Главные вкладки

    Конкурсная работа по теме: «Способы мотивации и организации самостоятельного прочтения детьми и молодежью «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации».
    методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

    Косарева Елена Васильевна

    Обобщение опыта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 100.konkurs_kosareva.doc85.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конкурсная работа по теме: «Способы  мотивации и организации самостоятельного прочтения детьми и молодежью  «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации».

    1. Актуальность проблемы.  Внеклассное чтение и творческое развитие школьников.

           Современному обществу нужны образованные, творческие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане. Учить этому нужно с детства: то, что заложено в детстве, потом развивается и совершенствуется. От состояния культуры детства зависит культура всего общества.

         Культуру ребенка, его художественные и творческие способности и интересы развивают и семейная обстановка, и школа, и круг ровесников, и, конечно, книги. «Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека»… А где как не на уроках литературы ребенок приобщается к чтению? Поэтому так важны нам сегодня эти уроки.
       Одна из главных целей уроков литературы – формирование духовно богатой, гармонически развитой, мыслящей, творческой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Наша опора в достижении этой цели – художественное произведение. Чтение, анализ произведения, характеристика героев, особенности стиля писателя – все это важно не само по себе, а является путем к постижению авторского замысла, заставляет читателя задуматься над очень важными, общечеловеческими проблемами добра и зла, смысла жизни, места человека в мире.
        В настоящее время эти проблемы особенно актуальны. На рубеже ХХ-ХХ1 веков в нашем обществе произошли колоссальные изменения, в результате которых моральные, нравственные устои пошатнулись, прежние идеалы разрушились, а новые либо вообще отсутствуют, либо носят весьма эфемерный характер. Детям, которые родились в эпоху боевиков, «мыльных опер», фабрик звезд особенно трудно найти нравственные ориентиры. Наша задача – помочь им.
        В своей практике для решения поставленных задач я обращаюсь не только к программным произведениям, но и к произведениям для самостоятельного чтения.

    1. Способы мотивации и организации самостоятельного прочтения детьми и молодежью «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации».

    1. Исследовательский проект как один из способов мотивации к самостоятельному чтению учащихся.

    Ни для кого не секрет: современные школьники читают мало и неохотно. Одним из самых важных факторов в решении этой проблемы является формирование мотивов для самостоятельного чтения учащихся.

    Ответы подсказывают классики педагогики. Б.Д. Эльконин  напоминает: «Надо не говорить слов, а строить ситуацию”.

    Одним из путей решения мне видится использование  метода исследовательского проекта, который предполагает

    1. постановку педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения, в том числе отбора и чтения необходимых произведений художественной литературы, публицистических статей;
    2. организация творческого поиска и применения знаний и полученной информации;
    3. овладение методами научного познания, в данном случае – опытом человеческих отношений -  в процессе деятельности по их поиску,
    4. создание условий формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании, саморазвитии.

       Я стараюсь на уроках  литературы «строить ситуацию», чтобы мои ученики, применяя нестереотипные способы решения,  «воздействовали на общественную жизнь, преобразуя ее, создавая тем самым условия для собственного развития» (ФГОС).

    Как я это делаю применительно к организации самостоятельного чтения учеников?

    Из опыта.

    Как бы  Вы ответили на следующие  вопросы:

    - Ваш дед / прадед  участвовал в Великой Отечественной войне?

    Убеждена, большинство ответили «ДА».

    - А есть о нем  литературное произведение?

    Думаю, большинство теперь ответили «НЕТ». Какая несправедливость! Ни стихотворения? Ни песни? Ни повести? Я думаю, Вы заблуждаетесь. Попробую убедить.

        Когда мои нынешние восьмиклассники  были еще в 7 классе, мы прожили с ними  исследовательский проект в рамках изучения темы «Русские поэты о Великой Отечественной войне»  по литературе с выходом во внеклассное мероприятие: публичный отчет. Работу мы назвали «Славны были наши деды» и начали подготовку за полгода.

