Философские мотивы в поэзии В. С. Высоцкого
учебно-методический материал по литературе (10, 11 класс) на тему

Пойманова Марина Александровна

Во вступлении автор раскрывает свое представление о творчестве В.С. Высоцкого в целом.  В основной части Мария Михайловна предпринимает попытку анализа любовной лирики Маяковского с точки зрения  ее трансформации из древности в современность.

Данная работа может использоваться при изучении творчества Высоцкого.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vysotskiy.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Думина Мария Михайловна,

студентка 1 курса,

Пойманова Марина Александровна,

магистр педагогики,

 преподаватель литературы

Санкт-Петербург, ГБПОУ Некрасовский педколледж №1

Исследовательская работа:

«Философские мотивы в поэзии В. С. Высоцкого»

Тема любви всегда и во все времена  волновала как писателей, так и  поэтов.  Если открыть толковый словарь, то мы узнаем, что любовь   – это «чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу, также основано на взаимной симпатии и близости». Изучая любовную тему в творчестве В.Высоцкого и делясь своими новыми впечатлениями, возникающими при ближайшем рассмотрении лирического наследия, я обратила  внимание, что мои собеседники и оппоненты, казалось бы, знают всё об этом уникальном актёре, поэте и певце. Они цитируют огромное количество текстов песен, некоторые читают наизусть фрагменты из его прозаических произведений. Владимир Семёнович Высоцкий  вошёл в историю как артист и поэт, «голосом и словом, которого кличет время».[1].

«Высоцкий и в стихах и  песнях бесконечно органичен и темпераментен. Поэт был правдив и смел, он интуитивно перевоплощался в людей разных поколений и общественных ролей, был ироничен по отношению к ложным ценностям, высмеивал социальную демагогию; он был искренен во всем, что касалось внутренней жизни его лирического героя» [2]

Н. Крымова в своей книге «О поэзии В. Высоцкого», говорил, что  «каждую «роль», сочиненную в песне, этот автор проживал, то есть попускал через себя. «Втискивался» в нее, как он сам говорил. Есть обиходное выражение: побыть в чужой шкуре. Высоцкий часто им пользовался. Побыть в чужой шкуре – для него не значило набросить ее себе на плечи и покрасоваться.  «Чужая шкура» для него – опыт другой  жизни, который он принимает на себя, заново, зрением уже другого человека пересматривая все окружающие обстоятельства»[8] Это четко продемонстрировано в строках:

Во сне я лгал и предавал,

И льстил легко я...

А я и не подозревал

В себе такое!

Изучая стихи Высоцкого о любви, мне захотелось проследить  трансформацию  понятия «любовь» от древности до современных дней.

Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, что на самом деле происходило в Каменном веке, Средневековье и в эпоху Возрождения, но никто не может запретить человеку думать, фантазировать, философствовать. Владимир Семёнович написал стихотворения «про любовь» в разные эпохи, отображая проблемы людей, как прошлого, так и современности:

А ну, отдай мой каменный топор!

И шкур моих набедренных не тронь!

Молчи, не вижу я тебя в упор.

Сиди, вон - и поддерживай огонь!

Выгадывать не смей на мелочах,

Не опошляй семейный наш уклад!

Не убрана пещера и очаг —

Разбаловалась ты в матриархат!

Придержи свое мнение:

Я — глава, и мужчина — я!

Соблюдай отношения

Первобытнообщинные.

Там мамонта убьют — поднимут вой,

Начнут добычу поровну делить...

Я не могу весь век сидеть с тобой —

Мне надо хоть кого-нибудь убить!

Старейшины сейчас придут ко мне,

Смотри ещё — не выйди голой к ним!

В век каменный — и не достать камней!

Мне стыдно перед племенем моим!

Пять бы жён мне — наверное,

Разобрался бы с вами я!

Но дела мои — скверные,

Потому — моногамия.

А всё твоя проклятая родня!

Мой дядя, что достался кабану,

Когда был жив, предупреждал меня:

Нельзя из людоедок брать жену!

Не ссорь меня с общиной — это ложь,

Что будто к тебе кто-то пристаёт,

Не клевещи на нашу молодёжь,

Она надежда наша и оплот!

Ну что глядишь? Тебя пока не бьют.

Отдай топор - добром тебя прошу!

И шкуры - где? Ведь люди засмеют...

