Главные вкладки

    Философские мотивы в поэзии В. С. Высоцкого
    учебно-методический материал по литературе (10, 11 класс) на тему

    Пойманова Марина Александровна

    Во вступлении автор раскрывает свое представление о творчестве В.С. Высоцкого в целом.  В основной части Мария Михайловна предпринимает попытку анализа любовной лирики Маяковского с точки зрения  ее трансформации из древности в современность.

    Данная работа может использоваться при изучении творчества Высоцкого.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vysotskiy.docx32.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Думина Мария Михайловна,

    студентка 1 курса,

    Пойманова Марина Александровна,

    магистр педагогики,

     преподаватель литературы

    Санкт-Петербург, ГБПОУ Некрасовский педколледж №1

    Исследовательская работа:

    «Философские мотивы в поэзии В. С. Высоцкого»

    Тема любви всегда и во все времена  волновала как писателей, так и  поэтов.  Если открыть толковый словарь, то мы узнаем, что любовь   – это «чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу, также основано на взаимной симпатии и близости». Изучая любовную тему в творчестве В.Высоцкого и делясь своими новыми впечатлениями, возникающими при ближайшем рассмотрении лирического наследия, я обратила  внимание, что мои собеседники и оппоненты, казалось бы, знают всё об этом уникальном актёре, поэте и певце. Они цитируют огромное количество текстов песен, некоторые читают наизусть фрагменты из его прозаических произведений. Владимир Семёнович Высоцкий  вошёл в историю как артист и поэт, «голосом и словом, которого кличет время».[1].

    «Высоцкий и в стихах и  песнях бесконечно органичен и темпераментен. Поэт был правдив и смел, он интуитивно перевоплощался в людей разных поколений и общественных ролей, был ироничен по отношению к ложным ценностям, высмеивал социальную демагогию; он был искренен во всем, что касалось внутренней жизни его лирического героя» [2]

    Н. Крымова в своей книге «О поэзии В. Высоцкого», говорил, что  «каждую «роль», сочиненную в песне, этот автор проживал, то есть попускал через себя. «Втискивался» в нее, как он сам говорил. Есть обиходное выражение: побыть в чужой шкуре. Высоцкий часто им пользовался. Побыть в чужой шкуре – для него не значило набросить ее себе на плечи и покрасоваться.  «Чужая шкура» для него – опыт другой  жизни, который он принимает на себя, заново, зрением уже другого человека пересматривая все окружающие обстоятельства»[8] Это четко продемонстрировано в строках:

    Во сне я лгал и предавал,

    И льстил легко я...

    А я и не подозревал

    В себе такое!

    Изучая стихи Высоцкого о любви, мне захотелось проследить  трансформацию  понятия «любовь» от древности до современных дней.

    Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, что на самом деле происходило в Каменном веке, Средневековье и в эпоху Возрождения, но никто не может запретить человеку думать, фантазировать, философствовать. Владимир Семёнович написал стихотворения «про любовь» в разные эпохи, отображая проблемы людей, как прошлого, так и современности:

    А ну, отдай мой каменный топор!

    И шкур моих набедренных не тронь!

    Молчи, не вижу я тебя в упор.

    Сиди, вон - и поддерживай огонь!

    Выгадывать не смей на мелочах,

    Не опошляй семейный наш уклад!

    Не убрана пещера и очаг —

    Разбаловалась ты в матриархат!

    Придержи свое мнение:

    Я — глава, и мужчина — я!

    Соблюдай отношения

    Первобытнообщинные.

    Там мамонта убьют — поднимут вой,

    Начнут добычу поровну делить...

    Я не могу весь век сидеть с тобой —

    Мне надо хоть кого-нибудь убить!

    Старейшины сейчас придут ко мне,

    Смотри ещё — не выйди голой к ним!

    В век каменный — и не достать камней!

    Мне стыдно перед племенем моим!

    Пять бы жён мне — наверное,

    Разобрался бы с вами я!

    Но дела мои — скверные,

    Потому — моногамия.

    А всё твоя проклятая родня!

    Мой дядя, что достался кабану,

    Когда был жив, предупреждал меня:

    Нельзя из людоедок брать жену!

    Не ссорь меня с общиной — это ложь,

    Что будто к тебе кто-то пристаёт,

    Не клевещи на нашу молодёжь,

    Она надежда наша и оплот!

    Ну что глядишь? Тебя пока не бьют.

    Отдай топор - добром тебя прошу!

    И шкуры - где? Ведь люди засмеют...