         Задача детей была подготовить и презентовать материалы о своем родственнике - участнике Великой Отечественной войны. Этот проект ценен тем, что приводит к  осознанию того, что каждый из нас  звено в вечной цепи поколений, что мы не Иваны не помнящие родства ( Презентация слайд 3-4).

    В классе не нашлось ни одного из учеников, кому не о чем было сказать.

           Когда мы определились с тем, что наши предки достойны того, чтобы быть запечатленными в стихах или прозе, мы обратились к тому, что есть в нашей литературе. И того, что предлагает программа по литературе, оказалось, конечно, недостаточно.

        Я постаралась, чтоб выбор у  учеников был максимально широк. И пока ребенок не соглашался - точно про моего  деда! – мне не было покоя: я искала и предлагала.

    Мне кажется, что  выбор произведения нельзя отдавать на откуп детям. Настолько мощным было переживание детей – нельзя испортить неудачным словом.

    Так в списке необходимых для прочтения у многих ребят оказались следующие произведения:

    1. Фрагменты из  « Блокадной  книги»  Д. Гранина;
    2.  Фрагменты из  произведений Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» и «Горячий снег»;
    3. Б. Полевой « Повесть о настоящем человеке»;
    4. Стихи К. Симонова о войне;
    5. Стихи Р. Рождественского о войне;
    6. Главы из книги В. Каверина «Два капитана»;
    7. Стихи из книги М. Джалиля «Моабитская тетрадь»;
    8. Фрагменты из повести В. Быкова «Сотников»;
    9. Фрагменты из повестей Б. Васильева «А зори здесь тихие» и «В списках не значился».

    Задача учащихся на 2 этапе работы заключалась в том, чтобы отобрать такой эпизод из произведений для самостоятельного чтения, который можно было бы проиллюстрировать историей и фотоматериалами реального человека – деда/прадеда, участника Великой Отечественной войны.

     - Как вы думаете, мы анализировали художественные средства? Нет! Для этого есть другие уроки, и мы обязательно этим занимаемся. В этот период задача была другая: найти эмоциональное выражение той гордости, которую испытывает ребенок за своего предка и за свою семью.

      - А как же литература? Кажется, что она ушла на второй план. Нисколько. Работу завершаем рефлексивным моментом:  

    -  либо эмоциональной оценкой ( Понравилось…Чем?),

    - либо аналитическим выводом ( Понял…Что?).

    Главный вывод, который сделали учащиеся:

    - литература дает более яркую и полную картину пережитого в годы Великой Отечественной войны, нежели рассказы участников событий;

    - литература дает объективно верную картину событий Великой Отечественной войны.

    А это не что иное, как  серьезный мотив дальнейшего приобщения учащихся к самостоятельному чтению произведений о Великой Отечественной войне.

    2.2. Региональный компонент литературного образования  как средство мотивации к самостоятельному чтению учащихся и молодежи.

        Элементом базовых учебных планов среднего образования стал так называемый региональный компонент, за которым закреплялся определённый объём часов, реализуемых на донском материале. Он позволяет учащимся  осознать специфику родного края, понять  уникальность казачьей культуры, а учителю - использовать воспитательный потенциал традиций региона. Именно региональный компонент литературного образования  может стать мощным средством мотивации к самостоятельному чтению и изучению произведений литературы.

    В своей педагогической практике  я разработала и осуществляю следующую систему внеклассной работы, связанную с  особенностями Донского региона и основанную на использовании метода исследовательского проекта.

    Основной своей задачей считаю  воспитание любви к малой родине, а через это – и это в традициях русской культуры – и к России в целом.

     

    5 класс: « Какие казачьи традиции сохранились в нашей семье?»

    1. А.  Ишимова «История России в рассказах для детей» ( гл. «Донское сражение, или Куликовская битва. 1362-1380»)
    2. А.  Ишимова «История России в рассказах для детей» ( гл. «Казаки 1547-1552».
    3. Н. Кончаловская « Наша древняя столица».

    6  класс:  «Славны были наши деды»

    7 класс: «Улицы родного города, названные именами героев Великой Отечественной войны: улица имени Зои Космодемьянской, улица и сквер Каменских Героев - пионеров, улица имени Степы Сафонова, героя-молодогвардейца».