До трёх считаю, после - задушу!  [3]

В жизни каждой семьи есть не только любовь, но  и споры и разногласия.  Многие мужчины считают, что «Я — глава, и мужчина — я!», то есть поддерживают патриархат. «А всё твоя проклятая родня!» - часто супруги считают, что все проблемы происходят из-за родственников второй половины, ведь легче обвинить кого-то в своих проблемах, чем попытаться разобраться в ситуации. В стихотворении «Про любовь в каменном веке» Высоцкий изображает мужчин нерушимой стеной, которым полностью подчинены женщины и дети. Если обратиться к истории, то мы узнаем, что патриархат – «это форма первобытно-общинного родового строя», [4] которая появилась около 6000 лет назад, то есть в эпоху Каменного века. Автор показывает, что патриархат – это грубая и, по отношению к женщинам, несправедливая форма правления. Женщина – человек, и глупо ущемлять ее права, ведь именно она приносит в мир новую жизнь. Конечно, может быть, женщина должна сидеть дома, хранить домашний очаг и воспитывать детей, но у нее должен быть выбор. Женщина вправе выбирать то занятие, которое ей по душе.

В стихотворении «Про любовь в средние века» Высоцкий описывает совершенно другую картину. Мы видим, как изменились отношения между мужчиной и женщиной:

Сто сарацинов я убил во славу ей -

Прекрасной даме посвятил я сто смертей, -

Но наш король - лукавый сир -

Затеял рыцарский турнир, -

Я ненавижу всех известных королей!

Вот мой соперник - рыцарь Круглого стола, -

Чужую грудь мне под копье король послал.

Но - в сердце нежное ее

Мое направлено копье, -

Мне наплевать на королевские дела!

Герб на груди его - там плаха и петля,

Но будет дырка там, как в днище корабля.

Он - самый первый фаворит,

К нему король благоволит, -

Но мне сегодня наплевать на короля!

Король сказал: "Он с вами справится шаля! -

И пошутил: - Пусть будет пухом вам земля!"

Я буду пищей для червей -

Тогда он женится на ней, -

Простит мне бог, я презираю короля!

Вот подан знак - друг друга взглядом пепеля,

Коней мы гоним, задыхаясь и пыля.

Забрало поднято - изволь!

Ах, как волнуется король!..

Но мне, ей-богу, наплевать на короля!

Ну вот все кончено - пусть отдохнут поля, -

Вот льется кровь его на стебли ковыля.

Король от бешенства дрожит,

Но мне она принадлежит -

Мне так сегодня наплевать на короля!

...Но в замке счастливо мы не пожили с ней:

Король в поход послал на сотни долгих дней, -

Не ждет меня мой идеал,

Ведь он - король, а я - вассал, -

И рано, видимо, плевать на королей! [5]

В этом стихотворении говорится о мужчине, который хотел завоевать прекрасную девушку. В это время король затеял рыцарский турнир, победитель которого получит руку и сердце его дочери. Но опять же – у девушки кто-нибудь спросил, хочет ли она замуж за незнакомца? Нет, ведь с женщинами до сих пор никто не считается. Молодой человек выиграл турнир, и «король от бешенства дрожит». Естественно, что король не доволен таким исходом событий, поэтому посылает своего «зятя» в поход.

В данном стихотворении автор рассуждает о чести, о жестоких «играх» богатых людей, о данном слове, и немного говорит об ущемлении прав женщин. По-настоящему влюбленные люди готовы ради своей второй половины пойти на все – даже на смерть. Мужчина рисковал своей жизнью и ради чего? Ради потехи короля.  В современном мире, люди, которые наделены  деньгами и властью,  тоже  поступают не всегда благоразумно. Одни люди тратят «ненужные» деньги на благотворительность и меценатство, а другие – покупают людей и устраивают «жестокие игры», чтобы просто посмотреть, как «низшие мира сего» спасают за свою жизнь. Достойные люди всегда держат слово, а подлые попытаются вывернуться так, чтобы это обернулось им выгодой:

Король в поход послал на сотни долгих дней,

Не ждет меня мой идеал,

Ведь он – король, а я – вассал.

 «Про любовь в эпоху Возрождения» – это стихотворение было написано третьим после «Каменного века» и «Средневековья». Эпоха Возрождения или ренессанса характеризуется светским характером культуры, интересом к человеку и его деятельности.

Может быть выпив поллитру,

Некий художник от бед

Встретил чужую палитру

И посторонний мольберт.

Дело теперь за немногим,

Нужно натуры живой,

Глядь, симпатичные ноги

Гордо идут с головой.

Он подбегает к Венере:

«Знаешь ли ты, говорят,

Данте к своей Алигьери

Запросто шастает в ад.

Ада с тобой нам не надо

Холодно в царстве теней.

Кличут меня Леонардо,

Так раздевайся скорей.

Я тебя даже нагую

Действием не оскорблю.

Ну дай я тебя нарисую

Или из глины слеплю».

