Великой Отечественной войне – дань памяти и уважения тем, кто погиб за наше будущее.

Глава 5. Тема любви и дружбы в творчестве Высоцкого.

Любовь к Марине Влади вдохновила Высоцкого на создание трогательных, пронзительных, выразительных, как и все его произведения, песен, которые обогатили своими мелодиями и содержанием его песенное творчество.

Дом хрустальный на горе для нее.

Сам, как пес бы, так и рос в цепи.

Родники мои серебряные,

Золотые мои россыпи!

Не сравнил бы я любую с тобой,

Хоть казни меня, расстреливай.

Посмотри, как я любуюсь тобой,-

Как Мадонной Рафаэлевой!

Сравнение с художественными образами прошлого характерно для произведений А.С. Пушкина. В этом можно проследить неразрывную творческую связь поэта веков минувших и современности.

Тема дружбы является, на мой взгляд, одной из наиболее любимых поэтом, поскольку связана с самыми яркими из его жизненных впечатлений. Принято считать, что у Владимира Семеновича было очень много друзей. Но в отличие от двух-трех настоящих, остальные относились к “лжетоварищам”: собутыльникам —тем, кто стал беспардонно именовать себя “друзьями Володи” уже после смерти поэта.
          Лишь верным, настоящим друзьям Высоцкий посвящал свои замечательные стихи:

Он не вышел ни званьем, ни ростом,
Не за славу, не за плату.
А на свой необычный манер
Он по жизни шагал над помостом
По канату, натянутому, как нерв!


         Это стихотворение посвящено клоуну Леониду Енгибарову, умершему на арене цирка, судьба которого во многом схожа с судьбой самого Высоцкого, имевшего репутацию “клоуна”, “шута” среди значительного числа своих современников.

Жизнь Высоцкого была короткой, но запоминающейся, словно падение кометы. Его голос, хриплый, «рычащий», звучал почти из каждого окна.

Глава 4. «Я не люблю» - программное стихотворение Высоцкого.

Я не люблю себя, когда я трушу.
Я не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу.
Тем более — когда в нее плюют.
               

Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содержанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начинаются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрицанием «Я это никогда не полюблю».

С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же жизненные явления отрицает он с такой силой? Все они в той или иной степени характеризуют его самого.

 Во-первых, это смерть, фатальный исход, смириться с которым трудно любому живому существу, жизненные невзгоды, заставляющие отвлечься от творчества.      

         

Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
В которое болею или пью.

Герой также не верит в неестественность в проявлении человеческих чувств (будь то цинизм или восторженность). Сильно ранит его чужое вмешательство в личную жизнь.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще —
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.


Я не люблю, когда наполовину,
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрела в упор.

          И как у большого поэта, у Высоцкого от личного “я” идет переход к общественному. Он видит себя гражданином великой страны и высказывает свою позицию смело, даже если она идет вразрез с официальной.

В следующих строках намек на сталинскую эпоху, когда по ложным доносам шли на смерть, сажались в тюрьмы, ссылались в лагеря или на вечное поселение ни в чем не виноватые люди. Эта тема подчеркивается и в следующей строфе, где лирический герой заявляет, что не любит «насилья и бессилья». Идея подчеркивается образами «сломанных крыльев» и «распятого Христа».

Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или — когда все время против шерсти,
Или — когда железом по стеклу.


Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, коль слово “честь” забыто
И коль в чести наветы за глаза.


         Поэт высказывает  свою гражданскую позицию. Он не согласен подстраиваться ни” к чьему мнению. Произведение насыщено критикой социальной дисгармонии. Сытая уверенность одних сочетается со сломанными крыльями (то есть судьбами) других людей. У B.C. Высоцкого же всегда было обостренное чувство общественной справедливости: он моментально замечал любое насилие и бессилие вокруг себя, ибо сам ощущал их, когда ему долго не давали разрешение на концертную деятельность. Творческое вдохновение окрыляло на новые свершения, а многочисленные запреты эти крылья ломали.

Когда я вижу сломанные крылья —
Нет жалости во мне, и неспроста.
Я не люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа.


        Однако поэт не ощущал себя внутренне в стане слабых, тех невинных, которых бьют. Он испытал на себе и бремя всенародной любви и славы, когда песни его стали популярны, когда люди пытались изо всех сил достать билет в Театр на Таганке, чтобы познакомиться с B.C. Высоцким как с актером. B.C. Высоцкий понимал, какой притягательной силой обладает эта слава, и образ иглы почестей в четвертой строфе стихотворения об этом красноречиво свидетельствует.


