Главные вкладки

    Статья "Развитие навыков смыслового чтения художественных и познавательных текстов"
    статья (литература) на тему

    Каргалова Марина Анатольевна

     Статья содержит практический материал по системно-деятельностному подходу в преподавании литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл статья25.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ

    …Читай не затем,

     чтобы противоречить и опровергать;

    не затем, чтобы принимать на веру;

    и не затем, чтобы найти предмет для беседы;

     но чтобы мыслить и рассуждать.

    Ф. Бэкон

    Лозунгом современной школы становится требование «научить ребенка читать» – читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Необходимость обучения читательской грамоте закреплена в ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, где подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

    Именно на уроках русского языка и литературы   происходит формирование таких базовых компетенций, как   общекультурной,  информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность темы «Развитие навыков смыслового чтения художественных и познавательных текстов». Проблема понимания текста требует для своего решения инновационных подходов, имеющих выход в образовательную практику. Традиционный подход к формированию умения понимать текст не удовлетворяет современным требованиям.

    Сегодня дети мало и поверхностно читают, испытывают трудности в понимании и запоминании прочитанного.  Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед школьниками. Задача учителя – развивать у  обучающихся такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы  учащихся, но и служат базой для усвоения всех школьных дисциплини являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. Только читая и осмысливая прочитанное, можно научиться выражать свои мысли правильно, весомо, образно.

    От того, насколько мастерски, творчески учитель продумывает алгоритм работы с текстом, зависит эффективность и результативность обучения школьников. Учитель вправе корректировать эту систему в соответствии с темой урока, целевыми установками, уровнем подготовленности класса.

    Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, учитель должен не просто формировать и развивать необходимые качества обучающегося, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. А это, прежде всего, малая родина, родной язык, вековые традиции, семья. Важная роль в этом процессе, на наш взгляд, отводится урокам литературного краеведения.  Музей писателя-земляка К.Д. Воробьёва, действующий в МБОУ «Средняя школа №  35», даёт нам широкие возможности для использования на уроках произведений Е.И. Носова,  В.П. Деткова, П.Г. Сальникова, современных поэтов Ю. Асмолова, Е. Шанина, В. Корнеева и др.

    Очевидно, что не каждый текст может быть использован для развития определенных умений чтения. Так как же помочь ребенку осмыслить прочитанное?

    В первую очередь, конечно, это работа с текстом до чтения. Данный этап включает в себя определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Рассмотрим это на примере рассказа Е. И. Носова «Яблочный Спас».

    Фрагмент технологической карты урока:

    3. Определение темы и цели урока (целеполагание)

    – Определите и сформулируйте тему урока (рассматриваем именно образ главной героини).

    – Какие слова из текста вы могли бы предложить в качестве темы урока?

    – Как бы вы определили проблему рассказа?

    Предполагаемые ответы:

    – «Или она сама чья-то потерявшаяся душа?»,

    – «Дак и вся моя жизнь такая: черно-белая…»,

     – «Чего уж, жизнь миновала»,

    – «Душа малостью живет…» Последняя цитата наиболее полно отражает внутренний мир героини.

    Автор затрагивает многие проблемы:

     проблема добра, справедливости, проблема памяти, смысла жизни, одиночества, социальные проблемы, но все-таки основная – проблема нравственной красоты человека.

    Регулятивные УУД:

    самостоятельное формулирование познавательной цели данного этапа урока, сохранение учебной задачи.

    Планирование совместно с учителем своих действий с поставленной задачей и условиями её реализации.

    Коммуникативные УУД:

    аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

    Познавательные УУД:

    развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

    На втором этапе (а это самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся) происходит выявление первичного восприятия. Сначала это медленное «вдумчивое» повторное перечитывание всего текста или его отдельных фрагментов. Затем  анализ текста, в котором возможно использование следующих приёмов: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей, постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Далее беседа по содержанию текста. Обобщая прочитанное, возможно вновь обратиться  к отдельным фрагментам текста.

    Фрагмент технологической карты урока:

    Этап урока

    Деятельность

     учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    4. Организация деятельности по восприятию текста

    В качестве эпиграфа предлагаю слова В. П. Астафьева: «Песнь моего друга, как цветок чабреца, некорыстна с виду, но чист и высок её тон».

    – Как эпиграф можно связать с темой урока?

    – Какое впечатление оставил прочитанный рассказ?

    – О чьей душе пойдет речь?

    Предполагаемые ответы:

    – от прочитанного болит душа;

    – жалко бабу Пулю;

    – почему люди такие равнодушные.

    Индивид.работа со словарем С. И. Ожегова

    Душа* – внутренний психологический мир человека, его сознание и свойство характера

    Личностные УУД:

    самоопределение, побуждение к деятельности.

    Регулятивные УУД:

    составление плана и последовательности действий.

    Коммуникативные УУД:

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

    5. Работа с информационным полем

    1. – События разворачиваются 19 августа в христианский праздник Преображение Господня. Что вам известно об этом празднике?

    2 – Звон колоколов… А на душе тихо, спокойно, светло и радостно.