    До трёх считаю, после - задушу!  [3]

    В жизни каждой семьи есть не только любовь, но  и споры и разногласия.  Многие мужчины считают, что «Я — глава, и мужчина — я!», то есть поддерживают патриархат. «А всё твоя проклятая родня!» - часто супруги считают, что все проблемы происходят из-за родственников второй половины, ведь легче обвинить кого-то в своих проблемах, чем попытаться разобраться в ситуации. В стихотворении «Про любовь в каменном веке» Высоцкий изображает мужчин нерушимой стеной, которым полностью подчинены женщины и дети. Если обратиться к истории, то мы узнаем, что патриархат – «это форма первобытно-общинного родового строя», [4] которая появилась около 6000 лет назад, то есть в эпоху Каменного века. Автор показывает, что патриархат – это грубая и, по отношению к женщинам, несправедливая форма правления. Женщина – человек, и глупо ущемлять ее права, ведь именно она приносит в мир новую жизнь. Конечно, может быть, женщина должна сидеть дома, хранить домашний очаг и воспитывать детей, но у нее должен быть выбор. Женщина вправе выбирать то занятие, которое ей по душе.

    В стихотворении «Про любовь в средние века» Высоцкий описывает совершенно другую картину. Мы видим, как изменились отношения между мужчиной и женщиной:

    Сто сарацинов я убил во славу ей -

    Прекрасной даме посвятил я сто смертей, -

    Но наш король - лукавый сир -

    Затеял рыцарский турнир, -

    Я ненавижу всех известных королей!

    Вот мой соперник - рыцарь Круглого стола, -

    Чужую грудь мне под копье король послал.

    Но - в сердце нежное ее

    Мое направлено копье, -

    Мне наплевать на королевские дела!

    Герб на груди его - там плаха и петля,

    Но будет дырка там, как в днище корабля.

    Он - самый первый фаворит,

    К нему король благоволит, -

    Но мне сегодня наплевать на короля!

    Король сказал: "Он с вами справится шаля! -

    И пошутил: - Пусть будет пухом вам земля!"

    Я буду пищей для червей -

    Тогда он женится на ней, -

    Простит мне бог, я презираю короля!

    Вот подан знак - друг друга взглядом пепеля,

    Коней мы гоним, задыхаясь и пыля.

    Забрало поднято - изволь!

    Ах, как волнуется король!..

    Но мне, ей-богу, наплевать на короля!

    Ну вот все кончено - пусть отдохнут поля, -

    Вот льется кровь его на стебли ковыля.

    Король от бешенства дрожит,

    Но мне она принадлежит -

    Мне так сегодня наплевать на короля!

    ...Но в замке счастливо мы не пожили с ней:

    Король в поход послал на сотни долгих дней, -

    Не ждет меня мой идеал,

    Ведь он - король, а я - вассал, -

    И рано, видимо, плевать на королей! [5]

    В этом стихотворении говорится о мужчине, который хотел завоевать прекрасную девушку. В это время король затеял рыцарский турнир, победитель которого получит руку и сердце его дочери. Но опять же – у девушки кто-нибудь спросил, хочет ли она замуж за незнакомца? Нет, ведь с женщинами до сих пор никто не считается. Молодой человек выиграл турнир, и «король от бешенства дрожит». Естественно, что король не доволен таким исходом событий, поэтому посылает своего «зятя» в поход.

    В данном стихотворении автор рассуждает о чести, о жестоких «играх» богатых людей, о данном слове, и немного говорит об ущемлении прав женщин. По-настоящему влюбленные люди готовы ради своей второй половины пойти на все – даже на смерть. Мужчина рисковал своей жизнью и ради чего? Ради потехи короля.  В современном мире, люди, которые наделены  деньгами и властью,  тоже  поступают не всегда благоразумно. Одни люди тратят «ненужные» деньги на благотворительность и меценатство, а другие – покупают людей и устраивают «жестокие игры», чтобы просто посмотреть, как «низшие мира сего» спасают за свою жизнь. Достойные люди всегда держат слово, а подлые попытаются вывернуться так, чтобы это обернулось им выгодой:

    Король в поход послал на сотни долгих дней,

    Не ждет меня мой идеал,

    Ведь он – король, а я – вассал.

     «Про любовь в эпоху Возрождения» – это стихотворение было написано третьим после «Каменного века» и «Средневековья». Эпоха Возрождения или ренессанса характеризуется светским характером культуры, интересом к человеку и его деятельности.

    Может быть выпив поллитру,

    Некий художник от бед

    Встретил чужую палитру

    И посторонний мольберт.

    Дело теперь за немногим,

    Нужно натуры живой,

    Глядь, симпатичные ноги

    Гордо идут с головой.

    Он подбегает к Венере:

    «Знаешь ли ты, говорят,

    Данте к своей Алигьери

    Запросто шастает в ад.

    Ада с тобой нам не надо

    Холодно в царстве теней.

    Кличут меня Леонардо,

    Так раздевайся скорей.

    Я тебя даже нагую

    Действием не оскорблю.

    Ну дай я тебя нарисую

    Или из глины слеплю».

    Но отвечала сестричка:

    «Как же вам не ай-яй-яй,

    Честная я католичка

    И не согласная я.

    Вот испохабились нынче,

    Так и таскают в постель.

    Ишь, Леонардо да Винчи,

    Тоже какой Рафаэль.

    С детства я против распутства,

    Не соглашуся ни в жизнь.

