Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)
рабочая программа (литература, 5 класс) по теме

Самойлова Светлана Александровна

Рабочая программа по литературе соответствует требованиям стандарта Второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_literature_fgos_5_klass1.doc370.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____________/____________

ФИО

Протокол №____ от

«    »  ___________2013__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР  МКОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»

_____________/____________

ФИО

 «    »  ___________2013__г.

«Утверждено»

Директор школы МКОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»

_____________/__________

ФИО

Приказ  №____ от

«    »  ___________2013__г.

        

Рабочая программа педагога

Самойловой Светланы Александровны

                                                                               по литературе

                                                                                      5класс

категория высшая

                                                                                                                     Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № ______от

«___» ________ 2013__г.

2013 – 2014 учебный  год

   

  Раздел 1.Пояснительная записка.

                   Общая характеристика программы.

Примерная программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход к части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Рабочие программы, составленные на основе примерной программы, могут использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации.
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Примерная программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Основное содержание» курса с перечнем разделов; «Примерное тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности школьников; «Рекомендации по оснащению учебного процесса».
В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по литературе на ступени основного общего образования.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
Раздел «Основное содержание» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки, список образовательных экскурсий.
В разделе «Примерное тематическое планирование» представлены примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
Примерная программа также включает «Рекомендации по оснащению учебного процесса».

Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании

Раздел 2.

Общая характеристика учебного предмета.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).
В примерной программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9.  Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.
В разделах 1—10 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.
В разделе 12 предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.

Раздел 3.

Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане.

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе-105 ч.

Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.

Раздел 4.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностными результатами выпускников 5 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» выпускников 5 класса проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников 5 класса состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

                                    Содержательная линия «Развитие речи»:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Раздел 5.

Содержание тем.

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Воли и-и ная богатырская сказка героического содержания. Гема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крс< гь янский сын как выразитель основной мысли ска:и-.и Нравственное превосходство главного героя. Герои ска ки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — на родные представления о справедливости, добре и зле и сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (за крепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипер бола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.) - •

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

 

Из литературы XIX века

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). ■ Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль,  нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

 «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание —- основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальI

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лаге...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героиче-я тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

 


Раздел 6.

Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения литературы:

КОМПЛЕКТЫ УЧЕБНИКОВ
И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРОЦЕСС ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
(5—9 классы)

Класс 5

Учитель Самойлова С.А

Количество часов

Всего часов —  105 часов

В неделю -3 часа

На развитие речи:18 часов

Контрольных работ:10

Внеклассное чтение:12

Программа составлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Россиской Федерации и Федерального агенства по образованию.

Учебники:

 Коровина В. Я., Журавлев В. П.,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.

Учебные пособия:

Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим...: 5 кл. — М.: Просвещение, 2012.

Методические пособия:

Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение, 2009, 2012.

Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. М. Просвещение. 2008

Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М. ВАКО. 2002

Раздел 7.

Учебно-тематическое планирование. 

Раздел

Тема урока. Основное содержание

Дата

Всего часов

В т.ч. на изучение нового материала

развитие речи

контр. работы

вн. чтение

план

факт

Введение

(1 час)

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся

1

Устное народное творчество (10 часов)

Устное народное творчество

10

8

1

1

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. Хакасские пословицы и загадки

2

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика

2

 

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа

1

Сказки о животных. «Журавль. и цапля». Народное представление о справедливости. Быт вые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках

1

Сказки народов мира. Хакасские народные сказки

1

Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках»

2

Древнерусскаялитература (2 час)

Возникновение древнерусской литературы.

 Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи

2

2

Из русской литературы XVIII века

3

2

1

Из русской литературы XVIII века (3 часа)

Из русской литературы XVIII века. М. В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы

 

 2

 

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века)

1

Русская литература  XIX века

38

30

4

3

1

Русская литература  XIX века (28 часов)

И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягненок». Понятие об аллегории и морали

1

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали

1

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни

2

В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки

1

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады

1

А. С. П у ш к и н. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны

1

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

1

Письменные ответы или тестирование

1

2 четверть

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки

2

Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей в „Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина?». «Что помогло Елисею в поисках невесты в „Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина?». «„Спящая царевна" В. А. Жуковского и „Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина: общность и различие»

1

1

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке

1

В. М. Гаршин «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения

2

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен

1

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения

2

Н. В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести

1

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете

1

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрьь вок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей

1

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна

1

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества

1

Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чем вина и беда барыни?»