    В результате исследовательской работы (обращение к казакам, в музей при горвоенкомате, разумеется, в краеведческий музей) учащиеся уточнили место, где стоял дом, в котором родился Степа Сафонов и  на котором до начала 90-х годов была мемориальная доска.

    Эта работа стала основанием для самостоятельного чтения учащимися и обсуждения  на внеурочных занятиях следующих произведений:

    1. А.Фадеев «Молода гвардия»;
    2. В. Кондратьев « Сашка»;
    3. Б. Васильев «В списках не значился»;
    4. В. Быков «Мертвым не больно».

    8 класс: «Литературные места  родного города»

    Исследовательская работа выявила  следующие факты и имена, имеющие отношение к русской литературе, нашедшие отражение на карте г. Каменск-Шахтинского:

    - улица имени А.С.Пушкина,

    - сквер имени  атамана Платова,

    - легенда о том, что посаженное А.П.Чеховым   в Каменске дерево еще живо, - Николай Туроверов, который учился в Каменском реальном училище,

    - дом Тренева Константина Андреевича, который учился в окружном училище станицы Каменской.

    Эта работа стала основанием для самостоятельного чтения учащимися и обсуждения  на внеурочных занятиях следующих произведений:

    1. Гиляровский В. «Москва и москвичи»
    2. Н.Эйдельман Н. « Твой XIX век» (фрагменты об А.С.Пушкине).

     

    9 класс   посвящен  «Слову о полку Игореве…».  Я детям предлагаю стать руководителями исторической реконструкции событий, описанных в этом произведении.  Они самостоятельно определяют свою основную задачу:   быть исторически точными. Для этого необходимо не только хорошее знание текста литературного памятника (работа на уроках), но и самостоятельное чтение статей известных  историков, философов, этнографов. Этот исследовательский проект   стал основой  для самостоятельного чтения учащимися и обсуждения  на внеурочных занятиях следующих произведений:

    1. Л.Н.Гумилев « От Руси до России» ( гл.3 Крещение Руси.  Святослав и Калокир, Святослав и Цимисхий, Прощание с русами, Брат на брата, Последствия лжи, Новый путь)
    2. И. Ильин  «О России. Три речи» ( часть 4. Что сулит миру расчленение России).
    3. Д.С. Лихачев  «Слово о полку Игореве» и культура его времени»,  

         Рассказы русских летописей XII-XIV в в.

    1. Повесть временных лет

    10—11 класс посвящен роману  М.А.Шолохова « Тихий Дон». Исследование на тему: «Как снимался фильм «Тихий Дон» в хуторе Пухляковском?» Надо оценить, удачно ли выбрано место съемок? Сопоставить текст\ исторические документы \реконструкцию в п. Глубоком  или стать руководителем исторической реконструкции. Этот исследовательский проект   стал основой  для самостоятельного чтения учащимися и обсуждения  на внеурочных занятиях  произведения  Деникина  Антона  Ивановича « Очерки  русской смуты», а именно

     Том I. Крушение власти и армии. (Февраль-сентябрь 1917)

    Глава I. Устои старой армии: вера, царь и отечество

    Глава XXVII. Революция и казачество

    Глава XXXIV. Генерал Корнилов

    Глава XXXVI. Корниловское выступление и отзвуки его на Юго-западном фронте

       Том II. Борьба Генерала Корнилова. Август 1917 г. — апрель 1918 г.

    Глава XIII. Первые дни большевизма в стране и армии. Судьба быховцев. Смерть генерала Духонина. Наш уход из Быхова на Дон

    Глава XIV. Приезд на Дон генерала Алексеева и зарождение «Алексеевской организации». Тяга на Дон. Генерал Каледин

    Глава XVIII. Конец старой армии. Бои Добровольческой армии и донских партизан на подступах к Ростову и Новочеркасску. Оставление Добровольческой армией Ростова

    Глава XXIX. Воcстание на Дону и на Кубани. Возвращение армии на Дон. Бои у Горькой балки и Лежанки. Освобождение Задонья

