Конспект открытого урока Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Шуваева Ольга Семеновна

Конспект открытого урока Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока 116 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР

1. Требования к содержанию плана-конспекта

План-конспект урока должен включать в себя ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР  http://www.fcior.edu.ru  и ЕК ЦОР  http://school-collection.edu.ru, при этом, их использование должно быть обосновано.

В плане-конспекте урока должны быть указаны: ФИО автора, место работы, должность, предмет, класс, тема урока, базовый учебник.

План-конспект должен включать в себя  следующие разделы:

  • Цель и задачи урока
  • Тип урока
  • Формы работы учащихся
  • Необходимое техническое оборудование
  • Структуру и ход  урока

Структура урока может быть представлена в табличной форме (Таблица 1). Перечень используемых на данном уроке ЭОР необходимо указать в приложении к Плану-конспекту урока (Таблица 2).

2. Требования к оформлению плана-конспекта

2.1. Форматирование

Для плана-конспекта урока следует использовать формат страницы А4, книжную ориентацию. Значения полей: левое – 3 см, правое 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. В случае использования альбомной (горизонтальной) ориентации листа размеры полей должны быть следующими: левое – 2 см, правое – 2 см, верхнее – 3 см, нижнее – 1,5 см.

Для основного текста рекомендуется использовать:

  • шрифт Times New Roman, 12 пунктов;
  • полуторный межстрочный интервал;
  • выравнивание по ширине;
  • абзацный отступ 1,27 см.

В тексте допускаются выделения полужирным или курсивным шрифтом, если это необходимо.

2.2. Грамотность и стилистика языка

План-конспект урока должен быть написан с соблюдением правил и норм русского языка. Специальные термины должны использоваться в соответствии с установленными в нормативных документах нормами.

2.3. Формат  

Планы-конспекты уроков разрабатываются в электронном виде в формате *.doc или *.odt, предоставляются в zip-архиве документа.

Архив документа не должен превышать 10МБ.

План-конспект размещается в системе дистанционного обучения: http://eor.it.ru/eor/


Приложение 1

ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы  в 7 классе
____Н. В. Гоголь. О писателе. Историческая основа повести «Тарас Бульба». «Это было трудное, бранное время»______________________________________

1.

ФИО (полностью)

Шуваева Ольга Семёновна

2.

Место работы

АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт» , гимназия ОГИ

3.

Должность

Учитель русского языка и литературы

4.

Предмет

Литература

5.

Класс

7

6.

Тема и номер урока в теме

Н.В. Гоголь .О писателе. Историческая основа повести «Тарас Бульба».  «Это было трудное, бранное время»

1-ый урок в теме

7.

Базовый учебник

Литература. Учебник-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч.1/ под ред. Г.И.Беленького.-7-е изд.,испр.- М.:Мнемозина, 2008.- 287, [8]с.: ил.

8. Цель урока:  углубить знания учеников о биографии и творчестве Н.В. Гоголя; познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»;  дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя; помочь ученикам выявить основную идею повести; её патриотический пафос; совершенствовать навыки анализа текста (1 гл.), навыки монологической речи, выразительного чтения.

9. Задачи:

Образовательные:

Формирование опорной системы знаний по теме.

Воспитательные:

Создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения.

Привлечения яркого фактического материала.

Воспитание чувства патриотизма.

Опора на явление окружающей жизни и опыт учащихся.

Побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям.

Развивающие:

Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.

  1. Тип урока: урок – введение  нового материала.
  2. Формы работы учащихся :  фронтальная работа (вопрос-ответ),самостоятельная работа с последующей самопроверкой, работа с иллюстрациями, выразительное чтение, комментированное чтение,  анализ текста
  3. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска с подготовленными заданиями, Интернет, компьютер, видеозапись фрагмента из фильма «Биография писателей» 2ч. (Студия учебных фильмов «Кварт»)
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

        

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный этап

Организует учащихся, настраивает на учебную деятельность

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

1мин

2

Актуализация опорных знаний

Работа с интерактив-

ной доской

№1

ЦОР №1

Иллюстрация

№2

ЦОР№ 24

Иллюстрация

№3

ЦОР №2

Иллюстрация

Беседа о жизни и творчестве Н. В. Гоголя. . Демонстрация  портретов  Н.В. Гоголя работы В.Н. Горяева и Ф.И. Моллера; фотографии  дома в Великих Сорочинцах, где предположительно родился  будущий писатель.

Демонстрация отрывка из фильма «Биографии писателей» ч .2(Студия учебных фильмов «Кварт»)

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, смотрят отрывок из учебного фильма, отвечают на вопросы,  обсуждают цитату, работают с иллюстрациями.

8 мин

3

Работа по теме.

Введение нового материала

       

№4

ЦОР№23 Аудиофрагмент

№5

ЦОР №21

Иллюстрация

       

№6

ЦОР №8

Иллюстрация

Слово учителя о Гоголе- историке, об исторической основе повести.

Использование  материалов статей учебника:  «Историческая основа повести «Тарас Бульба», «Что может быть непонятно в содержании повести?»