1

1

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. (Письменные ответы на вопросы или тестирование)

2

3четверть

А. А. Ф е т. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни

2

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы

1

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина». «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"»

2

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»

2

Русские поэты XIX века  о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева/ Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений

1

Лирика И.С.Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, З.Сурикова, А. В. Кольцова

2

Русская литература  XX века

30

19

7

2

2

Русская литература  XX века (30 час)

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

 

1

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном общетве». Вася и его отец. Развитие их отношений

2

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев

1

Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения. Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Два отца: Тыбурций и судья». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства»

2

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» Своеобразие языка стихотворений

1

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера

2

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

1

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения

2

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского

1

С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла

1

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»:«Падчерица и Королева в пьесе-сказке С. Я. Маршака „Двенадцать месяцев». «Добро и зло в сказке С. Я. Маршака „Двенадцать месяцев». «Пьеса С. Я. Маршака „Двенадцать месяцев" и народные сказки»

1

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира

1

Контрольная работа по литературе или тестирование

2

IV четверть

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу

1

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении

2

Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С. А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев (по одному произведению)». «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (По произведениям К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева)»

2

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем

2

Русские поэты XX века о Родине и родной природе:

2

А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе

1

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах

1

К. М. С и м о н о в. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

1

Зарубежная литература  (10 часов)

Зарубежная литература

10

2

4

4

Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер

1

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека

1

X. К. А н д е р с е н. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда

1

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини

1

Наши любимые сказки X. К. Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам X. К. Андерсена: «Герда против Снежной королевы». «Добро и зло в сказках Андерсена».«О чем мечтал Андерсен в своих сказках?».«Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?»

2

Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев М. Твена

1

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа

1

1

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

1

1

Резерв

3

105

ИТОГО

105

62

18

10

12


                               

Перечень учебно – методического обеспечения.

Наименование

Таблицы по курсу литературы

Карпов И. П. Человек творящий. Православные праздники в русской литературе XIX-XX вв. Ч.1

Карпов И. П. Человек творящий. Православные праздники в русской литературе XIX-XX вв. Ч.2

Гуляков Е. Н. Новые педагогические технологии. Развитие художественного мышления и речи на уроках литературы

Богданова О. Ю. Бунин в школе

Болдырева Е. М., Леденев А. В. Поэзия серебряного века в школе

Нянковский М. А. Шолохов в школе

Шахерова О. Н. Распутин в школе

Капитанова Л. А. Лесков в школе

Лазебникова А. Ю., Данилевский И. Н. и др. История и традиции народов России

Зинина Е. А. Папка с раздаточными материалами «Теория литературы в таблицах» с методическим пособием к комплекту

Тумина Л. Е. Сочини сказку. Творческие задания для учащихся 5-7 классы

Всероссийские олимпиады школьников по литературе. Московский областной этап 9-11 классы. 1998-2001, 2002-2005.

Прокофьева Н. Н. Звезда божественной Киприды

Капинос В. И. и др. Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст 5-7 классы

Беленькая Е. Э., Ланцева Е. А. Обучающие тесты по литературе XIX века

Агоносов В. В. Литература русского зарубежья

Сборник программ элективных курсов по литературе

Гуськова А. П., Сотин Б. В. Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический

Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок

Иванова Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка

Бурцева В. В., Семенова Н. М. Словарь иностранных слов

Лексические трудности русского языка. Словарь-справочник под ред. А. А. Семенюк

Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Словарь устаревших слов по произведениям русских писателей XVIII-XX вв.