Но отвечала сестричка:

«Как же вам не ай-яй-яй,

Честная я католичка

И не согласная я.

Вот испохабились нынче,

Так и таскают в постель.

Ишь, Леонардо да Винчи,

Тоже какой Рафаэль.

С детства я против распутства,

Не соглашуся ни в жизнь.

Да мало, что ты для искусства

Сперва давай-ка женись.

Там и разденемся в спальной,

Как у людей повелось.

Да мало, что ты гениальный,

Мы не глупее небось».

«Что ж, у меня вдохновенье,

Можно сказать, что экстаз», -

Крикнул художник в волненьи,

Свадьбу сыграли нараз.

Женщину с самого низа

Встретил я раз в темноте.

Это была Монна Лиза,

В точности как на холсте.

Бывшим подругам в Сорренто

Хвасталась эта змея:

«Ловко я интеллигента

Заполучила в мужья».

Вкалывал он больше года.

Весь этот длительный срок

Все ухмылялась Джоконда,

Мол, дурачок, дурачок.

В песне разгадка дается

Тайны улыбки, а в ней

Женское племя смеется

Над простодушьем мужей. [6]

Автор описывает коварство женщин, которые считают удачным то замужество, которое позволит не работать, а только наслаждаться жизнью. Как же так получается? В стихотворениях «Про любовь в каменном веке» и «Про любовь в средние века» Высоцкий  говорил  о несправедливости по отношению к прекрасному полу, а теперь он как бы высмеивает их. Конечно, за много веков женщины научились манипулировать мужчинами:

                                        …Женское племя смеется

Над простодушьем мужей…

Но, богатства и статус не должны быть целью создания семьи. Семья – это любовь, дети, понимание, компромиссы и уступки. Без любви, даже если иметь все-все богатства, никогда счастлив не будешь.

Для Владимира Высоцкого любовь была и счастьем, и трагедией одновременно. Когда он встретил свою единственную, французскую актрису российского происхождения Марину Влади, он уже был женат и воспитывал сына. Чтобы быть с любимой, он был вынужден оставить свою семью, но счастливой  жизни у них  с Мариной так и не получилось. Долгие годы они жили в разлуке и редко встречались. И лишь телефонные разговоры давали им возможность ощущать духовную близость:

В моей душе все цели без дороги,

Поройтесь в ней – и вы найдете лишь

Две полуфразы, полудиалоги,

А остальное – Франция, Париж… [7]

Владимир Семенович в своих стихотворениях поднимает вечные общечеловеческие проблемы, именно за это его и любил народ. Взяв сборник стихотворений или послушав песни Высоцкого, человек может найти ответ на свой вопрос и принять какое-то верное решение. Поэтому, на мой взгляд, произведения Владимира Семеновича будут также актуальны и в будущем.  Проанализировав критическую литературу, посвященную данной проблеме, я пришла к выводу, что  у  женщины  ХХI века прав больше, чем у их прародительниц, но и требования стали выше. Современная женщина должна не только иметь высшее образование, высокооплачиваемую работу, справляться с домашним хозяйством и детьми, но еще и хорошо выглядеть, заниматься спортом и прекрасно водить автомобиль.    

Список литературы:

  1. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.», 2009. – 427 стр.
  2. Новиков В.И. Серия «Жизнь замечательных людей». М, 2000.
  3. Владимир Высоцкий / Малое собрание сочинений – Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 96 стр.
  4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 – 257 стр.
  5. Владимир Высоцкий / Малое собрание сочинений – Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 97 стр.
  6. Владимир Высоцкий / Малое собрание сочинений – Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 98 стр.
  7. Влади М. «Владимир, или Прерванный полет»: Пер. с фр. – М.; Прогресс, 1989. – 21 стр.

8. Крымова Н. «О поэзии В.С. Высоцкого»// Высоцкий В.С. М. 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок литературы и географии "Африканские мотивы в поэзии Н.С.Гумилёва".

Конспект бинарного урока литературы и географии "Африканские мотивы в поэзии Н.С.Гумилёва"....

"Народно- поэтические мотивы и образы в лирике Высоцкого"

Выпускная квалификационная работа по литературе....

Афоризмы в поэзии В.С.Высоцкого, произведениях И.А.Ильфа и Е.П.Петрова

Учебно-исследовательская работа по литературе...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема любви в поэзии В.С. Высоцкого

Исследование, как тема любви раскрывается в поэзии В.С. Высоцкого...

"Народно- поэтические мотивы и образы в лирике Высоцкого"

Выпускная квалификационная работа по теме "Народно- поэтические мотивы и образы в лирике Высоцкого"....

Философские мотивы в лирике С.А. Есенина

философские мотивы в лирике...