Обсуждение цитаты  из книги французского инженера Боплана(известной Гоголю) «Описание Украйны»

Комментированное чтение отрывков из 1 главы.

Беседа по ним. (Учитель задаёт проблемные вопросы, объясняет новый материал).

Прослушивание фрагмента 1гл. в исполнении Н. Боголюбова.

Выявление исторической и фольклорной основы повести, нравственного облика Тараса Бульбы и его товарищей- запорожцев: героизма, самоотверженности, верности боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

Раскрытие образа Тараса Бульбы (вопрос №2 с.111 учебник)

Раскрытие образа матери (её мысли и чувства, описание ночи и приближающегося утра, сцена благословения, прощание с сыновьями.)

Знакомство с особенностью стиля Гоголя .- единством «силы смеха» и «лирической силы», стройностью композиции, яркостью изображённых характеров, выразительностью языка.

Работают с текстами статей, с текстом 1 главы.
Отвечают на вопросы учителя.
Пытаются создать образ литературного героя(Тараса и матери- на основе материала 1 гл.)
Узнают об особенностях стиля Гоголя в повести.

17мин

4

Закрепление материала

Работа с интерактивной доской

Интерактивное задание

Тест

Тест (учитель сам составляет тест и выводит на Smart доску)

Выполняют  задания, предложенные  учителем.

Делают выводы.

Получают поощрительный балл.

8мин

5

Диагностика усвоения темы

Игра «Копилка вопросов» (вопросы по 1гл)

Учитель «вкладывает» в копилку вопросы:

1.Чем интересен Тарас Бульба?

2. Что мы можем сказать о нём на основании 1гл.?

3.Как изображает Гоголь Н.В. смену его настроений?

4.Как автор относится к своему герою? и др.

Учитель анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность.

Самостоятельно придумывают вопросы(1гл.), записывают на карточках, помещая их в копилку.

Вытаскивая любую карточку с вопросом, отвечают на него, получая поощрительный балл.

Анализируют ответы учащихся

7мин

6

Комментирование домашнего задания и отметок за урок

№7

ЦОР №6

Интерактивное задание

№8

ЦОР№25

Интерактивный текст

Задаёт  дом.  задание:

Подготовить сообщение о годах учения в бурсе Остапа и Андрия.

Что отличало их друг от друга?

Рассказать о пути 3-х всадников в Сечь. О чём думал каждый из них? Какой они видели степь днём, вечером, ночью? Какое воздействие оказали виды степи на них? Въезд Тараса с сыновьями в предместье Сечи.

Индивидуальные. задания:1. Определить, какие фрагменты текста характеризуют Остапа, а какие- Андрия?

2.Познакомиться с учебной статьёй о повести.

Отвечает на вопросы учащихся

Задают индивидуальные вопросы.

Записывают домашнее задание в дневник.

2мин

7

Формулирование выводов урока

Помогает сформулировать ответы

Формулируют выводы

2мин

Приложение к плану-конспекту урока

Гоголь Н.В. О писателе. Историческая основа повести «Тарас Бульба». «Это было трудное, бранное время»__________________________________________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

В. Горяев. Портрет Н.В. Гоголя (№203949)

Локальный ресурс открытого типа

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/68b6bddb-0094-47e9-ac86-a5bdb2d86289/%5BLI7RK_3-01%5D_%5BIL_02%5D.htm

2

Великие Сорочинцы. Предполагаемое место рождения Н. В. Гоголя (№204150)

Локальный ресурс открытого типа

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/efc673ab-50ed-478b-b336-88e548fa52db/%5BLI7RK_3-01%5D_%5BIL_03%5D.htm

3

Портрет Н.В. Гоголя с оригинала Ф.И. Моллера(№204071)

Локальный ресурс открытого типа

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b984aedd-2d15-49bf-8cc3-38771f08404b/%5BLI7RK_3-01%5D_%5BIL_01%5D.htm

4

Начало первой главы повести «Тарас Бульба» читает Боголюбов(№203880)

Локальный ресурс открытого типа

Аудиофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4e1d0df9-a6fc-49b6-9eca-cff4ff5b63ea/%5BLI7RK_3-01%5D_%5BAU_04%5D.htm

5

Иллюстрация           Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Тарас)(№204113)

Локальный ресурс открытого типа

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d653eea5-2465-4767-a865-044071f80964/%5BLI7RK_3-01%5D_%5BIL_05%5D.htm

6

Иллюстрация           Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (№203979)

Локальный ресурс открытого типа

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/95b30042-a2a9-4c0d-beed-6aa2287cf04d/%5BLI7RK_3-01%5D_%5BIL_06%5D.htm

7

Задание: определите, какие фрагменты характеризуют Остапа, а какие Андрия(№204063)

Локальный ресурс открытого типа

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/af6a6a59-e764-4a10-b590-62cfadae6361/%5BLI7RK_3-05%5D_%5BTR_01%5D.swf

8

Учебная статья «О певести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (№203866)

Локальный ресурс открытого типа

Интерактивный текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3afc2f18-c29b-4634-98dc-6e864096f6bd/%5BLI7RK_3-06%5D_%5BTE_01%5D.htm

________________________________КОНЕЦ  ФОРМЫ___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока

Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...