Семенова Н. Н. Новый краткий словарь иностранных слов

Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи

Русский язык. Энциклопедия

Безносов Э. Л. Литература. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в ВУЗы

Безносов Э. Л. Русская литература XIX в. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в ВУЗы

Литература в школе от А до Я. 5-11 классы. Энциклопедический словарь-справочник

Зарубежные писатели в 2-х частях. Библиографический словарь для поступающих в ВУЗы

Русские писатели XIX в. Биографии. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы

Русские писатели XX в. Биографии. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы

Портреты выдающихся отечественных лингвистов XVIII- XIX вв. для кабинета литературы

Портреты русских писателей XVIII- XIX вв. для кабинета литературы

Портреты русских писателей XX вв. для кабинета литературы

Издания по литературе для 5-11 классов

Библиотека школьника

Библиотека по русской литературе XI-XX веков

Библиотека русской поэзии XI-XX веков

Хрестоматия по русской литературе

Хрестоматия школьника

Абрамов Р. А. Рассказы. Повести, в т. ч. «Дом»

Американская поэзия и проза XIX в.

Астафьев В. П. Повести. Рассказы

Бунин И. А. Стихотворения. Рассказы. Повести

Бунин И. А. Роман. «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи»

Б. Л. Васильев. Повести

Великая Отечественная война в лирике и прозе. Т.1

Великая Отечественная война в лирике и прозе. Т.2

Древнерусская литература

Некрасов Н. А. Стихотворения. Поэмы

Писатели о писателях. Литературные портреты

Платонов А. Повести. Рассказы

Распутин В. Г. Повести. Рассказы. Т.2

Русская басня XVIII-XX веков

Русская литературная сказка XVIII-XX веков. Т. 1

Русская литературная сказка XVIII-XX веков. Т. 2

Русская литература XVIII века. Классицизм

Русская литература XVIII века. Сентиментализм

Русская поэзия первой половины XIX века

Русская поэзия второй половины XIX века

Русская поэзия второй половины XX века

Русская проза первой половины XIX века

Русская проза второй половины XIX века

Русская проза первой половины XX века. Т. 1

Русская проза первой половины XX века. Т. 2

Русская проза второй половины XX века. Т. 1

Русская проза второй половины XX века. Т. 2

Русские писатели для детей. Т. 1

Русские писатели для детей. Т. 2

                                                           

Раздел 8.Планируемые результаты изучения предмета.

  • В результате изучения литературы ученик должен знать:
  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Приложения.

График контрольных и творческих работ

(Базовый уровень)

5 класс —  102 часа

Тема урока. Основное содержание

Дата

развитие речи

контр работы

план

факт

1 четверть

Обучение домашнему сочинению по русским народным сказкам

1

Письменные ответы или тестирование

2

2 четверть

Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму2

2

2

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. (  тестирование)

2

3четверть

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник

2

2

Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе

1

Контрольная работа по литературе (тестирование)

2

IV четверть

Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С. А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев (по одному произведению)».

2

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

 2

2

ИТОГО

10

12

Сочинения

1 четверть

Домашнее сочинение

  • «Мой любимый герой русской народной сказки»;
  • «Почему я люблю читать народные сказки?»;
  • «Добро и зло в народных сказках»

2 четверть

Домашнее сочинение  по рассказу И. С. Тургенева «Муму»:

  • «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?».
  • «Друзья и враги Герасима».
  •  «В чем вина и беда барыни?»
  • «Как Герасим Нашел Муму»

3четверть

Домашнее сочинение.. Сравнительная характеристика героев  по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»:

  • «Жилин и Костылин: разные судьбы».
  • «Друзья и враги пленного Жилина».
  •  «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"»

Домашнее сочинение  по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»:

  • «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?».
  • «Два отца: Тыбурций и судья».
  •  «Вася и его отец: от вражды к пониманию».
  • «Маруся и Соня: два детства»

IV четверть

Классное сочинение:

  • «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С. А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев (по одному произведению)».
  • «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (По произведениям К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева)»


                                                                               КР №1.                                  

 Тест по теме «Фольклор»

1. Фольклор - это:

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;    г) набор произведений на различные темы.

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) греческого; в) английского; б) латинского; г) русского.

3. Кто является автором фольклорных произведений?

а) поэт;       б) летописец;     в) певец-сказитель;         г) народ.

4. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?

а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма;  е) рассказ;    ж) сказка; з) легенда; и) поговорка.