    Да мало, что ты для искусства

    Сперва давай-ка женись.

    Там и разденемся в спальной,

    Как у людей повелось.

    Да мало, что ты гениальный,

    Мы не глупее небось».

    «Что ж, у меня вдохновенье,

    Можно сказать, что экстаз», -

    Крикнул художник в волненьи,

    Свадьбу сыграли нараз.

    Женщину с самого низа

    Встретил я раз в темноте.

    Это была Монна Лиза,

    В точности как на холсте.

    Бывшим подругам в Сорренто

    Хвасталась эта змея:

    «Ловко я интеллигента

    Заполучила в мужья».

    Вкалывал он больше года.

    Весь этот длительный срок

    Все ухмылялась Джоконда,

    Мол, дурачок, дурачок.

    В песне разгадка дается

    Тайны улыбки, а в ней

    Женское племя смеется

    Над простодушьем мужей. [6]

    Автор описывает коварство женщин, которые считают удачным то замужество, которое позволит не работать, а только наслаждаться жизнью. Как же так получается? В стихотворениях «Про любовь в каменном веке» и «Про любовь в средние века» Высоцкий  говорил  о несправедливости по отношению к прекрасному полу, а теперь он как бы высмеивает их. Конечно, за много веков женщины научились манипулировать мужчинами:

                                            …Женское племя смеется

    Над простодушьем мужей…

    Но, богатства и статус не должны быть целью создания семьи. Семья – это любовь, дети, понимание, компромиссы и уступки. Без любви, даже если иметь все-все богатства, никогда счастлив не будешь.

    Для Владимира Высоцкого любовь была и счастьем, и трагедией одновременно. Когда он встретил свою единственную, французскую актрису российского происхождения Марину Влади, он уже был женат и воспитывал сына. Чтобы быть с любимой, он был вынужден оставить свою семью, но счастливой  жизни у них  с Мариной так и не получилось. Долгие годы они жили в разлуке и редко встречались. И лишь телефонные разговоры давали им возможность ощущать духовную близость:

    В моей душе все цели без дороги,

    Поройтесь в ней – и вы найдете лишь

    Две полуфразы, полудиалоги,

    А остальное – Франция, Париж… [7]

    Владимир Семенович в своих стихотворениях поднимает вечные общечеловеческие проблемы, именно за это его и любил народ. Взяв сборник стихотворений или послушав песни Высоцкого, человек может найти ответ на свой вопрос и принять какое-то верное решение. Поэтому, на мой взгляд, произведения Владимира Семеновича будут также актуальны и в будущем.  Проанализировав критическую литературу, посвященную данной проблеме, я пришла к выводу, что  у  женщины  ХХI века прав больше, чем у их прародительниц, но и требования стали выше. Современная женщина должна не только иметь высшее образование, высокооплачиваемую работу, справляться с домашним хозяйством и детьми, но еще и хорошо выглядеть, заниматься спортом и прекрасно водить автомобиль.    

    Список литературы:

    1. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.», 2009. – 427 стр.
    2. Новиков В.И. Серия «Жизнь замечательных людей». М, 2000.
    3. Владимир Высоцкий / Малое собрание сочинений – Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 96 стр.
    4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 – 257 стр.
    5. Владимир Высоцкий / Малое собрание сочинений – Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 97 стр.
    6. Владимир Высоцкий / Малое собрание сочинений – Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 98 стр.
    7. Влади М. «Владимир, или Прерванный полет»: Пер. с фр. – М.; Прогресс, 1989. – 21 стр.

    8. Крымова Н. «О поэзии В.С. Высоцкого»// Высоцкий В.С. М. 1988.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок в рамках недели русского языка, посвященный военной теме в творчестве В.С.Высоцкого

    Обучающиеся смогут узнать много нового и интересного о Владимире Семёновиче Высоцком - поэте, актёре, музыканте и певце. Человек выдающийся, о котором можно говорить и спорить, кото­рым можно восх...

    Бинарный урок литературы и географии "Африканские мотивы в поэзии Н.С.Гумилёва".

    Конспект бинарного урока литературы и географии "Африканские мотивы в поэзии Н.С.Гумилёва"....

    Афоризмы в поэзии В.С.Высоцкого, произведениях И.А.Ильфа и Е.П.Петрова

    Учебно-исследовательская работа по литературе...

    Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения в стихотворениях В.С. Высоцкого"

    Интегрированный урок русского языка и  литературы  в 9 классе "Сложные предложения в стихотворениях В.С. Высоцкого"...

    Конспект урока с презентацией: "Тема чести в лирике В. С. Высоцкого"

    Предлагаемый вниманию урок разработан для 11 класса в рамках общей темы "Лирика В. С. Высоцкого". В основе урока комплексный анализ одного стихотворения поэта, что способствует развитию инте...

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема любви в поэзии В.С. Высоцкого

    Исследование, как тема любви раскрывается в поэзии В.С. Высоцкого...