    – Как писателю удалось передать праздничное настроение?

    3. – Веяло яблоками, вот и нашему герою захотелось купить их. Что заставило остановиться перед « маленькой щупленькой бабулькой»?

    1. Информационный проект о празднике Преображение Господня (Яблочный Спас)

    2. Ответы учащихся:

    – это картины природы: «утро клубилось молодыми августовскими туманами, пьянящий аромат с примесью душицы, русые скошенные поля в блестках соломы … перезвоны какого-то большого празднества сами по себе зарождались в мглистом таинстве встающего погожего дня».

    – Это, конечно, и люди: «белели бабьи платки», «Люди, неловко прихорошенные обновами… хлестко окропляли плоды…».

    – «В Малых Ухналях, как и во всей святой Руси… начался Яблочный Спас».

    3.Зачитывают описание внешности старушки, её портрет, деталь – «дрожащая рука, обтянутая сухой, ломкой кожей со вздутыми сильными прожилками и узловатыми косточками пальцев»

    4. Чтение диалога в лицах со слов: «Никто не неволил…» до слов: «Возьми попробуй…»

    Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    6. Работа с информационным текстом

    1. – Какой эпизод из жизни Евдокии Лукьяновны произвел яркое впечатление?

    2. Охарактеризуйте бабу Пулю одним словом.

    1. – На войне была снайпером, но среди крови и смерти сохранила чистую душу, не озлобилась;

     – сохранила как память сапог убитого на войне любимого;

    – бескорыстно пришла на помощь дочери.

    2. – невзрачная, скромная, незаметная, искренняя, сильная духом, боевая, милосердная

    Коммуникативные УУД:

    владение монологической и диалогической формами речи

    Не менее значим заключительный этап работа с текстом после чтения, когда происходит концептуальная беседа, коллективное обсуждение, дискуссия; соотнесение читательских интерпретаций  произведения с авторской позицией. Работа с заглавием, иллюстрациями, соотнесение видения художника с читательским представлением может быть продолжена разными видами творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

    Фрагмент технологической карты урока:

    8. Стадия практического осмысления

    1. –Посмотрим,  как язык, стиль писателя помогают ярче представить образ главной героини, её внутренний мир, душу?

    2. – А какие еще художественные приемы использовал автор, чтобы подчеркнуть одиночество Евдокии Лукьяновны?

    3 Что символизирует бабочка?

    4.– В чем сила духа бабы Пули?

    1.Исследовательский проект «Это творила рука Мастера».

    Цель: выявить индивидуальные особенности языка писателя, исследовать те ключевые стилистические позиции. Которые делают язык писателя неповторимым

    Вывод:

    стиль Е. И. Носова характеризуют тонкое чувство языка, искусство выразительной детали.

    2. Исследовательский проект «Роль художественной детали».

    Цель: уяснить, какова роль художественной детали в раскрытии авторского замысла.

    Вывод:

    С помощью художественной детали Е. И. Носов проясняет внутренний мир героини и свое отношение к ней; деталь необходима для наиболее полного и точного выражения мысли и чувства

    3. Предполагаемые ответы:

    – бабочка- олицетворение души бабы Пули, только она не потерявшаяся, не заблудившаяся, может быть, одинокая, но олицетворяет силу и выносливость, терпение главной героини.

    4.– В вере в людей, Бога.

    Познавательные УУД:

    структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

    Регулятивные УУД:

    самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные УУД:

     коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах; создание ситуации речевого высказывания, участие в диалоге.

    Итак, осмысленное чтение – это сложный и многогранный процесс, поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Развитые умения и навыки смыслового чтения художественных текстов дают возможность обучающимся быть способными  к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации.

    Литература:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] #"21600,21600" filled="f" path="m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe" o:spt="75" stroked="f" o:preferrelative="t">
    2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. -№ 5.
    3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия, 2000.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Развитие навыков смыслового чтения художественных и познавательных текстов"

    Смысловое чтение – вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста.Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения проис...

    Педагогическая мастерская – моделирование учебного занятия по формированию метапредметных и личностных результатов «Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художественного текста на основе рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

    На примере всем известного с детства рассказа «Толстый и тонкий», небольшого, но удивительно емкого, смоделирован урок литературы в 6 классе. В педагогической мастерской показана возможность разв...

    Развитие навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках немецкого языка

    Обучение основам смыслового чтения является актуальным для подросткового возраста, когда дети хотят получить нужную информацию «здесь и сейчас». Дети понимают, что научиться выделять основную мысль, г...

    Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики.

    В ФГОС в ряду метапредметных умений одна из ведущих ролей отводится уменияс по работе с текстами. Недаром в образовательной программе для ступени основного образования выделены планируемые результаты ...

    Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики

    Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения, которые развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Но в ...

    «Формирование читательской компетенции школьников: навыки смыслового чтения и работы с текстом»

    laquo;Методическая разработка урока по формированию  навыков смыслового чтения и работы с текстами в условиях реализации требований ФГОС»...

    Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы.

    Методическая разработка о формировании смыслового чтения на уроках русского языка и литературы...