5. Какие литературные приемы лежат в основе загадки?

а)гипербола;         б) эпитет;     в)сравнение;       г) метафора.

6. Что такое пословица?

а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека;

в) законченное высказывание назидательного содержания.

7. Выберите пословицы, близкие по смыслу.

а) Любишь кататься, люби и саночки возить.                          1) Слово - не стрела, и хуже стрелы разит.

б) Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.                  2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

в) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть.               3) С кем хлеб-соль водишь,  на того и походишь.

г) С кем поведешься, от того и наберешься.                             4) С милым рай и в шалаше.

 8. В чем различие пословиц и поговорок?

а) в меткости и образности высказывания;

б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок — сравнение;

в) пословица — законченное суждение, поговорка — часть суждения.

9. Что такое народная сказка?

а) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием;      б) историческая повесть;  

в) жанр устного народного творчества;                                             г) легенда.

10. На какие виды делятся сказки?

а) приключенческие; б) биографические; в) волшебные; г) исторические; д) социально-бытовые; е) о животных.

11. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка героев.

а) Конь; б) Заяц; в) Змей Горыныч; г) Гуси-лебеди; д) Щука;  е) Баба-яга; ; ж) Лиса; з) Кощей Бессмертный; и) Серый Волк.

12. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.

а) волшебные;1) Цель сказки — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства.

б) бытовые;             2) Задача сказки — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.

в) о животных.        3) Цель сказки — рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке.


Тест по теме «Литературные сказки»

1. Какой из перечисленных признаков отличает литературную сказку от народной?

а) в основе сказки — реальные события;

б) повторяющийся сюжет;

в) автор сказки — реальный человек;

г) добро всегда побеждает зло.

2. Какого героя сказки называют литературным?

а) положительного героя;

б) любого героя сказки;

в) главного персонажа сказки;

г) героя сказки, автор которой известен.

3. Какая из перечисленных сказок не является литературной?

а) «Аленький цветочек»;       в) «Кот в сапогах»;    б) «Царевна-лягушка»;        г) «Спящая царевна».

4. Герой какой сказки описан в отрывке? И что это за герой?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

5. Соотнесите определения и литературные понятия:

а) ритм;                 1) правило чередования ударных и безударных звуков;

б) размер;             2) созвучие концов строк;

в) рифма.         3) повторяемость однородных звуковых особенностей, равномерное чередование ударных и безударных слогов.

6. Как называется данная часть сказки?

И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.

а) зачин;     б) кульминация     в) развитие действия;   ; г) концовка.

7. Кто из перечисленных писателей является автором известных сказок?

а) В.А. Жуковский;   б) А.С. Пушкин;  в) И.С. Тургенев;   г) П.П. Ершов.

8. Соотнесите произведения с их авторами.

а) П.П. Бажов;                                                    1) «Спящая царевна»;

б) В.А. Жуковский;                                           2) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;          

в) А.С. Пушкин;                                                 3) «Аленький цветочек»;

 г) С.Т. Аксаков.                                                 4) «Каменный цветок».


КР №2.                                    Тест по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1. От чьего имени ведется повествование в поэме?

а) князя Владимира;      б) древнего певца Баяна;      в) Руслана;                   г) автора.

2. О каком историческом лице упоминается в поэме?

а) об Олеге; б) об Игоре;     в) о Владимире.

3. Какие традиционные элементы сказок встречаются в произведении?

а) сказочный зачин; в) герои — животные;  б) волшебные предметы;      г) победа добра над злом.

4. Какие волшебные предметы используют герои «Руслана и Людмилы»?

а) волшебный клубок; б) ковер-самолет; в) шапка-невидимка; г) меч-кладенец; д) живая вода; е) молодильные яблоки.

5. О каком о русском городе говорится в произведении?

а) о Москве;      б) о Новгороде;      в) о Владимире;     г) о Киеве.

6. Определите, какие из эпитетов являются постоянными, а какие — авторскими.

а) верный меч;    б) конь ретивый;       в) молодая кровь;  г) тоскующая душа;   д) темная ночь; е) бранная слава; ж) ясны очи;

з) синие туманы.