    Глава XXX. Поход Дроздовцев

     Том III. Белое движение и борьба Добровольческой армии

    Глава I. Внешние затруднения Добровольческой армии: отношения с донским атаманом

    Глава XI. События на Дону осенью 1918 года: положение на фронте, взаимоотношения с Добровольческой армией, проект Доно-Кавказского союза, Донской Круг

      Том IV. Вооруженные силы Юга России [фрагменты]

    Глава IX. Дон: трагедия Донского фронта. Объединение вооруженных сил Юга России. Уход атамана Краснова

      Том V. Вооруженные силы Юга России

    Глава I. Операции Вооруженных сил Юга в каменноугольном бассейне, на Донце и Маныче с января по 8 мая 1919 года

    Глава II. Признание Югом Верховной власти адмирала Колчака

    Глава XVII. Верховный Круг Дона, Кубани и Терека. Совещание в Тихорецкой

    Глава XVIII. Заседание Верховного Круга 16 января 1920 года

    2.3. Урок как средство мотивации к самостоятельному чтению учащихся и молодежи.

        Непреходящее значение  литературы во все времена и в современности- помочь человеку постичь самого себя и окружающий мир, разбудить в нем стремление к истине, счастью, научить уважению к прошлому, к знаниям и принципам морали, передающимся из поколения в поколение. Воспользоваться этой возможностью, которую предоставляют книги, или нет - это личный выбор каждого человека. Задача учителя – помочь осуществить правильный выбор.

    Мои ученики уже доказали, что литература является  сферой  их интересов.

    43 ученика весной 2012 года прошли отборочный тур и  получили Диплом участника Международного литературного конкурса «Купель» по произведениям Александра Костюнина. Мне звонил Александр Костюнин, автор изученных нами произведений, который заинтересовался работами моих учеников ( Приложение: папка «Дипломы»)

         А история проста.  Тема урока русского языка: «Эссе как жанр». Чтобы оптимизировать работу учеников, предлагаю познакомиться с эссе А.Костюнина из книги «Земное притяжение». Дети в группах – у каждой группы свой текст. Задача: определить, что особенного в построении текста  эссе. Обобщили. Все ясно. Напиши свое, но одно условие: по мотивам эссе А. Костюнина. Почему? Они интересны тем, что дают возможность размышлять о главном в жизни человека: о вере и безверии, об отношении народа и власти, о справедливости и т.п. Когда я получила работы учеников, была приятно удивлена глубине мысли. А что бы вы сказали  на это:

    • Евгений Богданов:

    Твоя жизнь настолько меняется, что сложно все сразу понять и осмыслить. Если что-то не устраивает в жизни, я вижу только один выход – менять себя. Ведь только так мы можем изменить свою жизнь. И не важно, как сильно и в какую сторону изменился человек, важно, что он никогда не останется прежним.  

    • Ярослав Гусев-Горячев

    Вера в Бога помогает  жить. Человек не задумывается о природе того или иного явления. То, чему детей учат в школе, они принимают на веру. Верить куда проще, чем доказывать самому себе непоколебимость законов Ньютона и Ома или проверять правильность назначенного врачом лечения.

    • Литвинова Анна

     Сострадание является способностью увидеть в чужих несчастьях свои собственные. Как  ни крути, но человеку суждено относиться к окружающему миру неравнодушно.

    • Галушкина Екатерина

    Недостатки были, есть и будут при любом политическом строе. Идеальной страны не будет. Просто нужно достойно прожить свой век, трудясь на благо своей Родины – России. Лишь общими усилиями можно обеспечить лучшую жизнь стране.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Национальная кухня народов Российской Федерации».Дагестанская кухня.

    В каждой стране мира существуют «фирменные» блюда, которые известны за ее пределами. Кто не слышал об английском пудинге, лягушачьих лапках по-французски, итальянской пицце и спагетти, польском ...

    Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению

    Идея Президента России В. В. Путина – сформировать национальный список книг, которые должен прочитать и осмыслить каждый выпускник современной школы, является, безусловно, продуктивной. Этот список до...

    Презентация по истории. Новый этап в развитии Российской Федерации.

    Учебник Загладин  История России XX век . 11 класс...