Я не люблю себя, когда я трушу,
Я не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более — когда в нее плюют.

         В финальной строфе появляется еще один примечательный образ — «манежи и арены». Он символизирует попытки всяческого лицедейства в обществе, когда «мильон меняют по рублю», то есть размениваются на малое во имя каких-то ложных ценностей.


Я не люблю манежи и арены —
На них мильон меняют по рублю.
Пусть впереди большие пе
ремены,
Я это никогда не полюблю!

         Стихотворение «Я не люблю» можно назвать жизненной программой, следуя которой человек способен сохранить такие качества, как честность, порядочность, возможность уважать себя и сохранить уважение других людей.

Заключение.

В судьбе Высоцкого, как и в судьбе любого другого большого поэта, есть и тайна, и дар. Тайна остается всегда, потому что “судьба не настигает людей извне, а рождается из глубин самого человека”. Творчество Высоцкого — это дар всем и на все времена.


Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю...
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю,—
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!


Высоцкий ушёл в 1980. С тех пор прошло почти тридцать лет, выросло целое поколение, но и для многих из них Владимир Семёнович остаётся кумиром. Для нашего поколения Высоцкий – это легенда, человек, сумевший заговорить с читателями и слушателями на понятном языке – легко, смело, без фальши.

Всенародная любовь к Высоцкому не прошла. Она стала укрепляться, так как люди увидели своего кумира, стали узнавать подробности его биографии. Необыкновенный и щедрый талант этого человека сделал его “своим” миллионам людей. Песни, баллады, стихи Высоцкого привлекают к себе не только оригинальностью, виртуозным владением лексикой, они понятны и близки людям теми переживаниями, проблемами, которые испытывают их лирические герои. А эти стихи стали хрестоматийными, их может продолжить любой... Так происходило только с Пушкиным.

Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда упал со скал,
Он стонал, но держал, —
Если шел он с тобой как в бой,
На вершине стоял хмельной, —
Значит, как на себя самого.
Положись на него.


Идут годы, десятилетия, но поэзия Высоцкого не стареет. Она так же актуальна, как и в “далекие” теперь семидесятые, восьмидесятые. Это удел талантливых творений, а талант Высоцкого общепризнан. Он стал нашей классикой.

Его песни всегда будут звучать в кругу людей, которым дорога

 честь, справедливость и искренность.

           Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и в мечтах,-

Я, конечно, спою, - не пройдет и полгода.

Литература.

  1. Высоцкий В.С. Нерв. Чебоксары, 1990.
  2. Стоянов В. В. Мифологические образы и мотивы в поэзии В.С.Высоцкого (традиции и новаторство) [Текст] / В. В. Стоянов // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2011 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 52-55.
  3. Черепанова О.А. Путь и дорога в русской ментальности и в древних текстах // Доклады III научной конференции «Рябининские чтения 99». Сборник научных докладов. - Петрозаводк, 2000. 
  4. http://unkind.ru/index.php?name=Pages&op=cat&id=38 
  5. http://vvsimakova.narod.ru/
  6. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook046/01/part-020.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины ...

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

"Народно- поэтические мотивы и образы в лирике Высоцкого"

Выпускная квалификационная работа по литературе....

Философские мотивы в поэзии В. С. Высоцкого

Во вступлении автор раскрывает свое представление о творчестве В.С. Высоцкого в целом.  В основной части Мария Михайловна предпринимает попытку анализа любовной лирики Маяковского с точки зрения...

Конспект урока литературы в 10 классе по теме " Основные мотивы творчества А. Фета""

Урок предполагает расширить представления учащихся о творчестве А Фета, о художественном своеобразии его поэзии,помочь старшеклассникампочувствоваит поэтическое обаяние, певучесть и музыкальностьтекст...

"Урок по творчеству А.К. Толстого. Основные темы и мотивы в творчестве"

quot;Урок по творчеству А.К. Толстого. Основные темы и мотивы в творчестве"...

"Народно- поэтические мотивы и образы в лирике Высоцкого"

Выпускная квалификационная работа по теме "Народно- поэтические мотивы и образы в лирике Высоцкого"....