Тест по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

1. К какому роду литературы относится произведение?

а) эпос;    б) лирика;    в) драма.

2. Кто является рассказчиком в стихотворении?

а) автор;  б) солдат — участник сражения;  в) полковник;   г) молодой воин.

3. Какую форму повествования использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении?

а) повествование; в) монолог; б) диалог; г) авторское рассуждение

4. К какому композиционному элементу стихотворения относятся приведенные ниже строки?

а) завязка;   б) развязка;  в) пролог;     д) развитие действия;    е) экспозиция;   ж) кульминация.

 5. Кто является главным героем в стихотворении?

а) рассказчик;       б) полковник;      в) автор;     г) народ.

6. Когда было написано стихотворение?

а) во время сражения;  

б) сразу после сражения;

в) через 10 лет после сражения;

г) через 25 лет после сражения.


Тест по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

1. Что описал автор в «Муму»?

а) любовь Герасима к Муму;  б) жизнь столичного дворянства;     в) духовное перерождение человека.

2. К кому из героев рассказа автор относится иронически'.'

а) к Татьяне; г) к Герасиму;  б) к барыне; д) к Капитану.  в) к Муму;

3. Что значит: Герасим в «счастливый год очень был доволен своей судьбой»?

а) спас Муму;        б) полюбил город;        в) пережил чувство участия и любви, понял, что кому-то нужен.

4. Распределите последовательно элементы композиции литературного произведения.

а) завязка;    б) развязка;     в) пролог;     г) эпилог;      д) развитие действия;    е) экспозиция;     ж) кульминация.

 5. Какие действия Герасима помогают понять его внутренние переживания до гибели Муму?

а) распахнул дверь и вышел на крыльцо;

б) зашел с Муму в трактир и накормил собаку;

в) долго греб против течения;

г) искал лодку.

6. Какие явления в «Муму» можно назвать символичными?

а) описание жизни барской усадьбы;

б) угодливость и бесправие дворни;

в) деспотизм барыни;

г) немоту Герасима.


Итоговый тест

КР №4                         

1. Стих — это:

а) синоним слова «стихотворение»;

б) стихотворная строка;

в) строфа стихотворения;

г) троп.

2. Какое произведение не принадлежит перу Н.А. Некрасова?

«Крестьянские дети»;   б) «На Волге»;     в) «Теплый хлеб»;            г) «Мороз, Красный нос».

3. Какой автор не написал произведения с названием «Кавказский пленник»?

а) А.П. Платонов;      б) Л.Н. Толстой;     в) Саша Черный;      г) А.С. Пушкин.

4. В каких из перечисленных произведений главными героями являются дети?

а) «Медной горы Хозяйка»;   в) «Сказание о Кише»;

б) «В дурном обществе»;       г) «Заколдованное место».

5. Какие из перечисленных произведений имеют признаки баллады?

а) «Бородино»;     б) «Кубок»;     в) «Вересковый мед»;     г) «У лукоморья».

6. Какой главный литературный прием лежит в основе загадки?

а)гипербола;      б) эпитет;        в) олицетворение;     г) метафора.

7. Кто из художников написал картину «Бурлаки на Волге»?

а) И.Е. Репин;       б) В.Д. Поленов;       в) В.М. Васнецов;     г) И.И. Левитан.

8. Каким размером написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь...»?

а) ямбом;       б)хореем;      в) дактилем;     г) анапестом.

9. Соотнесите авторов и их произведения:

а) «Заколдованное место»;                                                     1) С.Я. Маршак;

б) «Спящая царевна»;                                                             2) Н.В. Гоголь;

в) «Двенадцать месяцев»,                                                       3) Л.С. Пушкин;

г) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях                4) В.А Жуковский, -.

10. Соотнесите писателей и литературные места, связанные с их именами.

а) Константиново;                                        I) Л.Н Толстой;

б) Тарханы;                                                   2) С.А. Есенин;

в) Ясная Поляна;                                          3) АС. Пушкин;

г) Спасское-Лутовипоио;                            4) А. П Чехов;

д) Таганрог;                                                   5) И.С. Тургенев;

е) Захарово.                                                   6) М.Ю. Лермонтов,

 


Ключи к тестам

 

Тест по теме «Фольклор»

1 — в; 2 — в; 3 — г; 4 — а, б, в, ж, з, и; 5 — г;   6 - в; 7 — 1|)-б, 2) а, 3)—г, 4)—в; 8 — в; 9 — в; 10 — в, д, е; 11 — помощники: а, б, д, и, вредители: в, г, е, ж, з; 12 — 1)—в, 2)—а, 3)—б.

Тест по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1 — г; 2 - в; 3 — а, б, г; 4 — в, г, д; 5 — г; 6 — постоянные: б, д, ж, з, авторские: а, в, г, е.

Тест по теме «Литературные сказки»

1 - в; 2 - г; 3 - б; 4 - Царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина; 5 — 1)—б, 2)—в, 3)—а; 6 — г; 7 - а, б, г; 8 - 1)-б, 2)-в, 3)-г, 4)-а.

Тест по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

1 — а, в; 2 — б, д; 3 — в; 4 - в, е, а, д, ж, б, г; 5 - б, в; 6 - г.

Тест по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

1 — а; 2 - б; 3 - б, в; 4 - б; 5 - г; 6 — г.

Итоговый тест

1 - б; 2 — в; 3 - а; 4 — б, в; 5 - а, б, в; 6 - г; 7 — а; 8 - а; 9 - 1) В, 2)-а, 3)-г, 4)-б; 10 - 1)-в, 2)-а, 3)-е, 4)-д, 5)-г, 6)-б.

 


ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Пятый класс

Пословицы, поговорки.
В. А. Жуковски й. Спящая царевна (отрывок).
И. А. Крылов. Басни (по выбору).
А. С. Пуш к и н. У лукоморья. ... Няне.
Н. А. Н е к ра с о в. «Есть женщины в русских селеньях...». «Крестьянские дети» (отрывок из стихотворения «Однажды в студеную, зимнюю пору..»
А. А. Ф е т. Весенний дождь.
М. Ю.Лермонтов. Бородино.
С. А. Е сен и н. «Я покинул родимый дом...». «Низкий дом с голубыми ставнями. .». (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (А. Т. Т в а рд о в с к и й, К. М. С и м онов и др.).

Из раздела «О Родине и родной природе (1— 2 стихотворения).


ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
5—11 классы

Пятый класс

Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.
Русские народные сказки.
Загадки, частушки, поговорки, песни.
Сказки народов мира.
Из древнерусской литературы
Афанасий Никитин. Из «Хожения за три моря»
Из русской литературы ХУIII века
А.д. Кантемир. Верблюд и лисица.
М. В. Ломоносов. Лишь только дневный шум умолк...

Басни В.Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор).
Из русской литературы ХIХ века
И. А. Крылов (3—4 басни на выбор).
К. Ф. Ры ле е в. Иван Сусанин.
А. А. Дельвиг. Русская песня.
Е. А. Баратынский. Водопад. Чудный град порой сольется... .
А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.
М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Ашик-Кериб (сказка).
А. В. Кольцов. Осень. Урожай.
Н. В. Гоголь. Страшная месть.
Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
д. В. Григорович. Гутгаперчевый мальчик.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.
В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
А. А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза...» и др.
И. С. Никитин. Утро. Пахарь.
Я. П. Полонский. Утро.
А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат...».
Ф. И. Тютчев. Утро в горах.
Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.
А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Из русской литературы ХХ века
М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».
А. И. Куприн. Чудесный доктор.
И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись.. «Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит..», «Помню — долгий зимний вечер..
А. А. Блок. «Встану я в утро туманное.». «На весеннем пути в теремок..
С. А. Есенин. Песнь о собаке.
Дон-Аминадо. Колыбельная.
И.С.Соколов-Микитов. Зима.
П. П. Бажов. Каменный цветок.
М. М. Пришвин. Моя родина.
С.Я.
 Маршак. Двенадцать месяцев.
А. Т. Твардовский. Лес осенью.
Е. И. Носов. Варька.
В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.
Из зарубежной литературы
Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор).
Д.Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.
М. Твен.. Приключения Тома Сойера.

   

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...